Свои технологичные разработки у стендов показывали в основном ученики или «Кванториумов», или сельских школ, в которых есть образовательнык центры «Точки роста», или центров ИТ-творчествва при КТИТС «IT-Куб» Свои технологичные разработки у стендов показывали в основном ученики или «Кванториумов», или сельских школ, в которых есть образовательные центры «Точка роста», или центров IT-творчества при КТИТС «IT-Куб»

«Илон Маск отдыхает»: чему учат в школах и колледжах РТ

Колледж информационных технологий и связи РТ накануне с размахом отметил свое 90-летие. Юбилей стал поводом для проведения большого форума. Он развернулся на площадке IT-парка им. Башира Рамеева. На мероприятие съехались более 600 человек, среди которых был почти весь официальный цифровой бомонд республики. Вице-премьеры РТ Роман Шайхутдинов и Лейла Фазлеева, министры «цифры» и образования РТ Айрат Хайруллин и Ильсур Хадиуллин, директора «Таттелекома», ICL, «Барс Груп», руководители школ и ссузов, студенты цифровых колледжей кружили по двум этажам технопарка по стандартной модели: выставка – гашение почтовой марки – пленарная сессия, многие остались и на отраслевые дискуссии. 

Лейтмотив всего этого один — как готовить кадры для цифровой экономики. И с первых секунд мероприятия стало очевидно, что этим надо заниматься со школы. Во всяком случае, свои технологичные разработки у стендов показывали в основном ученики или «Кванториумов», или сельских школ, в которых есть образовательные центры «Точка роста», или центров IT-творчества при КТИТС «IT-Куб». Так, на самом выигрышном месте в центре зала представитель набережночелнинского «Кванториума» управлял роботом-художником, который ездил по листам бумаги на полу и рисовал на них маркером. Провода от робота тянулись к датчикам на предплечьях молодого человека, которые считывали сокращения мышц и их амплитуду. «Нейрорисование. На примере таких машинок мы и объясняем детям работу нейроинтерфейсов, — пояснил „БИЗНЕС Online“ замдиректора „Кванториума“ Тимур Бикбаев. — А вообще это направление состоит из нескольких этапов: с мышцами проще, с головным мозгом труднее. Это мы не показываем здесь, достаточно сложная штука, сильно зависящая от психоэмоционального состояния человека. Вот там коллеги из Сабинского района этим занимаются».

Кроме нейрорисовальщика Бикбаев продемонстрировал Фазлеевой и гостям робототехнический бионический макет руки, который повторяет заранее запрограммированные жесты оператора Кроме нейрорисовальщика Бикбаев продемонстрировал Фазлеевой и гостям робототехнический бионический макет руки, который повторяет заранее запрограммированные жесты оператора

Кроме нейрорисовальщика Бикбаев продемонстрировал Фазлеевой и гостям робототехнический бионический макет руки, который повторяет заранее запрограммированные жесты оператора. За соседним стендом сотрудники Шугуровской школы приглашали поиграть в шахматы в виртуальной реальности. А между ними и 3D-принтером нижнекамского «Кванториума», старательно выплавляющим логотип IT-парка, расположился стол с графическим планшетом и парой книг «Тьма ваших душ». «Это не мое, мне подкинули», — хохочет 11-классница из Арска Валерия Мартьянова. Она проиллюстрировала эти фэнтези по заказу издательства, ведь рисование в графических редакторах — тоже цифровая профессия. И очень востребованная: как рассказал позже директор КТИТС Юрий Багров «БИЗНЕС Online», на следующий год колледж будет обучать графическому дизайну уже в рамках отдельной новой специальности. 

