«Возникают значительные риски прекращения деятельности, ухудшения качества предоставляемых населению услуг», — так оценивают перспективы российского бизнеса руководители РСПП, «Опоры России», ТПП РФ и других главных общественных объединений предпринимателей, написавшие соответствующее письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Предлагается обеспечить бронью не только первых лиц бизнес-структур, без которых организации просто не смогут работать, но и определенный процент военнообязанных из числа самых ценных сотрудников. Опрошенные «БИЗНЕС Online» предприниматели полностью поддерживают инициативу.
Начинается период осмысления новой ситуация и обнародования тех рецептов, которые могут помочь минимизировать потери субъектов экономической деятельности
«Призыв на воинскую службу данных категорий может привести к быстрой остановке работы компании»
Российская промышленность и бизнес потихоньку отходят от того шока, который у многих вызвало объявление на позапрошлой неделе в стране частичной мобилизации. Начинается период осмысления новой ситуация и обнародования тех рецептов, которые могут помочь минимизировать потери субъектов экономической деятельности.
В конце прошлой недели стало известно о письме, которое главе российского правительства Михаилу Мишустину направили руководители всех самых крупных организаций, объединяющих отечественных предпринимателей. Под документом стоят подписи президента «Опоры России» Александра Калинина, президента ТПП РФ Сергея Катырина, председателя «Деловой России» Алексея Репика, президента РСПП Александра Шохина и президента «Корпорации МСП» Александра Исаевича. Авторы письма, которое поступило в редакцию «БИЗНЕС online», предлагают прописать в плане частичной мобилизации конкретные механизмы, которые бы позволили в текущих условиях продолжить работу предприятиям и бизнес-структурам.
В письме общественные лидеры российского бизнеса напоминают, что в настоящее время в России более 7 млн российских предпринимателей (юридические лица и ИП) обеспечивают «конкурентоспособность экономики государства», создают новые рабочие места и рост налоговых поступлений. Однако в связи с мобилизацией у собственников бизнеса, руководителей и ряда ключевых сотрудников, обеспечивающих основные технологические и производственные процессы, у предпринимателей (цитата) «возникают значительные риски прекращения деятельности, ухудшения качества услуг населению».
Составители письма отмечают, что предусмотренные на сегодняшний день условия по отсрочке сотрудников оборонно-промышленных комплексов, IТ-сектора не решают в полном объеме задачу сохранения деятельности и развития компаний. Поэтому, по их мнению, целесообразнее было бы предоставить отсрочку, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности, учредителям, руководителям (гендиректорам), главным бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских (фермерских) хозяйств при условии, что компания работает на рынке более полугода.
Одновременно одной из первых отраслей бизнеса, почувствовавшей на себе тяжесть мобилизации, стал общепит, где вдруг образовался, к примеру, дефицит поваров
«Призыв на воинскую службу данных категорий может привести к быстрой остановке работы компании, срыву выполнения контрактов и негативным последствиям для работников, поскольку требует передачи полномочий, оформления права подписи и иных правовых действий, требующих значительного времени, при этом в ряде случаев необходимы решение собрания акционеров и иных органов управления, а также другие длительные по срокам действия», — говорится в письме.
Кроме того, авторы документа просят рассмотреть возможность предоставления брони работникам российских компаний, имеющих трудовые отношения по состоянию на 1 сентября 2022 года, опять же при условии, что компания работает более 6 месяцев, в следующих размерах: не менее 30% от общего количества работников, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, в случае если численность занятых компании составляет более 15 человек. И не менее 50% от в случае, если численность занятых компании составляет менее 15 человек (включительно), а также в отношении компаний с непрерывным производством, стратегически значимых компаний, системообразующих, имеющих опасное производство. Включая предприятия, которые входят в единую производственную цепочку и обеспечивают сырьевую, производственную и технологическую безопасность ОПК.
Напомним, что применительно к Татарстану называют цифру примерно от 3 тыс. человек до 10 тыс., которые должны быть призваны в армию в условиях частичной мобилизации. При этом известно, что с первых дней с военкоматами взаимодействуют все крупные предприятия республики. Одновременно одной из первых отраслей бизнеса, почувствовавшей на себе тяжесть мобилизации, стал общепит, где вдруг образовался, к примеру, дефицит поваров.
Айдар Шагимарданов: «Если сейчас вот эти перечисленные категории, которые обозначены в письме, пойдут на фронт и полгода-год, а то и больше будут там находиться, то предприятие развалится»
«Подойти к этому творчески и с умом»
Все опрошенные «БИЗНЕС Online» представители предпринимательского сообщества, независимо от отрасли, поддерживают инициативу своих «профсоюзов».
«Очень правильная, здравая мысль, которая позволит сохранить экономику Российской Федерации в эти нелегкие времена на достойном уровне, — считает Айдар Шагимарданов, президент ассоциации предпринимателей мусульман России. — Если сейчас вот эти перечисленные категории, которые обозначены в письме, пойдут на фронт и полгода-год, а то и больше будут там находиться, то предприятие развалится. Ведь собственник предприятия — это главный идеолог, мотор бизнеса, компании, он же ее придумал, создал и управляет. Если не будет этого мотора, то, конечно, большинство компаний просто сдуется, и это очень опасно для экономики нашей страны».
