Наиль Магдеев: «КАМАЗ и город — это корпорация под названием «Набережные Челны» Наиль Магдеев: «КАМАЗ и город — это корпорация под названием «Набережные Челны» Фото: Александр Мамаев

«Некоторые переселенцы приехали к нам в одной рубашке и сланцах!»

— Наиль Гамбарович, сколько в Челнах проживает переселенцев из Донбасса?

 В санатории «Жемчужина» и общежитии КАМАЗа порядка 300 человек, но есть и те, кто самостоятельно приехал и устроился. Мы им всем оказали помощь — устроили на работу, а детей — в детсады и школы. Всех одели.

— За чей счет?

— За наш. Я первым внес свой вклад. Личным примером привлек коллег, подтянулись и предприятия, которые собрали необходимые средства. Некоторые переселенцы приехали к нам в одной рубашке и сланцах! Они рассказали, что на их земле идет уничтожение мирного населения — ВСУ стреляют и в стариков, и в детей. А российские военнослужащие ведут себя как настоящие герои.

— И как люди себя проявляют  работать хотят?

— Да, кто-то на КАМАЗе, кто-то трудится в бюджетной сфере.

«С точки зрения защиты суверенитета, целостности нашей страны, частичная мобилизация — это вынужденная мера, и, думаю, большая часть общества правильно ее воспринимает» «С точки зрения защиты суверенитета, целостности нашей страны, частичная мобилизация — это вынужденная мера, и, думаю, бо́льшая часть общества правильно ее воспринимает» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А что входит в функции мэра в период частичной мобилизации?

— В рабочем порядке исполняем поставленные перед нами задачи. Конечно, задачи понятны из указа президента о частичной мобилизации. Призывают военнообязанных офицеров и рядовых, потом будет соответствующая подготовка.

— Как вы думаете, возникнут ли проблемы с мобилизацией?

— Есть разные взгляды и суждения, тем более в стране не запрещено их иметь. С точки зрения защиты суверенитета, целостности нашей страны, частичная мобилизация — это вынужденная мера, и, думаю, бо́льшая часть общества правильно ее воспринимает.

— У вас какое воинское звание и специализация?

— Полковник, мотострелковые войска.

— По возрасту вы под мобилизацию подпадаете?

— Если Родина скажет, то я готов идти служить, я же присягу давал. Думаю, Родина определит, что нужно делать мне.

— Читатели в комментариях пишут, что сыночков депутатов и чиновников от мобилизации отмажут. У вас ведь есть сын и внук?

— Внук пока еще не военнообязанный, ему 17 лет. Но приписное он прошел.

«Военные нацелены на выполнение поставленных задач, настрой у них боевой» «Военные нацелены на выполнение поставленных задач, настрой у них боевой» Фото: «БИЗНЕС Online»

— От армии не прячете?

— А зачем? У нас в семье уважительное отношение к своей стране и нашей армии.

Мы оказываем шефскую помощь нашим воинским подразделениям, которые выполняют боевые задачи в ходе специальной военной операции. Мы собирали груз без всяких указаний сверху. Отдали в войсковую часть, которая ведет боевые действия. Наша крупная компания под руководством председателя правления Акибанка Ильдара Галяутдинова выделила безвозмездно 60 тонн муки на хлебопечение.

Идея об оказании помощи пришла после того, как я познакомился с командующим Центральным военным округом, Героем России, генерал-полковником Александром Лапиным, он, кстати, родом из Казани. 

Выслушав его, я для себя принял решение, что необходимо обязательно помочь. Войска обеспечены продовольствием, там все нормально. Но лишней помощи не бывает. Лапин рассказывал: «Передвигаемся по населенным пунктам, выходят люди из подвалов и просят просто хлеба».
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Познакомился же я с ним, когда выезжал в июле в Севастополь на День военно-морского флота, чтобы посетить боевой корабль «Набережные Челны». Там мы пообщались с экипажем, они только что вернулись после боевого похода на пополнение своих материально-технических запасов.

— Когда вы были в Ростовской области, что люди говорят? Частичная мобилизация действительно необходима?

— Мы общались и с рядовыми, и с офицерами. Военные нацелены на выполнение поставленных задач, настрой у них боевой. 

«За 8 месяцев КАМАЗ произвел более 29 тысяч машин. В этом году годовой план — более 38 тысяч автомобилей. План они выполнят, в этом сомнений нет. У них сегодня задача, чтобы комплектующие  были поставлены с территории России и дружественных стран» «За 8 месяцев КАМАЗ произвел более 29 тысяч машин. В этом году годовой план — более 38 тысяч автомобилей. План выполнят, в этом сомнений нет. У предприятия сегодня задача состоит в том, чтобы комплектующие были поставлены с территории России и из дружественных стран» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАМАЗ ехал и уверенно едет»

— Военные действия требуют и большого напряжения в тылу, а также в промышленности. Как предприятия Челнов справляются с кризисом?

— Набережные Челны, как и республика, и Россия, интегрированы в мировую экономику, поэтому оказались заложниками той ситуации, в которой сегодня мы находимся. На мой взгляд, у руководства челнинских компаний нашлись определенные резервы, чтобы очень быстро переориентироваться и не остановить процесс производства. Это касается и КАМАЗа, и других предприятий и организаций.

Мы знаем, что по стране, к сожалению, факты остановок предприятий были. В автомобильной промышленности некоторое время простаивал АвтоВАЗ.

КАМАЗ ехал и уверенно едет. Завод сегодня выпускает автомобили поколения К3, но с двигателями «Евро-5». Они сегодня тоже востребованы на рынке. Параллельно идет, причем успешно, поиск поставщиков, которые к 1 января 2023 года вернули бы на конвейер автомобиль поколения К5.
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Сейчас КАМАЗ уже выпускает небольшую партию автомобилей поколения К5. Комплектующие российские. Аналоги нашли, работают. На сегодня КАМАЗ зарплаты не уменьшил, конвейер не остановил, сотрудников не сокращает.

— Сколько автомобилей произвел за 8 месяцев текущего года?

