Наталья Льдинова: «Маркетолог — профессия с широчайшим кругом навыков и качеств, так как и задача у него глобальная: выводить или продвигать продукт/услугу/бренд» Наталья Льдинова: «Маркетолог — профессия с широчайшим кругом навыков и качеств, так как и задача у него глобальная: выводить или продвигать продукт/услугу/бренд» Фото предоставлено ООО «Велл Медиа»

Нужен мне работник, чтобы и повар был, и плотник

Маркетологи сегодня одна из самых востребованных на рынке труда Казани профессий. Условия предложений более чем достойные: например, «ТТС-Казань» предлагает HR-маркетологу зарплату от 60 тыс. рублей, интернет-маркетолог в строительной фирме ARNUM может получать 120 тыс. рублей в месяц, а performance-маркетолог в IT-Agency — от 120 тыс. до 160 тыс. рублей. За что же их так ценят?

скриншот объявления с сайта hh.ru

Маркетолог — профессия с широчайшим кругом навыков и качеств, т. к. и задача у него глобальная: выводить или продвигать продукт/услугу/бренд. Что сюда входит? Не только продвижение по разным каналам коммуникации, как думают многие.

В первую очередь это глубокий анализ рынка и конкурентов, создание стратегий, ориентирование в трендах отрасли. Маркетологи занимаются созданием продукта и разработкой гипотез продвижения, позиционированием, формированием бюджета, подбором каналов коммуникации и многим другим.

Помимо этого, в маркетинге выделяют несколько направлений, самые крупные из них — диджитал- (интернет) и офлайн-маркетинг. И тут начинается интересное. Очень часто работодатели хотят совместить все направления в работе одного специалиста. Однако это невозможно, т. к. глобальные цели маркетинга состоят из сотен подзадач со своей спецификой работы. И даже отдельное направление, например диджитал-маркетинг, охватывает 4–5 областей, для каждой из которых нужен свой эксперт (именно поэтому найти универсального интернет-маркетолога так сложно). Потому сейчас на рынке много узких специалистов, каждый из которых работает с определенной задачей.

В digital-маркетинге можно выделить несколько узкопрофильных, при этом очень важных направлений деятельности:

• digital, или интернет-маркетолог, — как и традиционный маркетолог, изучает рынок, конкурентов и особенности поведения потребителей, создает стратегию, выдвигает гипотезы, планирует, управляет проектами и контролирует ключевые показатели эффективности, но делает это применительно к онлайн;

• SMM-маркетолог — занимается позиционированием и продвижением бренда на платформе социальных сетей. При этом зачастую является специалистом по созданию продающих Stories и Reels;

• SEO-маркетолог — разрабатывает SEO-стратегии, занимается оптимизацией сайта с целью увеличения сетевого трафика и привлечения потенциальных потребителей, анализирует поведение пользователей;

• контент-маркетолог — работает с информационным полем: создает и распространяет полезный для потребителей материал, основываясь на их потребности. Любой вид контента, например статьи, видео, инфографика, опросы, подкасты;

• специалист по таргетированной и контекстной рекламе — в свою очередь, тоже маркетолог. Он продвигает бренд с помощью настройки рекламной кампании на определенный сегмент рынка, основываясь на их социально-демографических характеристиках, интересах, предпочтениях и т. д.

скриншот объявления с сайта hh.ru

И продвигать карточки в маркетплейсах, и залезать в подсознание

В офлайн часто востребованы такие специальности:

• бренд-маркетолог — занимается развитием узнаваемости продуктов и компании, поддерживает целостный образ бренда во всех маркетинговых кампаниях и коммуникациях;

• инфлюенс-маркетолог — решает задачи повышения узнаваемости бренда и формирования мнения о нем. Налаживает коммуникации с различными медийными личностями и лидерами мнений, работает со СМИ;

• маркетолог BTL — продвигает бренд, продукт или услугу с помощью мероприятий и непосредственного взаимодействия с потребителем: выставки, дегустации, промоакции и т. д.

