14 октября французская компания Danone заявила о своем решении начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России 14 октября французская компания Danone заявила о своем решении начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России Фото: © Vincent Isore/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Почему французы все-таки сдались?

И все-таки они уходят: 14 октября французская компания Danone заявила о своем решении начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России. Сообщение появилось на официальном сайте компании. Причины, судя по сообщению, будто бы чисто финансовые: за 9 месяцев текущего года российское подразделение Danone заработало только 5% от общей выручки компании, что ниже среднего показателя по приросту продаж и прибыльности год к году. При этом финпотери компании после передачи бизнеса могут составить 1 млрд евро. Тем не менее Danone считает, что «это наилучший вариант для обеспечения непрерывности локального бизнеса в долгосрочной перспективе в интересах сотрудников, потребителей и партнеров».

«После закрытия сделки, которая должна быть одобрена регулирующими органами, произойдет деконсолидация бизнеса свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России. Приоритетом Danone остается ответственное и уважительное отношение к своим сотрудникам, потребителям и партнерам на протяжении всего процесса», — говорится в сообщении компании.

Danone — французская продовольственная компания. Основана в 1919 году, штаб-квартира расположена в Париже. «Данон Россия» — российское подразделение компании, образованное в 2010 году в результате слияния молочных бизнесов российской компании «Юнимилк» и Danone. Согласно рейтингу 600 крупнейших компаний России по объему реализации продукции (данные Raex), Danone входит в тройку лидеров пищевого сектора. Объем инвестиций в России составил более $2,5 миллиарда. 

По данным центра изучения молочного рынка (DIA) в 2021 году Danon лидировал на рынке молочных продуктов РФ и занимал долю в 7,19%. В группу Danone в России входит 16 предприятий. Компания производит продукцию под такими брендами, как «Простоквашино», «Активиа», Actimel, Alpro, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Петмол, «Актуаль» и др. Согласно данным «Контур.Фокус», АО «Данон Россия» заработала по итогам 2021 года 85,1 млрд рублей, чистая прибыль компании составила 8,9 млрд рублей. Владельцы «Данон Россия» — компания «Дэйри Джейви (Сиайэс) Холдингс (Сайпрус) Лимитед (Dairy Jv (Cis) Holdings (Cyprus) Limited)» (100%).

Хотя причины своего решения Danone официально никак не связывает с СВО на Украине и многочисленными санкциями против России, ситуация очень похожа на уход других крупных международных компаний с территории страны. Хотя надо отдать им должное: Danone продержался относительно долго. Так, когда весной этого года в прессе появились сообщения, что компания рассматривает возможность покинуть Россию, Danone эту информацию опровергла, сообщив лишь, что приостановит инвестиционные проекты. Чуть позже, в апреле этого года, компания прекратила импорт в Россию минеральной воды Evian и продукции растительного происхождения Alpro (продукты и напитки из сои, миндаля, фундука, кешью, риса, овса и кокоса).

Danone производит продукцию под такими брендами, как «Простоквашино», «Активиа», Actimel, Alpro, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Петмол, «Актуаль» и другие. АО «Данон Россия» заработала по итогам 2021 года 85,1 млрд рублей, чистая прибыль компании составила 8,9 млрд рублей Danone производит продукцию под такими брендами, как «Простоквашино», «Активиа», Actimel, Alpro, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Петмол, «Актуаль» и др. АО «Данон Россия» заработала по итогам 2021 года 85,1 млрд рублей, чистая прибыль компании составила 8,9 млрд рублей Фото: © Maksim Konstantinov/Global Look Press/www.globallookpress.com

Директор по корпоративным отношениям региона центр АО «Данон Россия» Мария Жаркова на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, каковы будут последствия для самих предприятий Danone в РФ, сообщила следующее: «Ничего для производства, логистических операций и продаж не изменится в ближайшие месяцы». Она уточнила, что на татарстанском филиале Danone — комбинате «Эдельвейс» — работают 250 человек. В минсельхозпроде РТ нам подтвердили, что завод в настоящее время работает. На вопрос о том, сколько может стоить завод «Эдельвейс» сегодня, Жаркова заметила, что «отдельно стоимость комбината никто не оценивает, это филиал компании».

