В минувшие выходные проект  по производству автомобилей «Соллерс» на заводе в Елабуге с помпой запустили вице-премьер РФ Денис Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов В минувшие выходные проект по производству автомобилей «Соллерс» на заводе в Елабуге с помпой запустили вице-премьер РФ Денис Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

Старт продаж — в начале 2023 года

Российский автопром, изрядно потрепанный санкциями, переживает разворот на Восток. На фоне ухода иностранных производителей китайцы захватывают и рынок легковых автомобилей, и наступают на пятки КАМАЗу по продажам грузовиков. Судя по всему, совсем скоро Китай получит свою долю и в категории легковых коммерческих автомобилей (LCV) и фургонов. Высокий спрос здесь практически обеспечен, как и солидный госзаказ. На поредевшую поляну заходит китайский производитель JAC, притом что прежде компания не была широко представлена в стране и за весь прошлый год продала всего 1,8 тыс. легковых автомобилей. Но теперь появились «благоприятные условия». О том, что ушедший в простой елабужский завод «Форд Соллерс» начнет выпускать автомобили JAC под собственным брендом «Соллерс», стало известно в сентябре. В минувшую субботу в Елабуге запустили, как сказано в сообщении «Соллерса», «проект организации производства модельной линейки легких коммерческих автомобилей». Если переводить витиеватую фразу на простой язык, выпуск машин пока не начинается — стартует только подготовка площадки. Т. е. показывали машины, привезенные из Китая. 

Когда конкретно начнется выпуск автомобилей, пока неясно, зато есть названия машин. Первыми с конвейера сойдут «Соллерс Атлант» полукапотной компоновки и «Соллерс Арго» бескапотной компоновки для внутригородских перевозок. Что представляют собой автомобили? «Атлант» массой от 2,5 до 4,2 т может быть оснащен дизельным двигателем 139 либо 150 л. с. экологического класса «Евро-5». «Арго» имеет полную массу от 2,5 до 3,5 т и предлагается на выбор с дизельным двигателем мощностью 130 л. с. либо с бензиновым двигателем класса «Евро-5» в 147 л. с. Оба грузовика — копии JAC N25/N35 с другим шильдиком. Новые машины смогут закрыть потребности бизнеса в легких коммерческих перевозках, у них лучшая в классе экономика владения, расписывал на торжественной церемонии в субботу председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов.

Новые машины смогут закрыть потребности бизнеса в легких коммерческих перевозках, у них лучшая в классе экономика владения, расписывал на торжественной церемонии в субботу председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов Новые машины смогут закрыть потребности бизнеса в легких коммерческих перевозках, у них лучшая в классе экономика владения, расписывал на торжественной церемонии в субботу председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов Фото: president.tatarstan.ru

«Автомобили „Соллерс“ заместят ушедший с российского рынка Ford Transit. Продажи первых новых LCV стартуют уже в декабре этого года, а производство по технологии полного цикла будет запущено в 2023 году», — отметил приехавший на церемонию вице-премьер РФ Денис Мантуров. Заменой Transit, вероятно, станет JAC Sunrise, который в субботу впервые показали в формате школьного автобуса, кареты скорой помощи и инкассаторского автомобиля. Что интересно, чуть раньше эти автомобили появились на дорогах Набережных Челнов в рамках проекта «Челнок». Одним из ключевых преимуществ «Транзитов» был высокий уровень локализации, он составлял 28%, уточнял Ширинов в интервью «БИЗНЕС Online». В той же беседе он подчеркивал, что сборке радоваться не стоит, потому что «это не автомобилестроение».

«Китай придет, займет нишу и поднимет цены»: вернется ли «Форд Соллерс» из санкционного простоя?

Что с локализацией у китайцев? Здесь опять без конкретики, но Мантуров заверил, что есть «четкий сверстанный план по наращиванию и компонентой базы, и агрегатов», все прописано в специнвестконтракте. «Программа локализации новой линейки коммерческих автомобилей будет включать в себя производство дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных компонентов, элементов шасси и изделий из пластика. В проекте будет задействован весь текущий персонал завода», — сказал Мантуров. По слова министра, большой перечень поставщиков приходится на Татарстан. Производство дизельных двигателей и электронных блоков управления планируется локализовать в мае 2024 года, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ПАО «Соллерс». Вопрос об ожидаемом уровне локализации там оставили без ответа. В компании также пояснили, что локализация бензиновых двигателей не предусмотрена, поскольку «основным конкурентным преимуществом для коммерческих автомобилей является экономичный дизельный двигатель».

Уже известно, что машины будут участвовать в госпрограмме льготного лизинга. В планах — выпуск до 30 тыс. автомобилей в год. Во время церемонии Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов лично протестировали версию «Соллерс Арго» с электродвигателем. О серийном выпуске говорить пока рано, а опытные образцы электрической версии появятся в мае, рассказала замглавы «Соллерса» Зоя Каика.

