В Казани есть не менее тысячи человек, которые периодически надевают костюм и отправляются на условное поле боя В Казани есть не менее тысячи человек, которые периодически надевают костюм и отправляются на условное поле боя Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

Сувенир из ГДР и первый конвент любителей фантастики

«Игра — это инстинкт, игры заложены в нас природой, они помогают учиться», — объясняет популярность реконструкций и ролевых игр Борис Фетисов, председатель оргкомитета международного фестиваля «Зиланткон» и эксперт по играм. В Казани есть не менее тысячи человек, которые периодически надевают костюм и отправляются на условное поле боя. Популярность темы поддерживается крупными фестивалями: на «Великий Болгар» приезжают десятки тысяч зрителей, «Зиланткон» собирает по 1–1,2 тыс. участников. Реконструкторы и ролевики — два тесно сплетенных сообщества, которые невозможно рассматривать по отдельности. И те и другие создают костюмы, персонажей, атмосферу эпохи, отыгрывают быт и сюжеты. Одни и те же люди могут в один день восстанавливать подробности Куликовской битвы, на следующий — оборонять Сталинград, а на третий — погрузиться в мир магии или постапокалипсиса.


Сообщество берет свое начало из нескольких источников, существовавших на рубеже 19801990-х годов. В 1989-м в Казани появился первый военно-исторический клуб «Арсенал», который занимался воссозданием эпохи наполеоновских войн. Идею в Татарстан привез казанец Олег Бурундуков, проходивший срочную службу в воинской части в ГДР, во время которой и познакомился с немецкими реконструкторами. Параллельно на истфаке КГУ существовало отделение экспериментальной археологии, которое изучало, как устроены древние инструменты и как наши предки ими пользовались. А поклонники приключенческой литературы встречались в клубе любителей фантастики «Странники» и делали первые попытки отыгрывать любимых персонажей в жизни.

Знаковым событием для казанского сообщества стали «Хоббитские игры» 1990 года, собравшие в Красноярске поклонников творчества Джона Р.Р. Толкина и европейского Средневековья со всей страны. После фестиваля его участники захотели встретиться еще раз, не дожидаясь следующего года, и выбрали для этого Татарстан, который находится примерно на равном удалении от Москвы, Питера и Сибири. Так случился первый «Зиланткон» (название происходит от слова «зилант» — тюркская разновидность геральдического дракона, изображен на гербе Казани), который провели в «УНИКСе». Постепенно сообщество стало прирастать за счет педагогов-новаторов, стремившихся включать игры в обучающий процесс, и исполнителей авторской песни, которые быстро заняли место средневековых менестрелей.

Время шло, страну болтало, а «Зиланткон» оставался ключевым событием сообщества в Татарстане Время шло, страну болтало, а «Зиланткон» оставался ключевым событием сообщества в Татарстане Фото: mik25.livejournal.com

Время шло, страну болтало, а «Зиланткон» оставался ключевым событием сообщества в Татарстане. Ролевые игры разрастались и выходили за пределы залов, в рамках фестиваля начал проводиться рыцарский турнир «Стальной Зилант». Пиковым стал 2007 год, когда в ДК им. Ленина в Авиастроительном районе Казани собрались 3,5 тыс. человек. А в 2015-м появился собственный фестиваль у татарстанских любителей исторического средневекового боя (ИСБ) «Великий Болгар» — до этого им приходилось выезжать в другие регионы. Вскоре к ним присоединились и реконструкторы Средневековья.

Участники ролевых игр уделяют много внимания антуражу, актерскому мастерству, и чуть в меньшей степени внешнему облику — тут нет жестких требований по достоверности и аутентичности костюма Участники ролевых игр уделяют много внимания антуражу, актерскому мастерству и чуть в меньшей степени внешнему облику — тут нет жестких требований по достоверности и аутентичности костюма Фото: vk.com/club777298

Что такое ролевые игры?

