Предлагается, что зимой водителям легковушек и легких грузовиков запретят ездить на летних покрышках. А летом запрет коснется шипованных шин, причем независимо от категории ТС Предлагается, что зимой водителям легковушек и легких грузовиков запретят ездить на летних покрышках. Летом запрет коснется шипованных шин, причем независимо от категории ТС Фото: «БИЗНЕС Online»

Штрафы за несезонные покрышки

В МВД вернулись к работе над новой версией перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей. В первую очередь, изменения коснутся вопроса использования водителями шин не по сезону, пишет «Коммерсантъ». По данным издания, ведомство уже направило в аналитический центр при правительстве РФ новую редакцию документа.

Что планируется изменить? Предлагается, что зимой водителям легковушек и легких грузовиков запретят ездить на летних покрышках. Летом запрет коснется шипованных шин, причем независимо от категории ТС. Регионам, в свою очередь, дадут право увеличивать временной промежуток действия ограничений в силу географических и погодных условий. Отметим, соответствующий норматив уже записан в техрегламенте, но ГИБДД за его нарушение пока не наказывает. После изменений такая возможность у инспекторов появится.

Кроме того, водителей остальных типов грузовиков, а также автобусов обяжут при отсутствии зимних покрышек иметь с собой цепи противоскольжения. Будет только два исключения из правила — если установка таких цепей не предусмотрена «особенностями конструкции» и если речь идет о полноприводном транспорте. Нормы, пишет издание, регионы смогут применять по собственному разумению.

Помимо регулирования вопроса шин, в обновленный перечень также войдут ограничения по управлению авто с нештатными ксеноновыми или светодиодными лампами в фарах, неисправной антиблокировочной системой ABS.

По планам МВД поправки должны вступить в силу с 1 марта 2023 года, если их согласуют рабочие группы аналитического центра правительства. Сейчас наказание за управление автомобилем с различными неисправностями предусмотрены ст. 12.5 КоАП. Так, при наличии, например, перегоревших лампочек или тонировки водителям грозит штраф от 500 рублей.

Госавтоинспекция Татарстана еще 21 октября также рекомендовала подготовить автомобиль к зиме Госавтоинспекция Татарстана еще 21 октября также рекомендовала подготовить автомобиль к зиме Фото: © Константин Чалабов, РИА «Новости»

История вопроса

Ограничения, которые, в том числе предусматривают наказание за использование зимних покрышек летом и наоборот, анонсировали еще осенью 2020 года, напоминает Autonews. Тогда ожидалось, что изменения вступят в силу летом 2021-го. В целом же вопрос введения наказания за подобные нарушения российские власти обсуждают чуть ли не каждый год. Например, в 2016-м группа депутатов предлагала ввести штраф в 2 тыс. рублей за езду на летних шинах зимой, но проект закона так и не приняли.

С декабря 2020-го начала действовать норма техрегламента, согласно которой зимой запрещается эксплуатация легковых автомобилей, не укомплектованных зимними шинами. Однако законодательство не менялось, штрафа за отсутствие зимних шин так и не появилось.

При этом первый снег зачастую ассоциируется с повышенным количеством аварий. Буквально накануне гололедица и непогода стали причиной несколько крупных ДТП в Москве. По данным источников «Интерфакса», в результате аварий повреждения получило больше 40 автомобилей, пять человек обратились за медицинской помощью. За день до этого в центре организации дорожного движения автовладельцам советовали пересесть на общественный транспорт, если они не успели поменять летнюю резину на зимнюю. Призыв поддержал и научный руководитель гидрометцентра РФ Роман Вильфанд. «Сейчас пришла пора, когда резину нужно менять. Связано это с тем, что первый признак зимней погоды появляется уже в прогнозах, прогнозируют гололедицу, то есть скольжение. Связано это с тем, что осадки на дорогах будут подмерзать и оттаивать», — сообщил он.

Госавтоинспекция Татарстана еще 21 октября также рекомендовала подготовить автомобиль к зиме. Там напомнили, что устанавливать на автомобиль одновременно ошипованные и неошипованные шины запрещено: «Такое сочетание может привести к непредсказуемой реакции автомобиля на действия водителя». Кроме того, запрещается эксплуатация автомобиля, если на одну ось установлены шины «различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора».

«Смогут ли инспектора ГИБДД без проблем определить сезонность шин, наличие неработающей антиблокировочной системой или светодиодных ламп в фарах? С шинами проблем не возникнет, маркировка на шинах, в принципе, есть. С этим проблем не будет» «Смогут ли инспекторы ГИБДД без проблем определить сезонность шин, наличие неработающей антиблокировочной системы или светодиодных ламп в фарах? С шинами проблем не возникнет — маркировка на шинах, в принципе, есть. С этим трудностей не будет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сколько уже лет вижу, как нервирует этот злосчастный вопрос: «Когда уже менять колеса?»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, насколько остро сегодня стоит проблема использования автомобилистами несезонных шин.

