Фарит Ханифов Фарит Ханифов: «Сегодня с новым Институтом пространственного развития ведем переговоры, что площадки под жилищное строительство надо все-таки давать вдоль железных дорог, чтобы люди могли из центра Казани за полчаса добираться с комфортом к своим поселкам» Фото: «БИЗНЕС Online»

Воздух и вода: что будет с авиационным и речным транспортом в Татарстане

«На позитиве нужно провожать год!» — задал тон встрече глава миндортранса Фарит Ханифов. Он заметил, что российский народ «очень доверчивый», а стало быть, на журналистах лежит большая ответственность — надо все правильно передать и донести. Потому что иначе «может зашкалить». Финальный доклад года министр транспорта и дорожного хозяйства начал с транспорта, уделив строительству дорог лишь малую часть времени. Возможно, потому что ранее он уже не раз и подробно говорил о рекордных объемах дорожного строительства на 193 млрд рублей.

Начал Ханифов с крылатого транспорта. По итогам года аэропорт «Казань» должен принять около 4 млн человек, а Бегишево обслужит 600 тыс. пассажиров. Это на уровне прошлого года. 8 декабря был принят мастер-план по развитию аэропорта «Казань» до 2050-го, который создавала голландская компания Netherlands Airport Consultants (NAC). По итогам совещания президент РТ Рустам Минниханов поручил приступить к проектированию. Впрочем, детали того, что именно одобрено, миндортранс не раскрывает. По словам Ханифова, ключевые задачи — сохранить низкобюджетные маршруты и развивать грузовой транспортный узел. Третий пассажирский терминал казанского аэропорта решено строить постепенно, чтобы не получилось больших пустующих площадей. Деньги на новый терминал, как заверил министр, просчитаны.

«Работать легко и весело!»: Фарит Ханифов о 190-миллиардной дорожной программе

Если число пассажиров держится за счет субсидируемых маршрутов, то ожидаемый грузопоток упадет с 6,2 млн т до 2,8 миллиона. Но настрой у Ханифова все же оптимистичный: «В этом направлении надо развиваться. Все пройдет, и мы из этой передряги должны выйти сильнее», — считает он. Тем более что крупные грузовые компании, которые работают в республике, «не сдаются». У аэропорта в Казани появится два новых грузовых склада по 4 тыс. кв. м каждый. Наконец, будет зона для технического обслуживания больших самолетов.

Число пассажиров держится за счет субсидируемых маршрутов, то ожидаемый грузопоток упадет с 6,2 млн тонн до 2,8 миллиона Если число пассажиров держится за счет субсидируемых маршрутов, то ожидаемый грузопоток упадет с 6,2 млн т до 2,8 миллиона Фото: «БИЗНЕС Online»

В этом году не удалось выполнить план в 334 тыс. перевезенных по воде пассажиров, перешел Ханифов к ситуации с водным транспортом. В прошедшем сезоне работало 9 речных судов, а несколько лет назад было 14. Ситуацию должно исправить поручение Минниханова по ремонту судов и строительству новых. В 2023–2024 годах Зеленодольский завод им. Горького, как надеются власти, введет в строй 6 судов на подводных крыльях «Метеор-2020», которые «пошире» нижегородских и на «50 миллиончиков подороже». Кроме того, республика купит у завода судно проекта А217, которое сможет ходить с ранней весны до поздней осени. Наконец, создана программа ремонта действующих судов. На все это президент Татарстана с учетом «непростых условий» нашел 2 млрд рублей.

Министр пообещал, что республика приведет в порядок дебаркадеры и причалы Министр пообещал, что республика приведет в порядок дебаркадеры и причалы Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельно министр пообещал, что республика приведет в порядок дебаркадеры и причалы. Задача на ближайшие год-два — нарастить пассажиропоток до полумиллиона человек в год. А что с Волжско-Камской судоходной компанией, которую летом лоббировал Татарстан? Судя по всему, проект с тех пор сильно не продвинулся. На встрече министр продолжил объяснять журналистам, зачем такая компания нужна и почему «мозговым центром» должна стать республика. К примеру, Чувашия в начале лета запустила одно судно «Метеор» по маршруту Чебоксары – Казань, а к концу сезона на маршруте были уже все три. Получается, соседи неверно рассчитали спрос и пассажиропоток, рассуждал Ханифов. «Эта компания должна решить много таких вопросов», — добавил министр.

Объем грузовых перевозок по ж\д путям составил в этом году всего 15, 94 млн тонн и и незначительно вырос по сравнению с прошлым годом — тогда было перевезено 15, 18 млн тонн груза. Грузопоток на Горьковской железной дороги вырос за счет нефтехимии Объем грузовых перевозок по ж/д путям составил в этом году всего 15,94 млн т и незначительно вырос по сравнению с прошлым годом — тогда было перевезено 15,18 млн т груза. Грузопоток на Горьковской железной дороге вырос за счет нефтехимии Фото: «БИЗНЕС Online»

РЖД не рвутся «окольцевать» столицу РТ, но откроют еще одну платформу к Новому году у ЖК «Южный парк»

«К сожалению, культуру железной дороги, которая в советское время была, мы немножко подрастеряли, — перешел к теме железнодорожного транспорта министр. — Появились легковые автомобили, человек пересел с электрички на свою машину, большие грузовики и скоростные дороги тоже позволили переложить груз с железной дороги на автомобильную».

