Почему пивовары против маркировки? Главное — это дополнительные расходы.  Рынок пива и так не такой радужный, динамика последних лет показывает, что он стагнирует, указал Бриман Почему пивовары против маркировки? Главное — это дополнительные расходы. Рынок пива и так не такой радужный, динамика последних лет показывает, что он стагнирует, указал Бриман Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы понимаем, что последствия как для отрасли, так и для потребителей могут быть катастрофическими»

С апреля 2023 года всех производителей пива в России могут обязать наносить на продукцию маркировку в системе «Честный знак». Такие наклейки с кодом, к примеру, уже есть на бутылках с водой и молочной продукцией. Эксперимент по маркировке пива стартовал 1 апреля 2021 года и должен был закончиться 31 августа 2021-го, но был продлен до 28 февраля 2023-го. Результатов пока нет, но правительство России уже готовит постановление о полноценном запуске системы маркировки, при которой обозначение продукции будет не добровольным, а обязательным, заявил во вторник председатель совета союза российских пивоваров, гендиректор ООО «Суздальский пивовар» Даниил Бриман. Чтобы донести свои опасения до властей, пивовары устроили специальную пресс-конференцию. «Мы понимаем, что последствия как для отрасли, так и для потребителей от введения данной маркировки могут быть катастрофическими. Поэтому нельзя медлить, нужно максимально быстро принимать решения»,  — сгущал краски Бриман. 

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров предложил ввести обязательную маркировку пива, а позже и всей алкогольной продукции в системе «Честный знак» еще в сентябре 2020 года. Министр объяснял это необходимостью борьбы с контрафактом на рынке. Уже через месяц президент РФ Владимир Путин поручил правительству отработать вопрос. Ответственным за реализацию эксперимента назначили премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Эксперимент стартовал 1 апреля 2021 года, и планировалось, что он завершится 31 августа 2022-го, однако позже его продлили  до 28 февраля 2023-го. 

Этим летом на официальном сайте союза пивоваров появилось открытое письмо к Путину с просьбой отменить требование об обязательной маркировке. Они указывали, что нововведение парализует производство. «Выпуск пива в РФ сократится на 20−30 процентов с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10 процентов», — говорилось в письме. В ответ на обращение кабинет министров указал на данные НИУ ВШЭ, согласно которым доля незаконного оборота пивной продукции выросла с 11,3% в 2019 году до 16,6% в 2021-м. При таком уровне нелегального оборота потери бюджета оцениваются в размере до 30 млрд рублей, отмечали в правительстве. 

Что такое «Честный знак»? Это система прослеживаемости товаров. Для этого их маркируют двумерным кодом в формате data matrix, что дает возможность контролировать путь продукции от завода до точки продаж. Благодаря этому покупатели могут проверить подлинность товара через мобильное приложение. Такая маркировка уже является обязательной для лекарств, обуви, табака, молочной продукции, меховых изделий и других. Систему сплошной маркировки товаров в стране планировали создать к 2024 году.

Против введения маркировки выступали крупнейшие пивоваренные компании РФ — AB InBev Efes (СП Anheuser-Busch InBev и Anadolu Efes), «Балтика» (Carlsberg Group) и Heineken, на которые приходится около 70% российского рынка пива. Пивовары заявляли, что проблемы контрафакта и фальсификата на их рынке практически не существует. Оператор системы маркировки — центр развития перспективных технологий — в свою очередь указывал, что объем нелегального рынка пива в стране оценивается в 5−12%, а «обеление» рынка приведет к увеличению прибыли производителей на 2,5−3 млрд рублей, позволит создать до 1,7 тыс. рабочих мест и увеличить годовые налоговые поступления.

Согласно данным базы «Контур.Фокус», ООО «Оператор-ЦРПТ» на 90% принадлежит ООО «Центр развития перспективных технологий» и на 10% — ООО «Новые решения». ООО «Центр развития перспективных технологий» через ООО «Юэсэм Технологии» (другое название — ООО «Юэсэм Маркировка») и ООО «Холдинговая компания „Юэсэм“» принадлежит примерно на 24,5% Алишеру Усманову и примерно на 7,5% — Владимиру Скочу, через ООО «Элвис-Плюс Групп» — на 25% Александру Галицкому и через АО «Концерн „Автоматика“» на 25% — государственной корпорации «Ростех». Конечным бенефициаром и гендиректором ООО «Новые решения» на 100% является Оксана Орешина. Гендиректор ООО «Оператор-ЦРПТ» — Дмитрий Алхазов, руководитель ООО «Центр развития перспективных технологий» — Андрей Кириллов.