— За 8 месяцев — более 29 тысяч машин. В этом году годовой план — более 38 тысяч автомобилей. План выполнят, в этом сомнений нет. У предприятия сегодня задача состоит в том, чтобы комплектующие были поставлены с территории России и из дружественных стран. У руководства завода есть полная уверенность в том, что машины поколения К5 вернутся на главный конвейер. Мы в городе каких-то перебоев на КАМАЗе не чувствуем.

 «Насколько город зависит от КАМАЗа? Сколько завод приносит в консолидированный бюджет, какова его доля в ВРП города?» (Зуйков)

— Мы считаем, что КАМАЗ и город — это одна большая семья и единая корпорация под названием «Набережные Челны». 

На КАМАЗе около 30 тысяч работающих, а вместе со смежниками и аффилированными компаниями автогигант был, есть и будет доминирующим градообразующим предприятием. В свое время город и был построен для того, чтобы завод работал.

В общем объеме промпроизводства Челнов КАМАЗ занимает более 40 процентов, если не учитывать поставщиков. За 8 месяцев 2022 года объем продукции в городе составил 366 миллиардов рублей, в том числе у КАМАЗа 150 миллиардов. В местном бюджете доля предприятия — порядка 13 процентов. Но если учесть поставщиков завода, которые не входят в группу компаний, то гораздо больше.

 «Можно ли Челны называть моногородом? Что было предпринято, чтобы преодолеть зависимость от КАМАЗа?» (Мишин Н.)

— С одной стороны, это судьба. В стране 321 моногород. Но мы от этой зависимости нашли рецепт при поддержке руководства страны — это территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Соответствующий статус мы получили первыми в стране в 2016 году. Да, КАМАЗ есть и будет, но за 6 лет работы доля ТОСЭРа в общем объеме производства возросла до 11 процентов.

— Какие предприятия там работают?

— Это 38 резидентов, из них 32 российских.

Когда говорят, что ТОСЭР создавали для иностранцев, не верьте, это от лукавого. С иностранным участием только 6 предприятий.
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Инвесторы за 6 лет вложили 24,8 миллиарда рублей, создали 6 918 новых рабочих мест. В бюджеты всех уровней ими было уплачено более 12 миллиардов рублей налогов, что превышает сумму преференций в 2 раза.

— Но ведь планировалось больше инвестиций.

— Но резиденты еще будут. В этом году появились три новые компании, на подходе еще два-три проекта, а это новые рабочие места и налоги.

— Какие это проекты?

— Сегодня проекты на стадии рассмотрения. Один из них предусматривает объем инвестиций на сумму более 600 миллионов рублей. В ближайшее время на заседании инвестиционного совета проект будет рассмотрен, и, надеюсь, еще один резидент ТОСЭРа у нас появится. Инвестор наш, челнинский. Кстати, правительство страны еще на два года продлило режим ТОСЭРа — до 2028-го.

«Создать 30 тысяч рабочих мест — это значит построить второй КАМАЗ. Частично смягчить ситуацию — да, но ТОСЭР не сможет полностью решить проблему моногородов» «Создать 30 тысяч рабочих мест — это значит построить второй КАМАЗ. Частично смягчить ситуацию — да, но ТОСЭР не сможет полностью решить проблему моногородов» Фото: nabchelny.ru

«На ближайшие годы мы останемся моногородом, КАМАЗ заменить невозможно ничем»

— «Не все ТОСЭРы эффективны. А какова ситуация в Челнах?» (Лутфуллин)

— Все запланированные показатели на сегодня выполнены — и по рабочим местам, и по инвестициям. По количеству резидентов пока план не выполнили — должно было бы быть 40, а у нас 38. Но мы берем не количеством, а масштабностью проектов. Последние два года челнинский ТОСЭР — лучший в стране.

— В чем секрет успеха вашего ТОСЭРа?

— Во-первых, хорошие инвестиционные условия в Татарстане в целом. Президент РТ Рустам Минниханов всегда сам общается с инвесторами. Открытость нужна. И мы те же шаги предпринимаем. Результат такого подхода налицо — 38 инвесторов, которые принесли 24,8 миллиарда рублей. С приходом новых компаний, в том числе иностранных, у нас появились новые компетенции и специалисты. Кто раньше мог подумать, что Набережные Челны будут городом, где собирается сложная бытовая техника? И мы теперь родина не только «КАМАЗов».

«Кто раньше мог подумать, что Набережные Челны будут городом, где собирается сложная бытовая техника? И мы теперь родина не только КАМАЗов» «Кто раньше мог подумать, что Набережные Челны будут городом, где собирается сложная бытовая техника? И мы теперь родина не только «КАМАЗов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Где та планка, к которой вы хотели бы стремиться, чтобы выйти из статуса моногорода? Все-таки 7 тысяч рабочих мест для полумиллионного города — это немного.

— Я пока эти цифры не называл бы, понимая сегодняшнюю ситуацию. На ближайшие годы мы останемся моногородом, КАМАЗ заменить невозможно ничем. Создать 30 тысяч рабочих мест — это значит построить второй КАМАЗ. Частично смягчить ситуацию — да, но ТОСЭР не сможет полностью решить проблему моногородов. А 7 тысяч новых рабочих мест — это практически завод «ТЭМПО». Это, я считаю, немало для Набережных Челнов.

— Наверное, надо искать еще какие-то рецепты?

— Нужно продолжать развивать малый бизнес. Сегодня в нем с учетом привлеченных работников занято более 90 тысяч человек.


— Сколько активно действующих компаний МСБ в Челнах?

— Более 24 тысяч. Но немалая доля малого бизнеса Челнов завязана на крупном бизнесе КАМАЗа. Опять же, без автогиганта никуда. Плюс к тому платежеспособность в городе зависит в том числе от автогиганта.

 «Как вы относитесь к идее гражданского судостроения в Набережных Челнах, например производству маломерных судов? Есть ли программы поддержки и куда обращаться?» (Павел)

— Идея интересная. Нужно развивать параллельные с КАМАЗом новые бизнесы, да, но интересны и те бизнесы, которые не связаны с автомобилестроением. Тем более в Челнах умеют работать с металлом. Поэтому милости просим, обращайтесь к заместителю руководителя исполкома Наталье Кропотовой, которая курирует малый и средний бизнес в городе.

