«Если будет потерян Херсон, это колоссальный имиджевый ущерб. Это стало бы проблемой для будущего укрепления направления Николаев – Одесса. Взятие Одессы означает близость к окончанию спецоперации», — объясняет эксперт «БИЗНЕС Online», почему для Российской армии важно удержать Херсон. Ситуация на данном направлении сложная, не исключены «непростые решения», предупредил накануне командующий группировкой войск в зоне СВО Сергей Суровикин. В настоящее время из Херсона активно эвакуируют мирное население, а въезд гражданским закрыли на неделю. О каких «непростых решениях» говорит Суровикин и о прогнозах того, как закончится битва за Херсон, — в нашем материале.
Как отметил Суровикин, натовское руководство давно требует от киевского режима наступательных операций на херсонском направлении, не считаясь ни с какими жертвами
Суровикин: на херсонском направлении сложилась непростая ситуация
Прямо сейчас Херсон становится самой горячей точкой на карте специальной военной операции. Ситуация на херсонском направлении непростая, признал накануне в интервью командующий группировкой российских войск в зоне проведения СВО генерал армии Сергей Суровикин (это первое его публичное выступление в новом статусе). По словам Суровикина, ВСУ целенаправленно бьют по объектам инфраструктуры и жилым домам Херсона, повреждены Антоновский мост и дамба Каховской ГЭС. К слову, только сегодня утром украинская армия вновь попыталась обстрелять Антоновский мост: все выпущенные ракеты были сбиты ПВО. На данный момент в город затруднен подвоз продуктов питания, есть определенные проблемы с водой и электричеством.
Как отметил Суровикин, натовское руководство давно требует от киевского режима наступательных операций на херсонском направлении, не считаясь ни с какими жертвами. О том, что Украина намерена занять Херсон до конца 2022 года, в начале сентября сообщал телеканал СNN со ссылкой на официальных лиц США. По данным минобороны, ВСУ может применить в районе Херсона «запрещенные методы войны» — нанести массированный удар по городу без разбора целей либо по плотине Каховской ГЭС. «Данные действия могут привести к уничтожению инфраструктуры крупного промышленного центра и большим жертвам среди гражданского населения», — предупредил Суровикин.
Дальнейшие планы и действия в отношении Херсона будут зависеть от складывающейся военно-тактической ситуации, заявил командующий группировкой российских войск. «Будем действовать осознанно, своевременно, не исключая и принятия непростых решений», — добавил он. Что имел в виду Суровикин, говоря о «непростых решениях», до конца непонятно. По сути, Российская армия укрепляет город еще с весны, но из-за разрушения моста через реку Днепр снабжение группировки на правом, «чужом», берегу реки затруднено. В конце сентября The New York Times сообщала, что президент России Владимир Путин отклонил предложение «командиров» оставить Херсон, которые якобы настаивали на этом, чтобы сохранить войска и технику. Как отмечала газета, уход из Херсона стал бы второй крупной победой Украины за месяц (после перегруппировки под Харьковом). Херсон — единственная крупная региональная столица, которая перешла под контроль Москвы после начала операции, писала NYT. После референдума и присоединения Херсонской области в России значимость города только выросла.
Батальоны пехоты ВС Украины перешли в наступление в направлении Новая Каменка – Берислав Херсонской области, атаки отражены, сообщил сегодня после полудня заместитель врио главы области Кирилл Стремоусов. Но Киев пока не объявлял о полномасштабном контрнаступлении на херсонском направлении.
Дальнейшие планы и действия в отношении Херсона будут зависеть от складывающейся военно-тактической ситуации, заявил командующий группировкой российских войск
«Территорию всегда можно вернуть, погибших солдат — никогда»
В среду утром из четырех ближайших к фронту муниципалитетов — Бериславского, Белозерского, Александровского и Снигиревского — началась, по сути, эвакуация гражданского населения на левый берег Днепра и в другие регионы РФ. Власти Херсонской области планируют переместить на левый берег Днепра и в другие регионы РФ примерно 50–60 тыс. человек, рассказал врио главы области Владимир Сальдо. По его словам, «организованное перемещение» займет примерно 6 дней. Заместитель врио главы области Кирилл Стремоусов не стал сглаживать углы и предупредил, что в ближайшее время «начнется битва за Херсон». Чиновник рекомендовал мирному населению «по возможности покинуть район предстоящих жестоких боевых действий». По последним данным, 40% жителей уже покинули область.
