«Альтернативного проекта бюджета у нас нет. Но если ситуация станет ухудшаться, будем разные варианты рассматривать. То, что в бюджете на следующий год более 20 миллиардов дефицита, — это ситуация очень напряженная», — признал министр финансов Радик Гайзатуллин в кабмине Татарстана. Сегодня на «преднулевом» чтении бюджета-2023 представители минфина и минэкономики оптимистично спрогнозировали рост промпроизводства, торговли, снижение безработицы и скромный, но все-таки рост зарплат. О том, почему растет налоговая недоимка, сохранены ли инвестиционные расходы и найдутся ли деньги на ремонт дорог в малых городах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Леонид Якунин обрисовал федеральные реалии, в которых формировался главный финансовый прогноз для Татарстана. Бюджет страны на 2023 год планируется дефицитным, дефицит составит 3 трлн рублей, это 2% от ВВП страны. Госдолг РФ увеличен до 30 трлн рублей, но сохраняется на безопасном уровне — менее 20% от ВВП страны
Казна РФ: доходы падают, госдолг растет
Дебет с кредитом сводили сегодня с утра в кабмине РТ, где состоялось совещание по обсуждению проекта консолидированного бюджета РТ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. С участием представителей городов и районов (по ВКС) республики депутаты татарстанского парламента провели, так сказать, преднулевое слушание главного финансового документа республики (нулевое — это парламентские слушания, которые намечены на пятницу, 7 октября). Открыл встречу председатель комитета по бюджету, налогам и финансам ГС РТ Леонид Якунин, он кратко обрисовал федеральные реалии, в которых формировался главный финансовый прогноз для Татарстана.
Главный тезис парламентария — бюджет страны на ближайшую трехлетку гарантирует выполнение всех социальных обязательств, решение стратегических задач, но не учитывает вхождение в состав России новых субъектов и «потребует пересмотров отдельных параметров проекта бюджета». Заложили в проекте и несколько изменений. Так, до 1 января 2025 года приостанавливается бюджетное правило, т. е. все получаемые доходы будут направляться на расходы.
Напомним, что с 2017 года фонд национального благосостояния (ФНБ) пополнялся благодаря бюджетному правилу. При нефти дороже цены отсечения ($44,2 в 2022 году) на дополнительные нефтегазовые доходы закупали валюту и золото, которые накапливались в ФНБ.
«Не будет пополнения фонда национального благосостояния, хотя за последние три года мы формировали этот фонд», — пояснил Якунин. Бюджет страны на 2023 год планируется дефицитным, дефицит составит 3 трлн рублей, это 2% от ВВП страны. Госдолг РФ увеличен до 30 трлн рублей, но сохраняется на безопасном уровне — менее 20% от ВВП страны. «Если посмотреть на западные страны (не говорю о США), то там госдолг составляет от 60 до 110 процентов ВВП. У нас минимальный долг», — подчеркнул Якунин.
Глава бюджетного комитета отметил прогнозируемое снижение доходов в федеральный бюджет: с 27,7 трлн в 2022 году до 26,1 трлн рублей в 2023-м при расходах в 29,1 трлн рублей. Тратить бюджет планируют в основном на соцполитику, национальную оборону, безопасность и экономику.
Олег Пелевин отметил, что рост реальной заработной платы в 2023 году планируется на уровне 102%
В Татарстане все растет: инвестиции, торговля, зарплаты…
После краткого погружения в федеральную повестку Якунин передал слово первому замминистра экономики РТ Олегу Пелевину, тот выступил с прогнозом социально-экономического развития республики на 2023–2025 годы. Что повлияет на Татарстан? «Высокая неопределенность развития экономики, которая во многом определяется геополитическими факторами», — сообщил Пелевин. Это и санкции, и ограничения внешнеторговой деятельности, и транспортная блокада, и другие вызовы времени. Однако прогнозы, представленные замминистра, выглядели вполне оптимистично: в планах подрастить число предпринимателей и самозанятых в регионе, сократить безработицу, увеличить ВРП.
Так, по данным регионального минэкономики, ВРП по итогам этого года оценивается в 3,7 трлн рублей, что составляет 100,6% к уровню прошлого года. В ближайшие три года этот показатель будет расти — до 3,87 трлн в 2023-м, 4,15 трлн — в 2024-м и 4,42 трлн рублей — в 2025-м.
Индекс промышленного производства в 2023 году планируется на уровне 100,7%, в 2024-м — 103,5%, в 2025-м — 102,4%. Пелевин отметил, что предприятиям нужно максимально включаться в федеральные меры поддержки, разработку и создание новых видов продукции, встраивать их в новые логистические цепочки.