А основатель ювелирной компании «Алмаз Холдинг» Флун Гумеров напоминает, что в «сегодняшнее турбулентное время» надо помнить, что экономику страны могут спасти только стабильно работающие предприятия, генерирующее налоги, создающие рабочие места и приносящие прибыль. «На сегодняшний день одна из основных задач — сохранить предприятия, в которые вложено по 20–30 лет труда, и их коллектив, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — И когда кто-то, не понимая сути того, как работает экономика, начинает выдергивать из компании людей, являющихся ее несущей конструкцией…»
По словам Гумерова, главные люди в ювелирной отрасли — литейщики: «Это эксклюзивная работа, тонкая. Надо прекрасно понимать металл — первичный, вторичный. А когда ко мне приходит литейщик и говорит: „Мне принесли повестку, я уезжаю…“ Тогда автоматом остаются без работы 400–500 человек. Обучить в кратчайшие сроки литейщика, который работает с драгоценными металлами, нереально. Глупость, что незаменимых людей нет». Также основатель «Алмаз Холдинга» опасается проблем, если массово начнут мобилизовывать руководителей ИП. «Пойдет волна неплатежей, которая коснется всех — и поставщиков, и производителей, и банки, которым нужно вернуть кредиты!» — уверен Гумеров.
Председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким предлагает предоставить право самим предприятиям определять список работников, которым положена бронь, призывая «подойти к этому творчески и с умом», а не просто выполнять разнарядку
Председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким предлагает предоставить право самим предприятиям определять список работников, которым положена бронь, призывая «подойти к этому творчески и с умом», а не просто выполнять разнарядку. «У меня на предприятии есть охранники и пилоты. Это совершенно разный уровень подготовки и так далее, — напоминает он. — Без охранников я могу обойтись. Вообще могу работать без охраны по большому счету. А вот без летчиков предприятие просто рухнет. Одного у нас призвали. А летчики — это штучный товар. Если его призывают, то надо ведь это делать нормально: отправить в учебку, переучить на те же „Грачи“ Су-25, чтобы он принес максимальную пользу, а не отправлять его рядовым пехотинцем, айда вперед, побежал». Любой руководитель знает, по мнению Хакима, что у него есть «условно, два десятка ценных работников, на которых все держится».
Алена Белоглазова, глава одноименного КФХ, напоминает, что крестьянские (фермерские) хозяйства — это чаще всего семейные предприятия и, если мобилизовать главу семьи, бизнес будет фактически разрушен. «А сельское хозяйство — это непрерывный процесс, его нельзя законсервировать, оно никак не может подождать, — говорит Белоглазова. — Соответственно, остается только закрыть КФХ. В нашем хозяйстве работают около 40 человек, из них 7 могут потенциально призвать на мобилизацию, но пока никому повестка не приходила».
Равиля Шайдуллина, генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»), тоже руководит семейным бизнесом. «Если будут брать по мобилизации руководителей предприятия, то наш бизнес остановится, — говорит она. — Вот сейчас я занимаюсь общим руководством, на одной точке командует мой сын, на другой — родственник. Если они уйдут, то будет очень плохо, ведь эти люди знают все о производстве от и до, значит, придется искать кого-то другого, который не знает всех тонкостей. А сын говорит, что если призовут, то он обязательно пойдет на фронт, дескать, если откажется, то не сможет смотреть в глаза матерей, потерявших там сыновей. Мы ведь еще и от коронавируса толком не очухались…»
На днях министр спорта РФ Олег Матыцин в Казани вновь подтвердил факт обсуждения возможной брони для спортсменов на самом высоком уровне
«Я не прошу ни для кого освобождения от армии»
Напомним, что представители различных общественных отраслей сегодня озабочены тем, как обеспечить отсрочку по мобилизации наиболее ценным кадрам.
На днях министр спорта РФ Олег Матыцин в Казани вновь подтвердил факт обсуждения возможной брони для спортсменов на самом высоком уровне. «Мы активно занимаемся этим совместно с правительством и министерством обороны, но я неоднократно заявлял, что это все в рамках законодательства. Мы не станем выделять спортсменов — какие-то отдельные категории, — которые не будут соответствовать общей позиции государства», — сказал министр. Судя по всему, вопрос в том, по каким критериям будет определяться бронь для того или иного атлета.
Также на прошлой неделе стало известно, что Российская академия наук готовит обращение в минобрнауки и минобороны с просьбой предоставить бронь от частичной мобилизации кандидатам и докторам наук, а также аспирантам, о чем сообщил недавно избранный президент РАН Геннадий Красников.
В свою очередь, глава союза кинематографистов РФ Никита Михалков также написал письмо Мишустину. «Я не прошу ни для кого освобождения от армии, я говорю только о том, чтобы съемочные процессы в случае, если они действительно имеют художественную и нравственную ценность, были закончены и пришли к зрителям», — указал знаменитый режиссер. Его поддержал глава ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, в своем письме он просит главу правительства «поддержать отечественную киноотрасль» в вопросе «освобождения от мобилизации граждан, задействованных в производстве и распространении национальных фильмов».
Причем не чувствуют себя в полной безопасности от призыва даже в тех сферах, которые официально получили бронь от минобороны. Например, для многих айтишников камнем преткновения может стать отсутствие профильного образования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.