Чуть позже власти Херсонской области объявили, что въезд гражданских лиц в регион закрывается на неделю. Все органы власти в Херсоне уже переезжают на левый берег Днепра. Сейчас в Херсоне идет подомовый обход жителей с просьбой выехать на случай прорыва дамбы из-за ударов ВС Украины. По словам Сальдо, расчеты инженеров показывают, что Херсон не ощутит неудобств, связанных с подтоплением, но есть микрорайоны, где возможно подтопление жилых домов. Руководитель региона настроен оптимистично и отмечает, что сдавать Херсон «никто не будет». Более того, в случае необходимости армия готова перейти в контрнаступление, «если этого потребует тактическая ситуация в том или ином месте линии соприкосновения». Однако слова Суровикина о «непростых решениях» дают понять, что возможно все.
Битва за Херсон может стать ключевым сражением в рамках СВО, считает военно-политический блогер Юрий Подоляка. «Для противника критически важно наступать на Херсон, бои здесь будут очень и очень тяжелыми», — отметил он. «При любом раскладе мощный натиск [ВСУ] сомнет первую линию обороны, как в 1943 году в районе Курска. А отсюда, исходя из того, что до города от фронта около 30 километров, вероятность если не городских боев за город, так ударов артиллерии по нему почти 146 процентов», — сказал Подоляка. По словам военного эксперта Бориса Рожина, ВСУ накапливают силы в Николаеве для «попытки броска на Херсон напрямую».
«Что будет с Херсоном? Покажет обстановка. Территорию всегда можно вернуть, погибших солдат — никогда», — прокомментировал выступление Суровикина корреспондент ВГТРК Александр Сладков. Он обращает внимание на то, что впервые об обстановке рассказывает сам руководитель операции, а не «Игорь Конашенков (речь об официальном представителе минобороны РФ — прим. ред.) или какой-то собирательный образ Генштаба». «Мы наконец-то узнаем о весьма сложных решениях до того, как их начали реализовывать. Мы узнаем о сложных решениях публично, от командующего СВО. Это принципиально новый подход», — обрадовался в своем телеграм-канале телеведущий Андрей Медведев. Его постом с призывом «Не радуйтесь в дни малых побед и не отчаивайтесь в дни поражений» опубликовала у себя в канале главред RT Маргарита Симоньян. «Суровикин, наверное, один из первых генералов в нашей новой истории, который после рассказа о плохих новостях стал практически народным героем», — пишет канал WarGonzo.
«Суровикин дал обзор того, что творится на линии боевого соприкосновения, заострил внимание на херсонском направлении, объяснил, почему там происходит эвакуация, какие планы есть у противника»
«Если будет потерян Херсон, возникнет колоссальный имиджевый ущерб, который покажет слабость Российской армии»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать выступление Суровикина и порассуждать, как будет развиваться ситуация в Херсоне.
Алексей Леонков — военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»:
— Выступление Суровикина было востребованным. Идут коренные изменениях в ходе СВО, возникает множество вопросов, в связи с частичной мобилизацией в том числе. В его ответах очень много конкретики. Конечно, он не дал того, чего ждут многие граждане, — давайте, мол, расскажите о всех планах Генштаба, где и какими силами мы будем наступать. Суровикин дал обзор того, что творится на линии боевого соприкосновения, заострил внимание на херсонском направлении, объяснил, почему там происходит эвакуация, какие планы есть у противника. Эти планы выглядят полным безумием, но, если они осуществятся, за ними последуют «непростые решения», как сказал командующий.
Что значит «непростые решения»? Мы сейчас уже наносим удары по энергетической структуре противника, по военным объектам. Если произойдут те события, о которых идет речь, диапазон целей будет расширен. Ответные действия будут более масштабными. Непростые решения — это и эвакуация жителей из районов, которые могут подвергнуться опасности в результате боевых действий или возможного наводнения после разрушения Каховской ГЭС. Есть сведения, что в верховьях Днепра все ГЭС, которые контролирует Украина, заполняются водой по максимуму.