Оптимистично выглядят прогнозы и по другим показателям: оборот розничной торговли с 1,17 трлн рублей в 2022 году должен вырасти до 1,5 трлн рублей в 2025-м, инвестиции в основной капитал — с 747,5 млрд рублей в 2022-м до 782,7 млрд в 2023-м и 897,2 млрд рублей в 2025-м. Поработать планируют и с безработицей: в 2022 году количество безработных татарстанцев остановилось на 15 тыс. человек, в 2023-му ждут небольшой подъем, до 16 тыс. безработных. Однако, к 2025 году этот показатель должен снизиться до 12 тыс. человек.
Численность работников в МСБ в 2023 году должна достичь более 804 тыс. человек. Спикер призвал предпринимателей также максимально вовлекать в федеральные и республиканские меры поддержки, работать с самозанятыми, помогать им с получением помощи и преференций.
Рост реальной заработной платы в 2023 году планируется на уровне 102%.
Радик Гайзатуллин отдельно остановился на проблеме растущей недоимки по налогам. Самая большая — по налогу на доходы физических лиц — 1,43 млрд рублей. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение на 688 млн рублей. Рост недоимки отмечается в 23 районах РТ
…но бюджет закладывают с дефицитом в 27 миллиардов
Затем к трибуне вышел главный глашатай бюджета — министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Выступление он начал с анализа бюджета 2022 года на основании показателей 8 месяцев. С начала года в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 281,1 млрд рублей, львиная доля (244,1 млрд рублей) ушла в бюджет региона, остальные 37 млрд рублей — в местные бюджеты (плюс 13% к аналогичному периоду 2021 года).
Это позволило своевременно выплатить зарплату работникам бюджетной сферы, оплатить коммунальные услуги, профинансировать инвестиционные расходы. Топ-3 источников доходов — это налог на прибыль (122,3 млрд рублей), налог на доходы физлиц (66,8 млрд рублей), акцизы (27,7 млрд рублей).
Отдельно министр остановился на проблеме растущей недоимки по налогам. Самая большая — по налогу на доходы физических лиц — 1,43 млрд рублей. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение на 688 млн рублей. Рост недоимки отмечается в 23 районах РТ, озабочен глава минфина.
Приросли поступления в местные бюджеты по налогам на совокупный доход (на 0,5 млрд рублей, или на 10%), включая налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения. Поступления земельного налога остались на уровне прошлого года. Порадовала минфин региона положительная динамика в неналоговых доходах, которые прирастили местные бюджеты на 5,1 млрд рублей.
При этом Гайзатуллин попросил проконтролировать уплату имущественных налогов физлиц. Всего к 1 декабря планируется собрать около 9 млрд рублей. «Всем участникам этой работы необходимо обеспечить своевременную уплату имущественных налогов», — предупредил он. Особое внимание — на уплату налогов сотрудниками органов власти, среди них, как известно, встречаются неплательщики.
После краткого финансового портрета прошедших 8 месяцев 2022-го, Гайзатуллин взялся за прогноз на 2023-й и последующие годы. Из основного: бюджет региона на 2023–2025 годы запланирован дефицитным. Так, консолидированный бюджет Татарстана в 2023 году предлагается принять с доходами в 394,4 млрд рублей, расходами в 421,5 млрд и дефицитом в размере 27,1 млрд рублей.
Как и прежде, 80% от общего объема расходов уйдет на первоочередные и социально значимые расходы. Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, в Татарстане будет продолжена реализация госпрограмм. В 2023 году минфином предлагается продолжить начатое ранее финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры.
Что касается местных бюджетов, то они, как и в прежние годы, должны выйти в ноль (без дефицита). С учетом поступлений от НДФЛ, дотаций и субсидий общий объем доходов местных бюджетов республики на 2023 год спрогнозирован в сумме 124,2 млрд рублей.
«Сегодня перед нами стоит задача рассмотреть и утвердить бюджет республики», — сообщил министр и напомнил депутатам, что им нужно своевременно принять все решения по вопросам налогообложения.
Марат Ахметов: «Судя по выступлению Пелевина, даже не планируется падение производства в 2023 году. Это очень-очень смелый оптимизм! Следующий год точно не будет традиционным»
«Есть альтернативные проекты бюджета? Ситуация развивается непросто…»
Далее обоих докладчиков от правительства республики ждали вопросы. «По импортозамещению я знаю, что еженедельно проводятся комиссии. Результаты расскажите, сколько процентов по импортозамещению мы уже достигли — 10, 20, 50? Как эта работа идет? — поинтересовался Якунин. — И вопрос к обоим докладчикам. Есть ли альтернативные проекты бюджета? Ситуация развивается по-разному, непросто».
