Авторами поправок  выступила группа депутатов — Василий Пискарев («Единая Россия»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Олег Нилов («Справедливая Россия — патриоты — за правду») и другие, а также сенаторы — Андрей Клишас (на фото) и сенатор от Крыма Ольга Ковитиди Авторами поправок  выступила группа депутатов — Василий Пискарев («Единая Россия»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Олег Нилов («Справедливая Россия — Патриоты — за Правду») и другие, а также сенаторы — Андрей Клишас (на фото) и сенатор от Крыма Ольга Ковитиди Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ — council.gov.ru, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Наказание за мародерство и увеличение тюремных сроков за преступления в военное время

Резонансный пакет поправок к Уголовному кодексу РФ был, выражаясь языком военных и разведки, хорошо законспирирован. Его зарегистрировали 7 июля, поправки официально касались лишь ст. 80 УК РФ («Замена неотбытой части наказания более мягким»). Депутаты объясняли, что это необходимо «в целях рационального применения мер исправления» россиян, осужденных за особо тяжкие преступления. 15 июля документ приняли в первом чтении и обязали его авторов представить поправки в месячный срок. Накануне на сайте Госдумы появился документ с поправками — теперь изменения предлагается внести уже сразу в несколько статей Уголовного кодекса РФ. Авторами выступила группа депутатов — Василий Пискарев («Единая Россия»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Олег Нилов («Справедливая Россия — Патриоты — за Правду») и другие, а также сенаторы — Андрей Клишас и сенатор от Крыма Ольга Ковитиди.

Так, законопроектом вводятся новые отягчающие обстоятельства (п. «л» ст. 63 УК РФ) — это совершение преступления в период мобилизации, военного положения или в военное время. Раньше в этой статье указывалось, что «утяжелить» наказание могут преступные действия в «условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий». Эти понятия — «мобилизация», «военное положение», «военное время» — идут красной нитью по всему законопроекту. Практически во все статьи о преступлениях против военной службы предлагают ввести отдельное, более жесткое наказание за действия, которые совершены в эти периоды, — вплоть до 15 лет.

Например, по ст. 332 УК РФ («Неисполнение приказа») для тех, кто отказывается исполнять приказы военного начальства «в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий», а значит, и вообще отказывается от участия в военных действиях, предлагают наказание от 2 до 3 лет тюрьмы. Если это привело к тяжким последствиям — до 10 лет тюрьмы. По статье о дезертирстве (ст. 338 УК РФ) максимальное наказание предлагают повысить с 10 до 15 лет.

Серьезное ужесточение наказания ждет тех, кто решится уйти в «самоволку». Если раньше за оставление части на срок от 2 до 10 суток могли наказать одним годом лишения свободы, то теперь за это предусмотрено наказание до 5 лет Серьезное ужесточение наказания ждет тех, кто решится уйти в самоволку. Если раньше за оставление части на срок от 2 до 10 суток могли наказать 1 годом лишения свободы, то теперь за это предусмотрено наказание до 5 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

Серьезное ужесточение наказания ждет тех, кто решится уйти в самоволку (ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»). Если раньше за оставление части на срок от 2 до 10 суток могли наказать 1 годом лишения свободы, то теперь за это предусмотрено наказание до 5 лет. Но при одном условии: если бегство совершено «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий». При этом наказать могут не только призывников, но и контрактников. Тем, кто покинул часть в период мобилизации или военного положения на срок от 10 дней до 1 месяца, грозит наказание до 7 лет (без «военного положения» максимальный срок — до 3 лет). Самоволка сроком дольше одного месяца в условиях военного положения грозит дезертиру тюремным сроком от 5 до 10 лет.

Важное примечание для «гражданских»: если граждане, которые пребывают в запасе, уйдут в самоволку во время военных сборов, то судить их будут по этой же статье наравне с призывниками и контрактниками, предлагают депутаты.

Более того, авторы предлагают убрать из общей ст. 331 УК РФ («Понятие преступлений против военной службы») часть 3. В ней говорится, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, которые совершены в военное время или боевой обстановке, определяется исключительно законодательством РФ военного времени.

Также авторы предлагают внести в УК новые статьи. Это, в частности, ст. 352.1 — «Добровольная сдача в плен». За это предлагают наказывать лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Если военный впервые совершил преступление и пытался освободиться из плена, вернулся к месту службы и не совершил в плену никаких преступлений, то от наказания его могут освободить.

Еще одна новая статья — 356.1 «Мародерство». Под ним предлагают понимать «противоправное» изъятие имущества у граждан, а также имущества, которое находилось «при убитых или раненых», «в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий». Наказывать за это предлагают тюремным заключением на срок от 6 до 15 лет в зависимости от квалификации.

Кроме того, законопроект вводит новые должностные статьи, которые подразумевают наказание за нарушение условий госконтракта (или договора) по гособоронзаказу. Это статьи 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК РФ. В ряде случаев от наказания виновных предлагают освобождать — если нарушения добровольно устранены. Однако в других случаях предусмотрены и реальные сроки лишения свободы — до 8 лет тюрьмы.

Геннадий Зюганов: «Придется всем отмобилизовываться — независимо от партийного положения, это необходимо для победы» Геннадий Зюганов: «Придется всем отмобилизовываться — независимо от партийного положения, это необходимо для победы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Госдума приняла поправки за три минуты, но больше говорила о «самомобилизации»

Еще до начала обсуждения законопроекта руководители фракций с трибуны активно говорили о ситуации на Украине и референдумах по присоединению освобожденных территорий к России: к вечеру стало известно, что голосование назначено в Херсонской области, Запорожье, а до этого в ДНР и ЛНР. Причем свой выбор жители этих земель сделают в самое ближайшее время — с 23 по 27 сентября.