«С кадрами проблема. Сейчас мы наверстываем то, что нужно было делать ранее, лет 10 назад. Тем не менее, у ряда предприятий острой нехватки кадров не ощущается» «С кадрами проблема. Сейчас мы наверстываем то, что нужно было делать ранее, лет 10 назад. Тем не менее у ряда предприятий острой нехватки кадров не ощущается» Фото: nabchelny.ru

«Средняя по городу заработная плата — более 58 тысяч рублей»

— Как себя чувствуют промышленные предприятия города? Каков индекс промышленного производства?

— По итогам 8 месяцев в целом индекс промышленного производства (ИПП) составил 97 процентов. ИПП бумаги и бумажных изделий — 108,8 процента. Компьютеры, электронные и оптические изделия — 106,4 процента, а раньше у нас такой сферы даже не было. Электрическое оборудование — 131,1 процента. На ТЭМПО сегодня комплектуют электродвигатели электровозов, практически заменяют компанию Siemens. Строительная отрасль — на уровне прошлого года. Пищевая промышленность — 100,3 процента.

— А как обстоят дела с налогами?

— Количество налогоплательщиков практически не уменьшилось: юрлиц было 17 235, сегодня — 17 165; индивидуальных предпринимателей было 14 014, стало 14 404. Физлиц, уплативших налог на недвижимость, было 553 тысячи, стало на 681 больше. И налоговые поступления за первое полугодие 2022 года в республиканский и городской бюджеты растут. Растет объем поступлений от подоходного налога, так как и зарплату увеличили и выросло число налогоплательщиков.

— Какая в Челнах средняя зарплата?

— Средняя по городу заработная плата по итогам 8 месяцев — более 54 тысяч рублей.

«На КАМАЗе тоже поняли, что сегодня в очередь к ним никто не стоит. Они ситуацию понимают, у них разработана программа подготовки кадров» «На КАМАЗе тоже поняли, что сегодня в очередь к ним никто не стоит. Они ситуацию понимают, у них разработана программа подготовки кадров» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как обстоят дела с кадрами? Совсем недавно КАМАЗ бил тревогу…

— С кадрами проблема. Сейчас мы наверстываем то, что нужно было делать ранее, лет 10 назад. Тем не менее у ряда предприятий острой нехватки кадров не ощущается.

— Даже с учетом кризиса и ухода западных компаний проблема с кадрами сохраняется?

— Западные компании ушли, а производства-то остались.

— Сокращений персонала нет?

— Нет и не предвидится. Что касается подготовки кадров, проблема есть и в целом по стране, причем в промышленных центрах она более остро чувствуется, особенно по рабочим профессиям. Хорошо, что Татарстан обратил на это внимание, и сегодня созданные ресурсные центры сглаживают дефицит рабочих. Предприятиям мы предоставили возможность заниматься подготовкой кадров.

У нас также нехватка кадров в системах образования и здравоохранения, причем образование — это полномочия муниципалитета. Сегодня в городе не хватает порядка 150–200 учителей. Укомплектованность учреждений здравоохранения — чуть больше 60 процентов, этим занимается минздрав, но и мы подключились.

— И как привлечь нужные кадры?

— Для подготовки кадров в систему образования мы подобрали группу молодых людей, за их учебу заплатили, заключив с ними контракт. Теперь в Набережночелнинском педагогическом университете обучается группа в 25 человек. Кроме того, у нас еще учатся целевики. Проблема с педагогическими кадрами еще будет, поскольку число школьников увеличивается: сегодня их 71 тысяча, через 2–3 года будет уже 77 тысяч. Растет и количество школ, детских садов. Никто за нас проблему с кадрами не решит. И мы нашли такой рецепт — обучение по контракту.

Что касается привлечения врачей, то к республиканскому гранту в 800 тысяч рублей город добавляет 200 тысяч. Врач, который приедет работать в Челны, сразу получает миллион рублей. А семья из двух врачей получит 2 миллиона, и они смогут использовать эти средства на погашение социальной ипотеки. На таких условиях к нам из других регионов приехали более 100 врачей из Башкортостана, Удмуртии, Кировской области и других. Семейным мы предоставляем жилье, для соответствующих целей отремонтировали квартиры и меблировали их.

— Как проблему с кадрами решает КАМАЗ?

— На предприятии тоже поняли, что сегодня в очередь к ним никто не стоит. Очереди возникали, когда в городе не было другой работы. А сегодня в рамках ТОСЭРа открыто 38 новых предприятий. КАМАЗ ситуацию понимает, там разработана программа подготовки кадров. Предприятие работает с Набережночелнинским институтом КФУ и ресурсными центрами.

«Программа есть — денег нет! У нас же инвестиционной составляющей в бюджете города нет. Все города и районы сегодня живут не по бюджету, а по смете. Налогов собираем 60-70 миллиардов рублей, а в городском бюджете остаются около 13 миллиардов» «Программа есть — денег нет! У нас же инвестиционная составляющая в бюджете города отсутствует. Все города и районы сегодня живут не по бюджету, а по смете. Налогов собираем 60–70 миллиардов рублей, а в городском бюджете остается около 13 миллиардов» Фото: Александр Мамаев

«Зря из Челнов перевели в Казань Поволжскую академию физической культуры и спорта»

— КФУ планирует построить в центре города новые корпуса и общежития. На какой стадии эта работа?

— Набережночелнинский институт КФУ будет действовать в рамках Передовой инженерной школы. Предстоит строительство двух общежитий и лабораторного корпуса в общей сложности на 6 миллиардов 160 миллионов рублей. Земельные участки выделены, привязка к местности произведена, проектно-сметная документация готова. Татарстан выделил деньги на проектирование. Проект учебного здания готов на 97 процентов, вносятся коррективы.

— Кто инвестирует?

— Федеральный центр. Сроки начала строительства пока не определены, но, думаю, в 2023 году должны начаться работы. Быстро строить мы умеем: так, нормативный срок строительства школы — 18 месяцев, а в Челнах возводят за 8 месяцев. Если проект будет обеспечен финансированием, то за 1,5–2 года мы его реализуем.

— У вас нет опорного вуза в городе, поэтому в том числе молодежь и уезжает.

— Это одна из главных причин! В городе нужны вузы. Считаю, зря из Челнов перевели в Казань Поволжскую академию физической культуры и спорта. Тогда надо было хотя бы оставить филиал академии в городе.

