DSC02568.jpg
Рустем Абязов: «Грант на второе полугодие 2011 года мы получили. Это было очень вовремя. Но, к сожалению, продлить это радужное состояние нам не удалось. Мэр мне честно сказал, что денег нет»

«ЗАРПЛАТА НАШИХ МУЗЫКАНТОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У КОЛЛЕГ»

- Рустем Юнусович, этот сезон показывает необычайный всплеск активности вашего оркестра. В чем дело?

- Мы всегда были активными и сейчас наша задача – не сбавить обороты в связи с тем, что из оркестра уходят люди. Правда, у нас есть и приток новых музыкантов. К счастью, это не отразилось на качестве, чего я больше всего боялся и боюсь. Пока что нам удается поддерживать ту высокую планку, которую мы когда-то взяли.

- А почему народ от вас уходит?

- Из-за зарплат. Зарплата наших музыкантов меньше, чем у коллег в ГСО РТ, меньше, чем в консерватории и оперном театре.

- Но вам, кажется, должны были дать грант.

- Это было обещано мэром, ведь мы – городской оркестр. Разговор шел о гранте на второе полугодие 2011 года, и мы его получили. Какую-то подпитку мы имели, и это было очень вовремя. Но, к сожалению, продлить это радужное состояние нам не удалось. Мэр мне честно сказал, что у него нет таких возможностей. Денег нет.

- А какова средняя зарплата вашего оркестранта?

- Если бы вы мне задали этот вопрос еще полгода назад, я бы сказал, что средняя зарплата наших музыкантов порядка 15-17 тысяч рублей в месяц. В это время у нас было достаточное количество опытных музыкантов. Сейчас больше молодежи, когда они приходят на работу, им устанавливаются достаточно низкие зарплаты. Сейчас средняя зарплата в оркестре 11-12 тысяч.

«КОРПОРАТИВНЫЕ» ДЕНЬГИ НАМ ОСТАВИЛИ»

- Но вы иногда выступаете на корпоративах. Оркестранты имеют свой процент с этих выступлений?

- Они его получают. Не хочу назвать это скандалом, но весной прошлого года мне пришлось вынести на суд общественности ситуацию, когда в НКЦ «Казань», к которому мы относимся, нас решили лишить этих «корпоративных» денег. Но все хорошо в результате разрешилось, и деньги от коммерческих концертов мы продолжаем получать, все вернулось на круги своя. Если бы и этих денег не было, было бы совсем тяжело.

DSC02572.jpg
«Я хочу обратиться к президенту и попросить его взять нас под юрисдикцию республики. Мы так же будем просить его и об автономии»

«ВСЕ ХОРОШИЕ МУЗЫКАНТЫ РАЗОБРАНЫ»

- Новые люди приходят, хотя зарплата маленькая. Мотивация этих музыкантов?

- Всем не находится места в симфоническом оркестре и оперном театре. С другой стороны, наш оркестр – это бренд. Для музыкантов не все равно, где играть. Нам сейчас нужны два альтиста, один наш прежний коллега ушел в ГСО, второй – в оперный театр.

- Новые музыканты – это студенты?

- Да, есть и студенты. Сейчас у нас в оркестре 20 человек, и пока есть две вакансии. Но самое страшное в ситуации, что в Казани уже некого брать. Все хорошие музыканты разобраны, те, кого бы я хотел взять, мне пока не попадаются.

- Вы берете своих учеников?

- Я их всех практически знаю по спецшколе при консерватории. Я там до сих пор веду класс оркестра, и они все через мои руки проходят.

«ПРИГЛАШАЕМ ХОРОШИХ ГАСТРОЛЕРОВ ЗАДЕШЕВО»

- Денег нет, но вы, тем не менее, приглашаете гастролеров. Каким образом удается заплатить гонорар? Хороший солист стоит недешево, а приглашаете вы хороших.

- А мы хороших солистов приглашаем задешево. Варианты бывают разные, Например, к нам приезжают по дружбе. Вот недавно с нами выступал мультинструменталист Аркадий Шилклопер – это большая величина. Он с нами дружит, мы знакомы с 1998 года. Он однажды с нами выступал и хорошо нас запомнил. И когда я его недавно пригласил, сказав, что будет достаточно низкий гонорар, не буду называть какой, он согласился. Концерт прошел замечательно, и публика, и мы получили удовольствие. Бывают случаи, что солисту просто интересно с нами выступить.

- Бывает так, что приезжают обкатывать свои программы? В оперном театре был такой случай, что в Казани за 200 долларов пела Анна Нетребко, ей надо было перед какой-то топовой сценой обкатать партию.

- Нет, у нас так не бывает, репертуар солистов с камерным оркестром довольно-таки ограничен. То, что играют с камерным оркестром – это базовый репертуар.

«ХОТИМ БЫТЬ АВТОНОМНЫМИ»

- ГСО получил автономию. А не лучше вам тоже быть автономными?

