Рустам Минниханов отметил, что в республике много ярких и талантливых педагогов. Результат налицо: в прошлом году 237 татарстанских ребят стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад, трое победили на международных олимпиадах по химии и математике. К тому же больше 2 тыс. выпускников окончили школы с медалями

Минниханов рассказал учителям о присоединении новых территорий

В начале церемонии президент Татарстана Рустам Минниханов неожиданно обратился к теме присоединения новых территорий. Пока в Казанском кремле чествовали учителей, Совет Федерации единогласно ратифицировал договоры о включении четырех регионов в состав России. События, которые проходят в эти дни, — исторические, отметил президент Татарстана и подчеркнул, что жители ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей «сделали выбор в пользу будущего вместе с сильной Россией». «30 сентября национальный лидер Владимир Владимирович Путин подписал договоры о воссоединении освобожденных территорий с нашей страной. Мы продемонстрировали всему миру, что обеспечим защиту суверенитета и своих граждан», — подчеркнул Минниханов. Именно от учителя во многом зависит, кто завтра будет защищать страну, придет работать на предприятия, в детские сады и школы, сказал он. 

По словам президента РТ, в республике много ярких и талантливых педагогов, способных увлечь детей своими предметами и знаниями. Результат налицо: в прошлом году 237 татарстанских ребят стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад, трое победили на международных олимпиадах по химии и математике. К тому же больше 2 тыс. выпускников окончили школы с медалями. 

Награды получили педагоги школ и вузов с многолетним стажем из разных районов республики. Некоторые, к примеру, вышли из зала уже заслуженными работниками, кто-то — с медалями за доблестный труд, также есть награжденные медалями в честь 100-летия ТАССР. Два представителя КФУ — директор лицея им. Лобачевского Елена Скобельцына и завкафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ Альфия Масалимова — были удостоены государственной премии РТ им. Махмутова. Всех учителей президент встречал с улыбкой и говорил уже персональные поздравления, которые было сложно расслышать остальным собравшимся. 

Пожалуй, самые оглушительные аплодисменты на вручении наград получили представители педагогических династий. Например, общий педагогический стаж династии Борюшкиных из Спасского района составляет 483 года,  а у семьи Валиуллиных-Гусевых из Набережных Челнов — более 700 лет. Четыре династии получили сертификаты по 100 тыс. рублей. 

Четыре династии получили сертификаты по 100 тыс. рублей

«Проблема не школе, а в системе»

Были в зале и учителя из профильных школ и технических вузов — Казанского авиационно-технического колледжа им. Дементьева, IT-лицея КФУ и лицея «Иннополис». «На самом деле сегодня работаем в особых условиях, поскольку к нам поступают именно одаренные ребята из других регионов, — рассказала „БИЗНЕС Online“ учитель с 32-летним стажем из IT-лицея КФУ Фидалия Халикова. — Я как учитель химии вижу, что будущее нашей страны за специалистами высокого класса, которые в дальнейшем могут дать прорыв в науке, и какие-то технологии должны быть реализованы именно этими детьми». 

Все проблемы у детей идут от семьи, а потом продолжаются в школе, заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» Осман Аслан — учитель физики с турецкими корнями из казанского лицея-интерната №2. Вспоминая стрельбу в Ижевске, педагог отметил, что сейчас многие родители заняты бизнесом, тем, чтобы заработать побольше денег, а ребенок остается дома один. Но раньше можно было быть уверенным, что чадо дома в безопасности, а теперь появились телефоны, и защищать детей от внешнего влияния все сложнее. При этом паники в связи с участившимися случаями скулшутинга ни у родителей, ни у учителей нет. «Стараемся не показывать детям, что все страшно, стараемся не пугать, но меры принимаются. У нас особенность школы в том, что всегда родители детей увозят, привозят. У нас намного безопаснее, чем обычная школа, поэтому вроде проблем нет», — добавил Аслан.

«Такого сильного беспокойства нет. Конечно, мы переживаем о том, что случилось в Ижевске. У нас в школе и охрана работает. У нас вот учитель ОБЖ был. Он, конечно, нас учил, как надо сохранять свою жизнь и жизнь детей прежде всего. Но пока вот уволился», — беспокоилась в разговоре с «БИЗНЕС Online» Лейля Гилялетдинова, учитель математики из казанской школы №170. 

«Проблема не школе, а в системе, — уверен директор Больше-Машляковской школы Рыбно-Слободского района Рафик Закиров. — Школа всеми силами старается, но у нас, если, не дай бог, задумают, никакая охрана вооруженная против подготовленных террористов не поможет». Он рассказал, что в Рыбно-Слободском районе в школах работает ЧОП: «Школы и садики закрыты. У нас пропускных таких систем, как в городах, конечно, нет, но мы знаем всех в лицо, и чужих точно не пускают». 

С Ильсуром Хадиуллиным желали сфотографироваться почти все участники праздника

«Пора поставить памятник учителю!»

После официальной части учителя по традиции задержались на фуршете. На мероприятии был и министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, с которым желали сфотографироваться почти все участники праздника. После, когда педагоги разошлись, министр уделил внимание и прессе. Всего в Татарстане 77 тыс. работников образования, включая преподавателей вузов, а с учетом технического персонала в системе задействованы свыше 150 тыс. человек, и все они заслуживают поздравлений в этот день, рассказал Хадиуллин. Общаясь с журналистами, он выразил несогласие с критикой в адрес нового поколения педагогов. «Молодежь ругать не будем, мы сами ее воспитывали. Молодых преподавателей нельзя сравнивать с учителями, работавшими в 1970–1980-х. Перед учителями встают новые вызовы. В меняющемся обществе ни одна категория не может остаться без изменений», — сказал министр. 

По словам Хадиуллина, на данный момент в республике более 2,7 тыс. молодых учителей и государство старается поддержать их морально и материально. «Все они получают надбавку: с 1 января 2023 года она увеличивается в 2 раза — с 1 101 рубля до 2,5 тысячи рублей. Это показывает отношение президента к системе образования и молодым учителям», — радовался министр. 

Есть ли среди учителей желающие работать на освобожденных территориях? Статистика переехавших не ведется, отметил министр и подчеркнул, что «передвижение» — это право преподавателей. На вопрос перетока Хадиуллин, как показалось, смотрит по-философски: «Кто хочет, уезжает в Московскую область или Москву либо из других областей к нам приезжает. Мы принимаем всех, потому что нехватка учителей в системе образования в целом стране есть».

По данным Хадиуллина, в Татарстане особенно не хватает учителей физики, математики, русского языка, иностранных языков. Пока задача решается увеличением нагрузки на уже работающих учителей и за счет поиска перспективных кадров среди студентов — прийти работать в школу можно уже после третьего курса при условии успешной промежуточной аттестации. Кроме того, в республике создано 160 психолого-педагогических классов, где старшеклассники проходят предпрофессиональную подготовку. «Если мы дадим азбуку педагогики, дидактики, психологии, возрастных особенностей, тем самым мы подтолкнем молодежь к тому, чтобы поступать на [педагогические] специальности и возвращаться в школы», — рассказал Хадиуллин.

С утверждением, что престиж профессии учителя падает, глава минобрнауки РТ категорически не согласен. «Пора поставить памятник учителю! Тогда каждый человек — и ребенок, и родитель, и рабочий, и ветеран — мог бы прийти к нему и поклониться. Все мы прошли через учителей», — заключил спикер.