Чтобы объяснить феномен ролевых (сюжетных, полигонных) игр, обратимся к знакомым обывателю аналогам. Например, популярная на вечеринках игра «Мафия» — примитивный вариант ролевой игры. Однако в ней есть всего два сюжетных действия (выстрел, голосование) и только два варианта исхода — мафия либо побеждает, либо нет. В компьютерных играх жанра RPG (role play game) сюжет обычно более разветвлен, антураж подробно прорисован, игрок всегда в роли главного героя, однако сценарий все равно предопределен и не предусматривает отклонений по воле играющего.

В ролевых играх вселенную и сценарий создает ведущий (мастер), который непосредственно принимает участие в игровом процессе, поэтому любой шаг ее участника может воздействовать на дальнейшее развитие сюжета. «Компьютерные ролевые игры не заменят игры с живыми людьми до тех пор, пока искусственный интеллект не пройдет тест Тьюринга», — говорит Фетисов. Помимо сюжетных рамок, у игр есть физические границы, которые определяются в начале мероприятия: это может быть поверхность стола, пространство комнаты или участок земли на природе. Игра происходит только внутри полигона.

Как проходит ролевая игра? В корне механизм напоминает настольные ролевые игры, когда персонажи, шаги и сюжет определены карточками, игральными кубиками и полем. Например, в сериале «Очень странные дела» и многих других фильмах подробно показывают процесс игры в Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»). Мастер раздает участникам заранее описанные роли, а затем дает вводную часть истории: где происходит приключение, какие у него предпосылки и какая главная задача (квест). Отталкиваясь от заданной картины, игроки по очереди делают ходы, заявляя какие-либо действия, двигающие сюжет: заговорить с другим героем, отправиться в путь, применить какую-то вещь или магию. Мастер наблюдает за ходом игры, при необходимости комментирует, вводит новых персонажей, оценивает действия, задает темп игры.

Самые популярные темы для ролевых игр — это классика фантастической литературы: «Властелин колец» Толкина и «Кольцо тьмы» Ника Перумова, «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, «Ведьмак» Анджея Сапковского, легенды о короле Артуре и т. д. Каждая из этих вселенных подробно описана, что позволяет мастерам создавать сюжеты и персонажей, живущих за пределами событий, происходящих в каноне. Разработка одной такой игры может занимать до года, группа организаторов в среднем составляет 10 человек, а на полигоне в итоге собираются по 300 игроков.

Участники ролевых игр уделяют много внимания антуражу, актерскому мастерству и чуть в меньшей степени внешнему облику — тут нет жестких требований по достоверности и аутентичности костюма. Немного в стороне стоят исторические ролевые игры, антураж которых основан на реальности, а сюжет строится вокруг ключевых исторических событий или эпох. В таких случаях допускается и условный костюм, просто напоминающий выбранный исторический период, без дословного повторения.

Любопытно, что термин «толкинисты» привязался к ролевикам случайно. На самом деле он означает филолога, занимающегося изучением работ Толкина, как, например, пушкинисты изучают произведения Александра Сергеевича, а медиевисты — средневековую историю и литературу. Как рассказывает Фетисов, когда сообщество только стало набирать популярность, потребовалось рассказать широкой публике о том, чем оно занимается. Для этого ролевики делегировали для общения с прессой соратников, которые обладают какими-либо регалиями, — ими как раз оказались авторы научных работ по творчеству Толкина, толкинисты.

В своей основе ролевые игры несут не только развлекательную, но также образовательную и воспитательную функции. Участие в них позволяет получить опыт и смоделировать ситуации, которые по тем или иным причинам недоступны человеку в обычной жизни: сыграть разбойника или лорда и тут же столкнуться с последствиями своих решений. В игре формируются навыки действий в стрессовых ситуациях, управлении людьми и предприятиями. Такой формат уже давно вышел за пределы игровых площадок и частично применяется в корпоративном образовании такими солидными организациями, как РЖД, ВШЭ, «Уралкалий», СИБУР, школа управления «Сколково» и др.

