МЕСТНАЯ СПЕЦИФИКА

Проверяя министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на предмет исполнения градостроительного законодательства, прокуратура установила, что в Татарстане не утверждены республиканские нормативы градостроительного проектирования.

Это, по мнению ведомства, создает правовую неопределенность в вопросах разработки и утверждения документов территориального планирования. Ведь, по Градостроительному кодексу РФ, подготовка проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов ведется с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

Информация об этой ситуации доведена до кабмина РТ, который и принимает решение об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования. А их разработку и согласование обеспечивает минстрой РТ.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать требования прокуратуры отраслевых экспертов.

НУЖНЫ РАЗРАБОТЧИКИ ПО РАНГУ

Николай Васильев – начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя РТ:

- В градостроительном кодексе России предусматривается наличие норм градостроительного проектирования на уровне федерации, возможно, субъекта федерации и местного самоуправления. И вижу здесь формальный подход прокуратуры: раз прописано – сделайте.

Мы такой документ собирались готовить, он у нас даже был заявлен на торги, но на эту работу нет республиканского финансирования, без которого минфин никогда не разрешит проводить торги. В этом году у нас появляется возможность выполнить задуманное, есть резерв, готова документация для объявления торгов, и это будет сделано. В кабмин направлены соответствующие документы.

Теперь по содержанию. При подготовке задания на разработку этих нормативов мы попросили заинтересованных лиц – архитекторов, проектные, саморегулируемые организации – оценить необходимости этой работы, сообщить, какие конкретно нормы не урегулированы действующим федеральным законодательством, строительными нормами и правилами. Нам ответили, что необходимости в региональных нормативах и таких уж острых, нерешенных проблем на сегодня нет. Тем не менее выпущены они будут. Есть в этом году средства, есть возможность заказать. Будет конкурс, будут такие нормы подготовлены. Фактически это будет сборник имеющихся нормативов.

Значительно более остро стоит вопрос местных нормативов. Скажем, нельзя на уровне республики урегулировать количество парковочных мест, ведь они существенно отличаются даже по районам Казани. Вот здесь надо действительно поработать. Но субъект федерации такие нормы сделать не может.

И надо понимать, что никакой революции республиканские нормы сделать не могут - законодательное поле сегодня очень жестко завязано на федеральном уровне и еще завязано с возможностью обеспечить эти нормы финансированием из республиканского и местного бюджетов.

Александр Дембич - заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

- Мне кажется, это перегибание палки. На самом деле только в 2011 году вышел новый свод правил – федеральные СНиПы. И поскольку мы входим в состав федерации, вполне можем пользоваться этим документом, определяющим все нормы для градостроительного проектирования.

Да, республика вправе в дополнение издать свои нормативные технические документы. Было бы неплохо, если бы они что-то дополнили, расшифровали применительно к особенностям развития наших территорий, поселений. Но на самом деле они ведь не должны противоречить федеральному законодательству? Не должны. Все равно должны укладываться в рамки федерального документа. Поэтому острой необходимости в них никакой нет. То же самое: есть федеральный градостроительный кодекс, нет, давайте сделаем еще и республиканский. Они в значительной части просто дублируют друг друга.

Отсутствие республиканских нормативов не препятствие к осуществлению градостроительной деятельности в целом. Да и есть вопросы посерьезнее. На мой взгляд, допуски, выдающиеся ныне действующими СРО, не охватывают стратегического градостроительного планирования вообще. Они затрагивают только выполнение схем планировочной организации земельных участков на отдельные здания и комплексы. А вот большие градостроительные проекты может делать кто угодно и как угодно. Тут нет никаких правовых норм. Вот бы чем лучше прокуратура озаботилась.

Сергей Саначин – архитектор-градостроитель:

- Тема актуальная. Как без этих нормативов определять даже такие простые вещи, как социалка – сколько должно быть детских садов, школ? Этого же всего нет в правилах землепользования и застройки. Не все же определяет рынок. Может быть, этих нормативов нет потому, что деньги сейчас в другие сферы уходят – в транспорт, Универсиаду, хотя любые проектные работы, по сравнению со строительством, не такие затратные.

Федеральных нормативов не может быть достаточно. Ведь, к примеру, уровень автомобилизации в каждом субъекте свой. Когда-то в республике такие нормативы были, их разрабатывал Георгий Иванович Солдатов – очень авторитетный в Советском Союзе человек, к нему даже обращались за консультациями разработчики федеральных СНиПов. Он просчитывал количество магазинов, почт, сберкасс, детских садов. Да, для плановой экономики это было более актуально, но сейчас застройщики все равно должны на что-то ориентироваться. В конце 90-х Казань (а почему-то не республика) инициировала разработку новых нормативов, но работа сорвалась - может, как раз потому, что это прерогатива республики.

В какие сроки реально уложиться? Это такая работа, которая во многом зависит от исходных данных, от сотрудничества разработчиков со специалистами из других отраслей - медицины, образования, ЖКХ. От всех них, а также от муниципалитетов должны поступать качественные исходные данные. И многое зависит от того, кто будет разработчиком. Российская гильдия градостроителей считает, что проекты градостроительной тематики (не архитектурной, а градостроительной!) - дело специализированных институтов, а не первых попавшихся архитекторов, не «гражданпроектов», которые должны делать в лучшем случае градостроительную документацию низшего ранга, то есть проекты планировки. А проекты высшего ранга – территориальные схемы, генпланы, кодексы – это прерогатива специализированных институтов. Таких авторитетных организаций в России не так много, но они есть – в Москве, Питере, Ростове-на-Дону, Омске, Новосибирске. Если наш кабмин привлечет к работе хорошую организацию, она сделает ее за полгода, а если привлекут кого попало, какой-нибудь местный институт, то он сам не сможет эту работу сделать - кого-то привлечет, возьмет на субподряд, и тогда срок будет в два-три раза больше.