Генерал Леонид Ивашов рисует впечатляющую картину разрушения Российской армии. Основным виновником он называет экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, при котором «Вооруженные силы РФ утрачивали сущность военной организации и превращались в коррупционную коммерческую структуру», но сам при этом указывает, что разгром начался еще в 2001 году. Развалено было все — от службы тыла до разведки. В таком же положении оказалась и украинская армия, однако при помощи НАТО создала новые вооруженные силы, во главе которых стоит самый образованный из украинских генералов.
За годы «великих реформ» в минобороны РФ было ликвидировано около 70 военных учебных заведений, осталось немногим более 20
Украина: 8 лет совершенствования армии
Как говорится, «внезапно выяснилось», что в спецоперации на Украине явно заметно профессиональное превосходство командования ВСУ над руководством российской группировкой, лучше подготовленным выглядит и офицерский состав ВСУ. «Кадры решают все» — пока никто этого не опроверг. Причину того, что профессионализм наших военных не соответствует поставленным перед ними задачам, нужно искать в недавнем — каких-то 20 лет назад — прошлом. Но начнем с того, как к нынешним боевым действиям готовился противник.
На момент развала СССР на территории Украины осталась мощная группировка вооруженных сил в составе трех военных округов (14 мотострелковых и 4 танковых дивизий), ракетная армия (176 МБР), четыре воздушных армии (около двух тысяч самолетов), армия ПВО и Черноморский флот (350 кораблей). После кончины СССР начались процессы военных реформ в условиях отсутствия реальных военных угроз, а также активная распродажа излишествующих вооружений и «демократические» преобразования (как, кстати, и в России и других постсоветских странах), в результате которых к 2014 году ВСУ Украины оказались небоеготовы.
Леонид Ивашов — генерал-полковник запаса, президент Академии геополитических проблем. Доктор исторических наук (1998), профессор кафедры международной журналистики МГИМО. За месяц до начала СВО на Украине публично выступил с предупреждением об опасности начинать неподготовленные, заведомо проигрышные военные действия.
Родился в 1943 году в городе Фрунзе Фрунзенского района Ошской области Киргизской ССР. Окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (1964), Военную академию им. Фрунзе (1974). Служил в центральном аппарате министерства обороны СССР, был начальником секретариата министров обороны СССР, начальником управления делами министерства обороны СССР, секретарем совета министров обороны государств СНГ, начальником штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, начальником главного управления международного военного сотрудничества министерства обороны. С 2001 года — генерал-полковник запаса. Член союза писателей России. Живет и работает в Москве.
По признанию украинской стороны, боеготовыми к 11 марта 2014 года можно было признать (с большой натяжкой) не более 15−20 процентов соединений и частей, а в составе ВМС Украины только 4 корабля были способны выйти в море и решать оперативные задачи. Крым и Севастополь без какого-либо сопротивления отошли к России, Донецкая и Луганская области объявили о независимости.
И только после этих событий в Киеве начались осмысление сложившейся ситуации и попытки строительства вооруженных сил как организованной военной системы. Россия была объявлена главной угрозой, НАТО — союзником, и замороженный президентом Януковичем план подготовки к членству в НАТО возобновлен и активизирован. Структуры альянса немедленно включились в работу, сотни натовских специалистов прибыли в Украину, предъявили жесткие требования о переходе на стандарты альянса в организационной структуре, вооружениях и технике, боевой и оперативной подготовке войск и штабов, профессионализме офицерского состава.
За 7 лет украинская армия стала качественно другой, хотя и не без недостатков. Но резко сократилась коррупция, войска перешли на бригадную организационную основу, повысилась роль генерального штаба, начальник штаба обрел статус Главнокомандующего ВСУ, для ведения военных действий на востоке страны в составе Генштаба был образован объединенный оперативный штаб. Основным видом ВСУ стали Сухопутные войска (СВ).
Военно-учебные заведения стали важнейшим элементом государственной системы образования, преподавателями и инструкторами куда приглашаются натовские специалисты, а украинские военнослужащие обучаются в странах НАТО. Кроме военных училищ и институтов были созданы военная Национальная Академия и Национальный университет обороны, не только как учебные заведения, но и как военно-научные учреждения. Утверждена концепция общевойсковой подготовки населения, обязательная для каждого гражданина Украины. Была принята программа реформ ВСУ «Стратегия 2020», предусматривающая увеличение военного финансирования с 1,25% до 5% ВВП, а количество военнослужащих с 2,8 до 7 человек на тысячу населения.