Уже известно, что машины будут участвовать в госпрограмме льготного лизинга. В планах — выпускать до 30 тыс. автомобилей в год Уже известно, что машины будут участвовать в госпрограмме льготного лизинга. В планах — выпуск до 30 тыс. автомобилей в год Фото: president.tatarstan.ru

Напомним, что JAC выступает «спасителем» не только для елабужской площадки, но и для бывшего завода Renault в Москве. На минувшей неделе там с помпой запустили производство «Москвича-3» — компактного кроссовера с полуторалитровым бензиновым турбомотором мощностью 150 лошадиных сил. Его устанавливают в паре с автоматической трансмиссией CVT (вариатором) либо шестиступенчатой «механикой». Планируется, что до конца года на заводе будет произведено 400 таких машин. Согласно документам о сертификации, модель представляет собой версию китайского кроссовера JAC JS4. Стоимость автомобиля может составить около 1,6–2 млн рублей. В запуске серийного производства принимал участие гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, который выступил техническим партнером завода «Москвич» и, вероятно, участвовал в переговорах со знакомым челнинскому заводу концерном JAC. Производство начнется с крупноузловой сборки, пояснил мэр Москвы Сергей Собянин. Судя по всему, по такой же схеме стартует производство грузовичков на заводе в Елабуге. Ничего не говорилось на торжественном мероприятии и о том, кто и каким образом будет обеспечивать техническое обслуживание автомобилей. А вопрос важный с учетом того, что марка только заходит на российских рынок, агрегаты новые. 

Продажи автомобилей начнутся в декабре, а заказы принимаются с 1 ноября, рассказали «БИЗНЕС Online» в ПАО «Соллерс». «Цены на „Соллерс Арго“ с дизельной версией стартуют от 2 млн 559 тыс. рублей. Стоимость „Соллерс Атлант“ начинается от 2 млн 904 тыс. рублей. За эту стоимость можно приобрести дизельный цельнометаллический фургон короткой базы и средней крыши. Все автомобили в базовой версии оснащены кондиционером, аудиосистемой, подушками безопасности водителя и пассажира и антиблокировочной системой (ABS)», — рассказали в компании. Там добавили, что для клиентов будут доступны программы лизинга и trade-in, «что делает автомобиль еще доступнее».

Во время церемонии Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов лично протестировали версию «Соллерс Агро» с электродвигателем Во время церемонии Мантуров и президент РТ Рустам Минниханов лично протестировали версию «Соллерс Арго» с электродвигателем Фото: president.tatarstan.ru

«Ставить себя в такую зависимость от китайских партнеров опасно, но у нас другого выхода нет»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планы завода «Соллерс» в Елабуге и рассказали, какие сложности могут возникнуть. 

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:  

— В истории с локализацией очень легко говорить, но очень сложно делать. Есть вещи, в которые понятно с локализацией, а есть гораздо сложные моменты. Полная локализация в представлении обывателя — это когда мы все делаем сами до последнего винтика. Но данный процесс оценивается по разным уровням. Условно говоря, по локализации первого уровня можно иметь 100 процентов, а потом выясняется, что какой-то узел поставляет российское предприятие, собранный из 10 более мелких импортных узлов. И когда вы рассматриваете локализацию второго или третьего уровня, то получается, что вроде как не совсем наш. 

Что можно локализовать? Кузовные панели штамповать, например, на предприятии «Джошкуноз» в ОЭЗ «Алабуга», где штамповали кузова для Ford Transit и Aurus. Но для этого нужны штампы. Это дорогая история и можно делать только при большом объеме выпуска. Можно локализовать пластик, некоторые детали шасси, но мы не можем сейчас выпускать двигатели. Можем это делать, но не за год. Потому что у нас даже с нашими моторами (возьмите любого производителя — КАМАЗ, АвтоВАЗ) проблемы с комплектующими, впрыском топлива, дизельной аппаратурой, блоками управления и прочим. Поэтому можно что-то делать к этим двигателям у нас, но все равно это будут импортные комплектующие. И все это должно быть увязано на объеме выпуска, иначе это не бизнес. Никто не будет вваливать миллиард евро или сотни миллионов евро, если объем будет маленьким. Тогда каждая машина получается золотой. Я думаю, цен пока нет, потому что сейчас как раз идет просчитывание ситуации в зависимости от обязательств, которые будут взяты перед государством, требований контракта. Объявлять стоимость заранее, а потом ее корректировать тоже не очень хорошо.    

Локализацией все равно нужно заниматься, поскольку спрос на небольшие развозные машины средней тоннажности будет расти. Стопроцентной локализации, скорее всего, не достичь по вышеназванным причинам. Есть определенная зависимость времени его проведения, его глубины и стоимости вложения. И это должно быть еще действующим бизнес-кейсом, чтобы себестоимость машины оказалась такой, чтобы могли ее продавать не в убыток.

За качество выпускаемых автомобилей нужно волноваться всегда, потому что, как только вы начинаете производить продукт в любом другом месте (и дело не в России или в Татарстане), на качество влияет все — контроль за ним, оборудование, квалификация специалистов, материалы, организация бизнес-процессов. Ставить себя в такую зависимость от китайских партнеров опасно, но у нас другого выхода нет. Китай — фактически единственный высокотехнологичный партнер, который готов с нами поработать.


Роман Гуляев — автоэксперт: 

— Боюсь, что у «Соллерса» нет выбора по обеспечению должного уровня локализации. Это на сегодняшний день необходимость. Опыт у компании достаточный для того, чтобы сделать это уже в следующем году. Хотя, конечно, это экстремально быстро. Но здесь не только экономическое, но и политическое решение. Почему не объявили цену? Потому что это рынок, обычно цены объявляются на старте продаж или на старте запуска. Плюс нужно сделать необходимые расчеты. И нормальная автокомпания смотрит на то, что пресса напишет по поводу цены. У «Соллерса» есть дилерская сеть, скорее всего, она будет заниматься обслуживанием автомобилей.

В любом случае мы сейчас без партнеров не вырулим, от слова «совсем». Поэтому вопрос зависимости — это вопрос контракта. И Китай очень серьезно занимается экспортом своих автомобилей, это государственная программа и это далеко не первый опыт, когда китайские автомобили заходят под российским брендом. Не думаю, что здесь случится что-то опасное.