Почему пивовары против маркировки? Главное — это дополнительные расходы. Рынок пива и так не такой радужный, динамика последних лет показывает, что он стагнирует, указал Бриман. За последние 10 лет ставка акцизов пива выросла в 8 раз, пивоваренный рынок существенно сократился, отметил он. Кроме того, производители еще не преодолели все последствия пандемии.

Один из главных аргументов пивоваров в пользу неэффективности маркировки — она дублирует уже введенную на производствах систему ЕГАИС и другие инструменты регулирования рынка. «Мы считаем, что государство сегодня обладает всеми необходимыми инструментами для контроля рынка пива. И, в частности, система ЕГАИС, которая действует, позволяет полностью контролировать производство и оборот пивоваренной продукции, — отметил Бриман. — Кроме того, существует расчет производственной мощности, и проверка эта и расчет ее также осуществляются представителями государства. Существует система ФРАП — федеральный реестр алкогольной продукции, в котором тоже ведется учет и регистрация каждого вида производимой продукции. И, что интересно, Росалкогольрегулирование постоянно модернизирует и обновляет реестр индикаторов риска, на основе которых выводятся предпосылки для дополнительных проверок пивоваренных производств, и эти проверки проводятся на регулярной основе». 

«Производство продукции — это крайне сложный технологический процесс. Это не спрятать в гараже, каком-то полуподвальчике. Это сложный технологический процесс, достаточно продолжительный во времени, требующий современного серьезного оборудования» «Производство продукции — это крайне сложный технологический процесс. Это не спрятать в гараже, каком-то полуподвальчике. Это сложный технологический процесс, достаточно продолжительный во времени, требующий современного серьезного оборудования» Фото: «БИЗНЕС Online»

Начиная с 2017 года в стране пива продается меньше, чем производится, рассказал Бриман. Это говорит об отсутствии нелегальной безакцизной продукции либо ее наличии в незначительных объемах, уверен он. Если бы на рынке были нелегальные объемы, измеряемые двузначными процентами от общего рынка, о которых утверждают «оппоненты» пивоваров, то продажи были бы выше, чем производство, отметил председатель совета союза пивоваров. «Чтобы было понятно, это должны сопоставимые с легальными игроками рынка работать заводы, о которых никто не знает, производить десятки миллионов декалитров продукции и где-то ее продавать за пределами легальной торговли. Ну вы знаете, у нас в стране бабушек не хватит или неизвестных торговых точек в подъездах или на перекрестках, чтобы продать такой объем пива». 

А контрафактной продукции в пивоварении вообще не существует, уверял Бриман. «Это не спрятать в гараже, каком-то полуподвальчике. Это сложный технологический процесс, достаточно продолжительный во времени, требующий современного серьезного оборудования. Это ничего общего, разумеется, не имеет с домашним пивоварением, — указал он. — И поэтому подделывать пиво с экономической точки зрения невыгодно».

Сейчас отрасль отрезана от зарубежных комплектующих и запчастей, столкнулась с подорожанием сырья и критической нехваткой специалистов после мобилизации и их оттока в другие страны. Все оборудование для внедрения системы маркировки исключительно зарубежного производства, которое в нынешних условиях будет довольно проблематично приобрести, указал Бриман. Разговоры о российском происхождении оборудования для маркировки он назвал мифом.

Минфин и минэкономики поддержали предложение пивоваров  о переносе сроков введения маркировки. «Потому что всем, кто пытается считать деньги, очевидно, что на маркировке заработают только те, кто ее внедряет», — отметил Бриман. 

Генеральный директор «Очаково» Юрий Антонов рассказал, что затраты на установку оборудования на одну линию производства будет стоить 20 млн рублей Генеральный директор «Очаково» Юрий Антонов рассказал, что затраты на установку оборудования на одну линию производства обойдутся в 20 млн рублей Фото: © Владимир Трефилов, РИА «Новости»

Бюджет РФ потеряет 40–50 млрд рублей 

Генеральный директор «Очаково» Юрий Антонов рассказал, что затраты на установку оборудования на одну линию производства обойдутся в 20 млн рублей. В целом завод потратил на это 650 млн рублей — именно столько стоят две новые современные линии розлива. Стоимость продукции для конечного потребителя в целом вырастет на 2 рубля. Из-за введения маркировок «Очаково» уже пришлось отказаться от выпуска питьевой воды, чем компания занималась 20 лет. В случае введения маркировок производитель станет переключаться с пива на более рентабельные категории. 

