ФИНАНСОВЫЙ КРЕПЫШ

Казанский вертолетный завод, судя по итогам его работы в 2011 году, можно назвать мечтой банкира. Предприятие финансово крепнет на глазах, прошедший год можно назвать одним из самых успешных в его новейшей истории.

Итак, обратим внимание на наиболее важные статьи баланса. Валюта баланса изменилась значительно - выросла по сравнению с прошлым годом на 25% и достигла величины в 39 млрд. рублей. Но не все гладко в этом росте. Так настораживает резкий рост (в 2,4 раза дебиторской задолженности) за 2011 год.

В составе дебиторской задолженности наиболее резко выросли за год следующие подстатьи:

- за отгруженную продукцию - в 3,3 раза;

- авансы оплаченные - в 4,9 раз;

- прочие расходы - в 2,4 раза.

Все это свидетельствует об ухудшении платежной дисциплины со стороны покупателей продукции КВЗ.

Отметим рост собственных средств (за год - на 71%), достигших 12,9 млрд. рублей. Произошло это за счет наращивания "нераспределенной прибыли" на 98% с начала года.

Общая стоимость займов и кредитов изменилась незначительно, всего на 11% и достигла 10,8 млрд. рублей. Что интересно, в длительности долгов произошли существенные структурные изменения, долгосрочные долги выросли в 2,4 раза, а краткосрочные займы, наоборот, снизились в 2 раза. Одним из основных партнеров завода по кредитованию коммерческих и государственных контрактов на поставку вертолетов министерству обороны РФ является банк ВТБ. Задолженность КВЗ перед татарским филиалом ВТБ на начало текущего года составляла 5,43 млрд. рублей. Также кредитором КВЗ является банк «Санкт-Петербург», задолженность перед которым — 3,49 млрд. рублей.

Из других важных статей отметим относительно невысокий рост за год кредиторской задолженности, всего на 14%, что свидетельствует о высокой платежной дисциплине предприятия.

А ВЕЛИК ЛИ ДОЛГ?

Обычно аналитики при исследовании долговой нагрузки оперируют показателями, кратными EBITDA (прибыль компании до амортизации, уплаты процентов по кредитам и налогов). Считается, что компания не должна занимать (включая все виды долга) больше чем 4 - 6 * EBITDA, а "старший" (т.е. более краткосрочный, приоритетный долг) не должен быть более 3 - 4 *EBITDA.

РСБУ только позволяет лишь приблизительно рассчитать EBITDA как сумму прибыли до налогообложения, амортизации и процентов к уплате.

Мы рассчитали этот показатель на конец 2011 года в размере 8,4 млрд. рублей.

Общая задолженность по займам и кредитам составляет 10,8 млрд. рублей. (Задолженность по краткосрочным кредитам и займам (старший долг) - 3 млрд. рублей. Чтобы получить чистый старший долг да еще вычесть величину имеющихся в наличии денежных средств в 1,7 млрд., получим 1,3 млрд. рублей.

Задолженность по долгосрочным кредитам и займам - 7,7 млрд. рублей).

Отсюда:

Норматив по EBITDA по общей задолженности составляет примерно 33,6 - 50,4 млрд. рублей.

Норматив по EBITDA по старшему долгу - 25,2 - 33,6 млрд. рублей.

Таблица предельных уровней займов и кредитов

Норматив (максимальн.)

Фактическое значение (чистый долг)

Можно дозанять

Краткосрочный (старший долг)

33,6 млрд. рублей

1,3 млрд. рублей

32,3 млрд. рублей

Общие займы и долги

50,4 млрд. рублец

10,8 млрд. рублей

39,6 млрд. рублей

Вывод: долговая нагрузка Казанского вертолетного завода на данный момент крайне незначительна.

Низкие значения задолженности и большой объем генерируемых денежных потоков при высоком значении собственного капитала обусловил очень приличное финансовое здоровье. Важный показатель - "Стоимость чистых активов" - вырос за год на 71% и достиг 12,9 млрд. рублей.

Другой, не менее важный показатель в виде стоимости чистого оборотного капитала (показывает финансирование "оборотки" за счет собственных средств) вырос в 2 раза и составил 16,7 млрд. рублей.

ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ, КАК ВЕРТОЛЕТА ПОЛЕТ, ВЫСОКИ

Выручка КВЗ выросла на 45% по сравнению с итогами 2011 года и достигла 32 млрд. рублей.

При этом доля экспорта в товарной продукции составила 76%.

И это при том, что в целом все предприятия авиационной промышленности показали значительное снижение производства продукции на экспорт - на 25%.

Относительный рост выручки опережал рост себестоимости, которая выросла на 33%.

Низкие по сравнению с выручкой темпы роста коммерческих и управленческих расходов привели к росту операционной прибыли на 85% (по сравнению с 2011 годом).

