Строительство двух новых дорог сегодня с утра стали предметом интереса мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева и примкнувших к нему журналистов Строительство двух новых дорог сегодня с утра стало предметом интереса мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева и примкнувших к нему журналистов Фото: Олег Спиридонов

«Еще 50 лет назад было запланировано продолжение Московского проспекта»

Строительство двух новых дорог сегодня с утра стало предметом интереса мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева и примкнувших к нему журналистов. Одна из них — первый этап продолжения Московского проспекта. Будущая магистраль должна соединить строящийся буквально в голом поле ЖК «Притяжение» с городом и разгрузить проспект Мира и автодорогу №1. Сейчас на месте активно работают строители и крупная техника. Работы ведет челнинская компания «РБР 16» Тагира Сунгатуллина.

Протяженность строящейся дороги составляет 1,5 километра. Она продолжит Московский проспект с точки пересечения с улицей Нариманова и закончится кольцом рядом с СНТ «Юбилейный». По словам замруководителя исполкома Айрата Ганиева, стройка обойдется в 1,35 млрд рублей. Средства выделены в рамках реализации федеральной программы «Стимул». «В этом году на первый этап выделено 400 миллионов рублей. Работа на объекте организована. Планируется, что этот участок будет введен в эксплуатацию в 2023-м», — сообщил он прессе.

Пока рабочие занимаются сносом 6 изъятых домов в поселке Орловка и подготовительными работами для строительства моста длиною в 96 метров. По словам строителей, он будет пятипролетным с двумя тротуарами. Движение — четырехполосное, по две полосы в каждом направлении. Сейчас ведутся работы по установке опор и прокладке 1,2 км ливневой канализации. В конце участка будут установлены очистные сооружения и локальная очистная станция на 3,4 тыс. кубометров.

Магдеев пробивает трассу: как и зачем продлят Московский проспект в Челнах?

«Сначала мы строим мост, а потом дорогу. Этим объектом мы раскрываем микрорайон Орловское поле и воплощаем полувековую мечту жителей города Набережные Челны, — сказал Магдеев. — Еще 50 лет назад было запланировано продолжение Московского проспекта. Но что-то пошло не так. Потому эта часть проспекта во времена строительства города и КАМАЗа не была построена. Мы возвращаемся к тому, что должно было быть. Устраняем историческую несправедливость».

Протяженность строящейся дороги составляет 1,5 километра. Она продолжит Московский проспект с точки пересечения с улицей Нариманова и закончится кольцом рядом с СНТ «Юбилейный» Протяженность строящейся дороги составляет 1,5 километра. Она продолжит Московский проспект с точки пересечения с улицей Нариманова и закончится кольцом рядом с СНТ «Юбилейный» Фото: Разим Сабиров

По его словам, это будет третья транспортная магистраль Набережных Челнов после проспекта Мира и автодороги №1. «Новая магистраль пройдет практически вдоль всего города. Это важно для строящегося микрорайона Орловское поле, — сообщил градоначальник. — Здесь мы планируем возвести 350 тысяч квадратных метров жилья. Это порядка 28 тысяч жителей. По сути, в „Притяжении“ будет проживать один Менделеевский район. Представляете, да, какой масштаб? Сколько задач мы решим благодаря этому проекту!»

Проект реализуется за счет федеральных и республиканских финансовых ресурсов, которые смогли привлечь в город, напомнил спикер. «Помните, я говорил, что не одни туфли придется для этого истоптать? Скептики тогда улыбались и отвечали всякими шуточками. Но шутки шутками, а более 1,3 миллиарда мы смогли получить, — с гордостью отметил Магдеев. — Спасибо руководству страны, большое спасибо президенту республики. Здесь софинансирование. 81 процент из общей суммы — это федеральные деньги, и 19 процентов — средства из республиканского бюджета».

Он добавил, что, несмотря на то что строительство дороги происходит буквально в поле, проект получился достаточно сложным: «Много пересечений, коммуникаций. Сложные инженерные сооружения. Но все эти трудности мы смогли преодолеть. Вдобавок решили проблему изъятия земельных участков. Все делали в рамках закона. Мы это сделали, не обижая людей, в рамках рыночной стоимости».

Сейчас на месте  активно работают строители и крупная техника Сейчас на месте активно работают строители и крупная техника Фото: Олег Спиридонов

Параллельно архитекторы приступают к проектированию второго этапа дороги. По планам она, напомним, пройдет от кольца у СНТ «Юбилейный» и соединится с улицей Хади Такташа на ЗЯБи. «До этого еще дойдем. Пока меня больше беспокоит то, как мы пройдем до самой улицы Хади Такташа, — высказал озабоченность мэр. — Там еще порядка 800 метров. А выйти на готовую улицу, а потом заниматься ее расширением — это уже более легкая задача. Но все решается!»