- Да, это было бы для нас лучше. Я честно сказал мэру, что раз город не может нам помогать, я хочу обратиться к президенту и попросить его взять нас под юрисдикцию республики. Мы так же будем просить его и об автономии. Я надеюсь попасть на прием к Рустаму Нургалиевичу и надеюсь, что он решит участь нашего оркестра.

- Как вы относитесь к тем людям, которые от вас уходят? Они предатели?

- Как я могу их осуждать? Человек всегда ищет, где ему лучше. Попав в госоркестр, они начинают получать в два раза больше.

«ПЛАНА НЕТ, НО МЫ ИГРАЕМ ПО 60 КОНЦЕРТОВ В ГОД»

- Несмотря на финансовые проблемы, вы много концертируете. Сколько концертов вы играете за сезон?

- В сезон у нас 60-66 концертов. Плана как такового у нас нет, но в положении о нашем оркестре прописано, что мы должны давать 6 концертов в месяц. За вычетом репетиционного времени и отпусков так и получается.

- Как ходит публика на ваши концерты?

- Год на год не приходится. В прошлом году были очень интересные программы, но публика вдруг как-то к нам охладела. Не понятно, почему это произошло. Этот год радует, мы работаем практически при аншлагах.

- А какова цена на билеты?

- От 250 до 450 рублей – реальная цена по Казани. Мы понимаем, что та публика, которая ходит на нас, дороже не купит. Мы думаем и о кассе, нам надо, чтобы билеты на наши концерты продавались. Все наши концерты приносят хотя и небольшой, но стабильный доход НКЦ «Казань».

- Какова эта сумма?

- От 20 до 50 тысяч рублей.

«ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВЫХ СТУДЕНТОВ ПРОХОДИТ БЕСПЛАТНО»

- У вас часто бывают концерты в актовом зале КФУ. Это бесплатные концерты?

- Мы держим на них очень низкие цены. Пятьдесят первых студентов мы вообще пускаем бесплатно по студенческим билетам. Сотрудники университета могут купить билеты по 50-100 рублей. Для публики с улицы цена на билеты 150 рублей.

- Вы платите здесь за аренду?

- Аренду мы не платим, но мы помогаем музею КФУ. Нам из собранных здесь денег надо заплатить ведущему, за гардероб, за использование оборудования. В кассе остается не более пяти тысяч. Они идут на то, чтобы распечатывать ноты.

«ЕЗДИТЬ НА ГАСТРОЛИ ВЫГОДНО ТОЛЬКО МОРАЛЬНО»

- Вы ездите сейчас на гастроли?

- Мы не были на гастролях с 2008 года, но сейчас, кажется, что-то вырисовывается. Летом мы должны ехать в Южную Корею, а весной будущего года - в Израиль. Сейчас у нас сложились хорошие контакты с одной из менеджерских фирм в Европе.

- У вас есть своя агентура?

- К сожалению, нет. Был агент в Швеции – мы четыре года ездили в Швецию. Потом работали с виолончелистом Марком Дробинским, и четыре года ездили в Щвейцарию, Францию, Германию. Потом он сказал, что устал, один концерт сделать еще может, но тур по Европе – нет. Хотя как с исполнителем мы с ним отношения поддерживаем.

- Гастроли по Европе экономически выгодны?

- Нет, они выгодны только в том случае, если Казань нам оплачивает дорогу, а принимающая сторона отель и суточные. На таких условиях ездят все оркестры. Только единицы получают доход от таких гастролей. Но есть другая выгода, моральная, творческая.

- Как стоится ваша репертуарная политика? Кто креатор?

- Как правило, эти занимаюсь я. Но в этом году мы начали работать с музыковедом Викторией Шушариной, она очень креативный человек и у нас появилось несколько новых интересных программ.

«КАЗАНЦЫ УВИДЯТ НОВОГО КРАМЕРА»

- Какие любопытные проекты ждут в ближайшее время казанцев?

- Ближайший солист – скрипач Тиччиати. Это в Казани он мало известен, но в Америке и Европе его хорошо знают. Этот музыкант прославился в 12 лет после выступления на Эдинбургском фестивале. В его исполнении прозвучат концерт Родиона Щедрина и «Четыре времени года» Пьяццолы в обработке Леонида Десятникова. В апреле дадим пасхальный концерт. В последнем концерте этого сезона в мае с нами выступит Даниил Крамер, и это будет не совсем обычный Крамер. Он исполнит концерт Моцарта и два джазовых сочинения – сюиту Цфасмана и «Фантазию» Розенблата. Думаю, будет интересно.

- Как бы вы описали своего слушателя?

- Интеллигентный слушатель. Приятно, что в последние годы мы завоевываем новую аудиторию, в зале на концертах много молодежи.

- Как вы видите дальше развитие вашего оркестра?

- Все зависит от встречи с президентом. Нам надо укомплектовывать состав музыкантами экстра-класса. Будем продолжать нашу тенденцию: давать в программах музыку разных планов. Наша фишка – от простого к сложному.