А делегация во главе с Фазлеевой задержалась у стенда HR-платформы «Алабуга Политеха» — это бизнес-симулятор, который оценивает работников и отбирает абитуриентов. «Студент или сотрудник регистрируется на этой платформе и проходит обучение и играет в бизнес-игры. Потом его приглашают на очное собеседование. Так мы оцениваем две ключевые компетенции — аналитику и коммуникации — и сразу выявляем лидеров», — рассказывает второкурсник Илья Рожков, ведущий этот проект. По его словам, когда он поступил в колледж, через платформу прошли всего 10 тыс. человек, сейчас же сито цифрового ассессмента отфильтровало 139 тыс. человек, а саму бизнес-симуляцию презентовали даже перед министром промышленности РФ Денисом Мантуровым

Восьмиклассники из школы в Высокогорском районе привезли роботов-брейкдансеров, которые самостоятельно собрали и запрограммировали 8-классники из школы в Высокогорском районе привезли роботов-брейк-дансеров, которых самостоятельно собрали и запрограммировали

Хайруллин тем временем исследовал робота, умеющего выдавать пациентам нужные контейнеры с лекарствами. «Илон Маск отдыхает», — оценил министр. Вообще разных роботов было очень много. 8-классники из школы в Высокогорском районе привезли роботов-брейк-дансеров, которых самостоятельно собрали и запрограммировали.

«Теперь он точно сможет отличить компилятор от интерпретатора», — переговариваются школьники рядом, наблюдая, как их 3D-принтер выводит чей-то галстук. Рядом уже лежат готовые изображения вполне опознаваемых Минтимера Шаймиева и Фазлеевой — кто будет следующим, пока непонятно. «Не помню фамилию, Роман какой-то», — смущенно признается юный оператор принтера, в двух шагах от которого стоит Шайхутдинов. К счастью, спиной: внимание вице-премьера поглотил мини-беспилотник, который лихо разъезжал по миниатюрной модели фрагмента городской среды с поворотами и светофорами.

Внимание вице-премьера поглотил мини беспилотник, который лихо разъезжал по миниатюрной модели фрагмента городской среды с поворотами и светофорами Внимание вице-премьера поглотил мини-беспилотник, который лихо разъезжал по миниатюрной модели фрагмента городской среды с поворотами и светофорами

КТИТС ищет новое здание, чтобы удвоить число студентов

«Главное, чтобы проекты, такие как Иннополис и IT-парк, были наполнены смыслами, новыми „единорогами“, новыми компаниями, новой выручкой. Мы не сможем этого сделать без человеческого капитала. В Татарстане умные люди, очень большой потенциал, отличные вузы, которые нужно „докручивать“ до конца», — рассуждал Шайхутдинов несколькими минутами позже, выступая уже на пленарной сессии форума. Она объединила в большом зале на одной сцене самых разных спикеров, у каждого из которых было свое видение, как, где и когда нужно готовить цифровые кадры. 

Модератором выступил сам виновник торжества — Багров. Позже в разговоре с «БИЗНЕС Online» он назовет главным достижением колледжа выход на международный уровень, мол, до 24 февраля к нему вся Европа приезжала учиться, каким должен быть эталонный ссуз. Ну а теперь, по его словам, приезжает вся Азия. «На ближайшие три года мы ставим перед собой цель, чтобы у нас обучались не менее 3 тысяч студентов (сейчас учатся 1,6 тыс. — прим. ред.). Задача — найти новые площади для расширения», — декларирует Багров. Где и как он планирует их искать, пока тайна, но сомнений в том, что это удастся сделать, у него нет. «Мы были и остаемся ключевыми по подготовке кадров. Все работодатели являются партнерами нашего техникума. Обратите внимание: такие ключевые игроки, как „Барс Груп“, „Таттелеком“, ICL, ОЭЗ „Иннополис“, — все наши работодатели. Сотрудники этих IT-компаний приходят к нам и проводят у нас практические занятия. Наши студенты на втором-третьем курсе все трудоустроены», — рассказал Багров.

Модератором выступил сам виновник торжества — гендиректор КТИТС Юрий Багров Модератором выступил сам виновник торжества — гендиректор КТИТС Юрий Багров

Впрочем, подробнее всего об истории колледжа рассказал со сцены Хайруллин, который, к слову, возглавляет набсовет. Он напомнил, что за 90 лет техникум подготовил 42 тыс. специалистов в самых разных отраслях IT и связи. «Это не только связисты: в послевоенные годы бурно развивалось телевидение, атомная промышленность, ОПК, нужны были специалисты в сфере связи и радио. Сегодня он готовит программистов и специалистов широкого профиля, — говорил министр „цифры“. — Мы готовим IT-элиту республики и России, молодых профессионалов, которые показывают высокие достижения на мировом уровне». 