По словам Антонова, невозможно будет обеспечить отрасль оборудованием для маркировки в течение ближайших лет. «Также усложняется тем, что оборудование, которое используется для нанесения маркировок, содержит в себе часть продукции двойного назначения. И вот сейчас мы, закупая оборудование, зачастую подписываем кучу документов для поставщиков, подтверждающих гражданский оборот этой продукции», — отметил он. 

Расходы на маркировку повышают риск сокращения производства на 20–30% и пропорционального снижения платежей в бюджеты. Таким образом, бюджет потеряет 1,4 млрд рублей только от «Очаково». Бриман подсказал, что в целом бюджет России лишится 40–50 млрд рублей. 

«Обезжиривание» молочников: как олигархи и «Честный знак» снимут сливки

Московская пивоваренная компания уже в режиме эксперимента ввела маркировку на одну линию производства. Одна из основных проблем нововведения в том, что система не может работать в высокоскоростном режиме. Если обычная линия розлива работает со скоростью 80 тыс. бутылок в час, то линия с нанесением маркировок — со скоростью 12 тыс. бутылок в час, рассказал директор компании Юрий Лобанов. Были эксперименты по нанесению прямой маркировки прямо на бутылку, однако все они оказались неудачными, отметил он. Стоимость приобретения оборудования других линий, по расчетам, сделанным до 24 февраля, составит 200–300 млн рублей. 

Расходы на маркировку повышают риск сокращения производства на 20-30% и пропорциональное снижение платежей в бюджеты. Таким образом бюджет потеряет 1,4 млрд рублей только от «Очаково» Расходы на маркировку повышают риск сокращения производства на 20–30% и пропорционального снижения платежей в бюджеты. Таким образом, бюджет потеряет 1,4 млрд рублей только от «Очаково» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

Конец крафтового пивоварения 

Введение системы маркировок убьет сегмент крафтового пивоварения в России, уверен Александр Иджон из ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot. «10 лет назад, когда начинали вводить систему ЕГАИС, те же самые люди говорили, что ЕГАИС будет просто классной системой, все станет работать чики-чики, все прозрачно, никто не уйдет, ни одна копеечка мимо не проскочит. Пивоваренные компании потратили кучу денег и времени, и она не работает. Надо делать новую систему. Вот у нас есть Госавтоинспекция, а теперь мы станем делать честную Госавтоинспекцию, потом, когда она не будет работать, мы сделаем очень честную Госавтоинспекцию», — привел пример он. По его словам, крафтовые пивовары в отличие от крупных производителей не будут покупать дорогостоящее оборудование для маркировок, они станут использовать ручной труд. 

Для этого придется нанимать отдельного человека, ведь чтобы оклеить одну среднюю партию, понадобится 8 часов. «В связи с этим я вспомнил анекдот из одного юмористического сериала, где один бесполезный человек в Африке наклеивает наклейки на бананы, а другой такой же бесполезный на кухне сидит и отклеивает», — сказал он. А в малом пивоварении заработный фонд — это бо́льшая часть себестоимости продукта, соответственно, цена на такое пиво значительно вырастет.

Средства на внедрение новой системы для производителей крафта подсчитала директор по производству ООО «Красный пивовар», главный редактор ведущего отраслевого издания пивоваренной отрасли REALBREW Елена Тюкина. На установку оборудования понадобится 889 тыс. рублей. С учетом прочих расходов в малой пивоварне одна единица продукции увеличится в среднем на 14,5 рубля. 