Валерий Солдунов — председатель всероссийского общества автомобилистов:

— Если рассматривать ситуацию по Российской Федерации в целом, то понятно, что регионы у нас разные и смена резины происходит в регионах в разное время. Но там, где зимой наступает зима, а весной — весна, «переобувать» автомобили просто необходимо и ГАИ предупреждало не раз об этом, и мы, автомобилисты, не раз об этом говорим. Это очень важно. Ведь на самом деле хоть у нас, может, специальной статистики и нет по поводу аварий, произошедших из-за того, что водитель не сменил резину, мы знаем, несезонная резина всегда косвенно ведет к аварии. И пример тому — сегодняшняя ситуация в Москве и области. Чуть подморозило, выпал мелкий снежок, не «переобулся» человек — и все. И он, как говорится, попал на ремонт автомобиля, и тот, в кого он въехал. Но самое страшное другое — смертельные случаи и здоровье тех же самых пешеходов. Поэтому, на мой взгляд, «переобуваться» надо обязательно и те нормы, которые в регионах установлены, надо неукоснительно соблюдать. А если водитель не выполняет этих норм, то таких водителей, конечно, надо наказывать. Потому что это жизни, это безопасность людей.

Но ко всему нужно подходить разумно. Ведь надо понимать, что сейчас ситуация в стране непростая и перекладывать проблему с больной головы на здоровую нельзя. То есть если человек начинает себя некомфортно чувствовать в ситуации, когда к нему приходит страх из-за того, что он не может купить новую резину, есть два варианта: посоветовать людям, если уж их резина не соответствует сезону, вообще не пользоваться автомобилем, по крайней мере — какое-то время, ну а инспекторам ГИБДД напомнить, что, помимо штрафа, есть такое наказание, как предупреждение. И если такой профилактической работающей на предупреждение работы со стороны ГИБДД и общественных организаций будет больше, то я думаю, мы сможем достучаться до водителей, чтобы этой беды не случилось.

А насчет того, не возникнет ли после такой проверки проблем у инспекторов ГАИ… Проблемы в этом случае возникнут у автомобилистов. Потому что в любом случае, чтобы поставить окончательный диагноз чему-то в техническом состоянии автомобиля, нужен специалист — эксперт. Визуально определить, работает АБС или нет, наверное, можно. Но все равно это тяжело. Что касается визуального осмотра, светодиодных лампочек, здесь, наверное, можно посмотреть на месте. А что касается более детальных вопросов, то здесь необходима определенная экспертиза. Просто взять и определить на глаз, чтобы оштрафовать водителя, — это я считаю, неправильный подход.


Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов РФ:

— Я думаю, сейчас этот вопрос не к месту. Почему? Во-первых, в России очень серьезное положение и денег у людей, чтобы покупать разные комплекты шин, нет. Кроме того, у нас гигантская страна и если в Сочи сейчас плюс 18–20 градусов тепла, то на Камчатке уже лежит снег. Поэтому установить, что является сезонным, очень тяжело. Кроме того, получается, инспектору нужно останавливать машины и сгибаться в три погибели, чтобы проверять [какие покрышки установлены]. Я думаю, эта норма с шинами не пройдет, а если и пройдет, то будет мертворожденной.


Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— Сколько уже лет вижу, как нервирует этот злосчастный вопрос: «Когда уже менять колеса? Менять или не менять?» Смотрю прогнозы погоды, но делаю сам, по наитию, когда сам себе говоришь: «Наверное, пора». И меня эта проблема уже несколько лет смущает. Поэтому, мне кажется, просто нужно прописать, когда надо менять резину, чтобы этих вопросов никогда уже не возникало. Так что я эту идею поддерживаю, чтобы это было прописано, в конце концов, чтобы не ломать голову, когда менять, когда не менять. Вот стоит по закону 15 ноября или 1 декабря — и все! И значит, я могу раньше, но не позже. Я уже вижу обозначенные сроки. А вот так сидеть самому думать: «Пора или не пора?..»

Смогут ли инспекторы ГИБДД без проблем определить сезонность шин, наличие неработающей антиблокировочной системы или светодиодных ламп в фарах? С шинами проблем не возникнет, маркировка на них, в принципе, есть. С АБС — только на ходу либо надо смотреть, не горит ли на приборной панели лампочка. Если она не горит, значит, АБС работает. А остальное — это уже проблемные проверки.