В 2007 году Danone купил молочный комбинат у Айрата и Илшата Хайруллиных «Эдельвейс» (структурно он входил в «Эдельвейс групп») В 2007 году Danone купил молочный комбинат у Айрата и Илшата Хайруллиных Фото: «БИЗНЕС Online»

В Татарстане Danone владеет одним заводом — филиал «Эдельвейс». В 2007 году французы купили молочный комбинат у Айрата и Илшата Хайруллиных «Эдельвейс» (структурно он входил в «Эдельвейс групп»). Официально компания не раскрывает объемы переработки, но наши собеседники считают, что предприятие перерабатывает порядка 80 тыс. т молока в год (по данным МСХП РТ на сегодня — 200 т в сутки).

Официально компания не раскрывает объемы переработки, но наши собеседники считают, что предприятие перерабатывает порядка 80 тыс. т молока в год (по данным МСХП РТ на сегодня — 200 т в сутки) Официально Danone не раскрывает объемы переработки, но эксперты считают, что предприятие перерабатывает порядка 80 тыс. т молока в год (по данным МСХП РТ на сегодня — 200 т в сутки) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ждал эту новость последние 8 месяцев!»

По словам опрошенных «БИЗНЕС Online» спикеров, новость о передаче управления на российском подразделении Danone не стала для них неожиданностью. «Новость очень интересная, я ее ждал последние 8 месяцев», — говорит в беседе с «БИЗНЕС Online» операционный директор АО «Милком», управляющий «Ижмолоко» (входит в ГК «Комос») Александр Габдрахимов.

Он вспоминает, что в начале спецоперации многие иностранные компании сообщали об уходе из РФ, но Danon заявлял, что продолжает работать, лишь приостанавливает развитие. Что будет с Danone теперь, после официального заявления, участники рынка пока не знают, но варианта, по сути, два: либо компания полностью продаст свой бизнес в нашей стране и уйдет из России, либо заводы будут переданы новому номинальному собственнику из РФ, но при этом Danone продолжит контролировать бизнес.

На вопрос о том, будет ли «Комос» рассматривать вариант покупки каких-либо российских активов Danon (в случае если они будут выставлены на продажу), Габдрахимов выразил свое мнение: «Надо рассматривать». «У нас есть потребность в увеличении мощностей, мы продолжаем реконструкцию на Казанском молочном комбинате и других заводах. Понятно, что сейчас инвестиционная фаза очень длинная, есть ограничения доступа к российскому оборудования, поэтому купить какую-то действующую площадку — это интересный вариант», — говорит руководитель, добавляя при этом, что сам пока не участвовал в таких обсуждениях.

Стоимость казанского завода Danon «Эдельвейс», по его оценкам, может составлять примерно 750 млн рублей, но при этом «надо детально смотреть техсостояние». Также собеседники отмечают, что у завода есть резервные мощности — в последние годы он бы недозагружен по заказам.

Адель Хайруллин сообщил, что «на текущий момент данный актив не рассматривается нашей группой для приобретения» Адель Хайруллин сообщил: «На текущий момент данный актив не рассматривается нашей группой для приобретения» Фото: «БИЗНЕС Online»

Возможно, молокозавод «Эдельвейс» решит вновь выкупить себе семья Хайруллиных? Но таких планов, как выяснилось, нет. Генеральный директор ООО «ГК „Красный Восток“» Адель Хайруллин сообщил «БИЗНЕС Online»: «На текущий момент данный актив не рассматривается нашей группой для приобретения». 

«Это прекрасный актив. На него быстро найдут желающих, особенно если Danone даст дисконт. Мы в свое время продали его за 100 миллионов долларов», — вспоминает Хайруллин. 

Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев считает, что каких-то серьезных изменений ждать не нужно. «Вероятно, все заводы останутся, номинально поменяется только собственник. И то, если поменяется. Вы уверены, что Danone уходит окончательно? Вот и я нет», — пояснил Груздев.

