СОКРАТИТЬ 13,6 ТЫС. ДЕТЕЙ И 800 ПЕДАГОГОВ

Более 50 учреждений дополнительного образования Казани сегодня посещают 23 тыс. детей – это 30% всех школьников столицы. «Это один из самых высоких показателей в России, - сообщил на вчерашнем деловом понедельнике и.о. начальника управления культуры столичного исполкома Азат Абзалов. - Думаю, не надо объяснять, что, помимо творческого развития, система дополнительного образования является важным и действенным инструментом профилактики наркомании, правонарушений, что особенно важно в условиях современного мегаполиса».

Вместе с тем существует постановление кабмина РТ – до 2014 года необходимо сократить охват детей детскими школами искусств до 12%. Именно такой уровень социальных гарантий выработан центром экономических и стратегических исследований РТ. «Таким образом, 13 тысячам 600 детям мы должны будем отказать в дополнительном образовании, - сказал Абзалов о последствиях такого решения. – Это повлечет также сокращение ориентировочно 800 педагогических ставок. Очевидно, что за каждой из этих ставок – живые люди…»

Понятно, что мэрия Казани не может согласиться с таким предложением – это полностью разрушает достижения последних лет в этой области. Ведь в случае если такое решение будет принято, придется либо сокращать прием детей, либо переводить их обучение на хозрасчет. Между тем реальная стоимость обучения, к примеру, в музыкальной школе – порядка 4 тыс. рублей в месяц, а люди пока платят по 140 - 150. Вообще, в среднем размер родительской платы в системе дополнительного образования – от 59 до 261 рубля, сообщил Абзалов.

Пока бюджет Татарстана дотирует эту разницу расходов между нормативными 12% и фактическими 30%. Общая сумма дотации – около 540 млн. рублей.

ДЕТЕЙ ПОСЧИТАЮТ ЭЛЕКТРОННО. И ПУСТЯТ ЗА ГОССЧЕТ В ОДИН-ДВА КРУЖКА

«Что касается ЦЭСИ, того, что он предлагает нам 13 тысяч детей до 2014 года лишить возможности заниматься дополнительным образованием, это, конечно, дикость! - оценил инициативу ЦЭСИ мэр Казани Ильсур Метшин. – Президент республики одну за другой принимает программы в поддержку детей, а другие чиновники подсовывают какие-то предложения... В самое сложное время президент принимает решение отдать треть площади театра кукол для работы с детьми, а другие чиновники несут предложения сокращения этих ставок… Ну в какие ворота это? Что такое дополнительное образование? Это прежде всего воспитание тех талантов, которые заложены природой в наших детях, чтобы они гармонично и всесторонне развивались».

Тем не менее, по мнению градоначальника, наводить порядок в этой сфере все же нужно. Вопросы, когда дети числятся в нескольких секциях, есть, но за вопросами наведения порядка хоронить саму систему нельзя. Много вопросов и по посещению, и с отчетностью. Мэр предложил задействовать проект школьной карты питания – сейчас, например, в некоторых школах дети могут расплачиваться в столовых при помощи пластиковых карт. На них же завязана и система учета посещаемости – и следующим этапом станет контроль за посещением детей в системе дополнительного образования, пояснил начальник финуправления исполкома Айрат Гарипов.

«Мы должны платить за фактическую посещаемость, - предложил мэр Казани. - Вопрос отчетности – это, возможно, как раз то, о чем ЦЭСИ говорит. Может быть, они думают, что фактически посещаемость детей не такая, как указано в отчетности». Градоначальник провел параллель с транспортной картой – благодаря ее внедрению вопрос контроля перевозки льготников отпал сам по себе. И поручил продумать, в каких учреждениях дополнительного образования будет проведен такой пилотный проект электронного контроля посещаемости.

Тем не менее, по мнению градоначальника, за бюджетный счет ребенок может посещать одну-две секции. А за все остальное государство платить не сможет, хотя и здесь могут быть исключения - для особо талантливых детей, чьи достижения заметны на больших сценах или соревнованиях.

struktura.jpg

РЕМОНТ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ТРЕБУЕТ 10 МЛРД. РУБЛЕЙ

Кстати, в целом отрасль культуры в Казани испытывает массу проблем – начиная от заработной платы работников, заканчивая состоянием зданий и оборудования. Средняя зарплата работников культуры – 9,2 тыс. рублей – в два с лишним раза ниже, чем в среднем по столице. Но если взять уровень заработной платы по учреждениям, картина получится еще более грустная. К примеру, зарплата библиотекарей – в среднем 5,8 тыс. рублей, а педагогов музыкальных школ – 10,5 тысяч. Средняя зарплата работников культуры в городах-миллионниках заметно выше, чем в Казани: в Екатеринбурге это 16,4 тыс. рублей, в Уфе – 14,1 тысяч.

Масса проблем связана с хроническим недофинансированием. Так, ремонт 98 муниципальных учреждений культуры в Казани требует астрономической суммы в 10 млрд. рублей.

«Износ зданий составляет 90 процентов, - сообщил журналистам Абзалов. – Эта сумма включает не только затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, но и замену оборудования».

Понятно, что столь гигантская сумма, сопоставимая с размером столичного бюджета, остается лишь в мечтах. Но важно уже постоянное и устойчивое внимание и движение в вопросах культуры.

zp.jpg

СЕЙЧАС РАНО ГОВОРИТЬ О КАКИХ-ТО КОНКРЕТНЫХ РЕШЕНИЯХ

В ЦЭСИ вчера не ответили на предложение газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировать свои расчеты, однако наша редакция готова представить взгляд его руководства на проблему. Свое видение ситуации нам высказали в министерстве культуры.

«Все несколько сложнее, чем это кажется на первый взгляд, - сказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. - Рекомендованный норматив обеспеченности дополнительным образованием детей художественно-эстетической направленности установлен на уровне 12 процентов в Российской Федерации. Естественно, что в реальности фактическое количество детей, которые занимаются в школах искусств, варьируется – где-то больше, где-то меньше. Мы переходим сегодня на нормативное подушевое финансирование и должны, соответственно, обосновывать завышение либо занижение этого показателя. Поэтому ЦЭСИ было предложено рассмотреть отдельные программы адаптации имеющейся системы к нормативному финансированию.

В Казани проблема глубже – школы художественно-эстетической направленности находятся как в ведении министерства культуры, так и в ведении министерства образования, и здесь еще вопрос, как считать этот норматив обеспеченности. Сейчас рано говорить о каких-то конкретных решениях – мы сейчас занимаемся поиском альтернативных вариантов исполнения распоряжения правительства.

Есть ведь еще один нюанс – охват кружковой деятельностью. И в силу того, что в Казани охват детей кружковой деятельностью не такой высокий, у нас в сфере культуры учреждений культурно-досугового профиля недостаточно, идет переток детей в систему дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Между тем школы искусств – одна из ступеней профессионального образования: например, музыкального или художественного… Но в этих же школах могут реализовываться другие программы, не столь углубленные, как при профессиональном обучении. И я думаю, что можно поделить услуги таким образом: на профессиональные и многопрофильные, кружкового типа. Повторю, проблема гораздо глубже, чем изменение охвата детей, и говорить, что предлагается элементарное сокращение, нельзя».