Депутаты сразу двух комитетов Госсовета РТ: по инфраструктуре и экологии накануне поддержали пакет поправок в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» Депутаты сразу двух комитетов Госсовета РТ —по инфраструктуре и по экологии — накануне поддержали пакет поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Жировать на этом деле не придется — это не нефть, не газ, не уголь»: какие «мусорные» поправки Госсовет РТ вынашивал два года

Депутаты сразу двух комитетов Госсовета РТ — по инфраструктуре и по экологии — накануне поддержали пакет поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления». Тема настолько острая, что в обсуждении участвовал спикер ГС РТ Фарид Мухаметшин.

«Казалось бы, не самый главный вопрос в жизни государства, республики, муниципалитетов в сегодняшних условиях, — сказал Мухаметшин. — Но это вопрос, который относится к нашему ведению, к которому обращаются и природоохранные структуры, и население».

«Реформа не провалена. Реформа буксует…»: почему Татарстан оказался на грани мусорного коллапса

Наладить порядок с ТКО планировали через «мусорную» реформу и создание региональных операторов. Такой путь парламентарии позднее пророчили и жидким отходам частных домохозяйств. Правда, из виду как-то упустили тот факт, что за три года реформы Татарстан оказался на грани мусорного коллапса: отходы вот-вот некуда будет везти. Чуда не случилось — регоператоры не подтянули в республику инвесторов, а власти РТ оказались не готовы давать деньги из бюджета, как в Подмосковье, где работают структуры «РТ-Инвеста», являющегося владельцем и регионального оператора западной зоны обращения с отходами РТ УК «ПЖКХ». Идут лишь обсуждения, но словесные баталии только сотрясают воздух. А мусор тем временем вошел в топ-10 проблем Татарстана по версии аппарата президента РТ.

Мешает и несовершенство законодательства. Поэтому Госсовет РТ подготовил пакет поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления», которые касаются:

  1. Права собственности на отходы. Татарстан предлагает определить владельцем мусора регионального оператора. Такое право у компаний появится на отходы и вторичные ресурсы, которые складируют на мусорных площадках.
  2. Отходов строительства и ремонта. Требования к обращению с данными отходами в законе прежде не фигурировали. При этом до 80% содержимого нелегальных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов.
  3. Временных нормативов накопления отходов. Бизнес не согласен с действующими нормативами, в том числе в Татарстане, поэтому регулярно обжалует документы в суде. На время разбирательства предлагают временное решение. Каким будет размер временного норматива? Не уточняют.
  4. Содержания мусорных площадок. Татарстан предлагает обязать регоператоров содержать эти места за свой счет. Сегодня такая обязанность возложена на собственника земельного участка — как правило, это муниципалитет. Но в бюджете местных властей нет подобной статьи расходов.
  5. Услуги транспортирования, которая в татарстанском тарифе доходит до 70%, а в отдельных регионах — до 90%. Сегодня тариф защищают в целом и регулятор не видит транспортной составляющей. По замыслу госрегулирование позволит оптимизировать транспортные затраты, а освободившиеся средства направить на стройку мусорных площадок.
  6. Расширения полномочий субъектов и муниципалитетов РФ в управлении отходами. Сегодня закон «О местном самоуправлении» позволяет муниципалитетам только участвовать в организации деятельности обращения с ТКО.
  7. Утилизации веток, листвы, древесных остатков. Проблема актуальна для частного сектора и садоводов. Сжигать такой мусор запрещено. Но региональные операторы не обязаны вывозить подобный мусор — эту обязанность намерены закрепить, дополнив список ТКО зелеными отходами.
  8. Территориальных схем обращения с отходами. Законодатели предлагают субъектам самим определять целесообразность включения в схему данных о нахождении источников отходов, мест накопления, объемах капитальных вложений и прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО. Причина в том, что эти сведения регулярно меняются, схему приходится постоянно менять.

Фарид Мухаметшин: «Уфа в этой части значительно продвинулась вперед. Рекомендую главам комитетов немедленно съездить туда. Там создали центр управления республикой — здание построили, люди сидят. Контролируют 31 тысячу контейнерных площадок Башкирии. Все видят, фотоотчеты» Фарид Мухаметшин: «Уфа в этой части значительно продвинулась вперед. Рекомендую главам комитетов немедленно съездить туда. Там создали центр управления республикой — здание построили, люди сидят. Контролируют 31 тысячу контейнерных площадок Башкортостана. Все видят, фотоотчеты» Фото: gossov.tatarstan.ru

Над разработкой перечисленных поправок депутаты парламента работали два года, сообщил спикер. «Не можем это решить в одном регионе, — сказал Мухаметшин. — Ездил в Чувашию — не решен вопрос. Уфа в этой части значительно продвинулась вперед. Рекомендую главам комитетов немедленно съездить туда. Там создали центр управления республикой — здание построили, люди сидят. Контролируют 31 тысячу контейнерных площадок Башкортостана. Все видят, фотоотчеты! Но и они говорят: нужен федеральный закон для регулировки механизмов взаимоотношений между мусоросборщиками и владельцами мусора на первом этапе, переработки».

