О том, что министерство финансов РФ предлагает ввести минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки, включая пиво и тихие вина, в среду сообщили «Известия» О том, что министерство финансов РФ предлагает ввести минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки, включая пиво и тихие вина, в среду сообщили «Известия» Фото: Евгений Разумный / «Ведомости» / ТАСС

Минфин резко поменял позицию по минимальным ценам на пиво

О том, что министерство финансов РФ предлагает ввести минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки, включая пиво и тихие вина, в среду сообщили «Известия». «Предлагаем расширить практику применения МРЦ, то есть дать правительству право устанавливать такой минимум на все виды алкогольной продукции, в том числе на тихие вина и пиво», — заявил изданию замруководителя ведомства Алексей Сазанов. При этом чиновник подчеркнул, что окончательное решение должно принимать правительство — «в зависимости от ситуации». Несмотря на эту осторожную формулировку, вопрос, кажется, выглядит решенным.

В настоящее время в России действуют МРЦ на крепкие напитки — водку, коньяк, виски и др., а также на игристые вина и шампанские. Причем этот показатель нефиксированный и может меняться. Так, в начале октября минфин предложил поднять МРЦ на игристое вино сразу в 1,5 раза — с 169 рублей за 0,75 л до 239 рублей. Притом что актуальная МРЦ должна была действовать до 31 декабря 2026-го. В начале года были повышены минимальные цены на водку — 261 рубль за 0,5 л, бренди — 348 рублей, коньяк — 480 рублей. Впервые минимальная розничная цена появилась в 2009-м. Она рассчитывается, исходя из нескольких факторов, включая себестоимость напитка и наценки при отгрузке. Вводили МРЦ под флагом борьбы с серым рынком.

Что интересно, еще в начале года у минфина была прямо противоположная позиция. На совещании в Совете Федерации в январе представители этого ведомства, а также минпромторга и минэкономразвития прямо говорили, что вводить МРЦ на пиво преждевременно. «Как это (введение МРЦ — прим. ред.) может повлиять на качественную продукцию и поставить барьер некачественной — совершенно непонятно. Нет таких подтверждений реальных, тем более научных. Сейчас достаточно непростая, как все мы знаем, ценовая ситуация на потребительском рынке, поэтому мы сегодня склонны не совершать никаких поступков, действий или даже высказываний, которые могут эту ситуацию дестабилизировать», — отмечал директор департамента развития внутренней торговли минпромторга РФ Никита Кузнецов.

Так что же поменялось? Не исключено, что нынешний ход минфина — попытка смягчить пивоваров, возмущенных на фоне грядущего введения маркировки. О том, что с апреля 2023 года всех производителей пива в России могут обязать наносить на продукцию маркировку в системе «Честный знак», «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в середине ноября. Последствия от маркировки для производителей и потребителей могут быть катастрофическими, предупреждал председатель совета союза российских пивоваров Даниил Бриман и убеждал, что контрафакта на рынке нет, потому что производство не спрячешь в гараже и подвале. Опрошенные участники рынка прогнозировали рост цен на продукцию из-за введения новой системы. В правительстве РФ в ответ на претензии подчеркивали, что доля незаконного оборота пивной продукции выросла с 11,3% в 2019-м до 16,6% в 2021-м и при таком уровне потери бюджета оцениваются в размере до 30 млрд рублей в год.

О том, что с апреля 2023 года всех производителей пива в России могут обязать наносить на продукцию маркировку в системе «Честный знак», «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в середине ноября О том, что с апреля 2023 года всех производителей пива в России могут обязать наносить на продукцию маркировку в системе «Честный знак», «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал в середине ноября Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан достучался до Москвы?

Одним из главных лоббистов нижнего порога цен на пенный напиток, безусловно, является Татарстан. Еще в сентябре 2018 года Госалкогольинспекция республики направляла в Росалкогольрегулирование предложение по установлению минимальной стоимости литра пива на уровне 70 рублей. «У нас есть расчет, исходя из которого, пиво не может стоить меньше 70 рублей за литр с учетом оплаченного акциза, а сейчас литр пива можно купить и за 40 рублей, и за 50», — поясняли в ведомстве. С аналогичным предложением минфин РТ обращался к своим федеральным коллегам. Не дождавшись реакции, члены НКО «Пивная ассоциация Республики Татарстан» (ПАРТ) запустили в республике эксперимент. Члены организации — 16 компаний, контролирующих 70% местного рынка пива, — договорились самостоятельно установить минимальные цены, ниже которых продукция продаваться не может. Предварительно, речь шла о 38 рублях за пол-литровую бутылку, для разливного пива цена за литр — 76–80 рублей. «Минимальная цена 0,5 литра на уровне 38 рублей — мера не драконовская. По статистике, торговые сети ниже этого уровня и не продают. Ну не может бутылка пива стоить 24–26 рублей! Где акцизы, налоги? Это либо предприятие реализует продукцию по маркетинговым акциям, либо это серый безакцизный рынок», — подчеркивал руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов. До сих пор Татарстан — единственный регион, в котором введена подобная система.

