По данным аналитического агентства «Автостат», за январь–ноябрь 2022-го продажи новых автомобилей в Татарстане в годовом выражении рухнули на 58% до 22,9 тысяч машин По данным аналитического агентства «Автостат», за январь – ноябрь 2022-го продажи новых автомобилей в Татарстане в годовом выражении рухнули на 58% до 22,9 тыс. машин Фото: «БИЗНЕС Online»

СВО китайцам не помеха

Под конец года автомобильный рынок Татарстана впал в депрессию. Все западные производители иномарок не только остановили производство в России, но и прекратили поставки автомобилей в нашу страну. Единственный, кто не ввел против России автоблокаду, — это Китай. Он не только остался в России, но и существенно укрепил свои позиции.

По данным аналитического агентства «Автостат», за январь – ноябрь 2022-го продажи новых автомобилей в Татарстане рухнули на 58% до 22,9 тыс. машин. Обвальное падение коснулось обоих сегментов рынка — и премиального, и массового. Если первый просел на 75%, то второй показал падение «только» на 57%.

С апреля сегмент бюджетного российского авторынка ежемесячно демонстрировал серьезное падение в диапазоне 55–88% по сравнению с аналогичными месяцами 2021-го. Осенью падение снизилось: сентябрь – октябрь — 46%, ноябрь — 29%. Итогом прошедших 11 месяцев стала накопленная «просадка» на 57%, или в 2,3 раза.

За последнее десятилетие продажи новых автомобилей находятся на минимуме. При этом китайская экспансия изменила структуру спроса. Так, если в 2021-м доля китайских автомобилей составляла 5,1%, то по итогам текущего года она увеличилась до 13,6%. Рассмотрим изменение картины автомобильного рынка в Татарстане в разрезе отдельных марок.

Самой популярной моделью на российском рынке 2022-го стала Lada Granta — 113,7 тысяч проданных авто Самой популярной моделью на российском рынке 2022-го стала LADA Granta — 113,7 тыс. проданных авто Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press / www.globallookpress.com

LADA — лидер в новой реальности

Бренд LADA в уходящем году показывает падение продаж на 49%, что, конечно, удивительно, с учетом самоликвидации всех конкурентов. Самой популярной моделью 2022-го стала LADA Granta — 113,7 тыс. проданных авто. В прошлом году первую строчку занимала LADA Vesta, но в этом году, в апреле, АвтоВАЗ прекратил ее выпуск из-за нехватки комплектующих и в связи с западными санкциями, а сотрудники завода в Ижевске, где производилась сборка Vesta, были отправлены в простой. Из-за дефицита комплектующих АвтоВАЗ первую половину года работал в «рваном» режиме. При этом на АвтоВАЗе стали выпускать «антикризисные» автомобили LADA с урезанным списком оборудования — без ABS, блока «ЭРА-ГЛОНАСС» и даже подушек безопасности. В июне на заводе была введена четырехдневная рабочая неделя, и только в конце августа завод перешел на пятидневку после почти трех месяцев работы в сокращенном формате. Позже АвтоВАЗ возобновил производство автомобилей семейства Granta, оснащенных кондиционером. Помимо опционального кондиционера, в комплектацию Granta Classic 2022 модельного года вошел электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, электропривод и обогрев наружных зеркал, центральный замок, аудиоподготовка с четырьмя динамиками.

На фоне российских показателей LADA в республике чуть-чуть выигрывает: если в России продажи в январе – феврале 2022-го снизились на 49%, то в Татарстане — только на 46%. Несмотря на спад продаж в РТ с 15 510 до 8 451 единицы, LADA продолжает занимать лидирующую позицию по количеству реализованных автомобилей в республике. Из 8,5 тыс. зарегистрированных авто 6,5 тыс. 2022 года выпуска, а 2 тыс. — 2021-го. Стоит отметить, что при почти двукратном снижении продаж доля LADA на рынке Татарстана увеличилась с 30,6 до 38,7%.