Реконструкция дает не только возможность пощеголять в историческом костюме или помахать мечом, но и найти новое хобби Реконструкция дает возможность не только пощеголять в историческом костюме или помахать мечом, но и найти новое хобби Фото: Евгений Жура

Средневековый спорт и труднодоступные материалы

Реконструкция — более распространенный и понятный обывателю термин. Чаще всего его слышат в контексте воссоздания битв по случаю одного из дней воинской славы России: Куликово поле, Бородино, Сталинградская битва и т. д. Однако деятельность реконструкторов не ограничивается реконструкцией военных действий, а распространяется на все детали быта исторической эпохи: оружие, доспехи, одежда, украшения, посуда, игрушки, музыка, танцы, блюда.

Занятия реконструкцией начинаются с изучения выбранного исторического периода, а первым шагом обычно становится создание костюма. Затем идет выбор занятия — реконструкция дает возможность не только пощеголять в историческом костюме или помахать мечом, но и найти новое хобби. Каждый реконструктор выбирает свое направление: изучает литературу с описанием обычаев того времени; осваивает прикладное ремесло (шитье, керамика, литейное, кузнечное дело); обрабатывает старинные нотные записи и создает музыку на их основе; разбирается в кулинарных рецептах и пытается воссоздать блюда с теми же продуктами и технологиями, которые были доступны предыдущим поколениям.

Ключевое в занятиях реконструкцией — интерес к истории, а на выбор эпохи влияет доступность свойственных для нее предметов и материалов. По этой причине, например, среди реконструкторов особенно популярно раннее Средневековье (например эпоха викингов, VIII–XI века). Одежду простого кроя или примитивные доспехи может изготовить человек даже без особых навыков портного и кузнеца. Благодаря этому фестивали, посвященные Средним векам, наиболее распространены.

Чем ближе к нам историческая эпоха, тем сложнее задача. Если луки и мечи еще можно сделать в кустарных условиях, то муляжи огнестрельного оружия невозможно изготовить вручную. В костюмах требуется соблюдать правильные крой, шов, состав ткани, а иногда даже ее плетение. Так, на отдельные исторические балы могут не пустить в платье из синтетики, а за специфической тканью на гимнастерки времен Великой Отечественной войны придется погоняться — ее давно сняли с производства и современных аналогов не существует.

Второе по популярности направление реконструкции — эпоха крестовых походов и позднего Средневековья (XI–XV века). И дело не только в блестящих доспехах и романтике рыцарства: людей привлекает спортивная сторона вопроса. Во-первых, требуется серьезная физическая подготовка, чтобы носить на себе броню весом от 10 килограммов. Во-вторых, исторический средневековый бой (ИСБ) имеет много общего с классическими единоборствами, отмечает тренер школы ИСБ и боец MMA Марат Абдуллин (он с компанией друзей присоединился к движению реконструкторов недавно как раз с желанием испытать себя в новом виде спорта).

На данный момент ИСБ является полноценной спортивной дисциплиной со своим сводом правил и регламентом турниров, хоть и не числится во всероссийском реестре видов спорта. От фехтования (как олимпийского вида спорта) ИСБ отличается, в частности, тем, что запрещены колющие удары, нельзя бить по основанию шеи, ступням, задней поверхности колен и в пах. Исход поединка определяется судьей, а не автоматизированной системой, а главная цель — повалить соперника на землю. Существует международный чемпионат по ИСБ «Битва наций», в котором сборная России на протяжении 10 лет — абсолютный лидер медального зачета. Подготовкой спортсменов и развитием движения занимается федерация ИСБ России, в Татарстане у нее есть отделение, возглавляемое Артемом Куртымовым. Тренировки проходят в школе ИСБ, которая недавно возобновила работу на территории «Ак Барс Арены». На российские чемпионаты спортсмены от РТ выезжают в составе казанского отделения клуба «Нюрнберг», одним из руководителей которого является Игорь Парамыгин.