«Нужна комфортная среда для жизни. Интересную и высокооплачиваемую работу у нас найти можно. Климат у нас тоже неплохой, ландшафт прекрасный. Логистика удобная — есть аэропорт, железная дорога, река рядом. А вот мест отдыха, развлечений, общественных пространств явно недостаточно» «Нужна комфортная среда для жизни. Интересную и высокооплачиваемую работу у нас найти можно. Климат у нас тоже неплохой, ландшафт прекрасный. Логистика удобная — есть аэропорт, железная дорога, река рядом. А вот мест отдыха, развлечений, общественных пространств явно недостаточно» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько в Челнах не хватает людей, чтобы обеспечить потребности экономики города?

— В Челнах сегодня 5 тысяч вакансий. Но для восполнения трудовых ресурсов нужно построить большое количество школ и детских садов.

— «Каковы показатели рождаемости и смертности за последние три года? Сколько было потерь от ковида?» (Маршида)

— Прирост есть: по результатам 8 месяцев 2022-го он составил 875 человек, но в последний год мы видим, что количество рождающихся меньше числа умерших примерно на 5 процентов. Конечно, ковид внес свои коррективы. Где взять резервы? Считаю, часть Тукаевского района работает в Челнах. Хоть мы и говорим, что население автограда — 530 тысяч, по факту нагрузка на социальную сферу и транспорт составляет около 600 тысяч человек.

— Чтобы молодежь оставалась в городе, достаточно ли только вузов и других учебных заведений?

— Нужна комфортная среда для жизни. Интересную и высокооплачиваемую работу у нас найти можно. Климат у нас тоже неплохой, ландшафт прекрасный. Логистика удобная — есть аэропорт, железная дорога, река рядом. А вот мест отдыха, развлечений, общественных пространств явно недостаточно, потому что в первую очередь строили завод и жилье. Например, понадобилось целых 50 лет, чтобы появился театр… За последние годы мы уже два театра построили: два года назад — татарский, в этом году — русский.

«За свою жизнь мне посчастливилось участвовать в строительстве четырех театров. Театр «Мастеровые» — один из лучших в Татарстане и стране. Зал на 500 мест, а билетов на месяц вперед уже нет!» «За свою жизнь мне посчастливилось участвовать в строительстве четырех театров. Театр «Мастеровые» — один из лучших в Татарстане и стране. Зал на 500 мест, а билетов на месяц вперед уже нет!» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы же знаменитый строитель театров…

— За свою жизнь мне посчастливилось участвовать в строительстве четырех театров. Театр «Мастеровые» — один из лучших в Татарстане и стране. Зал на 500 мест, а билетов на месяц вперед уже нет!

— Что еще нужно для среды, чтобы молодежь не уезжала?

 Нужна хорошая футбольная команда и большой стадион. Наш стадион всего на 6 тысяч зрителей. Нам нужно больше спортивных сооружений, учреждений культуры, парков, скверов, набережных, чтобы город был привлекательным. Пока этой привлекательности Челнам явно не хватает.

— Программа развития среды есть?

— Программа есть — денег нет! У нас же инвестиционной составляющей в бюджете города нет. Все города и районы сегодня живут не по бюджету, а по смете. Налогов собираем 60–70 миллиардов рублей, а в городском бюджете остается около 13 миллиардов.

— Сколько еще вам удается привлечь на развитие города из республиканского и федерального бюджетов?

— В среднем примерно еще один бюджет, порядка 10 миллиардов рублей.

— Федеральных много?

— 1–2 миллиарда: на театр, школы, дороги.

— Неплохо! Раньше и 2 миллиардам радовались. Когда перелом произошел?

— Думаю, финансовые возможности республики позволяют сегодня обращать внимание и на Челны. Рустам Нургалиевич всегда в теме наших дел, раз в месяц обязательно бывает в Челнах, руку на пульсе держит, сам видит, в чем надо помочь. Понятно, что желаний у нас много, но есть первоочередные задачи. По строительству и ремонту дорог мы подтянулись неплохо: занимаем 6-е место среди городов России по качеству дорог. Ежегодно более 2 миллиардов рублей вкладываем в дороги. За 8 лет моей работы в Челнах на дороги направлено около 16 миллиардов рублей. Но на ремонт и содержание дорог надо постоянно обращать внимание. Один год упустишь, а потом не догонишь, возникнет эффект снежного кома.

Киноконцертный зал нужен, спортивные объекты, набережные, парки и скверы, школы и детсады. Как приглашать молодых людей в Челны и закрепить их там, если у них в шаговой доступности не будет детского сада и школы? Поэтому мы за последние 8 лет построили 7 школ, но не хватает еще минимум пяти. Местами в детсадах для 3–7-летних мы обеспечены на 100 процентов, для ясельного возраста — на 72. Чтобы удовлетворить потребность в яслях, надо еще 5–6 детсадов.

«Чтобы закрыть потребности, на линии должно быть примерно 160-180 автобусов большой вместимости. Такого количества пока нет. Поэтому работают автобусы малой вместимости, и они переполнены. Жалобы идут именно из-за этого» «Чтобы закрыть потребности, на линии должно быть примерно 160–180 автобусов большой вместимости. Такого количества пока нет. Поэтому работают автобусы малой вместимости, и они переполнены. Жалобы идут именно из-за этого» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Повышать тариф до 50 рублей? Такой платежеспособности у нашего населения нет»

 «Почему в нашем городе так сложно идет реформа пассажирских перевозок? И есть ли вообще эта реформа? Кажется, что только какие-то не совсем продуманные решения, которые в итоге ни к чему позитивному не приводят». (Алия Батыршина)

— Во-первых, в 2000-е годы была совершена ошибка — необоснованно закрыли муниципальное автотранспортное предприятие, решив, что рынок и частники всё отрегулируют. Но не была учтена особенность нашего города: с утра все едут на работу, вечером — с работы, а днем пассажирский транспорт ходит практически пустым и компании терпят убытки. У нас же нет такого количества студентов и туристов, как в Казани. Во-вторых, частники большие автобусы эксплуатировать не могут, потому что экономика не складывается.

