Александр Проханов: «Я полагаю, что Запад всегда шел на нашу страну не только для того, чтобы сменить власть или воспользоваться русскими землями. Но также для того, чтобы подавить русскую возвышенную мечту, которая распространяется из России на протяжении тысячелетий» Александр Проханов: «Я полагаю, что Запад всегда шел на нашу страну не только для того, чтобы сменить власть или воспользоваться русскими землями. Но также для того, чтобы подавить русскую возвышенную мечту, которая распространяется из России на протяжении тысячелетий» Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

«Русская мечта о божественном укладе во всем мире становится невыносимой для Запада»

«Сегодняшнее отторжение России от Запада может объясняться чем угодно — поведением России на Украине или желанием обезопасить Европу от русского влияния через газовые санкции. Но в основе лежит вековечный конфликт. Он лежал в основе в 1940-е годы, в период нашествия Гитлера на Россию. И в прежние годы, когда на Москву шел Наполеон», — заявил накануне на сессии клуба «Валдай», посвященной ценностям в современном мире, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов.

По его мнению, сейчас есть три страны, которые сумели выразить свою мечту в виде ощутимых метафор, — США, Китай и Россия. При этом американская мечта находится в глубинном противоречии с русской, а китайская соотносится с ней в гармонии. «Американская мечта звучит как град на холме. Холм, с высоты которого Америка наблюдает за народами, управляет ими. Это идея доминирования, идея превосходства. Русская мечта имеет своей метафорой храм на холме, который своими крестами касается небес. Это идеальное бытие, в котором присутствует абсолютная гармония, справедливость. Китайская мечта связана с идеей процветающего мира, в котором страна сможет достичь своего совершенства. Русский храм и американская крепость борются сегодня в современном мире», — пояснил Проханов. Он предположил, что в этом сражении, скорее всего, не будет окончательной победы. «Русская мечта о божественном укладе во всем мире становится невыносимой для Запада. Я полагаю, что Запад всегда шел на нашу страну не только для того, чтобы сменить власть или воспользоваться русскими землями. Но также для того, чтобы подавить русскую возвышенную мечту, которая распространяется из России на протяжении тысячелетий», — предположил Проханов.

Русская мечта также созвучна с идеями Индии и Ирана. Как отметил спикер, в основе индийской мечты лежит превалирование духовного над земным материальным, а в основе иранской мечты — идея божественной справедливости. «Эти мечты не совпадают с русской, но очень близки по сущности. Это обеспечивает близость этих трех стран в сегодняшнем турбулентном мире. Недаром сегодня на Украине русские войска используют иранские беспилотники. В этом смысле в такой жестокой военной форме русская и иранская мечты существуют в сегодняшнем грозном мире», — высказался Проханов.

Соглашаясь с его мыслями, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин заметил, что нападкам сегодня подвергается не только Россия. «Нападают не только на нас. О бедном Иране и говорить нечего, он исповедует особый вид государственности, еще и выступает в виде защитника шиизма. Выступает в роли антипода Запада и, конечно, подвергается атаке. А Индия вроде принимается Западом, в то же время правящую партию страны обвиняют в национализме», — заявил он. По мнению Наумкина, над всеми сегодня есть топор, занесенный «западными друзьями». Тем не менее в текущих условиях России не стоит вставать на путь полного отрицания европейских ценностей. «Там есть привлекательное. У нас также есть те ценности, которые могли бы быть привиты Западу, чтобы помочь ему преодолеть те трудности, которые он испытывает. А он испытывает их, и это связано не только с понижением температуры», — заключил Наумкин.

Виталий Наумкин: «У нас также есть те ценности, которые могли бы быть привиты Западу, чтобы помочь ему преодолеть те трудности, которые он испытывает. А он испытывает их, и это связано не только с понижением температуры» Виталий Наумкин: «У нас также есть те ценности, которые могли бы быть привиты Западу, чтобы помочь ему преодолеть те трудности, которые он испытывает. А он испытывает их, и это связано не только с понижением температуры» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«Мир универсальных ценностей ушел. Теперь есть ценности национальные»

Отвечая на вопрос программного директора «Валдая» Олега Барабанова о том, какие ценности транслирует сегодня Россия на зарубежную аудиторию, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков заметил, что к таким установкам можно отнести вопросы безопасности, процветания и развития. «Великую культуру могут себе позволить только великие цивилизации. С самого начала это была демонстрация возможностей того, что племя способно убить самого большого мамонта, выстроить самую большую триумфальную арку, создать великую литературу и великую культуру», — высказался спикер. Он подчеркнул, что в Россотрудничестве понимают, почему в условиях ситуации на Украине в странах коллективного Запада начались наступления на русскую культуру. Однако отдельные случаи подобного наступления все же озадачивают. Так, в Миланском университете отменили курс по Федору Достоевскому, что вызвало обсуждение в «Твиттере». «Какая-то итальянская женщина возмущалась, что Достоевского отменили только потому, что он русский. На что другая женщина в логике политической корректности современного мира ответила: „Достоевского отменили не потому, что он русский, а потому, что он поддерживает Путина“», — рассказал Примаков.

По его словам, в нынешней ситуации Россотрудничеству пришлось искать новые условия, в которых русские национальные ценности могли бы сочетаться с чем-то зарубежным. Именно так специалисты федерального агентства пришли к трансляции трех базовых основ: безопасность, процветание и развитие. «Приходится признать: мир универсальных ценностей ушел. Теперь есть ценности национальные. Международная гармония достижима только через согласование международных ценностей», — предположил спикер.

