- Диана, на пресс-конференции в оперном театре вы сказали, что для того, чтобы приехать в Казань, вам надо было пригласить на ваш спектакль президента РТ Рустама Минниханова. Разве без него вас в нашем театре бы не приняли?

- Все упиралось в финансовую составляющую. Одно дело, если бы я просто приехала для участия в идущем уже спектакле, ну взяла бы с собой партнера. Я же хотела приехать с фестивалем. Театру это было не осилить. Да мне и не хотелось ехать в Казань, чтобы просто показаться в спектакле. Хотелось сделать что-то необычное. Рустам Нургалиевич сказал, что надо делать фестиваль быстрее. Это было трудно, у меня график расписан, но мы смогли, мы сделали.

- Ваши татарские корни, вы о них давно знали?

- Я знала, что прадедушка был муллой, но я ничего не знала о своих предках до него. Оказалось, что у нас в роду была преемственность, было много мулл. Когда я об этом рассказала Рустаму Нургалиевичу, он сказал: «Как же так? Давайте найдем ваших предков». Так появилось генеологическое древо.

- Какое впечатление произвел на вас наш президент?

- Мне кажется, он очень добрый человек, открытый. Он честно признался, что не очень разбирается в балете, но поддержал меня в том, что мне хотелось приехать в Казань не просто как балерине, а как человеку, у которого татарские, казанские корни. Не балерина Диана Вишнева приехала на гастроли – человек попал на свою историческую родину.

«ПО КРОВИ Я СЕБЯ ОЩУЩАЮ ТАТАРКОЙ»

- Диана, вы – полукровка. Кем вы себя считаете: русской или татаркой?

- В шестнадцать лет, когда мне надо было получать паспорт, я хотела, чтобы меня записали татаркой. Я, к сожалению, не говорю по-татарски, но по крови я себя именно татаркой ощущаю.

- К какой конфессии вы принадлежите?

- Я - православная, в свое время я сама пошла в церковь и окрестилась. Я – верующий человек. Я живу в Петербурге, если бы жила в Казани, возможно, приняла бы другое решение. Я не общалась с бабушкой, не было возможности. Если бы я с ней выросла, наверное, она привила бы мне веру. Но я татарка, в моих жилах течет татарская кровь, и она очень многое диктует. Наверное, от этого моя эмоциональность. Но я рада, что я – полукровка. От папы у меня степенность, славянское терпение. Мне кажется, это хорошее сочетание.

«ТАНЦЕВАТЬ В «ШУРАЛЕ» МНЕ УЖЕ НЕИНТЕРЕСНО»

- В репертуаре Мариинского театра есть балет Яруллина «Шурале». Вы не заняты в этом спектакле?

- «Шурале» у нас идет года два и так бывает, что есть спектакли, которые ты перерастаешь, они становятся тебе не так интересны. У балерины есть определенный внутренний психологический рост, готовность к определенным ролям. Очень долго «Шурале» шел на сцену Мариинского театра, очень долго о нем говорили и его связывали со мной, я должна была в нем танцевать. Но когда уже танцуешь Татьяну Ларину, «Даму с камелиями»… Я могла станцевать в «Шурале», но я не была бы в этом искренней.

- Вы – солистка Мариинского театра и Американского балета. Как к этой ситуации относится Валерий Гергиев, я знаю, что он достаточно ревнив по отношению к своим артистам.

- Были года, когда он очень обижался, что я мало танцую в Мариинке. К своему ужасу я танцевала два-три спектакля в год! Правда, я всегда ездила с театром на гастроли. До Америки я еще танцевала в Берлинской Штаатсопере, перетанцевала там весь репертуар, и сейчас у меня нет такого интереса к этому театру. В Мариинском театре мне не хватало новых ролей, новых образов, за несколько лет я освоила весь классический репертуар. Мне хотелось двигаться дальше, больше развиваться. Система иногда давит, но это нормально, это бывает в каждом театре. А артисту все-таки нужна определенная свобода, ему надо дать высказаться.

«В АМЕРИКЕ ТАНЦУЮТ СПЕКТАКЛЬ ПРО НАШ КОЛХОЗ»

- Есть ли принципиальная разница в состоянии балета в России и в Америке?