Объем автомобильных грузоперевозок вырос с 73 млн т до 112 млн, подкрепил Ханифов свои слова цифрами. Для сравнения: объем грузовых перевозок вагонами составил в этом году всего 15,94 млн т и незначительно вырос по сравнению с прошлым годом — тогда было перевезено 15,18 млн т груза. Грузопоток на Горьковской железной дороге — за счет нефтехимии, уточнил Ханифов. «Вы и сами видите, даже такие трассы, как М7, уже заполнены. Железную дорогу нужно заполнять. Но вот тут получилось так, что мы вместо Запада сейчас идем больше на Восток. Система очень нелегко на это перестраивается, но, я думаю, время пройдет — и перестроится», — заявил министр.

Больше грузов нужно возить железной дорогой и еще больше — водным транспортом, отметил Ханифов. Министерство промышленности республики занимается расширением водного маршрута от Каспия в Иране до Волги и Камы в Татарстане. «Внизу, в Астрахани, — президент уже дал указание — от Каспия, выше Волги, идти судовым ходом через половину мира», — несколько туманно выразился докладчик.

Накануне на станции «Лагерная» открылась контейнерная площадка, сообщил министр. «Уже вчера ушел первый поезд, загруженный там контейнерами, — это 57 вагонов. Продукция „Нэфис Косметикс“ — наше масло ушло в Китай», — рассказал Ханифов. Будет набирать обороты и свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр, уверен министр. Есть планы и построить логоцентр в Тукаевском районе.

Пассажиропоток на железнодорожном транспорте также почти не изменился с прошлого года — на поездах проехали 5,6 млн пассажиров (5,4 млн в 2021-м). Работает 117 маршрутов.

Как же можно восстанавливать культуру поездок на железной дороге? Необходимо повышать комфорт для пассажиров, считает министр. Что сделано уже в этом году? Для каждой станции в зоне Менделеевск – Елабуга – Челны – Нижнекамск появилось свое название вместо отметки километра. В этом году было капитально отремонтировано 27 остановочных платформ. А к Новому году, к примеру, планируют открыть перрон около ЖК «Южный парк». В планах структур РЖД на будущий год — отремонтировать 13 и построить 3 платформы в республике. «Сегодня с новым Институтом пространственного развития ведем переговоры, что площадки под жилищное строительство надо все-таки давать вдоль железных дорог, чтобы люди могли из центра Казани за полчаса добираться с комфортом к своим поселкам», — рассказал министр. И это, в общем, правильный путь — железной дорогой можно перевозить большие потоки пассажиров!

«Это вещь исторического масштаба»: освободит ли Олег Белозеров центр Казани от «ржавого пояса»?

А вот проект железнодорожной кольцевой линии в Казани приторможен, заявил министр. Пока возвели только новую ж/д платформу «Компрессорный» за 310 млн рублей. «Железнодорожники ставят задачу: если мы запускаем кольцо, то тогда пусть оно будет окупаемо. Если окупаемости не будет, то тогда давайте его субсидировать. Мы сегодня субсидировать такую сумму не можем», — признал Ханифов. Но работать по кольцевому движению будут и дальше.

В прошлом году звучало предложение вынести станционное хозяйство возле вокзала «Казань-1» либо ближе к аэропорту, либо на грузовой двор около Борисково. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о переносе, Ханифов ответил, что пока эта тема на повестке дня остро не стоит. «Шаг за шагом, наверное, это случится. Но сегодня взять и „Казань-1“ целиком вывести из города не нужно, и вряд ли это получится — очень большое хозяйство», — считает он.

Всего в республике работает 752 маршрута, ездит 1869 автобусов. Пассажиропоток в этому году вырос по сравнению с 2021 годом с 237 млн пассажиров до 272 миллионов Всего в республике работает 752 маршрута, ездит 1 869 автобусов. Пассажиропоток в этому году вырос по сравнению с 2021-м с 237 млн пассажиров до 272 миллионов Фото: «БИЗНЕС Online»

Районы просят 300 млн субсидий и, возможно, получат их автобусами

Самое «народное» — автомобильный транспорт — министр оставил напоследок. Начал с общих цифр: всего в республике работает 752 маршрута, ездит 1 869 автобусов. Пассажиропоток в этому году вырос по сравнению с 2021-м с 237 млн пассажиров до 272 миллионов.