Битва за Херсон будет одним из главных сражений СВО. При этом нужно понимать, что противник осуществляет давление по нескольким направлениям: Угледар, Энергодар, Бахмут, Сватово. По всей линии боевого соприкосновения идут боевые действия различной интенсивности. Но Херсон всегда стоял обособленно: именно захват города и вытеснение ВС РФ с правобережного плацдарма — это главная задача ВСУ. Командование [Вооруженными силами РФ] делает все, чтобы удержать эту область. Построены укрепрайоны, это подтверждает британская разведка. Оборона, наступление — понятно, но все решается в сражении. Насколько противник подготовится, подтянет резервы, задействует средства? Насколько мы будем готовы к этому? Ни противник, ни наше командование раскрывать все детали не собирается.
Сергей Марков — политолог:
— Начинается большая битва за Херсон, и поэтому Суровикин дает интервью. Говоря о непростых решениях по Херсону, вероятнее всего, командующий имел в виду оставление Херсона. Это первое. Второе — эвакуация гражданских жителей Херсона. Третье — использование каких-то очень тяжелых вооружений во время боевых действий. Такая очередность непростых решений. И наиболее вероятное — это, возможно, вывод российских войск из Херсона. Российская армия по-прежнему в 1,5–2 раза меньше украинской по размерам, поскольку на Украине прошли четыре волны всеобщей мобилизации весной, а в России началась только частичная мобилизация в сентябре.
Херсон имеет очень важное значение, но значительно большее значение имеет Донецк, Луганск, направление Мелитополь – Бердянск, Николаев, Одесса, Харьков и Днепр. России удастся удержать Херсон с вероятностью 70 на 30 процентов. Если будет потерян Херсон, возникнет колоссальный имиджевый ущерб, который покажет слабость Российской армии. Это стало бы проблемой для будущего укрепления [направления] Николаев – Одесса. А это стратегически важное направление, поскольку, взяв Николаев и Одессу, мы выходим на Приднестровье и отсекаем Украину от Черного моря. Тогда ее значимость для американцев, британцев и поляков резко падает. Поэтому можно ожидать уменьшения поддержки Киевского режима и выход на переговоры. Взятие Одессы означает близость к окончанию спецоперации. Если удастся удержать Херсон, тогда армия может начать действовать в данном направлении уже зимой.
Василий Дандыкин — военный эксперт:
— Сводки сводками, а интервью командующего — это другое. Его комментарий был нужен, чтобы каждый знал, кому мы противостоим — по сути, коллективному НАТО, нацистскому режиму, который уже проявил себя во всей красе по отношению к пленным, мирным жителям, как это было в Энергодаре. В интервью Суровикин показал начальника, уверенного в себе, командирах, бойцах. Я думаю, противник, который собирает силы для наступления, понесет существенные потери, а потом c учетом тех резервов, о которых говорит Суровикин, наступит наш черед [наступать].
Суровикин сказал, что обстановка достаточно серьезная, тревожная, беспокойная. Но мы к этому готовы. Сейчас мы видим, что идет серьезное поражение энергетической инфраструктуры противника наземными, воздушными, морскими группировками войск. Мы сейчас в активной обороне и не даем украинским формированиям киевского режима продвигаться. Сорвана очередная попытка десанта на Запорожскую АЭС.
Обстановка ожидаемая, как это было Курской дуге. Мы тогда были в активной обороне, немцы наступали. После этого были нанесены контрудары и произошел коренной перелом. Я думаю, битва в степях Херсонщины тоже станет коренным переломом СВО. Надо иметь в виду, что киевский режим бросил туда наемников, НАТО и все, что у них было. После этого интервью у многих окрепла уверенность, что мы обязательно добьемся успеха и не просто отразим штурм Херсона, но и пойдем дальше. Как это сделать? Суровикин сказал, что нужно беречь жизни солдат и офицеров, мирных жителей. Потери врага намного больше, чем наши: в начале СВО армия Украины составляла 205 тысяч военных, они не один раз провели мобилизацию, сейчас потери более 200 тысяч убитыми и ранеными. ВС РФ стремятся избежать таких потерь, по возможности ведут военные действия бесконтактно, силами авиации и артиллерии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.