Год назад мы приобрели новые автобусы у КАМАЗа — 21 единицу. Причем купили мы их на наши дополнительные доходы. Кроме того, я обратился к руководству Москвы и попросил у них 80 автобусов бесплатно. Две партии по 40 автобусов по решению Сергея Собянина нам выделили.

— За что такая щедрость?

— Это доброе отношение к нашему городу. Такой же вопрос мне задал Рустам Нургалиевич. Я попросил его подписать обращение на имя Сергея Семеновича Собянина. Он улыбнулся и подписал. Через неделю пришло 40 автобусов. Затем просил подписать еще на 40 автобусов. Письмо дошло до премьер-министра РТ Алексея Песошина — он его не визирует. Он о первой партии не знал и говорит мне: «В заблуждение меня не вводи! Кто это тебе бесплатно автобусы даст? Сейчас дадут, а потом деньги попросят из бюджета республики…» Выслушав мои доводы, что автобусы будут выделены бесплатно, он письмо завизировал. Затем пришла и вторая партия автобусов.

— Машины новые?

— Нет, 8–9-летние, их с маршрутов снимали и заменяли электробусами. В Москве был список очередников на эти автобусы, и Челны оказались в этом списке.

— Организовали ли вы в Челнах МУП для перевозок?

— Нет, сегодня пока работают частники, мы им автобусы отдали в аренду, чтобы они на линиях дополнили ими автобусы малой вместимости. Если экономика сложится по итогам 2022 года, то мы планируем закупить новые автобусы.

— Сколько всего единиц общественного транспорта сегодня в городе?

— Больших автобусов — около 60, малой вместимости — порядка 260.

— Если из Москвы пришло 80 автобусов, почему на линии 60?

— Первые 40 автобусов поступили сразу с документами, а на вторую партию документы пришли только недавно. Чтобы закрыть потребности, на линии должно быть примерно 160–180 автобусов большой вместимости. Такого количества пока нет. Поэтому работают автобусы малой вместимости, и они переполнены. Жалобы идут именно из-за этого.

— Сколько у вас стоит проезд?

— 27 рублей. А экономически обоснованный тариф — 41 рубль. Эта проблема системная, ее надо решать на уровне республики.

— Неужели мэры городов не могут объединиться и выступить с предложением, чтобы тариф приняли экономически обоснованным?

— Мы с таким предложением обратились в минтранс республики, но, думаю, надо обращаться в правительство и к президенту РТ. Эта проблема сама собой не решится. Ряд городов страны работает по другой схеме — по брутто-контрактам, это когда одна компания перевозит пассажиров, а другая компания, оператор, собирает деньги. И разницу между собранными средствами и фактически потраченными на перевозку выплачивает бюджет. Конечно, это нагрузка на бюджет, и она может быть немаленькой. Но других вариантов, чтобы решить эту проблему, нет. Повышать тариф до 50 рублей? Такой платежеспособности у нашего населения нет.

«Планируем построить новую 16-километровую трамвайную ветку в Замелекесье, где сегодня активно ведется жилищное строительство. Требуемый объем финансирования — порядка трех миллиардов рублей. У нас и по подвижному составу проблема — челнинским трамваям 24 года» «Планируем построить новую 16-километровую трамвайную ветку в Замелекесье, где сегодня активно ведется жилищное строительство. Требуемый объем финансирования — порядка 3 миллиардов рублей. У нас и по подвижному составу проблема — челнинским трамваям 24 года» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сколько нужно доплачивать из бюджета, чтобы общественный транспорт работал как часы?

— Необходимо около 400 миллионов рублей. Для 13-миллиардного бюджета эта сумма не совсем критична.

— Почему же минтранс молчит? 

— Решение связано с финансами, поэтому его пока и откладывают.

— Есть ли перспектива, как вы считаете?

— Положительной перспективы в ближайшее время я не вижу. Но каждый город самостоятельно занимается этим вопросом, ищет схемы решения проблемы. Надо или повышать тариф, или в полном объеме компенсировать выпадающие доходы у перевозчиков — третьего пути нет.

— В Челнах ходит трамвай. Его развивать планируете?

— Планируем построить новую 16-километровую трамвайную ветку в Замелекесье, где сегодня активно ведется жилищное строительство: там уже проживают более 42 тысяч человек, через три года будет 50 тысяч. Проект у нас готов. Мы ищем варианты решения. Требуемый объем финансирования — порядка 3 миллиардов рублей. У нас и по подвижному составу проблема — челнинским трамваям 24 года.

— Стратегией «Татарстан-2030» планировалось соединить в большую агломерацию основные города — Казань, Челны, Альметьевск — скоростной железной дорогой. Прорабатывается ли как-то эта идея?

— Прорабатывается, но я бы предложил другой путь: необходимы четырехполосные автомобильные дороги. Как пример — дорога между Челнами и Казанью. Между Альметьевском и Заинском четырехполосная дорога уже есть. Нужно сделать такую же дорогу между Заинском и Челнами, и это сразу улучшит безопасность движения и трафик. На мой взгляд, лучше направить средства на строительство автомобильной дороги.

— «Как в городе выполняется государственная программа „Доступная среда“ для инвалидов?» (Рустем)

— Сегодня данному вопросу уделяется большое внимание по всем объектам, особенно общественным: школы, детские сады, пешеходные переходы. Есть и тактильная плитка, и звуковые сигналы. Без этого проекты не принимаются.

— «Когда будет проведен капитальный ремонт здания средней школы №43?» (Евгений)

— Особенность Челнов в том, что одновременно строилось в год по четыре-пять школ и они одновременно приходят в ветхое состояние. У нас два десятка школ, которым по 35–40 лет, и они не видели капремонта. Мы включаемся во всевозможные республиканские программы, потому что в местном бюджете на это денег нет. А обращение по школе №43 в работу возьмем, посмотрим, что можно сделать.

«Мусорная реформа на законодательном и практическом уровне до конца не продумана» «Мусорная» реформа на законодательном и практическом уровнях до конца не продумана» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нормативы на вывоз мусора установлены некорректно»

— «Почему буксует „мусорная“ реформа?» (Николаев)

— К сожалению, буксует. Есть несколько причин. На мой взгляд, до конца не отработали бизнес-модель. Не в плане сбора денег с населения — эта модель как раз работает безукоризненно! А куда деньги направляются, кто контролирует регионального оператора? Вот в чем вопрос.

