«АРАБЕЛЛА» СЕГОДНЯ: ПРОИЗВЕДЕНО В ГДР В 1955 ГОДУ

Сегодня пройдет первый этап открытого тендера на проект переоборудования судна «Арабелла», сообщается на сайте объявившего тендер ОАО «Зеленодольский завод им. Горького». Напомним, до недавнего времени «Арабелла» принадлежала казанской туристической компании «Адмирал», но теперь у нее новый хозяин. В опубликованном на заводском портале техническом задании есть место для визы генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Ивана Егорова. А в графе «основание для выполнения работ» значится: «решение руководства холдинга». То, что «Арабеллу» приобрел холдинг, газете «БИЗНЕС Online» подтвердил и генеральный директор зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов.

Что из себя представляет «Арабелла»? Это речной круизный теплоход типа «Родина» (проект 588-РК). Построен на верфи Висмара (ГДР) VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в 1955 году. Длина - 95,8 м, ширина - 14,3 м, высота - 16,7 метров. Средняя осадка - 2,4 м, водоизмещение - 1548 тонн. Скорость - 23,7 км/ч, пассажировместимость - 150. Эксплуатировался в бассейне Волги. До 2002 года носил название «Лев Доватор». В 1955 - 2001 годах принадлежал Волжскому объединенному речному пароходству. До ноября 2010 года - туроператору «Паллада», затем - «Адмиралу». Порт приписки - Казань.

В 2003 году «Арабелла» прошла полную реконструкцию, но сохранила интерьеры 60-х годов. На теплоходе 75 кают, расположенных на трех жилых палубах. На шлюпочной палубе расположены ресторан на 70 человек, конференц-зал на 200 человек, бар, дискотека, солярий с шезлонгами, каюты класса люкс. На средней палубе находятся салон-трансформер, использующийся как детский клуб и караоке-клуб, салон для отдыха с панорамным обзором, каюты первого класса. На главной палубе - нижний ресторан на 80 человек, каюты второго-третьего класса. На нижней палубе - каюты четвертого класса.

Напомним, именно «Арабелла» подобрала выживших пассажиров «Булгарии». На время работ по подъему «Булгарии» теплоход был зарезервирован министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ под плавучую базу для спасателей.

«АРАБЕЛЛА» ЗАВТРА: БАССЕЙН, ГИДРОЦИКЛЫ, MP3-АРХИВ

В соответствии с техническим заданием на разработку эскизного проекта модернизации «Арабеллы» в теплоход повышенной комфортности его пассажировместимость будет 100 человек (спальных мест - 50).

Исходные требования заказчика впечатляют. На шлюпочной палубе среди прочего разместятся (в носу) ресторан на 60 человек (предусмотрен лифт для подачи пищи), еще один ресторан, трансформирующийся в зал для конференций, два VIP-кабинета. На средней палубе - VIP-каюта площадью 60 кв. метров, 20 кают, детская игровая комната, а в корме - два-четыре гидроцикла. На главной палубе – VIP-каюта площадью 60 кв. метров, бар-чайная, банный комплекс (русская баня на дровах, турецкая баня хамам, бассейн, массажное помещение и так далее), тренажерный зал. В кормовой части судна будет гидравлическая платформа для купания, опускающаяся на уровень воды.

Главные размеры судна остаются без изменений. Должны быть проработаны мероприятия по повышению скорости хода - как за счет конструктивных решений, улучшающих гидродинамику, так и за счет модернизации двигательно-движительного комплекса. Все устройства и системы судна остаются без изменений, но предусмотрены замена кормового якорного устройства, а также рулевого устройства - появится электро-гидравлическое с функцией автопилота. Будут полностью переработаны системы отопления, вентиляции, кондиционирования, а также сточно-фановая и противопожарная. С целью повышения автономности проектировщик должен предложить комплекс по переработке отходов и стоков, а также новую систему подготовки питьевой воды.

Есть и особые требования: современная внутренняя и наружная телефонная связь, интернет, кабельное телевидение и МРЗ-архив, декоративное освещение судна, не менее одной каюты для проезда лица с ограниченными возможностями и его сопровождающего. Кроме того, должны быть предложены дополнительные мероприятия по защите от снега, низких температур и ветра при эксплуатации в зимнее время в режиме стоечного судна.

«НЕСМОТРЯ НА ОБАЯНИЕ КАПИТАНА РОМАНА ЛИЗАЛИНА»

Как «Арабелла» оказалась у ХК «Ак Барс»?