Кроме ИСБ, на фестивалях проводятся турниры по историческому фехтованию (historical european martial arts, HEMA) и раннему Средневековью — в них игроки стремятся просто попасть по корпусу противника, а не сбить его с ног. Здесь применяются облегченные доспехи, иногда просто из плотной кожи, а вместо мечей могут быть рапиры или копья.

«Мы страйкбольный танк сделали. У него пушка есть»: как устроен мир военно-тактических игр Татарстана

Мероприятия реконструкторов делятся на два типа: те, на которых можно погрузиться в историческую эпоху, и те, где поминутно воссоздают ключевые события истории Мероприятия реконструкторов делятся на два типа: те, на которых можно погрузиться в историческую эпоху, и те, где поминутно воссоздают ключевые события истории Фото: vk.com/club777298

«Когда есть зрители, ощущения не те»

Мероприятия реконструкторов делятся на два типа: те, на которых можно погрузиться в историческую эпоху, и те, где поминутно воссоздают ключевые события истории. Вторые зачастую выполняют функцию военно-патриотического воспитания, поэтому стали особенно востребованы в течение последнего года. Кроме того, есть деление на открытые и закрытые мероприятия. На открытые продаются билеты и допускаются зрители, на закрытые можно попасть только при наличии костюма, соответствующего заданной эпохе. «Лично у меня в приоритете закрытые фестивали, — делится Евгений Пигеняшкин, руководитель ВИК „Варяг“. — Когда есть зрители, ощущения не те». Закрытые фестивали проводятся на дружеской основе, реконструкторы — опытные туристы и довольствуются бытом в палаточном лагере, поэтому зачастую на таких мероприятиях даже нет оргвзносов.

Из действующих российских фестивалей, посвященных реконструкции, эксперты «БИЗНЕС Online» выделили «Русборг» в Липецкой области, «Поле Куликово» в Тульской, «День Бородино» в Московской, «Былинный берег» в Тверской, реконструкцию советского контрнаступления под Сталинградом в 1942 году. Еще два московских мероприятия — «Тысяча мечей», «Времена и эпохи» — на данный момент не проводятся. Кроме того, в 2022-м закрылся татарстанский фестиваль «Великий Болгар». Объявление о том, что он проводится в последний раз, застало врасплох участников и зрителей, собравшихся перед главной сценой в первый день фестиваля. В сообществе поговаривают, что причиной такого решения стал бизнес-конфликт вокруг порядка проведения тендера на организацию фестиваля по заказу Болгарского музея-заповедника. Ранее «Великий Болгар» проводила команда Алексея Кокурина, однако вскоре его вынудили работать на условиях субподряда. В 2022 году это стало совсем невыгодно, и фестиваль было решено закрыть.

Сам Кокурин, комментируя эту версию в разговоре с «БИЗНЕС Online», сослался на сочетание разных сторонних факторов. Например, к работе над фестивалем его команда приступила всего за три недели, т. к. было неясно, кто в итоге станет исполнителем. «Удивительная ситуация: притом что являешься автором фестиваля, не знать, ты его будешь делать или не ты», — говорит организатор. При этом он обнадежил, что следующим летом фестиваль обязательно состоится уже под новым названием и на новом месте.

Главные лица сообщества

Борис Фетисов — председатель оргкомитета фестиваля «Зиланткон».

Участвует в организации фестиваля практически с самого начала, а последние 20 лет руководит процессом. Является крупным экспертом по разработке игр, в том числе для корпоративных клиентов, а также бизнес-консультантом.

Алексей Кокурин — директор event-агентства «Путешествие в прошлое».

Был руководителем команды, которая проводила фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» в Спасском районе. Занимается развитием движения в Зеленодольске, Нижнекамске и Набережных Челнах.

Артем Куртымов — председатель отделения ОФСОО ИСБ России в РТ.