Как известно, до принятия соответствующего закона сбор и вывоз ТБО были в ведении города. Я иногда горько шучу, говорю своим коллегам: «Уважаемые главы, до какой степени нас стали „уважать“, что даже мусор собирать нам не доверяют?» Такое «уважение» к местному самоуправлению! Почему нельзя было установить повышенный тариф, создать государственное предприятие с участием правительства нашей республики и делать всю реформу под строгим контролем? Вертикаль власти в республике хорошо же работает. Например, все бюджетные деньги на стройку сегодня идут через единственного заказчика, ГИСУ, а мы защищаем проекты. ГИСУ несет финансовую и техническую ответственность за строительство объектов и отчитывается. И нет никаких вопросов, вертикаль работает без сбоев. По такому же принципу можно было пойти и с вопросом ТБО.

— Что сделала «Гринта» в Закамье, в Челнах?

— Поменяли автотранспорт, купив новые мусоровозы. Но на тот тариф, по которому они сегодня собирают, и мы могли бы новые машины купить и красиво их раскрасить. Мы считаем, что нормативы на вывоз мусора установлены некорректно. Малый бизнес жалуется на это, то же самое мы видим и по нашим бюджетным учреждениям. Мы обсуждали эту тему на заседании совета муниципальных образований и обратились к первому заместителю премьер-министра РТ Рустаму Нигматуллину с просьбой собрать нас по соответствующей проблеме. Считаю, нормативная база не отработана. Бизнес не понимает, за что он платит. На мой взгляд, «мусорная» реформа на законодательном и практическом уровне до конца не продумана.

— Насколько вывоз мусора подорожал для населения и бюджетных организаций?

— Для граждан подорожал почти в 2 раза. Не лучше в этом вопросе и в бюджетных организациях. По нормативу за вывоз мусора из школ мы должны платить 38,3 миллиона рублей, а по факту мусора там собирается на 15 миллионов. В 2,5 раза платим больше, потому что норматив такой установлен. В среднем по году за одну школу мы должны платить 200 тысяч, а по факту мусора набирается на 82 тысячи рублей. Кроме того, макулатуру школы сдают за деньги на КБК.

— Раздельный сбор отходов населением организовала «Гринта»?

— Нет.

«Сокращений по инвестициям в город Набережные Челны мы не видим. По программе «Наш двор» ежегодно ремонтируется более 100 дворов. Сегодня нам всё понятно, хотя в первый год некоторые муниципалитеты буксовали, в том числе и Челны. На второй-третий год отработали алгоритм» «Сокращений по инвестициям в город Набережные Челны мы не видим. По программе «Наш двор» ежегодно ремонтируется более 100 дворов. Сегодня нам все понятно, хотя в первый год некоторые муниципалитеты буксовали, в том числе Челны. На 2–3-й год отработали алгоритм» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Высотные дома в полумиллионном городе должны быть»

 «Если сократят бюджетные расходы, то где в первую очередь? Например, реализуют ли программу „Наш двор“?» (Дмитрий)

— Сокращений по инвестициям в город Набережные Челны мы не видим. По программе «Наш двор» ежегодно ремонтируется более 100 дворов. Сегодня нам все понятно, хотя в первый год некоторые муниципалитеты буксовали, в том числе Челны. На 2–3-й год отработали алгоритм.

— По нормам у каждого нового жилого дома должна быть подземная парковка, но жители Челнов не готовы платить за парковочное место. Какова сегодня заполняемость и как строительные компании выходят из положения?

— Парковки — это уже не желание, а обязанность застройщика. Ряд строительных компаний на первом этаже многоуровневой парковки строит офисные помещения и сдает их в аренду, тем самым парковка для граждан становится чуть дешевле. К платным парковкам мы все равно придем, деваться нам будет некуда.

 Как идет жилищное строительство?

— В прошлом году в городе сдали 320 тысяч квадратных метров жилья, в этом году планируется сдать 330 тысяч. Из них ГЖФ строит порядка 20–30 тысяч «квадратов».

— А что с продажами происходит? Обвала нет?

— Продажи пока немного приостановились. Дешевая ипотека в предыдущие годы сыграла свою положительную роль.

— Мы на грани кризиса рынка жилья?

— Кризиса пока нет.

 В Челнах планируют построить первый 30-этажный жилой дом. Если в городе достаточно места, зачем строить высотки?

— Считаю, высотные дома в полумиллионном городе должны быть.

— Для привлекательности облика города?

— И для облика, и для повышения качества эксплуатации. Многоэтажный дом намного удобнее эксплуатировать. Но это, конечно, не массовая застройка. Может быть, отдельный микрорайон.

— «Зачем застраиваются жилыми домами все свободные площади в городе?» (Рамиль)

— Город строится по плану. Есть определенные нормативы, за рамки которых мы выйти не можем.

«В Челнах надо создавать комфортную среду для жизни, и мы над этим активно работаем» «В Челнах надо создавать комфортную среду для жизни, и мы над этим активно работаем» Фото: Александр Мамаев

«Алексей Миронов согласился пойти на мировую и почти добровольно вернул городу земли»

 Как вы считаете, какие зоны роста есть у города? Многие думают, что Челны должны развиваться за счет Тукаевского района, что не очень нравится главе района Фаилу Камаеву. Какой выход? 

— Генплан мы рассмотрели, утвержден он будет в конце года. На ближайшие 15 лет у нас есть территории в рамках города, чтобы построить около 3,5–4 миллионов квадратных метров жилья. Первое — это территории «КамгэсЗЯБа» и завода силикатного кирпича. Второе — Орловское поле, где планируется строительство и жилья, и школы на 1,5 тысячи мест, и детсадов. Третье перспективное место застройки — за проспектом Абсалямова. Пока у нас нет необходимости выходить за пределы города. Для освоения новых территорий нужны серьезные финансовые ресурсы, чтобы построить сети, дороги. А горизонт 10–15 лет для планирования достаточен, чтобы ежегодно строить 300–320 тысяч квадратных метров жилья. За 10 лет — 3 миллиона «квадратов». Вот под это мы и подготовили генплан. Конечно, и общественные слушания генплана проведем.

— Предлагают перенести за черту города «Челны-Бройлер». Как считаете, это возможно?