«Мы продали теплоход совсем недавно, - сообщили газете «БИЗНЕС Online» в «Адмирале», впрочем, отказавшись назвать покупателя. – Нет, теплоход нас по-прежнему устраивал, просто нам предложили хорошие условия… Жалко, конечно, тем более он у нас в очень хорошем состоянии, в прошлом году была модернизация. Но посудите сами. Не секрет, что в связи с трагедией «Булгарии» спрос на речные путешествия резко упал. Содержать даже один теплоход фирме – много, а два теплохода – очень сложно. И хотя путевки на «Арабеллу» спрашивают постоянные клиенты, полностью загрузить теплоход в этом году было бы нереально, даже учитывая его героический ореол и обаяние капитана Романа Лизалина… У нас остался другой теплоход – «Борис Полевой». В это время в прошлом году он уже был хорошо загружен, а сегодня – поменьше. По нашим прогнозам, спрос восстановится через три-пять лет. Нет, цены на путевки почти не изменились, только немного повысились на высокий сезон – июль-август».

И наконец, главный вопрос. Зачем понадобился холдингу, несомненно, заслуженный, но все-таки, мягко говоря, не самый свежий теплоход? Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ХК «Ак Барс» Денис Шишканов, сегодня «Арабелла» принадлежит Зеленодольскому заводу им. Горького. Название у судна останется прежним – «Арабелла», а Лизалин по-прежнему будет его капитаном. Относительно целей модернизации руководитель пресс-службы обтекаемо сообщил: «Позиция нашего холдинга - достойный корабль должен выглядеть достойно».

На отраслевых форумах ходит слух, что холдинг сделает «Арабеллу» корпоративным судном. Это в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отчасти подтвердил Мистахов: «Судно интересно тем, что его удобно использовать под различные мероприятия, вроде конференций и совещаний. Ведь холдинг сейчас «растянулся» по всей республике и в соседние регионы уходит». Сдача «Арабеллы» намечена на 2014 год.

НОВОЕ – НЕ ТО

Возникает и другой логичный вопрос. Почему холдинг, владеющий судостроительным предприятием (ХК «Ак Барс» принадлежит 74,99% акций завода им. Горького), не построит для себя новый теплоход каютного типа?

Можно предположить следующее. Каютных теплоходов завод пока не выпускает. Но собирается - суда проекта А45-90 от санкт-петербургского «Агат Дизайн Бюро». Это двухпалубный катамаран каютного варианта, на 94 места. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Мистахов, к этим теплоходам проявляет интерес администрация Красноярского края, которая хочет заказать в Зеленодольске три таких теплохода. Но вот цена… Выпускающиеся сегодня в Зеленодольске «некаютные» теплоходы проекта А45 стоят 150 млн. рублей, А145 – 240 миллионов. И вряд ли стоимость их двухпалубного каютного родственника хоть на сколько-то ниже. Кроме того, в ходе постройки двух теплоходов А145 завод столкнулся с проблемой нехватки квалифицированных рабочих рук – сварщиков по легким сплавам, поэтому второй теплоход до сих пор не спущен на воду. В таких условиях – выполнить бы чужие контракты.

Впрочем, стоимость «Арабеллы» оценивают немногим ниже, чем А45 – 130 - 140 млн. рублей, такие данные привел источник «БИЗНЕС Online» в судоходной отрасли. И уж точно можно сказать, что в копеечку влетит модернизация. В прошлом году тогдашний коммерческий директор «Адмирала» Лариса Шарыгина сообщила газете «БИЗНЕС Online», что цена только слипования (осмотр днища судна) двухпалубного теплохода составляет от 700 тыс. до 1 млн. рублей.

Для примера. Директор филиала ОАО «Судоходная компания «Татфлот» «Казанский пассажирский порт» Эдуард Хайруллин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что один лишь средний ремонт двухпалубного туристического теплохода «Павел Миронов» обойдется его компании в 8 - 10 млн. рублей: «У «Татфлота» есть один туристический теплоход - «Павел Миронов». Сейчас идет средний ремонт, который проводится раз в пять лет, и в это вкладывается порядка 8 - 10 миллионов рублей. Это замена изношенных частей корпуса, полная разборка и дефектация движительно-рулевого комплекса, полная разборка главных двигателей, проверка всех палуб. «Миронов» – 1961 года постройки, и после этого ремонта он может еще 10 - 15 лет ходить. Сколько может стоить такой теплоход? Миллионов 70. Но он ниже классом, чем «Арабелла».

Видимо, главным достоинством «Арабеллы» следует считать размеры, вместительность - она раза в три раза больше тех же А45 и А145, строительство современного судна такой размерности обойдется в запредельную сумму… Ну и конечно, нельзя забывать об особом шике теплохода, сохранившего обаяние имперского величия разрушенной сверхдержавы.