Россия занимает 1-е место по экспорту пшеницы и мороженой рыбы, 2-е — по подсолнечному маслу, 3-е  — по ячменю и рапсовому маслу Россия занимает первое место по экспорту пшеницы и мороженой рыбы, второе — по подсолнечному маслу, третье — по ячменю и рапсовому маслу Фото: Saifurahman Safi/XinHua / www.globallookpress.com

Несмотря на санкции

Российский аграрный экспорт увеличивается почти по всем направлениям, например, по масложировой группе за год он вырос на 30–40%, сообщил вчера на пресс-конференции в Москве глава федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов. По его словам, экспортная ставка на Азию, Африку и Ближний Восток оказалась верной. Поиск новых рынков сбыта требуется для товаров, которые попали под прямые санкции Запада, но перечень невелик, например, это кормовые, жом, некоторые виды рыбы, краб.

Аграрный экспорт РФ за последние 10 лет вырос в 3 раза. В 2021 году экспортная выручка составила более $37 миллиардов. Россия занимает первое место по экспорту пшеницы и мороженой рыбы, второе — по подсолнечному маслу, третье  — по ячменю и рапсовому маслу. Страна входит в число крупнейших поставщиков соевого масла и кукурузы. Экспорт мяса за 10 лет вырос в 26 раз и достиг $1,2 миллиарда. «Выдающийся результат», — подчеркнул Краснов.

Высока роль РФ в обеспечении глобальных поставок продовольствия. Наша страна обеспечивает 16% мирового экспорта пшеницы и 25% — подсолнечного масла. На экспорт отправляется 16% продукции, а по некоторым видам продовольствия эта цифра еще больше — 53% подсолнечного масла и 43% пшеницы. «Без экспортной составляющей агропродовольственный комплекс уже не может существовать, — уверен Краснов. — У проектов, где экспорт играет существенную роль, рентабельность выше. Чтобы АПК выживал, экспортную составляющую надо наращивать».

С годами структура экспорта меняется. За последние три года на 10% выросла (до 405) доля продуктов с высокой добавленной. Стоимость тонны экспортированной продукции составила $522 (рост за три года — на 62%).

Наибольшим спросом пользовались шоколад и шоколадные кондитерские изделия. География поставок — 95 стран. За границу отправилось 28% всего шоколада и шоколадных конфет Наибольшим спросом пользовались шоколад и шоколадные кондитерские изделия. География поставок — 95 стран. За границу отправилось 28% всего шоколада и шоколадных конфет Фото: Zheng Huansong/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

«Молочка» и сладкий экспорт

Впечатляют успехи кондитерской промышленности — ее экспорт достиг $1,8 миллиарда. Наибольшим спросом пользовались шоколад и шоколадные кондитерские изделия. География поставок — 95 стран. За границу отправилось 28% всего шоколада и шоколадных конфет. «Каждая третья шоколадка, сделанная в нашей стране, уезжает за ее пределы», — заявил исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. Один из главных покупателей — Китай. По итогам 2021 года РФ стала для КНР главным поставщиком шоколада. «Едва ли 5 процентов населения Китая ест шоколад, он не относится к традиционной китайской кухне, для них это новый продукт», — говорит Лашманкин. Он уверен, что аппетит китайцев будет только расти.

Управляющий директор АО «Макфа» Антон Белоусов рассказал, что его компания экспортирует свою продукцию (мука, макароны и пр.) в 25 стран мира и прежде всего в страны СНГ. Компания выходит на рынок Саудовской Аравии и того же Китая.

За 10 лет в российскую молочную (перерабатывающую) отрасль вложили 360 млрд рублей инвестиций, прирост производства товарного молока составил 5 млн тонн. РФ поставляет свою «молочку» в 63 страны, в 2021 году объем экспорта составил $500 миллионов. В 2022-м динамика замедлилась — в связи с укреплением рубля, но по итогам года все равно ожидается прирост.

Генерального директора национального союза производителей молока Артема Белова обнадежил прогноз ООН о том, что до 2030-го рынок молочной продукции ежегодно будет расти на 1,8%. Для России особо перспективен китайский рынок, который каждый год прибавляет на 5–7%. Предполагается, что потенциально самые ходовые товары для КНР — цельномолочная продукция, сухие молочные продукты, а также мороженое — к этому товару российского производства у китайцев особая слабость. Здесь российские мороженщики намерены дать бой производителям Австралии, Новой Зеландии, ЕС, Северной Америки и Аргентины, которые контролируют 80% мирового рынка мороженого.

Сегодня РФ занимает 5-е место по производству мяса птицы, по индейке — 3-е (но с претензией занять 2-е), по свинине — 5-е, по говядине («больное место», т. к. импорт еще велик) входит в топ-10 мировых производителей Сегодня РФ занимает пятое место по производству мяса птицы, по индейке — третье (но с претензией занять второе), по свинине — пятое, по говядине («больное место», т. к. импорт еще велик) входит в топ-10 мировых производителей Фото: «БИЗНЕС Online»

Может ли Россия накормить мир говядиной и свининой

«Мы мечтали и верили в экспорт российского мяса еще тогда, когда завозили миллионы его тонн из десятков стран мира», — заявил глава национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Он уверен, что для России с ее потенциалом просто нелепо «думать об обеспечении мясом только себя самой». Сегодня РФ занимает пятое место по производству мяса птицы, по индейке — третье (но с претензией занять второе), по свинине — пятое, по говядине («больное место», т. к. импорт еще велик) входит в топ-10 мировых производителей.