Магдеев отдельно подчеркнул, что, несмотря на СВО, Челны не отказываются от ранее намеченных планов по строительству и благоустройству города. «Ни один проект мы пока не сворачиваем. Постучим по дереву. Пока все складывается. Мало того, нам выделили дополнительные средства на освещение и другие дела. Все те обязательства, которые есть в бюджете по 2022 году, будут выполнены, — сказал он. — Это наряду с теми финансовыми ресурсами, которые мы находим на помощь мобилизованным и их семьям. Хоть я и говорил, что мы можем что-то отложить… Это будет в последнюю очередь. Пока идем неплохо по исполнению бюджета, экономика работает. Надеемся, что в 2023 году она продолжит работать и дополнительные средства, которые нам нужны для помощи мобилизованным, в полном объеме попадут в бюджет».

«Спрос на жилье есть. Он в определенной мере остановился после начала СВО, но сейчас мы видим рост. Рынок оживился и стабилизировался. Процесс более менее пошел» «Спрос на жилье есть. Он в определенной мере остановился после начала СВО, но сейчас мы видим рост. Рынок оживился и стабилизировался. Процесс более-менее пошел» Фото: Олег Спиридонов

Развязка, которая даст Челнам вздохнуть

Еще одной точкой инспектирования стала развязка, которую строят под мостом между остановками «Микрорайон Бумажников» и «Центральная», рядом с ЖК «Междуречье». По сути, мост — единственная дорога в черте города, соединяющая старую и новую части Челнов. В час пик здесь образуется пробка, которую можно объехать лишь по и без того загруженной автодороге №1, через которую проходит часть федеральной трассы М7. Трафик осложняется и тем, что развернуться машины могут только у остановки «Бумажников». Но из-за непрекращающегося потока очередь авто на разворот растет, что также создает пробку на мосту и приводит к частым ДТП.

Дабы решить вопрос с проблемным участком, в Челнах разработали проект транспортной развязки под мостом через реку Мелекеску. Длина новой дороги — 700 метров. Стоимость объекта — 270 млн рублей. Финансирование удалось получить через федеральную программу «Стимул». Работы на объекте ведут сотрудники МУП «ПАД». На первом этапе на проект выделено 77 млн рублей. Сейчас строители ведут работы по валке деревьев, подготовке грунта и вдавливанию шпунта. Объект планируют сдать летом 2023 года.

Дабы решить вопрос с проблемным участком, в Челнах разработали проект транспортной развязки под мостом через реку Мелекеска. Длина новой дороги — 700 метров. Стоимость объекта — 270 млн рублей Дабы решить вопрос с проблемным участком, в Челнах разработали проект транспортной развязки под мостом через реку Мелекеску. Длина новой дороги — 700 метров. Стоимость объекта — 270 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

«Этот объект нужный и важный. Поэтапно ежегодно мы работаем над уменьшением мест концентрации ДТП, и нам это удается, — прокомментировал строительство Магдеев. — Помните историю с подземным переходом у вокзала? И ряд таких неприятных мест в Набережных Челнах имел место быть. Тот же самый „бермудский треугольник“ — проспект Сююмбике и Дружбы Народов: ежегодно от 5 до 10 аварий там было. В этом году не произошло ни одного ДТП на данном участке. Цифры и факты — вещь упрямая!»

При этом мест концентрации ДТП в городе достаточно, продолжил мэр. «Разворот под мостом на реке Мелекеске — одно из таких мест. Здесь скапливается большое количество транспорта утром и вечером, чтобы развернуться и уехать по Сармановскому тракту. Делаем двухстороннее движение. Срок ввода — лето 2023-го. Таким образом мы решаем вопросы, которые накапливались годами. Будем делать все, чтобы объект был вовремя сдан в эксплуатацию», — сообщил Магдеев.

Директор МУП ПАД Марат Анисимов рассказал, что сейчас проходят подготовительные работы: «Всего на объекте будет вдавлено 446 шпунтов общим весом 610 тонн. Внешнюю шпунтовую стенку построят от заезда до разворота, внутреннюю — со стороны Красных Челнов до середины моста». По его словам, новый разворот будет вмещать одну двухполосную проезжую часть. Ширина дороги составит по 3,5 м на каждую полосу и 1,5 м тротуара. Здесь также предусмотрено 40 опор освещения. «Сейчас нами производятся работы по вдавливанию шпунта и выносу сетей интернета, — сообщил Анисимов. — Помимо этого, будет выполнен водоотвод со строительством новой ливневой канализации, ее длина составит более 1 километра. Также будут построены локальные очистные сооружения. Проект прошел госэкспертизу, контракт заключен. Все идет по плану».

