«В 55 лет он добровольно попросился на спецоперацию, прекрасно понимая, какая сейчас там обстановка», — говорит гражданская жена осужденного Верховным судом РТ лидера ОПГ «Кусковские» Игоря Куска. Несмотря на внушительный срок, ветеран Афганской войны добился отправки добровольцем в ДНР в составе ЧВК Вагнера, но продержался там недолго: пал под Артемовском (Бахмутом) от осколочного ранения в голову. О том, как Нижнекамск в пятницу прощался с героем, общественником и осужденным преступником в одном лице, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Масштабная траурная церемония прощания состоялась накануне в Нижнекамске, где в последний путь проводили Игоря Куска
Из колонии в ДНР: как погиб Игорь Куск?
Масштабная траурная церемония прощания состоялась накануне в Нижнекамске, где в последний путь проводили Игоря Куска, крайне необычного человека, который смог фактически прожить несколько жизней и воплотить в себе разные противоречивые образы — от ветерана афганской войны и бывшего лидера ОПГ «Кусковские» до преподавателя начальной военной подготовки и физкультуры и участника СВО на Украине. Утром в аэропорте Бегишево приземлился самолет с его телом в цинковом гробу. Оттуда его перевезли в нижнекамский поселок Красный Ключ.
Уже с раннего утра у Казанского собора было не протолкнуться. По оценке корреспондента «БИЗНЕС Online», проститься с Куском собрались порядка 700–800 человек. Парковка и ближайшие дворы были переполнены машинами. Среди собравшихся молодые люди, пенсионеры, люди в военной и полицейской форме. Люди с цветами в руках продолжали прибывать. Со стороны было непросто смотреть, как несколько крупных на вид мужчин буквально рыдали от боли утраты своего товарища.
«Мы служили в Афганистане, но в разное время, — перекинулся словами мужчина в синем берете, у которого на груди было бесчисленное количество медалей. — Поддерживали отношения по этой теме здесь».
По версии силовиков, они действовали в 1998–2004 годах. Лидером группы, согласно выводу Верховного суда РТ, был Куск. Он создал устойчивую ОПГ, куда вошли Нияз Шайхатдаров, Евгений Балдин, Тимур Халиков и др. Самый громкий эпизод, который инкриминировали «Кусковским», — убийство Балдиным и Шайхатдаровым гендиректора ОАО «Татсантехмонтаж» Бориса Ваймана, заслуженного строителя Татарстана. Он был застрелен 18 марта 2004 года в Казани у входа в офис своей компании на улице Гагарина. Ваймана застрелили в упор, и по горячим следам задержать никого не удалось. В деле Куска еще одно убийство, а также хранение оружия. Кроме Куска по делу был осужден Шайхатдаров, Балдин и Халиков, им назначено наказание в виде 21, 17 и 20 лет «строгача» соответственно. Куск отсидел 9 лет из своего срока.
Осужденный в 2015 года на 23 года Куск отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима в Сызрани. Но этим летом его отправили на службу в ДНР. Гражданская супруга Куска и его личный адвокат Ирина Плотникова рассказала «БИЗНЕС Online», что супруг ушел на фронт 25 июля. Он служил в рядах, пожалуй, наиболее громкого подразделения, участвующего в спецоперации, и самом противоречивого — ЧВК Вагнера — и стоял в районе Артемовска (Бахмута) в ДНР.
По оценке корреспондента «БИЗНЕС Online», проститься с Куском собрались порядка 700–800 человек. Парковка и ближайшие дворы были переполнены машинам
«Обидно, что его жизнь была сломана по воле злых людей. Не хочу сегодня говорить об этом», — сказала Плотникова, видимо, вспоминая приговор. В целом во время похорон соответствующий этап биографии бойца старались обойти. «Для нас, дорогой Игорь, ты герой, — продолжила вдова. — В 55 лет он добровольно попросился на спецоперацию, прекрасно понимая, какая сейчас там обстановка. Он рвался туда с марта. Просил меня написать письма министру обороны, Владимиру Путину и Рамзану Кадырову, чтобы его призвали как добровольца. Он добился своего. Но, к сожалению, все так закончилось».
Несмотря на сложности со здоровьем, которое она охарактеризовала как «не фонтан», на фронте Куск, по ее словам, сражался в первых рядах. По словам Плотниковой, супруг погиб 6 сентября. Пал от осколочного ранения в голову.
«Очень больно и тяжело говорить прощальные слова любимому человеку. Его жизнь была как яркая комета. Его голубые глаза всегда были для нас маяком в этой жизни, — сказала вдова уже на церемонии прощания. — Сегодня действительно пришло его проводить много народа. Все как он любил. Он любил, чтобы был накрыт шикарный стол, много гостей. Даже если в кармане оставались последние деньги, он тратил их, чтобы угостить нас, чтобы мы были рады и счастливы. Но сегодня эта комета упала».
Плотникова вспоминала, что Куск очень переживал из-за состояния памятника войнам Афганистана: «Если ночью шел снег, он вставал в четыре утра и ехал, чтобы ко дню вывода войск из Афганистана площадка всегда была расчищена и горели фонари».
