«После кассовых сборов половина денег уходит кинотеатрам, а еще 10–20 процентов — дистрибьюторам и прокатчикам. То есть фильм с условным бюджетом в миллион рублей должен собрать в прокате, минимум, 2,1 миллиона» «После кассовых сборов половина денег уходит кинотеатрам, а еще 10–20 процентов — дистрибьюторам и прокатчикам. То есть фильм с условным бюджетом в миллион рублей должен собрать в прокате минимум 2,1 миллиона» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда ушел Голливуд, российскому кинематографу стало не с кем соревноваться»

— Давид, сейчас российская киноиндустрия переживает непростые времена. С одной стороны, у нас есть талантливые авторы и картины, с другой —  на развитие и работу кинематографа негативно влияют внешние факторы. Как наша киноиндустрия перенесла этот год?

 — Плохо, как и многие другие отрасли нашей жизни. Но еще хуже кинопроизводства поживают наши кинотеатры. Если состояние отечественной киноиндустрии можно оценить словами «очень плохо», то с кинотеатрами — настоящая катастрофа. Часть из них закрылась совсем, часть переоборудована, часть перешла на режим выходного дня и работает три дня в неделю. Если ничего не изменится, скоро наше кино будет просто негде показывать. Деньги, которые министерство культуры и фонд кино выделяют на кинопроизводство, дадут отдачу в лучшем случае через 1,5–2 года. К тому времени кинотеатров в стране останется единицы и весь мир забудет о существовании российского (да, пожалуй, и советского) кино.

— Что же делать в этой ситуации?

— Нужно искать компромиссы и любыми способами возвращать большой Голливуд. Другого выхода нет. Даже если российские авторы и будут снимать по 300 фильмов в год, как того хочет министр культуры Ольга Любимова, ее мечта ежегодно производить 60 блокбастеров неосуществима. Даже Голливуд не выпускает по пять суперкассовых фильмов в месяц, а у нас в лучшем случае выходит один-два блокбастера в год, как правило, в новогодние каникулы. Дальше — мертвый сезон, поэтому в России окупается только 5 процентов фильмов, а общие убытки от кинопроизводства на сегодня составляют более 13 миллиардов рублей (разница между средствами, потраченными на фильм, и собранными в кинотеатрах после распределения). Это нельзя считать не только хорошей, но и более-менее пристойной ситуацией.

Давид Алексеевич Шнейдеров — советский и российский режиссер, киножурналист, теле- и радиоведущий, педагог. Родился в Москве. Обучался в Московском государственном педагогическом институте по специальности «физика на английском языке» и на режиссерском факультете Театрального училища им. Щукина (курс Натальи Борисовны Захавы).

В 1983 году основал детский театр-студию «Арка» (который позже получил название Московский театр камерных форм). В 1990-м — эмигрировал в США, где работал в Chevy Chase Arts Workshop в Вашингтоне и Heliotrope Theate в Лос-Анджелесе.

После возвращения на родину начинает работу на ТВ. В 1995-м открыл «Синеманию» — первую программу на российском телевидении, посвященную легальному кино- и видеопрокату. В 1998–2001 годах производил ежедневную информационную телепрограмму «КиНовости». В 2006–2012 годах — автор и ведущий программ «Театр начинается…», «Откровенный разговор», «Лицедейство», «Высшая лига» «Великолепная семерка».

В 2007, 2009, 2011 и 2015 годах был членом жюри российской критики на московском международном кинофестивале. В 2010-м и 2013-м — там же председателем жюри. Преподает тележурналистику в Высшей школе телевидения «Останкино».

После кассовых сборов половина денег уходит кинотеатрам, а еще 10–20 процентов — дистрибьюторам и прокатчикам. То есть фильм с условным бюджетом в миллион рублей должен собрать в прокате минимум 2,1 миллиона. Бюджет «Сердца пармы» Антона Мегердичева (одного из самых кассовых фильмов года) — 717 миллионов рублей. В прокате лента должна была собрать около 2 миллиардов, но не собрала и миллиарда. Только один фильм принес 400 миллионов рублей чистого убытка! Так что простыми вливаниями в кинопроизводство сегодня не обойтись.