— Это идея архитекторов. Нарисовать-то можно что угодно. Но собственник сразу спрашивает: «За чей счет банкет?» А это не 1 миллиард рублей. Кроме того, это работающее производство, обеспечивающее куриным мясом половину республики. Следовательно, на это сегодня никто не пойдет.

«Потенциал у набережной большой. В рамках программы общественных пространств РТ планируем увеличить набережную на 1,5 километра, сделать там минимум два пляжа. Существующую набережную надо наполнить активностями: кафе, рестораны, детские и спортивные площадки» «Потенциал у набережной большой. В рамках программы общественных пространств РТ планируем увеличить набережную на 1,5 километра, сделать там минимум два пляжа. Существующую набережную надо наполнить активностями: кафе, рестораны, детские и спортивные площадки» Фото: nabchelny.ru

— Какие еще фишки предусматривает генплан?

— Реконструкция существующей набережной имени Табеева, благоустройство парка «Прибрежный». Это уникальное место — 300 гектаров рукотворного леса на берегу Камы. Здесь рядом ипподром, драмтеатр, школа «Адымнар».

Третий проект — расчистка реки Мелекески и продолжение набережной имени Тукая. Мы уже начали очистку реки за счет федеральных денег. Это к тому, что в Челнах надо создавать комфортную среду для жизни, и мы над этим активно работаем.

— Как вы видите развитие набережной имени Табеева?

— Потенциал у набережной большой. В рамках программы общественных пространств РТ планируем увеличить набережную на 1,5 километра, сделать там минимум два пляжа. Это ближайшая задача. Проект разрабатывается, и, надеюсь, в 2023 году приступим к реализации. Существующую набережную надо наполнить активностями: кафе, рестораны, детские и спортивные площадки.

 На антикризисном штабе рестораторы города предложили проект фуд-корта на набережной. Вы идею поддержали, но потом, по их словам, цены на аренду земли резко подняли. Почему так произошло?

— Они к нам приходили, идею мы поддержали и предложили участвовать в аукционе на земельный участок. Один участник предложил 500 тысяч рублей, другой — 590 тысяч. Кто предложил бо́льшую сумму, эту землю и получил. А те, кто приходил просто с проектами, остались ни с чем. В данной ситуации могу им только посочувствовать. Но не дать землю победителю аукциона невозможно.

 «Большое спасибо за театр „Мастеровые“! А на аквапарк инвестор пока не нашелся?» (Ильяс)

— Можно сказать, аквапарк в Челнах уже есть. Спортивно-оздоровительный комплекс «Клевер» с термальными ванными построила компания «Аква Регион» Евгения Вайнера, вложив 500 миллионов рублей своих денег. Проект реализован на условиях муниципально-частного партнерства, мы под него дали землю без аукциона. Здесь имеется крупный тренажерный зал, термальный комплекс. Популярность данного комплекса у челнинцев высокая, с точки зрения бизнеса проект успешный. Бизнесмен-строитель уже вкладывается в сферу услуг. И мы это поддерживаем. Этот проект министерство спорта РФ взяло как модель для тиражирования по всей стране.

— Алексей Миронов появляется в Челнах?

— Его не видно и не слышно. Но благодаря тому, что он согласился пойти на мировую и почти добровольно вернул городу земли, мы на этих местах построили школу «Адымнар», театр «Мастеровые», детский сад. Также передали КАМАЗу безвозмездно земельный участок площадью более 12 гектаров и стоимостью более 200 миллионов рублей. На нем КАМАЗ построил современный полигон.

В свое время писали, что Магдеев отжимает землю у Миронова, чтобы отдать своим строителям. Магдеев вернул в город эти земли, чтобы построить нужные для людей объекты!
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Когда Минтимер Шаймиев приехал на открытие школы «Адымнар», он сказал: «Самое красивое место, которое выделили под „Адымнар“ по республике, — это у вас, в Челнах».

«Школа «Адымнар» учителями укомплектована, а результат надо ждать через три-четыре года» «Школа «Адымнар» учителями укомплектована, а результат надо ждать через 3–4 года» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Лучше для детей построить школу, чем начать ремонт мэрии»

— Кстати, как полилингвальная школа «Адымнар» укомплектована учителями? Директор по-татарски говорит?

— Директор владеет четырьмя языками — татарским, английским, арабским и турецким, отлично знает русский язык. Учителями школа укомплектована, а результат надо ждать через 3–4 года. Мы не стали принимать учеников в первый класс, прием ведется со второго. Иначе сама идея, что в «Адымнар» могут учиться на татарском, русском, английском языках, не может быть полностью реализованной. При поступлении в первый класс не имеют права требовать сдавать экзамены, а со второго уже можно.

— Школа «СОлНЦе» Павла Шмакова будет в Челнах?

— Он приезжал ко мне, просил помещение. Но готовых помещений у нас сегодня нет. В городе даже в обычных школах не хватает мест. Школа, которая была построена на 1 220 мест, обучает 2,5–2,8 тысячи детей. У нас и детских садов не хватает. Договорились, что мы помещение поищем. Проект интересный, может, что-то и найдем.

— Есть ли в планах ремонт здания мэрии?

— С первых дней моей работы пришли некоторые товарищи и посоветовали: «Давайте мэрию отремонтируйте».

«Ремонт мэрии — это по стоимости одна новая школа. Мэрия стоит в листе ожиданий, и время ее ремонта еще придет. Но ремонт внутренних коммуникаций мы всё-таки начнем. Зданию почти 40 лет, всё очень ветхое» «Ремонт мэрии — это по стоимости одна новая школа. Мэрия стоит в листе ожиданий, и время ее ремонта еще придет. Но ремонт внутренних коммуникаций мы все-таки начнем. Зданию почти 40 лет, все очень ветхое» Фото: «БИЗНЕС Online»

 Со времен Алтынбаева здание мэрии не ремонтировалось…

— Я сразу сказал: «Ремонт мэрии — это по стоимости одна новая школа. Что выбрать?» Я решил, что сегодня лучше для детей построить школу, чем начать ремонт мэрии. Пользы будет намного больше. Мэрия стоит в листе ожиданий, и время ее ремонта еще придет. Но ремонт внутренних коммуникаций мы все-таки начнем. Зданию почти 40 лет, все очень ветхое.