Пелевин сообщил, что в настоящее время каждое предприятие занимается этим вопросом, но какой конкретный процент импортозамещения на конкретном предприятии и в целом по республике, «никто не ответит».
Он конкретизировал лишь, что импортозамещение идет по нескольким направлениям. Первое — это замещение той продукции, компонентов и сырья, которые ранее поступали из недружественных стран (замещение идет в том числе через дружественные страны и через кооперацию с другими регионами). Второе — это замещение по тем компонентам и сырью, которые нет возможности заместить (здесь ведется работа с научными организациями, предприятиями-партнерами для производства собственной продукции).
Что касается альтернативных вариантов бюджета, то здесь мнения представителей министерств разделились. Пелевин заявил, что ежегодно прорабатывается два варианта прогноза — базовый и альтернативный — и 2023 год не стал исключением, а вот Гайзатуллин сообщил, что «альтернативного проекта бюджета у нас нет».
«Но если ситуация станет ухудшаться, будем разные варианты рассматривать. То, что в бюджете на следующий год более 20 миллиардов дефицита, — это ситуация очень напряженная», — признал министр финансов.
Гайзатуллин также отметил, что на капитальное строительство заложено около 20% расходов, но может произойти увеличение объемов по ходу года, т. к. пока финансовые средства из федерального бюджета и возможные субсидии не зафиксированы.
Азата Хамаева интересовали допсредства на капремонт инфраструктуры малых городов: «В 2023 году и последующие два заложены средства? Потому что вы обещали, что будет учитываться. И какая определена сумма в бюджете?»
Председателя экологического комитета Госсовета Азата Хамаева интересовали допсредства на капремонт инфраструктуры малых городов. «В 2023 году и последующие два заложены средства? Потому что вы обещали, что будет учитываться. И какая определена сумма в бюджете?» — поинтересовался он. Гайзатуллин обещал предоставить письменный ответ по вопросу. Пелевин же пояснил, что в настоящее время действуют три программы, за счет которых осуществляется финансирование и ремонт дорог в малых городах (это программа муниципального дорожного фонда, ремонт дорожно-уличной сети в населенных пунктах и ремонт существующей дорожно-уличной сети с асфальтобетонным покрытием в населенных пунктах республики).
Председатель татарстанского отделения КПРФ, депутат ГС Хафиз Миргалимов для своего вопроса-выступления поднялся на трибуну. Он посетовал, что при прекрасных цифрах и исполнении бюджета в республике остается немало «белых пятен».
Хафиз Миргалимов посетовал, что при прекрасных цифрах и исполнении бюджета в республике остается немало «белых пятен»
«Заработная плата есть медианная, а есть реальная. Посмотрите, цены в магазинах какие! Стоимость килограмма зерна, литра молока, в аптеках цены какие? Рост заработной платы, заложенный в бюджете, зависит от роста производительности труда. Люди получают на руки одну сумму, а плату за ЖКХ, траты на обучение, лечение кто посчитал? Безработица была 16 тысяч, сейчас планируется довести до 11 тысяч. А кто посчитал? Есть же косвенная безработица. Я вот объехал почти все районы — много проблем, — сокрушался Миргалимов. — Во-вторых, образование. Как наши министерства и ведомства освоили выделенные средства? На безопасность в школах сколько выделяется? События в Удмуртии повторили события в Татарстане. Надо в век электроники, наверное, подумать, оснастить». Он также просил обратить внимание на не освоенные до сих пор земли, поддержку фермеров.
Якунин на это отметил, что сегодня задача — глобально рассмотреть бюджет, хотя и согласился — озвученные Миргалимовым вопросы есть, и ими тоже надо заниматься.
«Республика живет по средствам, и бюджет наш оптимально сбалансирован — и в части доходности, и в части расходов», — резонно заметил зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов. Он напомнил, что президент поставил задачу достичь 5 трлн рублей валового регионального продукта в республике, а это даст республике 500 млрд собственных доходов. «Вот когда мы будем иметь эти 500 миллиардов, у нас появится возможность в том числе удачно решить те вопросы, о которых Хафиз Гаязович сказал. Понятно, красиво жить не запретишь», — увещевал коллегу Ахметов.
Он также признал, что «прогноз и по социально-экономическому развитию, и по бюджету очень смелый». «Судя по выступлению Пелевина, даже не планируется падение производства в 2023 году. Это очень-очень смелый оптимизм! Следующий год точно не будет традиционным», — полагал вице-спикер. Он считает, что предстоящий год заставит сдать «очень серьезный экзамен на прочность» нашей экономики и бюджета. «Дай бог еще выполнить те задачи, которые поставлены в части развития, обязательств по расходной части. Придется потрудиться. Можно только пожелать успехов районам в нелегком следующем году», — заключил Марат Готович.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.