РОСАВИАЦИЯ БОРЕТСЯ С УГОНАМИ

Вчера следствие предъявило обвинение по делу о побеге на вертолете Ми-2 из колонии в Вологодской области. Всем троим фигурантам - сбежавшему заключенному и двум его сообщникам - предъявлены обвинения в «угоне воздушного судна» и «побеге из мест лишения свободы».

Напомним, Алексей Шестаков, десять лет назад осужденный за два убийства, совершил побег из исправительной колонии №17 в Шексне. Для этого он заказал вертолет Вологодского авиапредприятия для своих сообщников. За содействие Шестаков обещал им 2 млн. рублей. 22 марта сообщники сели в вертолет и, угрожая пилоту, заставили его лететь в колонию. Там они сбросили вниз трос, за который уцепился Шестаков. Вертолет сел за пределами колонии, чтобы заключенный мог забраться внутрь. Затем преступники направились в Вологду и оставили там вертолет. Шестакова арестовали через несколько часов после побега, его сообщники были задержаны 23 марта. В ходе расследования побега выявлен ряд грубых нарушений в колонии. Например, оказалось, что Шестаков, исключенный из списка лиц, склонных к побегу, имел при себе сотовый телефон и несколько сим-карт. При организации побега он созванивался с сообщниками и общался с ними по интернету, сообщает Lenta.ru.

Росавиация отреагировала на угон вертолета усилением мер безопасности. В разосланном по стране документе говорится, что захват геликоптера произошел из-за несоблюдения командиром судна требований по обязательному досмотру. Поэтому в распоряжении говорится: «Обеспечить на каждом воздушном судне, выполняющем полеты на аэродромы местных воздушных линий, наличие ручных металлоискателей и провести обучение членов экипажей правилам их эксплуатации». Появление приказа вызвало в авиасреде неоднозначную реакцию пассажиров. По мнению многих пилотов, цель новшества - свалить всю вину на вертолетчиков, если ситуация с захватом повторится.

«ЕСЛИ ПРИСТАВЯТ ДУЛО КО ЛБУ, СЯДЕШЬ И ПОЛЕТИШЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать новшество специалистов, занимающихся вертолетными перевозками.

Евгений Дуркин – исполнительный директор ООО «Тулпар Геликоптерс»:

- Да, есть рекомендация Росавиации. Нелепое указание. Сами подумайте: как пилот, проведя осмотр пассажира и не обнаружив никаких огнестрельных или режущих предметов, но найдя веревку или веревочную лестницу, будет предъявлять к нему претензии? Далее. Есть воздушные суда, кабины пилотов которых не отгорожены от пассажиров. Соответственно, сев за пилотом, можно набросить удавку. Особенно это легко сделать на вертолетах зарубежного производства – Bell, Robinson, Eurocopter, MD. Это как в автомобиле: представьте, что вы посадили на заднее сиденье человека и что он может натворить.

Металлоискатель в какой-то степени обеспечит безопасность на вертолетной площадке, но только в том случае, если на ней есть хоть какая-то охрана. А если досмотр будет производить член экипажа, что он может сделать на площадке, в чистом поле? Начнет досматривать, а клиент достанет пистолет, и что летчик сможет сделать? Командир воздушного судна серьезно рискует при проведении такого досмотра.

Да, помню, как в советские времена после нескольких угонов летчиков самолетов вооружали пистолетами. Но, думаю, наличие на борту огнестрельного оружия могло привести к непредсказуемым результатам. Вот только недавно новость была об американском пилоте, который прямо во время полета сошел с ума. А если бы у него был пистолет? И где гарантия, что не пострадают невинные люди?

Но… что делать? Мы уже заказали металлоискатели. Предложений на рынке много. Провели переговоры, получили характеристики и уже провели оплату. Стоимость гуляет от 3 тысяч и выше. Выбранный нами прибор стоит 4 тысячи 190 рублей. Основное требование, которые мы предъявляли, – хорошая чувствительность, мобильность и… возможность использования данного агрегата в качестве самозащиты.

Магомед Закаржаев – генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Это очередной идиотизм. Как всегда - только по хвостам бить, да еще и не по тем хвостам. Просто слов нет… То есть каждого пассажира летчик должен металлоискателем обыскивать на оперативной точке. Но если кто-то захочет угнать где бы то ни было вертолет, то разве это большая проблема? Валят с больной головы на здоровую, не более того. Такие указания могут давать только люди, которые не представляют, как фактически происходит процесс выполнения полетов. На оперативных точках пассажиров в вертолет часто сажают, не выключая двигателей, экипаж находится на местах, лопасти вращаются, почти нельзя сбрасывать шаг-газ, это почти режим висения. Какой тут досмотр?.. А если пилот обнаружит у пассажира пистолет? И что? Приставят летчику к виску и прикажут: «Лети!»

Что тут сказать? Минтранс в очередной раз продемонстрировал свой полный непрофессионализм. И еще просто прикрывают бумажкой одной место – отреагировали, мол, да еще как. А теперь надо тратить деньги на металлоискатели, которые будут валяться в вертолете, потом придут инспектора с проверкой… Да, конечно, помню те годы, когда командиров экипажей и штурманов (или борттехников?) вооружили пистолетами. Теряли их постоянно – то в столовой забудут, то в туалете, то в гостинице под подушкой. Но как в кабине стрелять? Тоже полный идиотизм.

Эдуард Гайнуллин – заместитель летного директора ОАО «Ак Барс Аэро»:

- До нас этого распоряжения пока не довели. Не знаю, для чего это надо. Мы выполняем полеты из аэропорта, здесь есть служба безопасности. А с поля? Смотрите, вы командир воздушного судна, на точке проинструктировали пассажира, начали его обыскивать, зазвенело, и он приставил вам дуло ко лбу: «Полетели!» Куда деваться? Сядешь и полетишь! Впрочем, мы все понимаем, для чего нужно это распоряжение… Если захотят угнать вертолет, все равно угонят. Думаю, надо просто проверять людей, которые заказывают вертолет, но это работа служб безопасности авиакомпаний.