Самой популярной моделью, хоть и с 24-процентным спадом продаж, в 2022-м стала Granta. Она была представлена в трех типах кузова: sedan, hatchback и wagon. Суммарные продажи данной модели татарстанским автолюбителям составили 4 612 единиц, снизившись по сравнению с показателями прошлого года на 29%. Если в конце 2021-го стоимость автомобиля в кузове седан в дилерских центрах была 500 тыс. рублей, то сейчас она начинается от 678 тыс., а Granta на «автомате» комплектации Luxe можно забронировать почти за 865 тыс. рублей. 

На втором месте расположилось семейство Vesta. В Татарстане рынок продаж данных моделей упал меньше, чем по России. Замедление составило 68%. Vesta Sedan и Vesta SW порадовали 1 413 местных автолюбителей — 724 и 689 проданных авто соответственно, из которых 699 автомобилей, или 49%, прошлого года выпуска. Базовая стоимость версии в кузове седан обойдется покупателю минимум в 1,12 млн рублей, а 113-сильная версия «эксклюзив» на автомате обойдется уже в 1,5 млн рублей.

Замыкает тройку модель Niva 4×4. Модель в Татарстане лишилась всего 11% продаж, реализовано 696 автомобилей против 781 в 2021-м, 607 из которых текущего года выпуска. Даже с учетом пятидверной версии, которая просела на 83%, 20-процентная «просадка» выглядит самой меньшей во всем модельном ряду.

В начале декабря с конвейера АвтоВАЗа сошел 200-тысячный автомобиль, выпущенный в 2022 году. Им стал седан Granta в топ-комплектации, включающей в себя кондиционер, две подушки безопасности, аудиосистему и другие опции, сюда вошли и модели LADA, и автомобили, собранные по контракту с Renault, а также сборочные комплекты.

Продав всего на 2 автомобиля больше, корейский бренд Kia разместился на втором месте турнирной таблицы. Но при этом, продажи Kia упали сильнее, чем у его корейского собрата Hyundai Продав всего на два автомобиля больше, корейский бренд KIA разместился на втором месте турнирной таблицы. Но при этом продажи марки упали сильнее, чем у его корейского собрата Hyundai Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press / www.globallookpress.com

Корейские баталии

Южнокорейские автомобили полностью перестали поступать в Россию, несмотря на отсутствие соответствующих санкций. Бренд KIA разместился на втором месте нашей турнирной таблицы. Но при этом продажи KIA упали сильнее, чем у его собрата Hyundai. Первый растерял 70% свих клиентов в Татарстане. В абсолютных значениях падение составило 5,2 тыс. авто с 7 448 до 2 252 зарегистрированных авто, из которых только половина, или 1 140 автомобилей, 2022 года выпуска. При этом доля KIA в новом автопарке снизилась с 14,7 до 10,3%.

Что касается конкретных моделей, то самая большая «недостача» в абсолютном выражении, минус 2 223, или 69%, до 1 001 авто, обнаружилась у хита десятилетия KIA Rio. При этом 46% из реализованных авто текущего года выпуска. В 2021-м собрано 537 Rio из тех, что были поставлены в этом году на регистрацию, а одна, затерявшаяся на складах, выпущена была еще в 2020 году. Все автомобили изготовлены в Калининграде компанией «Эллада Интертрейд», «дочкой» «Автотора». Если в конце прошлого года любимую машину таксистов можно было приобрести минимум за 958 тыс. рублей, то сейчас минимальная цена начинается с 1,43 млн, а цена на люксовую модель на автомате начинается от 1,62 млн рублей.

Не повезло с реализацией одной из наиболее востребованных моделей бренда. Несмотря на выход на рынок нового Sportage пятого поколения, который был выпущен в августе прошлого года, а продажи в России начались в первой половине текущего года, спрос на новые паркетники снизился на 72% — зарегистрировано 273 единицы, что на 718 пунктов меньше, чем годом ранее. Из всех проданных кроссоверов 51 реализация пришлась на Sportage 5, что вышел с конвейера в этом году, а 222 продажи — на предыдущее, четвертое, поколение. Из последних 134 авто 2021 года выпуска и только 88 — текущего. В декабре 2021 – январе 2022 года автомобиль данного класса можно было загнать в свой гараж, имея на руках минимум 1,98 млн рублей, сейчас же модель в классическом базовом исполнении с двухлитровым 150-сильным двигателем, передним приводом на «ручке» обойдется уже в 2,85 млн рублей. За люксовую комплектацию придется выложить уже 3,22 млн рублей.