Марат Анисимов рассказал, что сейчас проходят подготовительные работы: «Всего на объекте будет вдавлено 446 шпунтов общим весом 610 тонн. Внешняя шпунтовая стенка будет построена от заезда до разворота, внутренняя — со стороны Красных Челнов до середины моста» Марат Анисимов рассказал, что сейчас проходят подготовительные работы: «Всего на объекте будет вдавлено 446 шпунтов общим весом 610 тонн. Внешнюю шпунтовую стенку построят от заезда до разворота, внутреннюю — со стороны Красных Челнов до середины моста» Фото: Олег Спиридонов

Челны вырастут за счет Тукаевского района

Пользуясь случаем, журналисты расспросили у Магдеева о его позиции по формированию генплана города. Напомним, его разработчики запланировали строительство жилья в местах, где сейчас активно работают предприятия, вызвав бурю негодования у местного бизнеса. Архитекторы обещали внести корректировки в генплан и представить его новую версию на публичных слушаниях 1 декабря.

«Город — большая семья. Надо попытаться договориться. Мы в ущерб предпринимательскому сообществу генеральный план не делаем. Основы жизнедеятельности города — это экономика. Я за то, чтобы наши предприятия, расположенные в том числе в черте города, работали. Думаю, найдем возможность, чтобы сохранить действующие предприятия, — считает Магдеев. — Все, что сегодня обсуждается, — это пока проект. Он может быть утром такой, а вечером другой. Архитекторы — народ талантливый. Их нужно иногда приземлять. В данном случае мы будем их приземлять к реальной жизни, которая сегодня есть в Набережных Челнах».

«Системы ПВО где размещать? КАМАЗ под прицелом!»: обсуждать новый генплан Челнов пришел даже Фардиев

По его словам, строительство на месте промышленных предприятий возможно лишь в том случае, если они перестали функционировать: «Я далек от мысли, чтобы в генплане планировался снос того, что сегодня работает. Так разумные люди не поступают. Мы же не похожи на неразумных людей? Другое дело, если речь о неработающих предприятиях, как, например, „КамгэсЗЯБ“. Есть собственник территории, который принял решение его закрыть и строить на этой территории жилье, — привел он в пример территорию, где планирует возвести жилой район „дочка“ „Ак Барс Холдинга“ СК „Каен“. — Если предприятие работает, то какое строительство там? Конечно, нет. Это из области фантастики. На такое никто не пойдет. Это касается территорий нижнего бьефа и БСИ. Я далек от мысли, чтобы там в ближайшие годы строить жилье».

Наиль Магдеев: «Спрос на жилье есть. Он в определенной мере остановился после начала СВО, но сейчас мы видим рост. Рынок оживился и стабилизировался. Процесс более менее пошел» Наиль Магдеев: «Спрос на жилье есть. Он в определенной мере остановился после начала СВО, но сейчас мы видим рост. Рынок оживился и стабилизировался. Процесс более-менее пошел» Фото: Олег Спиридонов

Что касается расширения города, то в будущем это случится за счет присоединения территорий граничащего с Челнами Тукаевского района, считает мэр. «Это уже другой вопрос. Там нужны политические решения на уровне руководства республики. На это решение могут выйти, может, через 15–20 лет. В свое время тоже была озвучена перспектива: сделать одно единое муниципальное образование — Набережные Челны и Тукаевский район, как сегодня существует Нижнекамск и Нижнекамский район. Но такого решения нет, — сказал Магдеев. — Это должно быть высочайшее решение руководства республики, согласованное с муниципалитетами. Пока оно не просматривается в ближайшее время. Пока это два самостоятельных муниципальных образования — городской округ Набережные Челны и Тукаевский район. Определенные, я думаю, договоренности, соглашения между ними могут быть. И они будут в части расширения территории города за счет определенных земель».

Пока же границы города позволяют Челнам выполнять планы по строительству жилья. По словам замруководителя исполкома Ганиева, в этом году автоград введет 330 тыс. кв. м жилья, перевыполнив ранее намеченный план.

«Спрос на жилье есть. Он в определенной мере остановился после начала СВО, но сейчас мы видим рост. Рынок оживился и стабилизировался. Процесс более-менее пошел, — прокомментировал положение дел на рынке недвижимости Магдеев. — Строители возводят жилье, чтобы реализовать его на рынке. А люди приобретают его, только если есть гарантированные работа и доходы. Мы посмотрели: по итогам последних 9 месяцев у нас налогоплательщиков меньше не стало. Чуть-чуть уменьшилось количество юридических лиц. Но это так… В рамках арифметической прогрессии. Число предприятий малого бизнеса также не уменьшилось. А это основные наши налогоплательщики, которые пополняют городской бюджет».