Начальником Генштаба и Главнокомандующим ВСУ в июле 2021 года назначен самый образованный генерал Валерий Залужный, окончивший с золотой медалью или с отличием Одесское военное училище, Национальную Академию Украины, Национальный Университет обороны им. Ивана Черняховского. Прошел все командные и штабные должности, вплоть до командующего оперативным командованием «Север». Привлечены в качестве советников Главнокомандующего и Генштаба и активно используются офицеры и генералы запаса и в отставке. Министр обороны Украины — гражданский человек, но ему запрещено вмешиваться в оперативную обстановку, планирование и управление военными действиями, как и другим чиновникам и политикам.
Россия: 10 лет развала и 10 лет исправления ошибок
А теперь проследим, как и к чему готовились наши армия и флот. Во времена президентства Ельцина министрами обороны РФ становились профессиональные военные деятели: летчик, маршал авиации Е. И. Шапошников, затем десантник генерал армии П. С. Грачев, в 1996 году под давлением военной общественности министром обороны был назначен генерал армии И. Н. Родионов. В 1997 году его сменил Главком РВСН, маршал России И. Д. Сергеев. С 2001 года должность министра обороны РФ стали занимать люди, далекие от военной службы, по крайней мере, не командовавшими даже взводом.
Да, на Западе, министрами обороны как правило назначаются гражданские лица (представители победившей партии), но главнокомандующими вооруженных сил являются профессиональные военные (начальники генштабов), и гражданский министр в проблемы боевой готовности, боевой и оперативной подготовки, планирование военных операций и управление войсками не вмешивается.
В США, например, Председатель Объединенного комитета начальников штабов является по должности и главным военным советником президента, и постоянным членом Совета национальной безопасности. По сути, он стоит выше министра в статусном измерении. В РФ положением о министерстве обороны, утвержденным Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 определено: Руководство деятельностью министерства обороны РФ осуществляет Президент РФ. Министерство обороны является органом управления Вооруженными силами РФ. Основными задачами минобороны РФ являются:
— выработка и проведение государственной политики в области обороны;
— организация применения Вооруженных сил в соответствии с законами РФ международными договорами;
— поддержание необходимой готовности Вооруженных сил;
— осуществление мероприятий по строительству Вооруженных сил.
Не буду цитировать далее этот многостраничный документ, но и из приведенных фраз вполне понятно, что глава военного ведомства РФ является по факту Главнокомандующим, а Президент РФ — Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
28 марта 2001 года министром обороны РФ назначается С. Б. Иванов, выходец из управления КГБ по Ленинградской области. При нем престиж военной службы существенно понизился: по результатам социсследований, 59 процентов россиян не желали, чтобы их близкие родственники связывали свою жизнь с армией. В 2007 году Иванова на посту министра обороны РФ сменил А.Сердюков, профессионал в сфере мебельной торговли. Каждый из гражданских министров приводил с собой свою команду с прежней службы. И почему-то так сложилось (видимо, случайно), что «своих» в первую очередь расставляли на кадровые органы и систему военного образования и науки.
В 2008 году Сердюков создает в системе военного образования минобороны «Пансион воспитанниц министерства обороны». Второе, важное кадровое решение Сердюкова — кардинальное сокращение, с 450 тыс. до 150 тыс., офицерских должностей и назначение (2009 год) на должность начальника Главного управления военного образования и науки госпожи Т. А. Фральцовой, которая целый год возглавляла тот самый пансион воспитанниц минобороны. Более ничего ее не связывало с военной службой и минобороны.
А главное управление кадров министерства еще со времен Иванова, а затем и Сердюкова стали возглавлять представители спецслужб. Чему могли обучать военные кадры и к какой войне готовить армию эти «профессионалы», легко можно представить. Кроме того, Фральцова возглавила еще и военную науку, а чтобы облегчить ее важную службу на благо безопасности РФ, Сердюков ликвидировал Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба, как головную системную структуру военной науки. Столь же решительно были сокращены военные ВУЗы.
И только когда госпожа Фральцова, вернувшись из поездки в США, публично на центральном телевидении заявила, что выгоднее не содержать десятки военных ВУЗов на территории РФ, а обучать будущих офицеров в США, ее вынуждены были освободить от занимаемой должности.