Провалом года можно считать модель K5 (от 2,7 млн рублей), пришедшую на замену KIA Optima. Со второй первую роднят лишь тип кузова да силуэт. При этом K5 по размерам превзошел по габаритам не только Optima, но и своих ближайших конкурентов, включая Hyundai Sonata. В прошлом году, по сравнению с 2020-м, продажи K5 за год увеличились почти в 3 раза. В этом же году ситуация диаметрально противоположная — количество регистраций таких авто снизилось в 17,5 раза с 962 до 55 авто, из которых 54 было собрано в Калининграде, а одно авто, с мотором класса «Евро-4», что ниже на один пункт по сравнению с российской сборкой, прибыло в Татарстан прямиком из Южной Кореи.

Единственный из модельного ряда, который показал минимальное снижение продаж, — KIA Carnival, сочетающий в себе два в одном: брутальный кроссовер и семейный автомобиль. 45 покупателей в этом году оценили 7- или 8-местный Carnival (от 4,14 млн рублей), что на 32% меньше показателей прошлого года, когда такую модель купили 66 раз. Только 16 машин этого типа было собрано в 2022-м, на 2021 и 2020 годы пришлось 27 и 2 автомобиля соответственно. У последних, к слову, в графе «место рождения» значится Южная Корея.

В свою очередь, Hyundai сдал позиции в Татарстане на 65% с 6 356 до 2 250 проданных авто. По годам выпуска расклад у Hyundai аналогичен KIA: половина проданных авто текущего года выпуска, вторая половина вышла с завода в 2021-м.

Что касается моделей Hyundai, то на смену самому популярному Solaris (от 1,41 млн рублей, в 2021 году — 970 тыс.) пришел кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом универсал Creta (от 1,86 млн), хотя количество его регистраций снизилось на 66% с 2 591 до 885 авто. Основная машина республиканских таксопарков Solaris также не может похвастаться своими результатами. Снижение по модели составило 1 870 авто, или минус 69%.

Что касается моделей Hyundai, то на смену самого популярного Solaris (от 1,41 млн, в 2021 году — 970 тысяч), пришел кроссовер субкомпактного класса с 5-дверным кузовом универсал Creta (от 1,86 млн), хоть и количество регистраций на который снизилось на 66% — с 2 591 до 885 авто Что касается моделей Hyundai, то на смену самому популярному Solaris (от 1,41 млн, в 2021 году — 970 тыс.) пришел кроссовер субкомпактного класса с пятидверным кузовом универсал Creta (от 1,86 млн), хотя количество его регистраций снизилось на 66% с 2 591 до 885 авто Фото: Ganesh Chandra/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

С минимальной просадкой неплохие продажи показал Hyundai Tucson пятого поколения (от 2,75 млн рублей), отличительной особенностью которого стало радикальное изменение внешности, заключающееся в появлении многочисленных граней, напоминающих оригами. Итогом такого преображения стало сокращение продаж всего на 18% с 266 до 218 реализованных авто.

Более чем в 3 раза просели показатели Santa Fe, которым заинтересовались в этом году 107 автолюбителей против 241 в прошлом. Причина, скорее всего, кроется в цене. Если в начале года такой кроссовер можно было приобрести за 2,75 млн рублей, то текущий ценник варьируется от 3,97 млн до 4,86 млн рублей, и это без учета обвесов, которые увеличат цену еще минимум на 200–500 тыс. рублей.

Бизнес-седан Sonata, полюбившийся в последнее время министерствам Татарстана (от 2,77 млн вместо 1,92 млн), убавил 56% с 241 до 107 регистраций, 63 из которых пришлись на юридические лица.

Из новинок в модельном ряду Hyundai можно выделить появившийся на дорогах Татарстана пока в единственном экземпляре Hyundai Ioniq 5 — среднеразмерный электрический кроссовер, выполненный в стиле большого хэтчбека, изготовленный заводом в Южной Корее.