Остается непонятным, почему в Подмосковье такое несовершенство законодательства не мешает работать с мусором, а в Татарстане мешает? Может, стоит прислушаться к новому руководителю УК «ПЖКХ» Дмитрию Петрову, который во время первого публичного выступления в Казани заявил: «Не надо ломать голову. Нужно строить объекты, заниматься развитием инфраструктуры!»

Комитеты поправки одобрили, остается рассмотреть бумаги на ближайшем заседании парламента и отправить в Госдуму, которая может и не одобрить «хотелок» Татарстана.

«Там тоже свои предложения, мудрецы, — сказал в завершение Мухаметшин и обратился к главам профильных комитетов: — Не надо думать, что пройдет на 100 процентов. Наладьте связь с профильными комитетами Госдумы, правительством. Не повышать тарифы, наверное, не удастся. Но нужна государственная поддержка в реализации данных инициатив — федеральная и республиканская. Без этого не обойтись. Дело это такое, ради людей. Будем доказывать правительству республики, я поставлю в известность и президента. Но пока расчетов нет, они появятся после того, как меры примут на федеральном уровне. После этого можно будет считать. О заинтересованности регоператоров. Может быть, ваша прибыль сократится, а объемы увеличатся. Жировать на этом деле не придется — это не нефть и газ, не уголь. Это коммунальное хозяйство».

Цель — отрегулировать сферу обращения с жидкими отходами, чтобы канализацию из выгребных ям, септиков жителей не сливали в реки, леса, озера, объяснял Мухаметшин Цель — отрегулировать сферу обращения с жидкими отходами, чтобы канализацию из выгребных ям, септиков жителей не сливали в реки, леса, озера, объяснял Мухаметшин Фото: eco.tatarstan.ru

Татарстан начал поход на золотарей всея Руси: по просьбам жителей и для борьбы с «черными ассенизаторам»

Следом депутаты поддержали обращение к главе правительства России Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой обложить тарифами и нормативами бизнес ассенизаторов. 

«„Социальный дисбаланс“ в выгребных ямах татарстанцев обнаружили парламентарии Татарстана, — процитировал Мухаметшин начало вчерашней публикации „БИЗНЕС Online“ и опроверг внезапно возникшую мысль о том, что так власти намерены закрыть бюджетный дефицит, который на 2023 год составляет 27 млрд рублей: — Копейки это для нас, республиканского бюджета! Не в этом дело! Народ просит!»

Деньги не пахнут: Госсовет РТ нашел «социальный дисбаланс» в выгребных ямах татарстанцев

Цель — отрегулировать сферу обращения с жидкими отходами, чтобы канализацию из выгребных ям, септиков жителей не сливали в реки, леса, озера, объяснял Мухаметшин. «Люди жалуются, — продолжал спикер Госсовета РТ. — Без конца сбрасывают».

Предприниматели опасаются монополизации, как это сделали с обычным мусором, создав региональных операторов. «Никакой бизнес от этого не пострадает! — заочно ответил на опасения Мухаметшин. — Наоборот, получит права, упорядочит цену».

«Региональным операторам необоснованно присваивают титул монополиста, — сказал глава комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Александр Тыгин, отвечая позднее на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Давайте вспомним, как появился регоператор. Это конкурс. Если чему-то предшествует отбор, монополиста быть не может. Регулятор должен определить те или иные процессы регионального оператора. В этом разумная мысль, которая будет прорабатываться федеральным и республиканским парламентом».

Свыше 400 тыс. выгребных ям частных домохозяйств, дач и садов жителей РТ и России остается за пределами государственного регулирования в отличие от твердых коммунальных отходов. Законотворцы заявляют о том, что в РФ:

  • нет законодательного понятия жидких бытовых (коммунальных) отходов;
  • не регламентируются методики определения объемов ЖБО;
  • нет четкого ответа на вопрос о том, куда ассенизаторы вывозят такие отходы;
  • нет установленных тарифов. В этом элемент социальности — государство проверит стоимость услуги для исключения упомянутого «социального дисбаланса». Сегодня стоимость определяется возмездным договором по Гражданскому кодексу.

«Недостаточная урегулированность сферы обращения с жидкими бытовыми отходами оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды и создает угрозу здоровью населения, поскольку их сброс нередко осуществляется непосредственно в водные объекты (пруды, озера, реки) или иные места, не оборудованные и не приспособленные для этих целей», — беспокоятся депутаты.

Авторы обращения со ссылкой на Росстат отмечают, что в России лишь 65,4% жилфонда оборудовано центральной канализацией. На селе канализация действует в 18,3% поселений. В Татарстане 70% жилфонда подключено к центральной канализации, на селе канализовано 22,2%. Это не только частные дома, многоквартирные на селе тоже зачастую подключены к септикам и выгребным ямам. Число выгребных ям растет вместе с темпами строительства индивидуального жилья, сказал Тыгин. Например, в 2021 году в РТ сдали 3 млн кв. м жилья, из которых 2,1 млн кв. м индивидуальное: зарегистрировали домики 15 тыс. семей. И только 942 тыс. кв. м пришлось на многоквартирные дома.