И "венчающей вишенкой, украсившей этот вкусный торт", явились низкие колебания по статьям "прочие доходы" (падение на 9%) и "прочие расходы" (рост на 1%).

Все это привело к почти двукратному росту прибыли по сравнению с 2010 годом! Она составила 6,5 млрд. рублей.

Секрет роста выручки достаточно прост. Как известно, на мировом рынке вертолетной техники сложился высокий спрос на продукцию КВЗ, в основном в развивающихся странах. За последние пять лет наблюдается устойчивый рост потребности покупателей в технике, запчастях, обучении и модернизации ранее купленной техники.

Это наблюдается и в РФ, и за ее пределами. Основными факторами, увеличивающими потребность в вертолетной технике, являются:

- в РФ – стабилизация экономической ситуации, старение существующего парка вертолетов, рост потребности в вертолетах при освоении новых областей в Сибири и на Дальнем Востоке, увеличение перевозок платных пассажиров;

- в странах СНГ и дальнего зарубежья – часть вышеперечисленных причин плюс то, что конкуренты продукции ОАО «Казанский вертолетный завод» превышают по ценовым параметрам в 2 - 3 раза выпускаемые казанским заводом вертолеты;

- также оказывает влияние тот фактор, что наша техника очень широко распространена в мире, к ней привыкли, она проста в эксплуатации и легко ремонтируется, что особенно важно для слаборазвитых стран с ограниченными ресурсами.

Одновременно растет спрос на вертолеты легкого класса как более экономичные в сравнении со средними машинами, более доступные по цене и более простые в эксплуатации.

Ярким примером могут стать одни из последних переговоров на поставку последней модификации бестселлера - Ми-17В-5 - с китайскими партнерами, которые после упорных попыток получить скидку предложили просто назвать «искреннюю» цену менеджерам КВЗ.

Как отмечают сами производители, машина работает на больших высотах и в любых климатических условиях - в жару и в холод. По сравнению с зарубежными вертолетами она дешевле, несмотря на то что функций у Ми-17В-5 больше.

Напомним, в сентябре прошлого года сообщалось о закупке нескольких казанских вертолетов Азербайджаном – их планировалось поставить до конца 2011-го. Также в конце года в Индию были поставлены первые двенадцать Ми-17В-5 по контракту 2008 года на 80 машин. Также в прошлом году КВЗ начал производство 21 вертолета по американскому контракту для Афганистана. Как уверяют, эта договоренность с Пентагоном стала для завода сюрпризом. В прошлом же году КВЗ поставил американцем 9 машин из этой партии.

Вообще же, специалисты говорят о феномене роста российского вертолетостроения. Как сообщает портал odnako.org, ожидалось, что в 2011 году будут выпущены 260 вертолетов. При этом рентабельность производства составляет высокие для машиностроения 10 - 12%. Не секрет, что эти впечатляющие показатели достигнуты главным образом за счет экспорта - в 2010 году количество поставленных на экспорт вертолетов выросло на 30%. И прежде всего это касается Ми-8/17, которые производятся в том числе и на КВЗ.

Российские машины привлекают низкой ценой - $10 млн. (то есть в 2 - 4 раза дешевле западных аналогов), превосходной грузоподъемностью, уникальными high/hot–характеристиками - Ми-8/17 отлично показывают себя в высокогорных и экстремальных температурных условиях. На Западе же производятся все более дорогостоящие машины с различным дополнительным оборудованием. В результате даже развитые страны не в состоянии купить необходимое количество вертолетов нового поколения, а сами винтокрылые машины утрачивают роль дешевого транспортного средства поля боя, хотя необходимость в такой технике остается. В итоге вооруженные силы ряда стран переживают «вертолетный кризис», обострившийся в связи с их участием в войнах в Ираке и Афганистане. Именно военные кампании США и их союзников в Ираке и Афганистане дали толчок ренессансу продаж Ми-8/17 - ВВС Ирака и Афганистана формируются за счет закупок новых Ми-17.

Как сообщил в конце прошлого года газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор КВЗ Вадим Лигай, 2012 год полностью законтрактован, как и 2013-й. «При этом, по прогнозам, положительная динамика сохранится – в 2012 году рост выпуска техники составит примерно 10 - 15 процентов», - сказал руководитель КВЗ.

Все это благоприятно сказалось на рыночной капитализации обществ, которая за год выросла незначительно (на 14%) и составила 16 млрд. рублей, что отчасти объясняется низким free float (долей акций в свободном обращении) в 12%. Доля ОАО «Вертолеты России» в уставном капитале ОАО «Казанский вертолетный завод» составляет 80,96%. Но все равно при таких впечатляющих фундаментальных показателях и перспективах акции КВЗ будут желанным объектом для качественных покупок.