Renault, к удивлению, рвется в лидеры

Несмотря на то что в конце апреля бренд Renault решил полностью уйти из России, продажи автомобилей марки пока не прекратились. Демократичный французский бренд расположился на четвертом месте по популярности среди жителей Татарстана, проиграв двум корейским маркам — KIA и Hyundai  — всего 7 и 5 пунктов соответственно. Основной пул продаж Renault пришелся на автомобили, выпущенные в 2021 году, — 62%.

Больше всего из моделей марки Renault было куплено кроссоверов Duster: 707 татарстанцев приобрели его в январе – ноябре 2022 года. Спад продаж составил 60%. На втором месте расположился бюджетный седан Logan: 483 автомобиля — падение составило 63%, или минус 832 единицы.

На третьем находится хэтчбек Renault Sandero, который был продан в количестве 443 единицы, что на 72% меньше, чем год тому назад. Следующим идет Kaptur с показателем в 333 проданных машины (падение на 64%). На пятом месте находится купе-кроссовер Arkana — его удалось продать в количестве 279 машин (минус 71%).

В плюсе у Volkswagen только Teramont

Глубокий провал продаж показал немецкий концерн Volkswagen. Объемы реализации в Татарстане у марки снизились на 79%, или минус 2 313 авто, с 2 932 до 619 единиц. Несмотря на то что российские заводы Volkswagen простаивают с начала марта, бо́льшая часть, или 330 реализованных авто, были текущего года выпуска.

Лидером рейтинга Volkswagen на нашем рынке остается модель Polo. На ней остановили свой взгляд 349 автолюбителей — это на 77% меньше, чем в прошлом году. Теперь некогда бюджетный Polo обойдется покупателю минимум в 1,62 млн, а за топовую версию — свыше 1,92 миллиона.

Сильнее Polo просел в модельном ряду Volkswagen кроссовер Tiguan с показателем в 143 реализованных автомобиля (минус 86%). В январе этого года переднеприводный Tiguan на «ручке» можно было купить за 2,13 млн рублей, сейчас же рекомендуемая розничная цена на данную машину начинается от 3,37 млн, а топовая версия на полном приводе с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач обойдется в 4,4 млн рублей.

Компактный кроссовер Taos (от 2,83 млн рублей) был продан 63 раза, что вдвое меньше показателей 2021 года. На фоне выпадения с рынка автомобилей премиального сегмента одна из моделей VW показала хоть и абсолютно незначительный, но в процентном выражении «дикий» рост. Это крупный внедорожник, который в США будет называться Atlas, а на всех других рынках, включая российский, — VW Teramont. Это самый большой Volkswagen в истории, не считая представительского седана Phaeton. Продажи такого автомобиля, цена на который начинается от 6,14 млн рублей, выросли в 4 раза с 6 до 24 авто. Все они выпущены в США, правда, еще в 2021-м.

Skoda не пиво, много не купишь

Чешский автопроизводитель Skoda за 11 месяцев 2022 года наторговал в Татарстане на 71% меньше, чем в прошлом году. Итогом стала регистрация 722 автомобилей, из которых почти 60%, или 426 авто, 2021 года выпуска

Единственная модель, хоть и с минимальными продажами, спрос на которую в 2021 году не снизился, — Skoda Superb. Всего было реализовано 16 таких автомобилей, что на 23% больше, чем за тот же период прошлого года.

Самым же востребованным в модельной линейке Skoda, который вытянул продажи всего бренда, стал лифтбэк Skoda Rapid, но продано всего 397 автомобилей данной модели вместо 1 348 в прошлом году.

Skoda Karoq, которую с декабря 2019 году собирали в Нижнем Новгороде, показала всего 129 регистраций, что в 4 раза меньше, чем в 2021 году. Да и весь остальной модельный ряд также показал отрицательный «рост». За январь – ноябрь 2022 года на 67% с 383 до 127 единиц упали продажи Skoda Kodiaq, на 80% с 259 до 53 единиц уменьшились показатели реализации Skoda Octavia.