В той же тональности выступил и Хадиуллин, который неожиданно заявил, что больше всего от Года цифровизации выиграла система образования: по поручению Рустама Минниханова школы получили 12 тыс. ноутбуков, а впереди еще и второй этап оснащения. «Мы прекрасно понимаем, насколько сложно в наше время находиться в системе образования и решать разные вопросы, но мы справляемся», — скромно заметил спикер.  

В качестве федерального гостя был директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения минпросвещения России Виктор Неумывакин, который подключился по видеосвязи. «Для системы среднего профессионального образования задача цифровизации, коллеги, крайне важна. Потому что система среднего профессионального образования стоит на передовой подготовки кадров для экономики, которая испытывает кадровый голод здесь и сейчас», — говорил он. И честно признался что однажды посещал КТИТС и сделал вывод, что это передовой колледж не только в Татарстане, но и в России. 

Больше всего от Года цифровизации выиграла система образования: по поручению Рустама Минниханова школы получили 12 тыс. ноутбуков, а впереди еще и второй этап оснащения Больше всего от Года цифровизации выиграла система образования: по поручению Рустама Минниханова школы получили 12 тыс. ноутбуков, а впереди еще и второй этап оснащения

Рифкат Минниханов: «Я не имею никакого отношения к цифровизации»

На этом протокольная часть закончилась, и некоторые высокие гости стали незаметно исчезать из президиума, ловко оставляя вместо себя своих представителей — чтобы кресла не пустовали. А зря: начиналось самое интересное. Багров передал слово уже для полноценного доклада «человеку, стоящему у истоков цифровизации РТ, при поддержке которого создана и процветает отрасль», — Рифкату Минниханову

«Юрий Николаевич, чуть-чуть поправлю. Я не имею никакого отношения к цифровизации, пробую всем объяснить, что никогда не обучался этим вопросам. Я просто организатор и благодарю команду», — уточнил Минниханов, когда стихли аплодисменты. Впрочем, несмотря на скромное позиционирование, глава ассоциации содействия цифровому развитию РТ действительно стоит у истоков если не цифровизации, то как минимум программы научно-технологического развития РТ. Которую он и презентовал собравшимся. 

Программа на 780 миллиардов: Рифкат Минниханов устроит науке Татарстана большой «Сабантуй»

«У нас огромное количество талантливейшей молодежи, которой надо только предоставить площадку. Сегодня много возможностей для студентов, много инструментов поддержки. К сожалению, они пока разрознены, по ним работают разные ведомства», — говорил Минниханов. Отдельно он подчеркнул важность программы студенческих стартапов, победителями стали 135 татарстанских компаний. «Мы их называем „миллионерами“», — пошутил Минниханов, объясняя, что победители получают соответствующий денежный грант. 

«Я не разделяю студентов вузов и ссузов, хотя в последнее время акцент делался больше на студентов высших учебных заведений. Наверное, это моя недоработка как руководителя ассоциации — оказывается, в системе среднего профессионального образования многие вопросы идут с опережением системы высшего образования», — говорил Минниханов.

«У нас огромное количество талантливейшей молодежи, которой надо только предоставить площадку. Сегодня много возможностей для студентов, много инструментов поддержки. К сожалению, они пока разрознены, по ним работают разные ведомства», — говорил Минниханов «У нас огромное количество талантливейшей молодежи, которой надо только предоставить площадку. Сегодня много возможностей для студентов, много инструментов поддержки. К сожалению, они пока разрознены, по ним работают разные ведомства», — говорил Минниханов

И привел пример: должна быть следующая схема подготовки кадров — «школа – ссуз/вуз – предприятие». «Соответственно, необходимо включение учащихся со школьной скамьи. В системе ссузов эта схема работает, а по вузам мы только к этому идем, есть только единичные примеры вроде передовых инженерных школ. Если мы не будем поддерживать предпринимательство, то в сложившейся ситуации, когда надо поддерживать многие технологии, нам победы не видать», — привычно заключил спикер. 