Иллюстрируя национальные русские ценности, Примаков сослался на цитату философа Ивана Ильина, которую упоминал Владимир Путин в речи о присоединении ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонской области: «Если я считаю моей Родиной Россию, то это значит, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — мое горе; его расцвет — моя радость».

Евгений Примаков: «У нас нет задачи сманить мозги, хотя, казалось бы — дело в современном мире доходное. Перевезти к себе самых умненьких и оставить их у себя. Задача англосаксонской модели при этом — лучших забрать себе» Евгений Примаков: «У нас нет задачи сманить мозги, хотя, казалось бы, дело в современном мире доходное. Перевезти к себе самых умненьких и оставить их у себя. Задача англосаксонской модели при этом — лучших забрать себе» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

По мнению руководителя Россотрудничества, одной из основных русских ценностей является поддержка суверенитета партнерских государств. Поясняя мысль, он отметил: США привлекают огромное количество студентов для обучения в своих высших учебных заведениях. Россотрудничество также занимается отбором студентов для обучения в российских университетах. Однако главная задача для России состоит в том, чтобы молодые люди получили образование и вернулись в свою страну, усиливая научный суверенитет. «У нас нет задачи сманить мозги, хотя, казалось бы, дело в современном мире доходное. Перевезти к себе самых умненьких и оставить их у себя. Задача англосаксонской модели при этом — лучших забрать себе», — уточнил Примаков. Еще одна универсальная ценность, о которой, по мнению спикера, сегодня много говорят — антиколониализм. «Сейчас Россия в сложной ситуации: нас атакуют, в том числе обвиняя в колонизации собственной территории. Выпускаются научные труды о том, что Россия колонизировала Сибирь. Русские наступали, оставляя после себя больницы, школы и библиотеки. Можем ли мы считать это злобной колонизацией?» — уточнил Примаков.

Генеральный секретарь панафриканского союза молодежи Ахмед Висичонг Бенинг, продолжая дискуссию, заметил, что африканская мечта тоже схожа с русской, поскольку тесно связана с духовностью. По его словам, молодежь Африки стремится к системе, которая бы гарантировала свободу и честность всем. Однако подобного в мире не было давно. Сегодня, напротив, преобладает неравенство, связанное с колонизацией и неоколониализм. «Взаимодействуя, мы стремимся увидеть, что нам предлагают увидеть ценности уважения к человеку. Мы всегда смотрим, какая страна была колонизатором, а какая — нет. Кто был на нашей стороне, когда мы пытались избавиться от пут колониализма, — сказал спикер. — Большинство молодых людей не рассматривают взаимодействие с Россией как то, что Россия нам что-то навязывает. Это именно обмен идеями, нас интересует баланс во всем мире». Затрагивая повестку, он сравнил украинские события с кругами, которые расходятся на воде и влияют на происходящее в каждой стране. «Если будет равенство, всем людям земли станет проще», — уточнил генеральный секретарь панафриканского союза.

«Важно выработать альтернативу тем силам, которые сейчас управляют миром и нацелены на доминирование»

Редактор издания Defend Democracy Press Димитрос Константакопулос, греческий журналист, который долгое время работал в Москве, предположил, что украинский кризис является лишь симптомом глобального кризиса. «С 1945 года нам удалось создать потрясающие производительные средства разрушения и уничтожения, но, к сожалению, мы не достигли многого с точки зрения продвижения цивилизации. И это создает взрывной коктейль. Важно выработать альтернативу тем силам, которые сейчас управляют миром и нацелены на доминирование. Все это сводится к миру капитала», — подчеркнул Константакопулос. По его мнению, большинство стран Запада — просто инструменты в руках капитала. Поэтому основная задача, которую сегодня необходимо решить, — возвращение действующих сил под контроль человечества, т. е. вывести их из-под контроля меньшинства. Как полагает журналист, это меньшинство сегодня вряд ли остановится перед ядерным Армагеддоном или климатической катастрофой ради власти. «Мы живем в такой период, когда ни одна нация не может самостоятельно решить свои проблемы», — уточнил спикер.

В своем выступлении Константакопулос также коснулся темы национализма и демократии. Так, по его мнению, национализм — меч обоюдоострый, однако само понятие неоднозначно. «Если русские защищаются от попыток Запада разрушить страну — это тоже проявление национализма, но во благо страны. Но когда в Америке приходит президент-националист и говорит: „America first!“ — это другое, мы не должны интерпретировать национализм одинаково», — отметил спикер. Он считает, что «русский национализм многое сделал для развала СССР, а теперь мы пожинаем плоды всего этого». Демократия, по мнению Константакопулоса, также неоднозначна. С одной стороны, она подразумевает власть народа. С другой — ее воплощением является не форма парламентаризма, а способность людей влиять на свою судьбу. «В 1991 году я слышал об идеализации Запада, которая тогда существовала в России. Россию всегда качает из стороны в сторону. Между тем страна в тот период была более проевропейской и более проамериканской, нежели Америка и Европа», — уточнил греческий журналист.

Как полагает Константакопулос, в конфликте на Украине выиграет тот, кто привлечет на свою сторону больше людей. Соглашаясь с тем, что полностью отвергать идеи Запада нельзя, спикер подытожил: «Надеюсь, что Россия, как и в прошлом, сможет дать человечеству что-то важное, поможет противостоять глобальному кризису. Это не только российский кризис, это кризис мира, который угрожает существованию нашей цивилизации».