Находящаяся на девятом месте по популярности в РФ, Toyota в Татарстане расположилась на седьмом месте по продажам, сократив автопарк новеньких авто на 69% Находящаяся на 9-м месте по популярности в РФ Toyota в Татарстане расположилась на 7-м месте по продажам, сократив автопарк новеньких авто на 69% Фото: Bulkin Sergey/news.ru via globallookpress.com / www.globallookpress.com

Автолюбители скучают по японскому автопрому

Toyota в Татарстане расположилась на 7-м месте по продажам, сократив продажи за 11 месяцев на 69% с 2 680 до 825 регистраций, из которых половина текущего года выпуска. 577 автомобилей выпущено на территории России, 190 приехало из Японии, 23 — из Таиланда, 16 — из Турции, 12 — из США, а из Канады и Индонезии — четыре и три автомобиля соответственно.

Больше половины из всех проданных Toyota взяли на себя японские «рафики». Кроссоверу RAV4 пошло на пользу обновление, однако итогом все равно стал обвал продаж на 68% с 1 327 до 426 авто.

Вторая по популярности — дерзкая Camry XV70 8-го поколения. Стремительный силуэт обновленной Camry заставил татарстанцев приобрести 169 новых автомобилей, что на 525 меньше, чем годом ранее. В минусе на 69% до 122 регистраций завершает год другой легендарный представитель семейства — внедорожник Land Cruiser Prado.

Land Cruiser 300 разъехалась по республике в количестве 52 штук (51 — 2021 года выпуска). По 13 продаж пришлось на пикап Hilux и на основанный на его базе автомобиль категории SUV Fortuner.

Из необычных покупок можно выделить пришедший на рынок Татарстана Land Cruiser 70, причем 2022 года выпуска, который до сих пор продается на рынке, несмотря на почтенный возраст модели, которая была разработана 38 лет назад.

Продажи Nissan в Татарстане рухнули на 68% до 423 машин. В результате Nissan занял только 11-ю позицию по регистрациям в республике. Бестселлером Nissan на татарстанском рынке в 2022 году стал кроссовер Nissan Qashqai, чьи продажи снизились на 66% и составили 182 единицы. Второе место занял среднеразмерный кроссовер Nissan X-Trail с показателем 168 реализованных машин, что на 62% ниже показателя годичной давности. Недорогой «народный» кроссовер Terrano разошелся по рукам 45 татарстанцев, что на 256 меньше, чем в 2021 году.

У Mitsubishi продажи упали в 2 раза — минус 51%, с итоговыми 340 регистрациями в Татарстане. Основную кассу компании «ММС Рус», как и в прошлые года, сделал кроссовер Outlander (от 2,69 млн), чьи продажи составили 172 машины (минус 62%).

Полноразмерный внедорожник Pajero Sport, обновленная версия которого ранее собиралась в Калуге, к удивлению, наоборот, укрепился в двукратном размере в нашем регионе с 37 до 79 годовых регистраций. Флагманом модельного ряда Mitsubishi он так и не стал, чему виной, скорее всего, цена — от 4,44 млн рублей против 3 млн рублей в начале года за базовый Invite с дизелем и «механикой» до 6,16 млн (4,3 млн в 2021 году) за бензиновый Ultimate, дороже которого у Mitsubishi теперь вообще ничего нет.

Пикап в гамме «трех бриллиантов» L200 пятого поколения (от 4,18 млн) приобрели в текущем году на 17 автолюбителей меньше. Владельцами рамных пикапов стали 9 татарстанцев.

Настоящий фурор вызывает появившаяся на дорогах Татарстана новая модель Xpander. Прежде эта модель в России не продавалась. Xpander представляет собой помесь кроссовера и минивэна, сочетая в себе внедорожные возможности первого и вместительность второго. Три таких автомобиля, выпущенных заводом в Индонезии, теперь можно встретить в Татарстане. Цена начинается от 2,24 млн рублей.