— Почему, несмотря на то что многие топовые зарубежные новинки нам сегодня недоступны, интерес к российским кинопроектам не возрос? И прогнозируете ли вы его рост в будущем?

— Дело в качестве продукта. Когда в России были доступны и «Жигули», и Mercedes, «Жигули» хотели хоть как-то приблизиться к Mercedes — по качеству или дешевой цене. Когда ушел Голливуд, российскому кинематографу стало не с кем соревноваться. Производители, видимо, думали, что зрителям будет нечего смотреть и они пойдут в кинотеатры на отечественное кино. А люди не пошли. Я бы не сказал, что интерес к российским проектам сильно упал. Скорее он не изменился, и я не вижу предпосылок для изменения ситуации. Но, кроме наших фильмов, в кинотеатрах практически больше ничего нет. А оплата аренды залов, коммунальных услуг, зарплаты сотрудников осталась прежней. Как ее осуществлять, если доходы упали в разы из-за отсутствия Голливуда?

— Неофициальные копии голливудских фильмов могут спасти ситуацию?

— Нет, идти нужно только официальным путем. Все остальное — воровство. Если нет денег, да, можно украсть кошелек у соседа, но разве это порядочно? А ведь именно этим мы сейчас занимаемся, нелегально показывая «Аватар-2» Джеймса Кэмерона. Крупнейшие сети кинотеатров — «Формула кино» и «Каро» — отказались транслировать копию фильма и правильно сделали. Они понимают: если мы вдруг помиримся с Голливудом, нам скажут: «Ребята, вы ворье, и больше наши продукты не получите. Идите к черту!»

«В 2022 году зритель не ходил в кино по целому ряду причин. Во-первых, не было Голливуда. Во-вторых, люди традиционно не доверяют российскому кинематографу» «В 2022 году зритель не ходил в кино по целому ряду причин. Во-первых, не было Голливуда. Во-вторых, люди традиционно не доверяют российскому кинематографу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чемпионом проката в России новый «Аватар» точно не станет»

— А вы сами видели новый «Аватар»? Говорят,  даже за рубежом его кассовые сборы чуть выше среднего, исходя из ожиданий. Побьет ли «Аватар-2» рекорды по просмотрам, в том числе в России?

— Я не смотрю пиратское кино и продолжение «Аватара» не видел. Что думают о нем в России — не знаю, но читал мнения людей, живущих за пределами нашей родины. Говорят, фильм длинноват — идет три часа. Но в целом отзывы положительные, от «очень хорошо» до «гениально». В зарубежном прокате цифры, вероятно, еще изменятся: много людей пойдут смотреть «Аватар-2» на новогодних праздниках. Но я не уверен, что он сможет повторить успех первого «Аватара». Трудно войти дважды в одну реку, и сиквелы крайне редко бывают успешнее оригинала.

В России говорить о кассовых сборах «Аватара-2» всерьез нельзя. Повторюсь, «Каро» и «Формула кино» поступили честно, а это наши главные сети, и состязаться с ними в качестве показов не может никто. У них десятки кинозалов, топовое оборудование и проекторы. У региональных кинотеатров нет столько денег, поэтому чемпионом проката новый «Аватар» точно не станет. К тому же сборы от фильма вряд ли будут разглашаться и учитываться в официальной статистике. Это же ворованная продукция.

— На этом фоне какие российские ленты уходящего года вам запомнились?

— Да никакие. Более-менее пристойным получился фильм Виктории Фанасютиной «Календарь ма (Й)я», но он рассчитан на детей, то есть на ограниченный прокат. «Сердце пармы» — это, простите, не мое. Сейчас в рейтингах лучших фильмов года называют картины, которые никто не видел, а меня упрекают в том, что я оцениваю их успех в рублях. Я же оцениваю успех ленты в головах, потому что сбор — это количество зрителей, которые посмотрели кино. «Сердце пармы» видели 3 миллиона человек. Что это в сравнении с 140 миллионами населения РФ? Ничего. Да, он собрал в прокате около 900 миллионов, но тот же «Холоп» Клима Шипенко, и «Движение вверх» Мегердичева собрали по 3 миллиарда рублей каждый. Эти цифры несопоставимы.