Занимается воспитанием нового поколения реконструкторов и ролевиков: летом проводит палаточный лагерь «Новые горизонты», а зимой учит детей сражаться на мягких мечах в школе ИСБ.

Владислав Хабаров — заведующий отделом научной реконструкции Нацмузея РТ, руководитель ВИК «Витязь».

«Я сам себе придумал профессию», — смеется Хабаров, рассказывая о своем профессиональном пути, начавшемся с экспериментальной археологии. Благодаря ему на базе Нацмузея появилась реконструкторская мастерская, а в республике проводятся массовые зрелищные постановки по боям Гражданской войны и ВОВ.

Евгений Пигеняшкин — руководитель ВИК «Варяг».

Пигеняшкин — реконструктор Средневековья, а также XVII века, организатор исторических ролевых игр. В его арсенале — игры по русскому Средневековью (X–XIII века), временам Людовика XIV, Гражданской войне после Октябрьской революции, гуситским войнам и т. д.

За 30 с лишним лет движение обросло мастерскими разного профиля. Одним из самых востребованных мастеров по изготовлению доспехов в Татарстане эксперты называют Эдуарда Шайхутдинова (мастерская Fay). По словам собеседников «БИЗНЕС Online», хотя реконструкция — недешевое хобби, но VIP-персон на своих мероприятиях они не встречают. Из имен на слуху нам назвали экс-директора Казанского цирка Рамиля Шарифуллина, а в клубе ИСБ корреспондент встретил совладельца Big Twin Arena Григория Корнилова.

В 2022 году участие в четырехдневном «Зилантконе» стоило 3 тыс. рублей В 2022 году участие в четырехдневном «Зилантконе» стоило 3 тыс. рублей Фото: mik25.livejournal.com

Сколько стоит заниматься реконструкцией и ролевыми играми?

Экономическая сторона занятий реконструкцией и ролевыми играми очень неоднородная. Однозначно можно говорить только о стоимости снаряжения, т. к. оно определяется ценами на материалы и работу. Летний костюм средневекового простолюдина можно собрать за 5–7 тыс. рублей (еще меньше — если сшить самому), а полный набор рыцарских доспехов с мечом обходится в среднем в 100 тыс. рублей. Чем высокороднее персонаж, тем дороже элементы его образа: доходит до натуральных мехов и драгоценных камней. Муляж огнестрельного оружия для реконструкции более поздних войн обойдется в 30–50 тыс. рублей, а один холостой выстрел стоит в среднем 50 рублей. Плюс расходы на аутентичный антураж (посуда, сумки, мебель) и туристическое снаряжение для лагерной жизни.

Стоимость конкретной сессии ролевой игры определяется мастером в зависимости от того, сколько сил он затратил на ее разработку и создание антуража. Например, исторические ролевые игры, которые разрабатываются иногда по году, обходятся участникам в среднем по 2 тыс. рублей за двое суток.

Сбор за участие в фестивале зависит от срока, масштаба, приглашенных звезд. Например, в 2022 году участие в четырехдневном «Зилантконе» стоило 3 тыс. рублей. К тому же, если фестиваль в другом городе, бо́льшую часть расходов составляет транспорт. Организаторы же зачастую НКО и не стремятся получить прибыль, а взносов участников хватает только на покрытие расходов. «В одни годы мы оставались в плюсе, в другие — улетали в минус. Когда был плюс, покупали полезное для конвента или издавали книгу. Когда был минус, приходилось закрывать его из своего кармана», — делится опытом Фетисов. При этом с бюджетным финансированием и спонсорами он предпочитает не связываться: по его словам, это накладывает лишние обязательства.

Хабаров работает в Национальном музее РТ и активно сотрудничает с министерством молодежи республики, а также с администрациями районов, которые не прочь вложиться в «патриотические» мероприятия. Наш собеседник отмечает, что сейчас особенно востребована тема Великой Отечественной войны. Однако фестиваль, посвященный этому историческому периоду, с учетом пиротехники и патронов стоит не менее 500 тыс. рублей. «Всем администрациям районов хочется, чтобы на их земле произошло такое мероприятие. Но, как узнают расценки, хватаются за голову», — рассказывает руководитель ВИК «Витязь».