Схема следующая: ассоциация, производители, дистрибьюторы рассылают в торговые компании и сети рекомендательные письма, разъясняя формирование минимальной розничной цены. Поставщики продукции порекомендуют сетям ставить такой ценник, а итоговое решение принимает сама торговая точка. Отсутствие минимальной цены бьет по честным участникам рынка, подчеркивал руководитель пивной ассоциации Ренат Акчурин. В беседе с «БИЗНЕС Online» он отметил, что эксперимент в республике продолжается до сих пор, а новость о позиции минфина РФ воспринял с восторгом.

Заберут по 2 рубля с каждой бутылки: производители пива забили тревогу из-за маркировки

«В свое время мы предлагали подобное, но к этому отнеслись скептически. Я тогда говорил, что все равно придет время и МРЦ покажет свою необходимость», — подчеркнул собеседник газеты. По его словам, эксперимент продемонстрировал, что позволяет конкурировать честным производителям на рынке. «На сегодняшний день благодаря этому эксперименту — маркировки кег, — который у нас тоже проводится, в Татарстане практически отсутствует рынок нелегального безакцизного пива. Я думаю, это один из первых шагов, на который правительство должно пойти, чтобы обелить рынок», — указал Акчурин.

Если в Татарстане дела наладились, то в других регионах все еще есть пиво, которое варится подпольно «в гаражах и ангарах», убежден специалист. По его словам, в республике минимальных цен, которые установили производители, придерживаются практически все крупные и даже мелкие торговые сети. «Может, единицы только остались, которые не участвуют [в эксперименте]», — сказал Акчурин. По его мнению, нынешние цены на пиво «довольно низкие». Сейчас ассоциация начала подсчитывать МРЦ на следующий год. В 2022-м действующая в Татарстане МРЦ на бутылку пива объемом 0,4–0,5 л составляет 49 рублей, а бутылку объемом 0,51–1 л — 84 рубля.

На следующий год МРЦ на бутылку пива объемом 0,4–0,5 л планируется установить на уровне 52 рублей, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» замруководителя Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов. Он подчеркнул, что благодаря эксперименту в республике доля нелегального пива в 3–4 раза ниже, чем в целом по России. По последним данным, нелегальный оборот составляет 4–5%, и преимущественно это разливное пиво, которое продают в общепите и магазинах разливных напитков.

Жаудат Ахметханов: «Ну не может бутылка пива стоить 24–26 рублей! Где акцизы, где налоги? Это либо предприятие реализует продукцию по маркетинговым акциям, либо это серый безакцизный рынок» Жаудат Ахметханов: «Ну не может бутылка пива стоить 24–26 рублей! Где акцизы, налоги? Это либо предприятие реализует продукцию по маркетинговым акциям, либо это серый безакцизный рынок» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Идея странная. Я не понимаю, чего хотят достичь»

Гендиректор «Булгарпива» Руслан Якушев уточнил, что, к примеру, МРЦ одной стеклянной бутылки пива в 2022-м — 49,90 рубля. В следующем году цена вырастет как минимум на 7–10%, оценивает он. «Введение МРЦ даст возможность урегулировать ценовую политику на полке, всех производителей уравнять, в том числе тех, кто занимается производством безакцизного пива, — уверен Якушев. — Я думаю, что опыт Татарстана проанализировали и увидели положительные моменты. Потому что и в минфине, и в МВД, и в РАРе (Росалкогольрегулирование — прим. ред.) все прекрасно знают, что рынок безакциза существует в нашей стране, кто производит — знают, как производят — знают. Почему не могут победить — это вопрос уже, наверное, второй».

В «Татспиртпроме» в середине ноября заявляли «БИЗНЕС Online», что МРЦ на пиво вводить надо, поскольку это «сбалансирует рынок и позволит местным производителям, которые выпускают достойный продукт, на равных конкурировать с транснациональными компаниями в федеральных сетях». О «засилье» серого рынка при этом ничего не говорилось.

Мария Горшунова: «Вероятно, они думают, что если подделка какая-то идет, то идет демпинг по ценам и люди покупают, не смотря на качество продукции» Мария Горшунова: «Вероятно, они думают, что если подделка какая-то, то идет демпинг по ценам и люди покупают, несмотря на качество продукции» Фото: «БИЗНЕС Online»

Идея очень странная, непонятно, чего пытаются достичь власти, вводя МРЦ на пиво, отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан» Мария Горшунова. «Вероятно, они думают, что если подделка какая-то, то идет демпинг по ценам и люди покупают, несмотря на качество продукции. В таком случае это имеет определенный смысл», — сказала собеседница. При этом Горшунова отмечает, что мера будет эффективной лишь на тех площадках, которые можно отследить, — например в крупных торговых сетях. «В мелких точках, в селах, там, где продают из-под полы, в автолавках эти цены действовать не будут», — уверена она. По мнению Горшуновой, внезапное предложение минфина связано с тем, что на фоне ухода из страны импортной продукции власти решили взяться за качество отечественной.