В отличие от дорожных свершений, общественный транспорт обходится в сущие копейки. Так, в прошлом году республикой были просубсидированы муниципальные маршруты на сумму 138 млн рублей. «В этом году муниципалитеты заявились на рекордные свыше 300 миллионов. Сегодня пока рассматриваем эту тему, потому что традиционно было около 4,5 тысячи километров маршрутов автобусных линий в районах, сегодня заявились 10 тысяч километров, то есть в 2 с лишним раза больше. Сейчас разбираемся, что это за маршруты, — рассказал министр. — Проще, может быть, в каком-то заявочном характере привезти бабушку в больницу, нежели чем ставить туда [регулярную] „газельку“ или пазик. Считаем. Потому что в 2 раза больше маршрутов при том же количестве пассажиров на внутримуниципальных перевозках».

Рассчитывается программа обновления общественного транспорта. Самыми сложными в данном вопросе в этом году стали Зеленодольск, Бугульма, Лениногорск и Азнакаево, рассказал министр. «Все эти города на сегодняшний день питерскими и московскими институтами просчитаны. Скоро посмотрим, что получилось», — анонсировал Ханифов. Данные на слайдах также сообщали только о том, что субсидирование на обеспечение равной доступности транспорта в республике в этом году составило 1,6 млн рублей, они увеличились на 360 тыс. по сравнению с прошлым годом. Еще 195 млн рублей дополнительных субсидий в этом году получила Казань.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила министра уточнить, сколько средств в целом бюджет республики потратил на развитие общественного транспорта, сколько единиц транспорта закуплено в республике и сколько требуется еще. Ханифов покопался в бумагах, но такой подробной информации в них не оказалось. После небольшой паузы глава миндортранса напомнил о поддержке Казани по оплате лизинговых платежей автобусов. «Лизинговые платежи, к сожалению, нами выдавались немножко скачкообразно. Сегодня автобусов, которым уже более 10 лет, набирается уже более 300 единиц. Их надо менять», — рассказал министр.

В Казани пришлось в этом году отказаться от плановой замены этих автобусов, поскольку денег на это не хватает В Казани пришлось в 2022 году отказаться от плановой замены автобусов, поскольку денег на это не хватает Фото: «БИЗНЕС Online»

Действительно, надо, но, увы, в Казани пришлось в 2022 году отказаться от плановой замены автобусов, поскольку денег на это не хватает. Тариф рассчитан так, чтобы перевозчики едва могли обеспечивать работу по сокращенным графикам, компенсации за льготников не соответствуют тарифам за проезд нельготников, а опыт других регионов по переходу на цивилизованные формы расчетов с бюджетом пока в Татарстане не востребован. В общем, ни так понравившаяся гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину Тверь, ни вливающая миллиарды в транспорт Пермь пока не стали хорошим опытом для республики.

Всем мерзнущим на остановках посвящается: как в Татарстане продолжают гробить общественный транспорт

Есть идея потратить субсидии не на работу перевозчиков, а на закупку автобусов. И таким способом сдержать стоимость проезда — примерно такой практики, кстати, придерживаются в тех регионах, что не переходят на системы брутто-контрактов. «С муниципального баланса эти автобусы уже давать перевозчикам для того, чтобы они могли держать цену билета меньше. То есть он не тратится на покупку автобусов, а только на расходники, кондуктора, водителя и так далее. Весьма возможно, что в некоторых наших районах окажется, что купить автобус, отдать его в аренду перевозчику частному и держать тариф 25–30 рублей за билет было бы экономически выгоднее», — отметил он. Что ж, это тоже надо просчитывать.

В Набережных Челнах и Нижнекамске требуются новые трамвайные маршруты, рассказал Ханифов. «В Нижнекамске новый район вырос, в Челнах, в Замелекесье, новый микрорайон вырос. В одном случае программа за 3 миллиарда, в другом — еще больше», — отметил он. Челны и Нижнекамск приносят большие деньги в экономику республики. «Нужно будет закупить трамваи, отремонтировать пути, получится или нет, не знаю, многое зависит от республиканского бюджета», — развел он руками.

Ханифов также вспомнил систему сервиса по заказу маршруток «Челнок», назвав ее «интересной». Министр не исключил, что такая система может заработать и в Казани. «Посмотрим, как получится, для этого надо поработать сперва. С одной стороны, когда в городе с большим транспортом ездят маленькие транспортные средства, большие транспортные компании будут выступать против. Как они станут забирать людей с остановок? Потом, зная цену проезда, кто-то сядет, а кто-то нет. Например, когда начался эксперимент, билет стоил 1 рубль, в эти автобусы стало много людей входить. Потом, после наработки маршрута, цены подняли, и люди исчезли», — отметил министр. «Я думаю, что реформа, которая шла в Казани в течение 15 лет, с привлечением больших автобусов оказалась правильной. Ну попробуют они обкатать технологию по Казани. С одной стороны, общественный транспорт — для людей, чтобы им было удобно. Кто-то берет такси, у кого денег нет — экономит. Для кого-то и 20 рублей — деньги», — резюмировал Ханифов.