Крафтовые пивовары, в отличии от крупных производителей не будут покупать дорогостоящее оборудование для маркировок, они будут использовать ручной труд. Для этого придется нанимать отдельного человека, ведь чтобы оклеить одну среднюю партию понадобится 8 часов Крафтовые пивовары в отличие от крупных производителей не будут покупать дорогостоящее оборудование для маркировок, они станут использовать ручной труд. Для этого придется нанимать отдельного человека, ведь чтобы оклеить одну среднюю партию, понадобится 8 часов Фото: © Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«Те компании, которые производят серое пиво, найдут выход, как его дальше выпускать при маркировке»

«Татспиртпром» (бренды «Белый Кремль», «Кама», «Чистопольское») готов к внедрению системы маркировки и поддерживает инициативу, заявили в пресс-службе компании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Там отметили, что компания участвовала в прошедшем ранее эксперименте по нанесению маркировки на банку и отражению информации в системе «Честный знак», — результаты положительные.

ТСП напомнил, что два года назад наравне с другими производителями разливного пива стал участником республиканского эксперимента по маркировке пивных кег. В рамках эксперимента к продаже в Татарстане допускается только продукция в маркированной таре. «Эксперимент доказывает свою эффективность ежегодным ростом производства и увеличением объемов розничных продаж пивоваренной продукции», — отчитывалась в августе Госалкогольинспекция РТ. При этом ведомство признавало, что продукция без маркировки продолжает поставляться в республику, и предлагало присоединяться к эксперименту всем предприятиям.

«Технически мы готовы к внедрению данной системы благодаря пилотному проекту по кегам — от смены оператора процессы не изменятся. Для маркировки пивных банок и бутылок потребуются приобретение и установка оборудования», — указали в компании. Объем дополнительных затрат из-за маркировки «Татспиртпром» не уточнил. Компания отметила, что для работы также понадобятся специалисты более высокого уровня, но у системы есть очевидные плюсы — «прослеживаемость и возможность контроля на всех цепочках». В своем ответе компания также уточнила, что выступает за перенос «некоторых правил» из крепкой группы и предлагает в том числе ввести минимальную розничную цену (МРЦ). Там считают, что такое решение сбалансирует рынок и позволит местным производителям на равных конкурировать с транснациональными компаниями в федеральных сетях.

Гендиректор ОАО «Булгарпиво» Руслан Якушев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказался против нововведения. «Мы считаем, что это излишние контроль и давление. Есть ЕГАИС, счетчики, а дополнительно ставить „Честный знак“ для чего? Смысл в чем?» — заявил он. В части фасованной продукции рынок достаточно прозрачный, а в категории разливного пива нужно наводить порядок, согласен наш собеседник. «Очень большой объем серого безакцизного пива на территории России. Непочатый край работы для Росалкогольрегулирования. И самое главное: те компании, которые производят серое пиво, найдут выход, как его дальше производить при маркировке „Честным знаком“. Пострадают производители, которые работают в правовом поле», — уверен он. 

Якушев отметил, что маркировка продукции воды на производстве в «Булгарпиве» снизила производительность на 25%. Стоимость оборудования на одну линию в зависимости от скорости составляет около 50 млн рублей. Плюс сама маркировка стоит 50 копеек. С введением маркировки пива стоимость продукции вырастет на 15–20%, прогнозирует собеседник нашего издания.

Оператор системы маркировки — компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) — в комментарии для «БИЗНЕС Online» обратил внимание на данные НИУ ВШЭ, согласно которым доля нелегального оборота пива и пивной продукции составляет более 16%, это максимум за последние пять лет, а потери бюджета оцениваются более чем в 30 млрд рублей. «Это потери в том числе легальных производителей, которые могли бы нарастить производство и получать дополнительно, по оценкам ВШЭ, 5–7 миллиардов рублей в год», — отметили в ЦРПТ. Там также обратили внимание на заявление минпромторга РФ, согласно которому в ЕГАИС не ведется поштучная прослеживаемость каждой упакованной единицы с идентификацией каждой бутылки. 10% организаций из числа тех, чья годовая мощность менее 300 тыс. декалитров (дал) в год и которым Росалкогольрегулирование разрешило работать без оснащения автоматическими счетчиками, фактически отсутствуют по адресам, т. е. работают в нелегальном поле, указала компания. 

«Интеграция системы маркировки и ЕГАИС поможет решить эту проблему, притом без привлечения бюджетных средств. Вместе с тем маркировка не скажется ни на ценах, ни на объемах производства. Влияние маркировки на цены, по подсчетам НИФИ минфина, не превышает 65 копеек на единицу продукции, по оценкам ВШЭ — порядка 0,5 процента. Таким образом, изменения цен потребитель не заметит», — добавили в ЦРПТ.