Потребление мяса в стране растет, но россияне уже достигли уровня в 77 кг мяса в год на человека, это выше, чем рекомендованные медицинские нормы. «А дальше куда расти? Мы смотрим вокруг себя — потребление мяса в мире всего 43 килограмма в год, в бедных странах — 23», — задался вопросом Юшин. Ожидается, что население и экономики этих стран будут расти и через 10 лет дополнительно потребуется 40 млн т мяса, а к 2050 году — 80 млн тонн.

«Для того чтобы произвести мясо, нужна вода, энергия, нормальный климат. Много ли таких стран? Наша страна, безусловно, этим обладает, и это наш потенциал», — уверен Юшин. За последние 10 лет производство мяса в РФ выросло на 50%. В 2021 году было экспортировано 1,2 млн т мяса, в 2022-м экспорт увеличился на 8%. При этом внутренние цены на мясо не растут. «Цены и на птицу, и на свинину ниже, чем в прошлом году в этот период, на говядину — ниже, чем в начале года, потому экспорт необязательно ведет к росту цен внутри страны», — подчеркнул Юшин.

Отвечая на вопрос о том, что ограничивает рост экспорта мяса из РФ, он заявил, что в Китай, Северную Корею и в Японию запрещен ввоз свинины, поскольку РФ остается неблагополучной по африканской чуме свиней. Экспорт говядины ограничивают таможенные пошлины в разных странах. «Производство мяса КРС в ряде стран защищается жесточайшим образом, пошлины — от 40 до 200 процентов. В России либеральный режим: 15 процентов — и завози говядину, а сейчас можно даже под 0 процентов», — сетует Юшин. Он уверен, что РФ должна защищать свой рынок.

В мире производство говядины стагнирует, а в России за последние пять лет производство этого вида мяса выросло на 6,7%. «Под боком у нас Китай, а там потребление только 7 килограммов говядины в год на человека, — указал Юшин. — Но китайцы богатеют, они начинают переходить к культуре глобального потребления. Если один китаец станет на килограмм больше говядины съедать, в мире понадобится 1,5 миллиона тонн говядины!»

РФ занимает 25% рынка подсолнечного масла РФ занимает 25% рынка подсолнечного масла Фото: «БИЗНЕС Online»

Ждем прорыва по птице, баранине и маслу

60% объема экспорта птицеводческой продукции в Китай приходится на куриные лапки, где они считаются деликатесом. Но «не одним Китаем живы», подчеркнул генеральный директор национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, например, спрос на российскую курицу растет в Африке. Он видит потенциал роста как экспортных поставок, так и внутреннего рынка. Производство мяса птицы в РФ за 8 месяцев увеличилось на 5%. За 7 месяцев 2022 года поставки мяса птицы за границу выросли, несмотря на ситуацию, на 30%. «Мы не просто можем, мы должны экспортировать до 500 тысяч тонн мяса птицы по году! Экспорт — самый эффективный и совершенный механизм поддержки экономии деятельности наших птицефабрик, он позволяет обеспечить комфортную цену на внутреннем рынке и дает возможность привлечения инвестиций в сектор», — считает глава союза птицеводов.

О ситуации на рынке баранины рассказал вице-президент по региональному развитию и взаимодействию с государственными органами ГК «Дамате» Андрей Григоращенко. Пока доля России в мировом объеме экспорта баранины ($7 млрд в год) крайне невелика — колеблется от $200 тыс. до нескольких миллионов долларов в год. Докладчик уверен, что «это крайне недостойное место для нас». Недавно в Черкесске открыли крупный завод по убою и переработке мяса овец, до 30% продукции пойдет на экспорт, анонсировал Григоращенко. «Если раньше весь экспорт состоял из живка и полутуш, то после открытия завода мы сможем экспортировать продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости», — заметил он. В числе ограничений экспорта баранины Григоращенко назвал тревожную санитарно-эпизоотическую ситуацию в РФ.

РФ занимает 25% рынка подсолнечного масла. Но успех отрасли зависит в первую очередь от урожая. «Уборка масличных только наступила, и мы ждем рекордный урожай, — сообщил коммерческий директор ГК „Юг Руси“ Илья Ильюшин. — Нет так давно урожай масличных в размере 9–10 миллионов тонн считался чем-то недосягаемым. В этом сезоне только по подсолнечнику мы ждем сбор 18 миллионов тонн, а по всем масличным — в районе 28 миллионов». При этом внутрироссийский рынок масла не растет, поэтому «излишки» собираются продавать на экспорт, но есть сложности с логистикой. «Большое количество танкеров, которые работали на черноморском бассейне, сейчас сюда не заходят, — указал Ильюшин, — это усложняет экспорт в дальние страны, и это тот вызов, который мы должны решить».