«Начинать надо со школы. В 2000 году мы поставили первые 2 тысячи компьютеров в школы республики. Тогда в Набережных Челнах была учительская конференция, мне дали на ней слово. А передо мной выступал Когогин, он большое внимание уделял IT и в конце сказал, мол, Виктор Дьячков расскажет, какие чудеса могут творить компьютеры. А я выступил в сугубо практическом духе и сказал, что компьютер — это машина, которая требует систематического обслуживания, чтобы она служила как можно дольше. А интернет — информационная свалка, от которой надо беречь людей. С тех пор министерство образования меня больше не приглашает выступать на форумы. Видимо, потому что мои практические советы не всегда совпадают с их видением», — говорил председатель совета директоров ГК ICL Виктор Дьячков к вящему изумлению Хадиуллина.

По мнению Дьячкова, с 5–6-го классов надо выявлять ребят, у которых есть склонность к точным дисциплинам и математике, а в школах неплохо бы преподавать логику. В вузах же нужно, чтобы примерно с третьего курса студенты уже начинали работать. «Когда создавался Университет Иннополис, в Казань приехали два профессора университета Карнеги – Меллона. Они задали простой вопрос: вы хотите, чтобы как преподавались IT-дисциплины: глубже или шире? Я тогда ответил, что шире уже невозможно, потому что индустрия и технологии развиваются взрывными темпами, поэтому обучение должно заканчиваться в компании», — объяснил он. 

А гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов сформулировал 7 требований индустрии к кадрам А гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов сформулировал 7 требований индустрии к кадрам

7 требований индустрии к кадрам глазами Айрата Нурутдинова и Кена Робинсона

А гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов сформулировал 7 требований индустрии к кадрам. Причем сделал он это с опорой на самое просматриваемое выступление британского ученого Кена Робинсона в формате TED. И выяснилось, что многие его тезисы о школьном образовании вполне симметрично проецируются на то, с чем в итоге сталкиваются работодатели. В сокращенном виде это выглядит так.

Важнее всего любопытство. «Если зажечь в ребенке искру любопытства, он очень часто будет учиться без какой-то дополнительной помощи», — говорил с экрана сэр Робинс. «За 3,5 года на должности директора „Таттелекома“ я собеседовал более 200 кандидатов на разные вакансии, и главный интегральный критерий выбора для меня — любопытство. Если у человека это качество осталось, он будет проактивен, обучаем и готов к изменениям. Проверка любопытства для меня очень проста — я проверяю кругозор человека, который устраивается на работу. И порядка 90 процентов кандидатов не могут ответить на вопрос, почему бывает зима и лето», — посетовал Нурутдинов.

Нет ни одной школы в мире, которая была бы лучше учителей. По словам главы «Таттелекома», главная ценность — люди, процессы на втором месте, ИКТ — на третьем, а здание и оборудование — на четвертом. 

Великие учителя наставляют и вовлекают. Значение в коллективе любого руководителя без умения вовлечь в процесс минимально. 

Можно заниматься какой-то деятельностью, но не получать результат

Культура стала фокусироваться не на образовании, а на тестировании. «В первые годы мы тоже фокусировались на тестировании, и при приеме на работу, и в процессе деятельности. Но быстро поняли, что этот инструмент не дает нужной обратной связи, не предоставляет информацию о человеке, которая бы на самом деле его характеризовала. Было много случаев, когда люди очень плохо проходили тесты и блестяще показывали себя в работе и наоборот», — фиксирует Нурутдинов. 

Нельзя улучшить образование, не нанимая лучших преподавателей. «Проблема в том, что бизнес лучше всего знает, что ему нужно от выпускников, но по себе скажу — мне гораздо выгоднее обучать сотрудников внутри коллектива, — констатировал Нурутдинов. — Это приносит результат, развивает компанию и в конечном итоге дает профиты. Идти мне куда-то дополнительно и там преподавать — я иногда, конечно, это делаю, но крайне редко. А преподаватели готовят скорее новых преподавателей, чем будущий бизнес».