Стоимость казанского завода Danon — «Эдельвейс», по его оценкам, может составлять в районе 750 млн рублей, но при этом «надо детально смотреть техсостояние». Также собеседники отмечают, что у завода есть резервные мощности — в последние годы он бы недозагружен по заказам Стоимость казанского завода Danon может составлять в районе 750 млн рублей, но при этом «надо детально смотреть техсостояние». Также эксперты отмечают, что у завода есть резервные мощности — в последние годы он бы недозагружен по заказам Фото: «БИЗНЕС Online»

«Крайне маловероятно, что они хотят все это оставить»

Глава Татмолсоюза Денис Пирогов считает, что как такового нового владельца у заводов Danone не появится. «Пока вопрос, как это случится, будет ли продажа бизнеса или просто передача управления. Но, судя по сообщению, второй вариант более возможный: исчезнут рычаги влияния со стороны Франции, весь контроль за подразделениями Danone в России просто отойдет российскому менеджменту», — делится мнением Пирогов.

Не ждет он и передела рынка готовой продукции. По его словам, с чисто технологической точки зрения, у российского менеджмента останутся все ресурсы, чтобы продолжить выпуск качественной продукции: у Danone высокотехнологичные заводы, оснащенные всем современным оборудованием, высококвалифицированными кадрами, есть сырьевая база, налажены контакты по сбыту готовой продукции.

«В части производства, я думаю, рисков нет. Но конечный потребитель привыкает к определенному бренду, и если Danone уйдет, как бренд, то, возможно, новым собственникам бизнеса придется столкнуться с некоторым снижением потребления», — считает Пирогов. Если это произойдет, то, по словам нашего собеседника, у республиканских молокоперерабатывающих предприятий появится возможность охватить чуть бо́льшую долю покупательского рынка.

«Что касается производителей сырого молока республики, думаю, для них ничего принципиально не изменится», — рассуждает Пирогов и добавляет, что на уровне всей страны, где доля Danone была выше, передел может оказаться чуть более существенным.

Мария Яшенкова — эксперт в области пищевого рынка, руководитель агентства Bright Consulting — считает, что речь идет только о «псевдоуходе» Danone, как это видно по другим примерам. Компания, по ее данным, долго завоевывала рынок России и вкладывала только в рекламу на территории нашей страны около 5 млрд рублей в год.

«Крайне маловероятно, что они хотят все это оставить. Скорее всего, речь идет о консервации своего интереса и возвращении при первой же возможности», — отметила эксперт. Для рынка Danone это крайне важный игрок, уверена она. Дело не только в самих продуктах на полке, но и в роли компании во всей перерабатывающей и производящей цепочке. Например, молочникам Danone известен тем, что он покупает задорого хорошее молоко. «Всегда был стимул сделать хорошее качественное молоко, чтобы поставить его дорого Danone, побольше заработать, а разницу вкладывать в свой бизнес.

У самого Danone такая стратегия — делать более дорогие продукты, создавать добавочную стоимость, делать новинки. Всю цепочку они тащат за собой», — пояснила наша собеседница. Что касается вероятной продажи многочисленных активов, расположенных в России, Яшенкова уверена, что ни один отечественный игрок не сможет все это поглотить. В теории могут найтись желающие отхватить кусочки этой империи, но смогут ли они продолжить высокий темп работы международного игрока, завоевавшего лидерство по многим продуктам?

«С одной стороны, было бы неплохо, если бы российские производители раздербанили себе Danone, — рассуждает Яшенкова, — Другой вопрос в том, смогут ли они повторить качество его работы. Есть сомнения. С точки зрения потребителей и серьезного профессионального уровня отрасли их присутствие, конечно, очень важно». Впрочем, часть наших экспертов уверены, что Danonе не станет дробить бизнес, но продаст все заводы в одни руки.

Немаловажна и роль компании в кадровом вопросе, они много вкладывают в обучение своих специалистов в том числе за рубежом, плотно работают с вузами. Для многих фирм на рынке Danone — источник квалифицированных сотрудников. Это касается как менеджеров, так и технологов, которых не хватает на пищевом рынке. «Если технолог с завода Danone, он легко может найти себе работу. Пласт квалифицированного управления очень важен для рынка. Это хотелось бы сохранить», — подытожила Яшенкова.