— «Когда завершат строительство мечети „Джамиг“?» (Ильхам)

— Стройка стояла 25 лет, за это время сменилось четыре мэра. Еще в 1992 году с участием Талгата Таджуддина заложили камень на месте строительства соборной мечети на 3,5 тысячи мест. Строительство стоит больших денег, но, несмотря на это, мы за это дело взялись. Возвели стены, минарет, купола. До окончания строительства, думаю, потребуется еще несколько лет.

— Бюджетные деньги участвуют в строительстве мечети?

— Нет. Строительство полностью ведется на пожертвования. 1 миллион рублей из своей заработной платы я вложил, а потом пригласил коллег и попросил помочь. Так, Минтимер Шарипович Шаймиев и Ильшат Фардиев тоже внесли свой вклад. Помогла и турецкая компания Kastamonu Entegre. Компания «ТЭМПО» выделила арматуру. Вот так всем миром и строим мечеть.

«Закрепиться футбольной команде «КАМАЗ» в Первой лиге и поставить задачу выйти в Высшую. Такая задача перед нами стоит. В Челнах должен быть высокий профессиональный спорт. И это футбол. Рустам Нургалиевич, слава Богу, поддерживает нас» «Закрепиться ФК КАМАЗ в Первой лиге и выйти в Высшую — такая задача перед нами стоит. В Челнах должен быть высокий профессиональный спорт. И это футбол. Рустам Нургалиевич, слава богу, поддерживает нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Челны — это футбольный город»

— Школы, театры, мечеть строите. А какая заветная мечта есть у вас как у мэра?

— Построить новое здание стационара горбольницы №5, которая обслуживает 11 районов. Это здоровье людей, сбережение нации. Вот этой идеей я загорелся. У президента РТ Рустама Нургалиевича на этот проект я получил добро. Проведены предпроектные работы. Больницу мы планируем построить между школой «Адымнар» и ипподромом.

— Сколько денег требуется?

— Предполагаю, порядка 4–5 миллиардов рублей вместе с оборудованием.

— Еще мечта есть?

— Закрепиться ФК КАМАЗ в Первой лиге и поставить задачу выйти в Высшую. Для этого нужно предметно заниматься детским и юношеским футболом. Недавно по моему приглашению в Челнах был Валерий Четверик. Знаменитый тренер. Необходимо прислушаться к его советам и использовать его богатейший опыт. В ноябре мы проведем большой городской совет по данному вопросу. Напомню, именно он вывел ФК КАМАЗ в Высшую лигу.

Такая задача перед нами стоит, потому что Челны — это футбольный город. Безусловно, это потребует реконструкцию существующего стадиона. Считаю, в Челнах должен быть высокий профессиональный спорт. И это футбол. Конечно, будем просить руководство республики поддержки в этом вопросе. Рустам Нургалиевич, слава богу, поддерживает нас.

Футбол подтянет детей к спорту. Для этого инфраструктура у нас есть: очень хороший крытый манеж, детско-юношеская спортивная школа — там занимаются порядка 600–700 детей. Поэтому у нас есть все перспективы, чтобы футбол возродить в Челнах.

— На каком этапе находится реконструкция стадиона?

— Поставлена задача в ближайшее время сформировать техническое задание, чтобы стадион стал 15-тысячником. И со следующего года начнем поэтапно этим заниматься. Например, сначала начнем реконструкцию восточной трибуны, потом перейдем к северной, южной. Поле у нас с подогревом, а трибуны необходимо сделать комфортнее и вместительнее.

«Еще в 1992 году заложили камень на месте строительства соборной мечети. Строительство стоит больших денег, но, несмотря на это, мы за это дело взялись. Возвели стены, минарет, купола. Строительство полностью ведется на пожертвования» «Еще в 1992 году заложили камень на месте строительства соборной мечети. Строительство стоит больших денег, но, несмотря на это, мы за это дело взялись. Возвели стены, минарет, купола. Строительство полностью ведется на пожертвования» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А мечеть достроить — это мечта?

— Это да. Я к маме в Бугульму приезжаю — она спрашивает: «Улым, как дела по твоей мечети?» Отвечаю: «Не по моей, мама, а по нашей». А она: «По какой вашей? Ты взялся за мечеть, и это уже твоя обязанность ее достроить».

 «Стали ли Набережные Челны вам родными, как Бугульма?» (А.Зотова)

— Мне уже кажется, что я родился и вырос в Челнах.

— «Когда вы вернетесь в Бугульму?!» (Ильхам)

— В воскресенье. Я каждые выходные стараюсь быть у мамы.

— Жаль, читатель не написал, он челнинец или бугульминец, а от этого зависит смысл вопроса…

— Так и напишите: в воскресенье приеду (смеется).

 Наиль Гамбарович, спасибо за интересный разговор. Успехов и удачи вам!

Магдеев Наиль Гамбарович родился 12 октября 1959 года в Бугульме, ТАССР. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова по специальности «инженер-механик» (1982). Кандидат политических наук.

1982 — инженер-механик ПО «Сергинолес», Тюменская область.

1982–1984 — инженер геофизической ремонтно-комплектовочной конторы треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.

1984–1986 — секретарь комитета ВЛКСМ треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.

Январь – июль 1986 года — начальник механо-энергетического отдела треста «Татнефтегеофизика», Бугульма.

1986–1990 — заведующий идеологическим отделом горкома КПСС, Бугульма.

1990–1992 — первый заместитель председателя исполкома горсовета, Бугульма.

1992–1995 — заместитель главы администрации Бугульминского района и города Бугульмы по вопросам коммунального хозяйства.

1995–1996 — депутат Госсовета РТ, заместитель председателя комиссии по вопросам государственного строительства местного самоуправления и внешних связей.

1996–2005 — председатель бугульминского объединенного совета народных депутатов, глава администрации Бугульминского района и города Бугульмы.

2005–2010 — глава Бугульминского муниципального района РТ, мэр города Бугульмы.

2010–2014 — министр лесного хозяйства РТ.

Октябрь 2014 – сентябрь 2015 года — руководитель исполкома Набережных Челнов.

С сентября 2015 года — мэр Набережных Челнов.