В ситуации, возникшей после начала СВО. организаторы ролевых игр усматривают в них дополнительную пользу — игры необходимы для психологической разгрузки В ситуации, возникшей после начала СВО, организаторы ролевых игр усматривают в них дополнительную пользу — игры необходимы для психологической разгрузки Фото: vk.com/club777298

Зачем приходят в ролевые игры и реконструкцию?

Чаще всего люди начинают интересоваться этим хобби в подростковый период — Фетисов даже выделяет конкретный возраст, с 11–12 лет. В это время дети начинают осознанно примерять разнообразные роли, проверять границы допустимого, искать способы самовыражения и сообщества, в которых они могли бы почувствовать себя среди своих. Чаще всего это люди, зачитывающиеся приключенческой литературой, а определиться с направлением хобби детям помогают смены в лагерях «Новые горизонты» и «Археос». Взрослые участники сообщества приходят из зрелого интереса к истории или спорту, а на фестивали приезжают вместе с семьями.

Если реконструкторы встречают понимание у обывателя, то ролевики сталкиваются с неодобрением своего хобби. «Нас часто подозревали в том, что мы секта. Последняя претендует на всего человека целиком — на его время, мысли, имущество. Сектант не может думать ни о чем другом, — напоминает Фетисов. — Игра же занимает лишь малую долю времени ролевика, к тому же предлагает совершенно разные сюжеты и миры, расширяет кругозор. В ролевое сообщество, в игру можно войти, а главное — выйти без социальных последствий». Другая претензия к ролевым играм — обвинение в эскапизме, попытке избежать реальности и ответственности за свою жизнь. «Как у любого процесса, у игры есть начало и конец, это обязательное условие. Мастер должен не только ввести в игру, но и вывести из нее», — подчеркивает Фетисов заботу о психологической безопасности. В ситуации, возникшей после начала СВО, организаторы ролевых игр усматривают в них дополнительную пользу — игры необходимы для психологической разгрузки. «У нас были сомнения, проводить ли фестиваль в этом году. Но мы решили, что в сложные времена должны быть места, где люди могут на краткий миг отойти от актуальной проблематики и посвятить время собственным интересам. Конвенту 32 года, и такие традиции нельзя прерывать», — рассказывает Фетисов.

Но есть и те, для кого участие в военных реконструкциях — это знакомство с боевой реальностью или, возможно, подготовка к ней. «Изначально девиз реконструкторского движения звучал — „Тропою минувших войн к миру“. Но с 24 февраля люди стали задумываться: если занимаешься реконструкцией военного дела, почему бы не поехать в Донбасс?» — рассказывает один из собеседников «БИЗНЕС Online».

Однако официально организаторы фестивалей военной реконструкции отрицают саму возможность их использования в качестве тренировочного полигона для участия в реальных военных действиях. Да, среди участников сообщества не редкость ветераны боевых действий, которые приходят в игру за атмосферой братства и взаимоподдержки. «Но такие люди меньше всего хотят снова оказаться в бою. Занимаясь реконструкцией, мы не тренируем для участия в военных действиях, наши мероприятия больше похожи на спектакли», — подчеркивает Хабаров.

Подготовка и участие в реконструкциях несопоставимы с реальной воинской службой, поэтому не являются преимуществом в современном бою. «Если ты попытаешься воевать на Украине по уставам 1812 года, тебя сразу убьют», — добавляет эксперт. Однако, по его словам, добровольцам и мобилизованным из числа реконструкторов очень помогают навыки жизни в полевых условиях, которые получаешь в ходе военных реконструкций. Кроме того, члены клубов реконструкторов организуют сбор гуманитарной помощи для своих коллег — вчерашних рыцарей и лучников, оказавшихся участниками реальных боевых действий.