Chery увеличило свое присутствие в республике на 32%, увеличив свои продажи с 737 в 2021 году до 972 авто в текущем Chery увеличила свое присутствие в республике на 32%, увеличив продажи с 737 в 2021 году до 972 авто в текущем Фото: Elena Mayorova/Global Look Press / www.globallookpress.com

Китайцы поддержали умирающий рынок

Показав увеличение продаж всего на 13%, автомобили из Поднебесной увеличили долю своего присутствия на татарстанском рынке с 5,1 до 13,6%. За 11 месяцев татарстанцы купили почти 3 тыс. новеньких китайских автомобилей. Для сравнения: в прошлом году за тот же период было продано 2,6 тыс. китайских авто. Две трети приходится на такие марки, как Chery и Haval, где первый расположился на пятом месте рейтинга, второй — на 6-м.

Chery увеличила свое присутствие в республике на 32%, увеличив продажи с 737 в 2021 году до 972 авто в текущем. Лидером марки выступил Tiggo 7 Pro (от 2,14 млн рублей), «построенный» на платформе T1X, которую китайцы разрабатывали совместно с Jaguar Land Rover. По факту это обычный паркетник от Chery с задней «многорычажкой», безальтернативным передним приводом и вариатором. Кроссоверов данной марки продано 335 единиц, 333 из которых текущего года выпуска.

Второе место взял Chery Tiggo 4 (от 1,64 млн рублей), продажи которого составили 264 штуки, что на четверть меньше, чем было реализовано в прошлом году. На третьем месте — Tiggo 7 c 116 продажами.

Бренд Haval в 2019 году запустил завод в Тульской области, на котором было собрано 938 из 950 реализованных в этом году в Татарстане автомобилей данной китайской марки. Из моделей почти трехкратный рост продаж показал Haval Jolion (от 1,9 млн) — компактный кроссовер, выпускаемый с 2020 года и сменивший в модельном ряду компании модель Haval H2. Следом идет еще один кроссовер, Haval F7 (от 2,3 млн), который, наоборот, снизил свои продажи на 54% с 430 до 196 авто. 35 татарстанцев обзавелись Haval Dargo. В переводе с китайского само название обозначает «большая собака». Кроссовер пришел поддержать модель H9 более демократичной ценой — 3 млн у Dargo против 4,1 млн у H9.

Еще один китайский представитель концерна Chery снизил свои продажи на 16% по сравнению с 2021 годом, сумев реализовать 573 автомобиля. Марка Exeed, которая хоть и выпускается Chery, но выделена отдельно как премиальный сегмент, реализовала в отчетном периоде 267 полноприводных SUV.

Вдобавок к основным «китайцам» на дороги Татарстана в 2021-м выехали авто таких малоизвестных пока у нас марок, как Dongfeng, Changan, FAW, JAC, BYD, Great Wall, Omoda и HONGQI, которые добавили еще 205 проданных авто в китайскую копилку.

На татарстанский рынок вышел и электрический седан Evolute i-Pro. Запуск производства электромобилей Evolute на липецком заводе компании «Моторинвест» состоялся 28 сентября. Сама модель представляет собой перелицованную и слегка доработанную модель Fengshen A60 — разновидность электромобилей китайского концерна Dongfeng. Исторически же корни модели восходят к Nissan Bluebird Sylphy, упрощенная версия которой выпускалась в России под именем Nissan Almera. С учетом субсидии в 35% стоимость такой «электрички» начинается от 2,06 млн рублей, что позволило двум татарстанцам раскошелиться на  электромобиль.

***

На данный момент мы наблюдаем крах автомобильного рынка России и Татарстана. По данным ассоциации российских автомобильных дилеров, на складах в России осталось порядка 20–30 тыс. новых машин иностранных брендов, причем таких моделей, как KIA, Hyundai, Toyota, Renault, Volkswagen, среди них почти нет, в основном это китайские модели. Учитывая текущие объемы продаж в России, запасов хватит максимум на один месяц.

Что произойдет после продажи последних иномарок? Эксперты ожидают разорения дилерских сетей и массового закрытия автосалонов. АвтоВАЗ и китайские производители физически не смогут наполнить российский авторынок новыми машинами в прежних объемах. Потребители же окажутся перед выбором: покупать подержанные автомобили престижных марок, рынок которых весьма ограничен, пользоваться крайне дорогими услугами поставок новых авто из-за границы на заказ либо пересаживаться на LADA в минимальной комплектации и китайские авто сомнительного качества.