Но как-то так сложилось, что, если население не согласно с деятельностью чиновника и требует его отставки, власти идут навстречу пожеланиям общественности — и назначают на должность еще более ущербного.
Вместо Фральцовой руководителем департамента военного образования и науки была назначена Екатерина Приезжева, специалист в области оборота алкогольной продукции. Еще при С. Иванове наряду с сокращением военных ВУЗов, был запущен процесс вывода из Москвы в другие регионы военных академий. Естественно, профессорско-преподавательский состав ехать на периферию в условия, где нет научной, методологической, учебно-материальной базы и жилищных условий, в большинстве своем не пожелал.
За годы «великих реформ» в минобороны РФ были ликвидированы около 70 военных учебных заведений, осталось немногим более 20. При Сердюкове в оставшихся ВУЗах несколько лет не было наборов курсантов, а на полевые, морские, летные занятия и учения не было топлива, боеприпасов, других ресурсов. «Пеше по танковому» стало в годы реформ основным методом обучения войск и штабов. И вот эти выпускники Сердюкова, Фральцовой, Приезжевой командуют сегодня подразделениями и частями в специальной военной операции в Украине.
Кроме реформаторских мер в системе военного образования были проведены масштабные преобразования и в других сферах. Фактически был ликвидирован тыл Вооруженных сил и введена система аутсорсинга. Сергей Шойгу: «Система аутсорсинга, сложившаяся уже к 2012 году, не во всем себя оправдала. Задачи по обеспечению войск в боевых условиях не решались. Военнослужащих оказалось некому кормить, техника не ремонтировалась, ГСМ в районы полевых выходов не доставлялись». Аутсорсинг, по словам Шойгу, функционировал только там, где это приносило большой доход предпринимателям. Система заказов вооружения и военной техники обрела полностью рыночно-коррупционный вид, новые военно-технические исследования и конструкторские разработки были прекращены.
ВПК стремительно деградировал. В войска была запущена еще одна коммерческая структура, Оборонсервис — якобы для «избавления минобороны от непрофильных активов» и освобождения военнослужащих от несвойственных им функций — ремонт военной техники, зданий и сооружений, продажа излишествующего военного имущества, уборка территорий воинских частей и т. д.
Но самым печальным в «реформах» оказался процесс перехода вооруженных сил на новую оргштатную структуру — традиционные для страны полки, дивизии, армии, военные округа (фронты) ликвидировались, взамен вводилась бригадная система. Даже такие прославленные «столичные» дивизии как Таманская и Кантемировская, превратились в бригады. А узлы связи, техника расформированных частей и соединений, материальные запасы просто вычеркивались из наличия, расхищались, распродавались коммерсантами, или, как танки, выводились в леса и там оставлялись без охраны.
Сформированные же на основе дивизий и полков бригады оставались без тылов, средств технического обеспечения, топливозаправки, средств поддержки и т. д. 200 тысяч «сокращенных» офицеров были выброшены на улицу, ликвидирован институт прапорщиков и мичманов, как и соответствующие школы и учебные центры, что создало критическую ситуацию в армии и на флоте. Команды кораблей Северного флота отказались без мичманов выходить в море, на арсеналах и складах боеприпасов произошли серии пожаров и взрывов, увеличилось число других происшествий. Только после этого часть мичманов и прапорщиков вернули на службу.
Но другие военные организмы по-прежнему разрушались. Даже оперативный состав военной разведки подвергся сокращению и разгрому. Вооруженные силы РФ утрачивали сущность военной организации и превращались в коррупционную коммерческую структуру, а Сердюков ощущал себя ее хозяином. Все это происходило в бытность президентом РФ и Верховным Главнокомандующим ВС РФ Д. Медведева.
Собственно, и сам Дмитрий Анатольевич в пору своего президентства отнюдь не исключал членства России в НАТО — со всеми вытекающими из этого выводами.
6 ноября 2012 года Сердюков был освобожден от должности, а С. К. Шойгу назначен министром обороны России. И начал новый министр с ликвидации последствий реформаторской деятельности своего предшественника, многое успев сделать. Но далеко не все. И вот это «не все» сегодня отчетливо проявляется на поле боя.
Ивашов Л.Г., генерал-полковник в отставке, доктор исторических наук
«Свободная пресса», 08.11.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.