«Он прошел Афганистан, у него непростой жизненный путь. Судьба сложилась так, что Игорь оказался на своем следующем вооруженном конфликте, но уже не возвратился»
Куск основал в Нижнекамске «афганское» кафе и базу отдыха «Дубки»
После отпевания в храме накрытый российским флагом гроб с телом бывшего воина-интернационалиста выставили на улице. Люди в военной форме объявили о начале траурного митинга в память о сослуживце. «Он прошел Афганистан, у него непростой жизненный путь. Судьба сложилась так, что Игорь оказался на своем следующем вооруженном конфликте, но уже не возвратился, — произнес мужчина в форме. — Память о нем сохранится в наших сердцах. Он со многими общался, его многие знают. Даже сегодня машины ставить негде! Редко, когда такое бывает».
Далее слово дали председателю совета ветеранов, советнику Рамиля Муллина Григорию Китанову. Он рассказал, что хорошо знал Куска. Тот, по его словам, очень многое сделал для патриотического воспитания молодежи в Нижнекамске. «Он помогал матерям солдат, погибших в Афганистане. Возглавлял клубы патриотического воспитания. Он даже был у меня членом совета ветеранов. Мечтал обновить мемориальные доски ребят, погибших в Афганистане. Жаль. Сколько этот человек мог бы сделать добра, — сказал Китанов. — Он погиб как герой, защищая нас с вами, убивая фашистскую гадину, которая подняла голову, которую не добили в годы Великой Отечественной войны. Он сложил голову как герой! А то, что он прекрасный человек, воин, защитник, говорит о том, сколько людей сегодня пришло его проводить».
По словам председателя правления татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Евгения Кабыша, Куск был «понимающим парнем, который всегда шел навстречу». С погибшим они были знакомы еще по педагогическому университету. «Наша последняя встреча прошла там, где он в последнее время был. Мы ездили к нему туда, — говорил Кабыш, обтекаемо давая понять, что речь идет о колонии. — Он был бодрым, у него теплилась надежда увидеть всех нас, ветеранов. Пообщаться со всеми. Всем передавал привет, мы тоже передавали. Иногда общались по телефону».
Собравшиеся вспоминали, как Куск превратил заброшенное здание Нижнекамска в «афганское» кафе, а из заброшенного и заваленного мусором места сделал базу отдыха «Дубки», где сегодня отдыхают жители города. Мама одного из «афганцев», который погиб при исполнении своего долга, рассказала, что Куск регулярно устраивал встречи и вечера памяти, а одноклассники из школы №12 предложили городским структурам увековечить его имя в школе.
После траурная процессия направилась на городское кладбище. Колонна, в которой было порядка 100 машин, включив «аварийки», организованно двинулась за город
Похоронили с солдатскими почестями на «аллее героев»
На похоронах можно было увидеть людей в военной форме с элементами Z и V, вернувшихся из ДНР. Между собой они обсуждали текущую обстановку.
«Мне не довелось встретиться с ним на передовой. Я пересек границу 5-го числа. Узнать о нем возможности не было. Большая утрата, что мы потеряли друга, брата, достойного человека, воина и защитника Российской Федерации, — сказал один из сослуживцев по имени Олег. — Надеюсь, Игорю будет вечная память в Нижнекамске за его заслуги по воспитанию молодежи, патриотической деятельности, помощи матерям, погибшим в Афганистане и Чечне. Жаль, что погиб мой друг. Надеюсь, в ближайшее время мы одолеем натовских наемников и наступит мирное время».
Последним речь на митинге сказал мужчина в черных очках и синей куртке. Он не представился по имени, но сказал, что был другом детства. «Я знал его с 8 лет. Игорь многое делал для города, ветеранской работы, — отметил наш собеседник. — Был яркой личностью — что во дворе, что в работе. Был очень открытым. Это тот человек, который с детства прививал любовь к своей стране. Он не мог сидеть на месте, когда такие события происходят».
Именно в этом месте хоронят других погибших во время СВО солдат
Затем траурная процессия направилась на городское кладбище. Колонна, в которой было порядка 100 машин, включив «аварийки», организованно двинулась за город. Из окон некоторых машин развевались флаги России и ветеранов Афганистана. В какой-то момент траурный кортеж даже частично парализовал движение в столице нефтехимии. Те, у кого не было личного транспорта, могли добраться на кладбище на большом автобусе, который пригнали к храму специально по этому случаю.
Официально Куска захоронили, как нам сказал собеседник из городской администрации, не на аллее героев. Но именно в этом месте хоронят других погибших во время СВО солдат. Например, рядом с Куском расположена могила рядового Антона Тедикова, который за проявленный героизм в ходе военной спецоперации посмертно был награжден Орденом Мужества.
В ходе похорон скорбящие на телефоне включили песню десантников СССР «Синева» и хором стали подпевать. Перед тем как отпустить гроб в могилу, люди в военной форме сделали три залпа в воздух из автоматов. «Всех хоронят на аллее героев в городах, где она есть», — говорил мужчина, до ужаса похожий на Евгений Пригожина, на легендарном видео с выступлением перед сидельцами неизвестной ИК. Кажется, лидер ЧВК Вагнера умеет держать слово.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.