В 2022 году зритель не ходил в кино по целому ряду причин. Во-первых, не было Голливуда. Во-вторых, люди традиционно не доверяют российскому кинематографу. В-третьих, чтобы выжить, многие экономят даже на еде и одежде. А изменится ситуация только тогда, когда закончатся известные события.

— Про кинонеудачи года вас можно даже не спрашивать?

— Да, весь год для российского кино можно считать неудачным.

— Как сказался на кинематографе отъезд наших успешных режиссеров — Андрея Звягинцева, Кантемира Балагова и так далее?

— Печально. В 1920-е годы был так называемый пароход, на котором после победившей проклятой Октябрьской революции из великой России уехали лучшие люди. Сейчас мы тоже потеряли лучших — цвет отечественного кинематографа. Уехали не только Звягинцев и Балагов, но и Роман Качанов, Александр Роднянский*. Остальные сейчас доказывают, что они могут выжить в данной ситуации. Но вот реалии — выход фильма Шипенко «Вызов» отложен до 2023-го, а то и до 2024 года. «Нюрнберг» Николая Лебедева, который должен был выйти в этом году, появится лишь следующей весной, а то и в 2025-м. «Ампиру V» Виктора Гинзбурга вообще не дали прокатное удостоверение, потому что там, видите ли, снимался иноагент Oxxxymiron*.

Потенциально это были самые кассовые фильмы года. Их все ждали, хотя жанр коммерческого блокбастерного кино в России никогда не переживал хорошие времена, а ленты, собирающие много денег, выходили крайне редко. Четвертого фильма серии «Последний богатырь» тоже, наверное, не будет. В ее производстве участвовал Walt Disney, соответственно, часть прав принадлежит американцам. А компании Walt Disney Russian больше нет.

— Если наши лучшие авторы уехали, есть ли им замена в лице молодых перспективных режиссеров?

— Перспективных для чего? Сейчас наши картины за редким исключением не берут на международные кинофестивали. Но Никита Михалков завывает, что мы не должны посылать свой фильм на «Оскар». Хуже идеи не придумаешь. Ну взял бы свой «Оскар» за «Утомленные солнцем» и публично сжег/растоптал/ разбил на Красной площади. А не призывал других режиссеров не участвовать в конкурсе. «Оскар» всегда был вне политики, там оценивают только качество кино. В американской киноакадемии работают 6 тысяч человек, и среди них достаточно русских — художник-аниматор Константин Бронзит, актер Владимир Машков, режиссер Павел Чухрай…

«Оскар» всегда был вне политики, там оценивают только качество кино. В американской киноакадемии работают 6 тысяч человек, и среди них достаточно русских» «Оскар» всегда был вне политики, там оценивают только качество кино. В американской киноакадемии работают 6 тысяч человек, и среди них достаточно русских» Фото: © Dave Bedrosian / imago stock&people / www.globallookpress.com

«Все патриотические и военные ленты последних лет проваливаются в прокате»

— В этом году наши мастера еще только начали входить в новую реальность. Успела ли она уже отразиться в их кинолентах? И каких тем можно ожидать от российских режиссеров в грядущем году?

— Надеюсь, темы голимого патриотизма, прославления тружеников тыла и бойцов передовой, о которых поэтически заявило министерство культуры РФ, не будут реализованы никогда. Иначе создатели попросту украдут деньги, выданные на патриотическое кино. У нас и так продюсеры зарабатывают не на прокате, а на производстве картин. Они получают свои деньги в процессе создания фильма, и сборы их мало волнуют. Вот недавно на моем эфире крупнейший молодой режиссер, делающий кассовое кино, признался, что прокат его вообще не интересует.

— Почему вы не хотите, чтобы патриотические темы воплощались в российском кинематографе?

