«Я услышала страшный и громкий взрыв. Посмотрела на входную дверь и подумала, что лопнула лампочка или электричество…» — рассказывала уборщица гимназии №175 о том, как услышала звуки надвигающейся трагедии. Верховный суд РТ продолжил слушания по делу «казанского стрелка», сам Галявиев все так же молча слушал тех, чьи жизни он разделил на до и после. О том, кого в день трагедии видели в кабинетах школы, что происходило на третьем этаже и как спасали детей, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В среду в Верховном суде Татарстана продолжились слушания по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева
«Стоял человек в черно-красной маске, черной одежде…»
В среду в Верховном суде Татарстана продолжились слушания по делу «казанского стрелка» Ильназа Галявиева. К третьему заседанию по существу судебный процесс значительно ужесточили, запретив прессе фотографировать в зале и спрашивать что-либо у подсудимого. Сам Галявиев, как и на прошлых заседаниях, стремился отгородиться от происходящего — натянул на голову капюшон, прятал голову в коленях. За все время, проведенное за стеклом «аквариума», он ни разу не поднял взгляда.
С самого начала процесса группа гособвинителей поставила на рассмотрение суда вопрос о закрытии судебного заседания. Дело в том, что прокуроры планировали допросить Ивана (имя несовершеннолетнего изменено в соответствии с законодательством — прим. ред.), ученика того самого 8 «А» класса, в котором в результате нападения погибли 7 человек. В момент стрельбы Иван выпрыгнул из окна третьего этажа, сломал ногу и получил инвалидность. Долгое время подросток не мог ходить без костыля. На заседание он пришел с папой и мамой, их также ждал допрос. В итоге суд постановил закрыть эту часть заседания из-за разглашения сведений, которые могут содержать медицинскую тайну.
Процесс вновь открыли лишь перед допросом уборщицы гимназии №175 Зилии Сафиуллиной. В день трагедии, 11 мая 2021 года, женщина одной из первых встретила Галявиева. Но о том страшном дне Сафиуллина рассказывала сбивчиво и очень тихо. Сторона гособвинения обратила внимание, что показания несколько отличаются от тех, что женщина давала сразу же после трагедии. По этой причине прокуроры решили зачитать ее письменные показания.
Тем утром Сафиуллина, как обычно, приступила к смене, которая должна была продлиться с 7 часов утра до 12 часов дня. Переоделась в подсобке на третьем этаже и начала уборку. Около 9 часов женщина спустилась на первый этаж, она планировала выйти из школы, чтобы подмести крыльцо. «В этот же момент я услышала страшный и громкий взрыв. Посмотрела на входную дверь, откуда раздался взрыв, и подумала, что Мулланур (Мулланур Мустафин — подсобный рабочий школы — прим. ред.) что-то чинит и лопнула лампочка или электричество. В тамбуре между входными дверьми я увидела, что стоит Мулланур, а рядом с ним — человек в черно-красной маске, черной одежде. В руках у него был длинный черный предмет, похожий на оружие. Я сразу подумала, что это террорист», — зачитывали показания Сафиуллиной гособвинители.
Женщина отреагировала на происходящее мгновенно: вместе с другой уборщицей они сломя голову побежали по лестнице. При этом они не понимали, преследуют ли их. Где-то позади себя Сафиуллина слышала громкие хлопки. Забежав на третий этаж, уборщицы пытались предупредить детей и учителей, у которых в это время шли уроки: «Мы кричали: „Убивают, убивают!“, чтобы классы услышали и закрыли двери». Сразу же после этого женщины закрылись в подсобке, откуда Сафиуллина позвонила в экстренные службы.
В этот момент кто-то уже начал ходить по коридору третьего этажа и говорить, чтобы открывали двери. Хлопки продолжали раздаваться. «Спустя несколько минут хлопки стихли, я открыла дверь, увидела в коридоре синий дым и сразу же ее закрыла», — вспоминала Сафиуллина. Уборщицу эвакуировали подоспевшие сотрудники полиции.
«В тамбуре между входными дверьми я увидела, как стоит Мулланур (на фото), а рядом с ним — человек в черно-красной маске, черной одежде. В руках у него был длинный черный предмет, похожий на оружие»
«По всему телу у школьника было много крови. Я увидел у него перелом ноги и вывернутую стопу…»
Следующим для допроса вызвали учителя физкультуры с говорящей фамилией — Руслана Смелова. Рабочий день 11 мая он начал с урока у 2 «А» класса. Погода была хорошая, поэтому физкультуру решили провести на улице, во дворе школы, чуть поодаль от класса, с которым занимался другой учитель (его уже допросили), Данил Лекомцев. Из-за наличия противоречий в допросе прокуроры также огласили письменные показания Смелова.
Примерно в 9:15 со стороны школы раздалось два хлопка, которые поначалу никто не воспринял всерьез. «Дети обратили внимание с криками: „Кто у нас днем взрывает салют?“ Посмеялись и продолжили урок», — рассказывал Смелов. Спустя пару минут из окна кабинета на первом этаже начали выпрыгивать дети, и даже это педагог поначалу воспринял как банальное нарушение дисциплины. Так продолжалось до тех пор, пока учитель не услышал два выстрела, а через какое-то время — взрыв.
Смелов начал эвакуировать свой класс и детей, бегущих со стороны школы. Сам бежал спиной вперед, чтобы контролировать перемещение всех ребят. А обстановка в школе не утихала: «Когда я бежал, увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье. Я увидел, что мужчина стреляет», — зачитывал прокурор.
Смелов вывел всех детей из своего класса, пересчитал — пострадавших среди них не было. Не теряя ни минуты, он подбежал обратно к школе и на земле увидел ребенка, у которого была «дырка в области живота». Смелов снял с него футболку, прижал ей рану и на руках донес до забора, где передал раненого за территорию школы. Вернувшись, он увидел еще одного ученика, который был ранен в плечо. Его мужчина также подхватил на руки и передал за забор.
Сразу же после этого вместе с Лекомцевым они побежали ловить первоклассников, которые выпрыгивали с первого этажа школы: высота для малышей была слишком большой — около 2 метров, как вдруг он услышал крик Ивана. Мальчик спрыгнул с третьего этажа, он полз и кричал. «По всему телу у него было много крови, я увидел у него перелом правой ноги в области бедра и вывернутую стопу», — зачитывали прокуроры. Пострадавшего мальчика Смелов аккуратно поднял на руки и передал сотрудникам скорой.
Но даже это не все храбрые поступки молодого учителя. Вернувшись за территорию школы, он встретил преподавательницу начальных классов, которая пожаловалась ему на ухудшение самочувствия — из-за стресса у женщины поднялся уровень сахара, а лекарства находились в сумке, оставленной в кабинете на первом этаже. Смелов вновь подбежал к школе, через окно залез в кабинет, где из-за взрыва все было разрушено. Под обломками он нашел сумку и смог передать ее учительнице.
Выяснилось, что Галявиева Смелов видел и раньше, но уроки у него никогда не вел и охарактеризовать его не смог.
Следующее заседание состоится уже сегодня, 24 ноября.
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки». Часть 3-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…». Часть 5-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.