- Это просто разные планеты! В России история балета идет с восемнадцатого века, в Америке он начался в прошлом веке. Но они там, например, танцуют наш русский балет «Светлый ручей» Ратманского, понимают что-то в наших колхозах-совхозах. У них отлично получается! Артистам главное понять ситуацию на интуитивном уровне.

- Где больше вкладывают в балет - в Европе или в Америке?

- В Америке с балетом не просто, субсидии идут не от государства, а от частных лиц. Деньги очень трудно собирать, особенно в период кризисов, когда люди считают деньги, и реже ходят в театр. Что касается Европы, то, например, у Гранд Опера огромный бюджет, они могут позволить себе очень многое. В России же за счет президентских грантов ситуация в балете улучшилась. Но детей в балетные школы стало поступать меньше, бывает даже недобор. Когда я пришла в балетную школу, нас было девяносто человек на место. Это говорит о многом.

«Я НИКОГДА НЕ СТОЯЛА В ОЧЕРЕДИ ЗА ПАРТИЕЙ»

- Вас устраивает ваше положение в Мариинском театре? Нет соперничества между вами и Ульяной Лопаткиной?

- Конкуренция, соперничество должны быть в любом театре, но они должны быть здоровым, и в этом тоже задача для театра. Тот или иной артист должен чувствовать себя комфортно в театре, чувствовать внимание, нельзя допускать серьезные интриги. Хотя это трудно. Балерины нашего поколения – я, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, которая не выдержала конкуренции и ушла в Большой театр. У нас никогда не было никаких «историй». Мне повезло: я никогда не стояла в очереди и не ждала партию. У меня всегда была свобода выбора.

- А как у вас появилась свобода выбора? Это позиция Гергиева или Господь управил?

- И то, и другое. После работы в Германии у меня сразу же появилось предложение от американцев. Я спросила Гергиева, как он к этому отнесется, он сказал: «Да». Он понимает, что жизнь коротка, я уже много отдала нашему театру того, что в меня вложила моя питерская балетная школа. Я заслужила эту свободу.

« Я ПОСТАРАЮСЬ ЧАСТО ПРИЕЗЖАТЬ В КАЗАНЬ»

- Вы станцевали все, что вам хочется?

- Да, наверное, все.

- Диана, вам удалось сняться в кино у самого Рустама Хамдамова. Что это был за фильм?

- Лента называлась «Бриллианты». Хотя первоначальное название – «Похищение чужого». Название поменяли для венецианского фестиваля. Это фильм о черном и белом, о параллельных мирах. Каждый увидит в нем свое. Как всегда у гениального Хамдамова.

- Мы часто будем видеть вас в Казани?

- Я надеюсь, что да.

Справка

Диана Вишнева - российская прима-балерина, Народная артистка России, одна из самых ярчайших балерин XXI века, родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во дворце пионеров, в 1987 году поступила в училище им. Вагановой (ученица Л. Бельской и Л. Ковалевой).

В 1994 году получила золотую медаль на конкурсе Prix de Lausanne, исполнила номер «Кармен». В 1995 году окончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, с 1996 года - его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1996 году исполнила партию Джульетты в спектакле, посвященном Галине Улановой «Ромео и Джульетта», партнер - В. Баранов.

В 2001 году выступила в Staatsballett в Мюнхене («Манон» Кеннета Макмиллана) и в «Ла Скала» в Милане (Аврора - «Спящая красавица» в версии Рудольфа Нуриева). С 2002 года - приглашенная солистка Staatsoper Berlin. C 2005 года - приглашенная солистка в Американском театре балета («Лебединое озеро», «Раймонда»).

В 2002 году состоялся дебют Вишневой в Ковент-Гарден в партии Китри в балете «Дон Кихот» (версия Нуриева) с премьером труппы Жози Мартинесем (J. Martinez), затем выступала в составе труппы Мариинского театра на сцене Метрополитен-опера в балетах «Баядерка» (возобновление С. Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

В 2002 году Вишневу пригласил В.Малахов танцевать с ним «Жизель» в Staatsoper (в качестве guest-star). Затем они выступали на сцене театра в Миккели, в «Спящей красавице» и па де де Чайковского в постановке Баланчина.