— Я не уверен, что государственный заказ будет прямо пропорционален качеству этих фильмов. Все патриотические и военные ленты последних лет проваливаются в прокате. Люди не хотят смотреть навязанное, они умнее, чем о них думает министерство культуры. И сама тема нынешней публике неинтересна, и кино снимают плохое. Последним, на мой взгляд, пристойным фильмом о войне был «Сталинград» Федора Бондарчука. И, хотя его ругают последними словами, лента современным языком рассказывает о проблемах Великой Отечественной войны, а не сделана в традициях 1970-х, как, например, «Подольские курсанты» Вадима Шмелева.

— Но в связи с последними глобальными событиями не возрастет ли интерес публики к патриотической теме?

— Нет. Я не хочу быть пророком, но сейчас он не возрастает вообще ни к чему. Людям не хватало чего-то масштабного, и они пошли смотреть «Сердце пармы». Удовлетворились, и интерес схлынул. Потом пошли смотреть «Елки-9» Александры Лупашко — они уже тоже опустились в прокате. Сегодня все всплески зрительского интереса либо краткосрочные, либо возникают оттого, что больше нечего смотреть.

С февраля нынешнего года в нашем прокате нет эпических зарубежных картин. Есть что-то латиноамериканское, японское, китайское… Но я здесь плохой эксперт — почти ничего не видел. 

«Вообще даже в лучшие времена наши коммерческие фильмы никому не были нужны. А авторское кино не собирает денег» «Вообще, даже в лучшие времена наши коммерческие фильмы никому не были нужны. А авторское кино не собирает денег» Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

«Кинотавр» в России всегда стоял особняком: это был именно фестиваль киноискусства»

— Как сейчас обстоят дела с презентацией российского фестивального кино на западных кинофорумах?

— Наше авторское кино, в отличие от коммерческого, всегда с радостью брали на зарубежные кинофорумы. Его любят и ценят: вся Европа и Америка знают имена Алексея Германа, Кантемира Балагова. Сейчас да, примеров меньше, но они есть. Фильм Глеба Панфилова «Иван Денисович» победил на 44-м международном фестивале Efebo d ``Oro в Палермо. Филипп Янковский позже удостоился приза за лучшую роль в этом фильме. Фантастическую драму Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» в 2021-м показывали в Каннах. «Голиафа» Адильхана Ержанова в этом году с успехом представили на Венецианском фестивале.

— Продвижение отечественных коммерческих фильмов за рубежом тоже продолжается, однако теперь акцент сделан на странах Азии и Ближнего Востока. Интересно ли там людям российское кино?

— Говорят, какие-то продажи есть, но ведь странам Ближнего Востока продукцию поставляет и Голливуд. Да, во время сделок он сталкивается с проблемами, связанными с религиозными ограничениями; но легко их решает, перемонтируя фильм и вырезая из него определенные фрагменты. Я не уверен, что наше кино сможет соревноваться с большим Голливудом даже в арабских странах. Тем более не все из них одинаково хорошо к нам относятся. Не везде есть достаточное количество кинотеатров. В Сирии непрерывно идет война, поэтому я не думаю, что для России сотрудничество с Азией и Востоком — полноценный выход. Китаю российские фильмы неинтересны, там много своих национальных картин. Вообще, даже в лучшие времена наши коммерческие фильмы никому не были нужны. А авторское кино не собирает денег.

— В этом году не было фестиваля «Кинотавр», где с начала 1990-х презентовали лучшее новое российское кино. Есть ли ему замена и какие площадки в целом сегодня работают на высоком уровне?

— «Кинотавр» в России всегда стоял особняком. Во-первых, потому что презентовал только отечественное кино. А во-вторых, это был именно фестиваль киноискусства. В его конкурсе участвовали не коммерческие фильмы, а ленты, олицетворяющие настоящий кинематограф. «Кинотавр» представлял нам множество дебютов, картины режиссеров-женщин — раньше в России ничего подобного не было и сейчас нет. Возможно, позже появится, но нужно ли оно? Ведь многие наши лучшие авторы покинули РФ.

Есть и другие достойные площадки, где показывают отечественные фильмы, — кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге, «Киношок» в Анапе, «Московская премьера», но «Кинотавру» замены нет. О его возвращении можно будет думать, когда в Россию вернется Александр Роднянский*. Но, насколько я понимаю, он возвращаться не собирается.