Но на пленарном заседании чаще все же звучало слово «мобилизация» и самые разные его производные. Лидер ЛДПР Слуцкий счел мобилизацию «здравой и современной идеей». Он также вспомнил призыв главы Чечни Рамзана Кадырова о «самомобилизации» и обратил внимание на то, что регионы поддержали эту идею. Это сделали, в частности, главы Крыма, Марий Эл и Курской, Магаданской областей, Башкортостана.

Максимально «отмобилизовать» себя призвал глава КПРФ Геннадий Зюганов. «Наши коллеги в Донбассе сейчас обратились с решением провести референдум о присоединении к России. Мы это решение полностью поддерживаем, — сказал он. — Но придется всем отмобилизовываться — независимо от партийного положения, национальности и культуры. Или победа, или поражение. Поражение означает полное растаскивание того, что создавало тысячу лет нашу державу».

«Всех мужчин, приехавших в Россию с Украины с 2014 года, точно надо призвать!»

А зампред фракции «Справедливая Россия — Патриоты — за Правду» Олег Нилов предложил «самомобилизоваться» самим депутатам. «Есть резервы у нас, причем очень немаленькие. Мы все забыли призыв „Коммунисты, вперед!“ А кто сегодня „коммунисты“? Депутаты! Нас 77 тысяч в России, членов партий — под 3 миллиона. Вот к кому надо обратиться с призывом о самомобилизации. И этого будет достаточно, чтобы победить», — заявил Нилов, выступая на пленарном заседании Госдумы. Он также вспомнил еще один коммунистический лозунг «Все для фронта, все для победы!», который, по его мнению, тоже должен быть провозглашен в Госдуме.

Вячеслав Володин: «Мы столкнулись с серьезными вызовами, президент сделал не просто все правильно, а на опережение. Такое бывает крайне редко, когда видя проблему, видя опасность, ее упреждают. Вдумайтесь, что могло случиться, если бы президент не принял решение о специальной военной операции» Вячеслав Володин: «Вдумайтесь, что могло случиться, если бы президент не принял решение о специальной военной операции» Фото: duma.gov.ru

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, подытожив выступления председателей партий, отметил, что все они говорили о разном, но были едины в одном — «надо защищать интересы страны, безопасность граждан». «Мы столкнулись с серьезными вызовами, президент сделал не просто все правильно, а на опережение. Такое бывает крайне редко, когда, видя проблему, опасность, ее упреждают. Вдумайтесь, что могло случиться, если бы президент не принял решение о специальной военной операции», — сказал Володин. Он добавил, что Госдума поддержит намерение «братьев в Донбассе», если во время референдума они выскажутся за вхождение в состав России. «Сейчас за ними выбор, и, если в ходе прямого волеизъявления они выскажутся, что хотят быть в составе России, коллеги, мы их поддержим. Вы согласны с этим?» — спросил у парламентариев Володин. В ответ спикер Госдумы получил одобрительные аплодисменты.

Вопрос о принятии законопроекта, который должен усилить наказания за преступления против военной службы, Госдума рассматривала 6-м. На это у парламентариев ушло около трех минут. Законопроект представил первый заместитель руководителя «Единой России», член комитета по государственному строительству и законодательству Дмитрий Вяткин. Он рассказал, что ко второму чтению законопроекта поступило четыре поправки. От имени комитета он попросил депутатов утвердить поправки и сам законопроект во втором чтении. Из 382 депутатов всего один воздержался от голосования, остальные проголосовали за. Тогда Вяткин предложил принять законопроект сразу и в третьем чтении. Володин поинтересовался, не хочет ли кто-нибудь из фракций высказаться, но никто не пожелал обсуждать законопроект. На голосовании в третьем чтении закон был принят единогласно. Из зала только были слышны выкрики депутатов: «За, коллеги! За!»

Практически во все статьи о преступлениях против военной службы предлагают ввести отдельное, более жесткое наказание за действия, которые совершены в эти периоды, — вплоть до 15 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

«По форме я согласен, но есть нюанс: слово «мобилизация» очень широкое»

Алексей Макаркин — первый вице-президент Центра политических технологий:

— Я думаю, что сейчас рассматривают варианты, что дальше делать со спецоперацией. Ну и на всякий случай прорабатывают законодательную базу для предусмотренного в законодательстве варианта, чтобы не принимать законы на ходу. Плен в советское время считался позором, а потом пошли новые тенденции. Начиная с афганской войны, когда прошла амнистия, пленные получили возможность вернуться в СССР без всяких проблем. Люди с афганской войны относились к этому по-разному. Для кого-то это гуманный шаг, а кто-то считал, что надо было учитывать обстоятельства. В конце 90-х ситуация снова изменилась: добровольно сдавшихся отправляли в лагеря. Для многих представителей старшего поколения это возвращение к норме, но для молодых — потрясение, они не сталкивались с таким.

Раньше, как я понимаю, речь пошла о том, что можно действовать в рамках старого законодательства в этих вопросах, а также не будет других форматов, кроме спецоперации. Сейчас могут быть разные варианты. Слово «мобилизация» у большинства населения вызывает реакцию крайне настороженную и негативную. Лучше стараться этого избежать, но мало ли.

Возникает вопрос: что делать дальше? Варианты, которые еще недавно не воспринимались в качестве возможных, сейчас перешли в формат обсуждаемых. Референдумы еще не означают вступления в состав России. В Приднестровье были референдумы, и ничего не произошло. Но там замороженный конфликт, здесь же ситуация другая. Есть проблема альтернатив дальнейшего развития, но нет идеального пути. Когда люди смотрят на пример Изюма, Балаклеи, то какие эмоции возникают у них? Что изменит введение военного положения? Люди встанут в очередь в военкоматах? Можно принять любой документ, но есть и оборотные стороны. