055.jpg

Рамиль Юнусов призвал верующих к спокойствию: «Если мы хотим решить проблему в положительном ключе, то прошу выслушать муфтия». Зал успокоился, правда кто-то выкрикнул: «Нет Шаху Али!»

ПИКЕТ НЕ ПОТРЕБОВАЛСЯ

До сегодняшнего дня молельный зал мечети «Кул Шариф» к началу пятничного богослужения заполнялся лишь наполовину, но сегодня он был заполнен до отказа. По-другому быть и не могло: именно сегодня должна была решиться судьба одного из кумиров мусульманской молодежи Татарстана и предстоятеля крупнейшей мечети Татарстана Рамиля Юнусова.

Напомним, что во вторник популярный имам, семь лет руководивший коллективными молитвами в «Кул Шарифе», приказом действующего муфтия РТ Илдуса Файзова был неожиданно смещен с поста имам-хатыйба, прием, сделано это был в жесткой форме (где-то даже унизительной). Глава ДУМ назначил его своим… помощником, а пост имам -хатыйба Кул-Шарифа закрепил за собой. Решение вызвало протест не только у свергнутого имама, но самое главное - бурю негодования у поклонников Рамиля Юнусова, которые, как можно было убедиться сегодня в «Кул-Шарифе», весьма многочисленны – прихожан было не менее тысячи (!) человек. Не каждая партия сегодня имеет столько сторонников, сколько этот относительно молодой имам.

Еще в среду прихожане стали собирать подписи в его поддержку, а сегодня участники татарского молодежного движения «Азатлык» планировали даже организовать акцию протеста в поддержку попавшего в опалу имама. Но, как стало ясно, этого не потребуется. Не обошлось и без высших эшелонов власти, как станет ясно позже. Но обо всем по порядку.

011.jpg
Имам мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Галиуллин предложил муфтию досрочно сложить полномочия, как не оправдавший доверия

В ОТСТАВКУ ЗА ЦЕНЗУРУ?

Прежде, чем в мечети «Кул Шариф» раздалась призыв к молитве - азан, у микрофона появилась фигура Габдуллы хазрата Галиуллина, имама мечети «Нурулла». Он с разрешения присутствующих начал зачитывать обращение к республиканским властям.

Хазрат, заслуживший славу непримиримого оппозиционера и в 90-е возглавлявший ДУМ РТ, начал по пунктам зачитывать ошибки действующего муфтия Илдуса Файзова.

В частности, в вину действующему председателю ДУМ было поставлено сокращение числа студентов в альметьевском и нижнекамском медресе. «Это приведет к оттоку студентов в подполье или в зарубежные учебные заведения. Ограничен прием иностранных граждан для преподавания в религиозных учебных заведениях, - зачитывал хазрат. - Последнее может привести к межнациональному напряжению».

Среди других «грехов» муфтия оппозиционер назвал продажу в другие регионы квот выделенных для поездки татарстанских паломников в хадж. «При правлении нынешнего муфтия происходят взрывы в районах РТ (речь, видимо, шла о недавнем событии в Высокогорском районеред.). Действующим руководством запрещены нравственные книги, которые предписывают терпимость и правильное понимание ислама, в том числе Идриса Галяутдинова, Рамиля Юнусова. Такого внутреннего межконфессионального противостояния не было с 90-х годов!» - заявил Габдулла Галиуллин, который, кстати, и был одной из раздражающих и противоречивых фигур середины 90-х…

Далее следовал вывод: если нынешний состав ДУМ не может обеспечить спокойную жизнь татарстанцев, то значит, муфтий не оправдал доверие и должен досрочно сложить полномочия. Галиуллин тут же поставил вопрос на голосование. Большая часть зала (состоящая, скорее всего, из сторонников Юнусова) одобрительно загудела и подняла руки «за».

044.jpg
Имама должна выбирать община: «Ставим на голосование, чтобы первым и главным имамом «Кул Шариф» стал Рамиль Юнусов!»

«ПРОБЛЕМЫ НЕ БЫЛО»

Далее начались основные события.

Зал мечети был переполнен, и когда вошли Рамиль Юнусов в сопровождении председателя ДУМ РТ Илдуса Файзова, то верующих попросили расступиться и пропустить имамов вперед. «Позор Файзову!» - послышался возглас из толпы в спину проходившему муфтию.

Рамиль Юнусов тут же предложил не затягивать вопрос и передал слово муфтию, чтобы разрешить интригу. Не успел председатель ДУМ РТ произнести первые слова, как в зале послышались выкрики «Позор!», «Пошел вон!», верующие начали хлопать, не давая Ильдусу Файзову начать речь.

Рамиль Юнусов, несколько удивленный такой реакцией, призвал верующих к спокойствию.

«Если мы хотим решить проблему в положительном ключе, а она решена положительном ключе, то прошу от вас выслушать муфтия», - досрочно раскрыл интригу сам опальный хазрат. Зал успокоился, правда кто-то выкрикнул: «Нет Шаху Али!» (полузабытый призыв татарской молодежи из 90-х: имя одного из казанских ханов было синонимом слова «предатель»).

«Путь Аллах сохранит нас от шайтана, побиваемого камнями, именем Аллаха Милостивого и Милосердного! На самом деле проблемы никакой не было. Но мечеть «Кул Шариф» считается музеем, поэтому здешние имамы не считались имамами. Мечеть не была передана под юрисдикцию ДУМ. В 2005 году благодаря работе здешних имамов, включая Рамиля хазрата, начала проводится пятничная молитва, а затем и пятикратный намаз, - начал объяснять предысторию вопроса Илдус Файзов. - Но не было регламента, и работа имамов была с формальной точки зрения нелегитимной. Мы поднимали этот вопрос и призывали подписать соглашение. Нам помогли, мы подготовили договор и подписали его с заповедником, фондом «Кул Шариф» и ДУМ РТ. Это и воля нашего президента. Мечеть передана нам, и все религиозные обряды будут проводиться. Согласно уставу ДУМ РТ муфтий - это главный имам в каждой мечети. Поэтому после этого соглашения мы определили имамов. До регистрации общины я подписал документы о том, что в Кул Шариф два имама - один муфтий, а второй - Рамиль Юнус».

066.jpg
Лес рук «за». «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!» - громко повторяли прихожане

«НАРОД ЗА МЕНЯ, ЗАФИКСИРУЙТЕ В ПРОТОКОЛЕ!»

Тут из зала встал Габдулла Галиуллин, который заявил, что имама должна выбирать община. «Поэтому ставим на голосование, чтобы первым и главным имамом «Кул Шариф» стал Рамиль Юнусов!» - потребовал имам. И снова появился целый лес рук «за». «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!» - начали громко повторять прихожане.

И уже как народно избранный имам Рамиль Юнусов поднялся на минбар (трибуну) и приступил к пятничной проповеди.

«Да ниспошлет Всевышний на наши города и селения благодать и спокойствие, да распространит он свет веры. Сейчас наш народ выходит из пьянства, безбожия и язычества в единобожие. В мечетях 80% молодежи не пьет, не наркоманы, не прелюбодействуют, они на истинном пути, - начал читать проповедь имам. - Если мы, духовенство, будем разделяться на три-четыре стороны, то наша молодежь, умма разделится на 90 групп. Мы согласились, если мы останемся имамами «Кул Шарифа», то будем работать с ДУМ вместе. Поэтому я готов работать с муфтием, если я останусь имамом здесь. Спасибо Аллаху, мы достигли такого состояния. Ваши молитвы, ваши ночные намазы, молитвы слепых бабушек… были услышаны».

Далее Рамиль Юнусов немного раскрыл немного завесу тайны – того, как вопрос о сохранении за ним должности имама мечети «Кул Шариф» стал предметом рассмотрения татарстанскими властями.

077.jpg
Спустя час после пятничной проповеди на сайте ДУМ появился новый приказ - «назначить имамом мечети «Кул Шариф» Рамиля хазрата Юнусова»

«Спасибо президенту, правительству. Они приложили усилия, чтобы я остался. Хочу сказать, в сохранении за мной должности имама есть и ваша заслуга. Ильдуса хазрата мы признаем как муфтия. Когда он будет приходить в «Кул Шариф», то будет читать пятничную проповедь и руководить намазом. Хватит раскачивать эту лодку духовности. Вопрос об имаме решен. Думаю, что на этом должны быть закончены все игры: и словесные, и бумажные игры. Главный, первый, четвертый имам… Слово мужчины - оно нерушимо, сказал и сделал. Давайте не будем поднимать другие вопросы. Я верю в слово мужчин, мусульман. Вы проголосовали за меня и 100% голосов отдали мне. Всем спасибо. Этот результат мы зафиксируем в протоколе, - заявил Юнусов и тут же оговорился. - Мы будем работать с муфтием, но приказа у меня нет на руках, пока все договоренности на словах. Завтра, надеюсь, не будет других мыслей и не отменят».

В ДУМ среагировали быстро - спустя час после пятничной проповеди на сайте управления появился новый приказ, который состоял всего из одной строчки - «назначить имамом мечети «Кул Шариф» Рамиля хазрата Юнусова».

В общем, скандал недели в мусульманской умме Татарстана, связанный с изгнанием из «Кул Шарифа» Рамиля Юнусова и грозящий перерасти в серьезную заварушку с непредсказуемыми последствиями, был погашен очень быстро. Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», основным мотивом стала несвоевременность данного события – республика и так ввергнута в серьезный политический кризис, связанный с отставкой Асгата Сафарова. А тут такое… Отмашку на обратную рокировку дал президент Татарстана (с которым, говорят, не согласовали «кремлевский переворот»). Об этом говорят наши источники, это же, впрочем, путано, но однозначно публике и подтвердил сам Рамиль Юнусов.

Пламя раздора погашено, но его угли тлеют, готовые разгореться в любую минуту. При всем уважении к новому муфтию Татарстана данный инцендент нельзя не признать его серьезным просчетом. Еще больший политический просчет допустили те, с кем он согласовывал это решение. Это уже очевидно. Подставили и муфтия, и в определенной мере - самого президента…

В сухом остатке – поселившаяся тревога: а не рванет ли что завтра у нас снова?

088.jpg
Скандал в мусульманской умме Татарстана, грозящий перерасти в серьезную заварушку с непредсказуемыми последствиями, был погашен

«ВЕСЬ СЫР-БОР ИЗ-ЗА НЕПРАВИЛЬНОЙ ТРАКТОВКИ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить произошедшие события.

Марат Гатин, начальник управления президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями:

- Все началось с подписания соглашения между ДУМ РТ, музеем-заповедником и общественным фондом, которое разграничивало полномочия каждого из сторон. Тогда и было прописано, что духовная часть закрепляется за ДУМ РТ, и оно в дальнейшем будет назначать священнослужителей.

Сегодня в ажиотаже вокруг этого документа была поставлена точка, и Ильдус хазрат Файзов своим приказом назначил Рамиля хазрата имамом. По уставу ДУМ РТ, Ильдус хазрат на момент пребывания в любой из мечетей Татарстана, в том числе и в «Кул Шарифе», исполняет обязанности имама. Другие имамы отходят на второй план, когда в мечети муфтий.

Считаю, что сегодняшнее подписание приказа Файзовым было логичным. А весь сыр-бор пошел из-за изначальной неверной трактовки действий ДУМ РТ. Сегодня в этом вопросе была поставлена точка.

101.jpg
В сухом остатке – поселившаяся тревога: а не рванет ли что завтра у нас снова?

Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета

- С одной стороны правовая коллизия устранена, и мечеть перешла под юрисдикцию ДУМ РТ. Что касается противостояния вокруг «Кул Шариф», то были две позиции, и сейчас найден некий компромисс. Но с позиции того, как что Духовное управления мусульман РТ хотело выстроить единую систему, достигло ли оно своих целей, то даже затрудняюсь оценить…

Рустам хазрат Батров, председатель совета улемов РТ:

- Мне кажется достаточно абсурдной эта ситуация. Сегодня «Кул Шариф» – это часть музея-заповедника, это светское учреждение. В нем служат не имамы, а светские работники. «Кул Шариф» в свое время строили как музей, и это было частью осторожной, взвешенной политики Шаймиева. В свое время это было уместно. Но сейчас мы получаем ситуацию, когда мусульмане полностью отстранены от решения внутренних вопросов, связанных с главным храмом мусульманской общины Татарстана. И ситуация, когда нет имамов, а есть только музейные работники, которые назначаются светской властью, и когда мусульмане вообще не принимают никаких решений, кажется мне неправильной. Поэтому Ильдус Файзов инициировал и подписание договора с музеем-заповедником, по которому внутренняя богослужебная религиозная составляющая деятельности «Кул Шарифа» будет находиться в ведении ДУМ РТ. Так и должно быть. Для меня всегда это было унизительно: читаем намаз у музейного работника. Я считаю, что Рамиль хазрат достоин большего ранга и уважения. Он имам по факту, а не музейный работник.

Те спекуляции, которые пошли по поводу того, что Рамиля хазрата смещают, это все неправда. Его изначально никто и не убирал. Он как был заместителем директора музея-заповедника Рамиля Хайрутдинова, так им и остается. Он как имел возможность нести проповедь людям, так это у него и остается. Я считаю, что для него важно доносить до людей свет учения, свет Корана, и он будет продолжать это делать.

То, что поменялся юридический статус мечети, это большой плюс. Я на эту ситуацию смотрю не с точки зрения кадровых перестановок, хотя согласен с тем, что глава мусульман республики должен быть главным имам-хатыбом соборной мечети общины. Это мировая практика.

Нынешнее изменение нужно смотреть не сквозь призму персоналий, а с точки зрения того, что сегодня мусульмане празднуют небольшую победу, потому что если раньше они были отстранены от принятия решений по религиозным вопросам, то сейчас религиозная составляющая «Кул Шарифа» принадлежит мусульманам, что очень важно.

Если кто-то думает, что Рамиль хазрат готов проводить свое служение будучи только на первых ролях, то мне кажется, он наносит ему глубокое оскорбление. Это духовный человек, а по исламу запрещено стремиться к религиозным должностям. Важно то, что ты делаешь, а не то, какой пост занимаешь. Думаю, для него самого не принципиально, первым быть человеком или вторым. Теперь статус Рамиля хазрата возрастает с музейного работника до имама, - того, кем его знают мусульмане.

Идрис хазрат Галяутдин, имам челнинской мечети «Тауба»:

- Рамиль хазрат – очень хороший человек, я его давно знаю. Я сам учился с ним в одно время. Я сам как проповедник слушаю его и удивляюсь, очень радуюсь, когда он говорит проповеди. Меня тоже, например, хотели в прошлом году снять с должности, но общественность за меня заступилась. Имама выбирает общество, простые люди. Если общество его выбрало, то зачем его нужно снимать?

Андрей Кузьмин, глава пресс-службы президента РТ сообщил, что назначение приказом Рамиля хазрата имамом мечети Кул Шариф – внутренняя кухня мусульманской общины, которую президент никак не комментирует.