скриншот объявления с сайта hh.ru

Недавно на рынке также появилась потребность в специалистах конкретных площадок в связи с их спецификой:

• маркетолог по работе с маркетплейсами — формирует ассортиментную матрицу и продвигает карточки товаров на популярных площадках маркетплейсов (Ozon, Wildberries), оценивает эффективность рекламы и оптимизирует ее для повышения продаж;

• мобайл-маркетолог — разрабатывает стратегию продвижения для мобильного приложения. Работа схожа с деятельностью didgital-маркетолога, но метрики и сервисы аналитики отличаются от тех, которые используются для сайтов.

И уникальное направление, которое совсем недавно стало появляться среди узких специалистов, — нейромаркетолог.

Нейромаркетолог исследует и выявляет потребности, мотивы и предпочтения потребителей на уровне подсознания. Данное направление выделено в отдельную науку и не использует в работе традиционные опросы и фокус-группы.

Как видите, для каждого направления и даже сферы деятельности компании нужны отдельные специалисты. Если же работодатель попытается приобщить такого сотрудника к другим маркетинговым задачам, из этого выйдет плохая история: например, интернет-маркетолог отлично выстроит воронку для привлечения заявок в интернете, но он не подскажет, как вывести продукт на рынок офлайн.

скриншот объявления с сайта hh.ru

А бывает так, что специалист грамотный и подходящий, но предлагает неэффективные решения задачи. Причиной может стать опыт в другой сфере: там предлагаемая стратегия сработала, а здесь — нет.

Кроме того, многие работодатели иногда сами не понимают, что им нужно: например, руководитель может подсмотреть эффективный способ онлайн-продвижения у конкурентов и нанять профильного маркетолога (или даже сделать все самостоятельно). А сфера деятельности у компании — B2B, где основное продвижение происходит через дилеров. И лучше начать работу с общей стратегии, разработки геймплана, системы мотивации для дилеров и коммуникативной стратегии, и для этого нужно нанять маркетолога, который разрабатывает бизнес-стратегии.

Как понять, какой специалист нужен вашей компании?

При самостоятельном подборе специалиста обращайте внимание на его профессиональные качества. Любой маркетолог должен обладать определенными навыками:

• аналитический склад ума, который позволяет лучше изучить рыночную нишу и целевую аудиторию, просчитать действия конкурентов, оценить итоги маркетинговой кампании и продаж;

• умение просчитывать проекты и обосновывать все затраты — как они будут окупаться, есть ли смысл вкладываться в проект. Уметь определить точку безубыточности, количество продаж, стоимость привлечения одного клиента, срок окупаемости;

• способность критически мыслить, чтобы корректно интерпретировать информацию и принимать взвешенные решения;

• хорошая насмотренность, т. е. визуальный опыт, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо;

• умение работать с базовыми компьютерными программами, популярными у целевой аудитории приложениями и интернет-сервисами;

• умение работать одному и в команде, ставить другим задачи и контролировать их исполнение;

• умение планировать свою работу и разбивать планы на отдельные задачи и конкретные шаги;

• умение презентовать, аргументировать и защищать свои проекты и маркетинговые предложения;

• коммуникабельность и психологические навыки расположения к себе разных аудиторий.

Кроме того, при проведении собеседования важно обращать внимание на такие моменты, как аналитическое мышление.

• Зарплатный запрос — хорошие специалисты дешево не стоят. По данным hh.ru*, маркетолог со стажем от пяти лет в Казани зарабатывает в среднем 100–150 тыс. рублей.

! Обязательно проводите тестовые задачи на внимательность и логику — это необходимо, если нужен маркетолог, который должен заниматься анализом. В WELL MEDIA этот этап является неотъемлемой частью собеседования.

Но иногда есть смысл обращаться в маркетинговые агентства — в случае глобальных задач это сбережет и время, и бюджет компании. Вам не придется тратить время на поиск разных специалистов: например, в маркетинговом агентстве WELL MEDIA есть сразу все необходимые узкопрофильные эксперты, которые комплексно подходят к решению задач. К тому же они годами работают слаженно в одной команде, поэтому не нужно ждать, пока коллектив сработается.

Помимо этого, наше агентство дает возможность заранее оценить эффективность совместной работы: еще до запуска проекта они спрогнозируют окупаемость, создадут стратегию и реализуют ее. По нашему опыту при таком подходе выделенный бюджет действительно становится инвестицией.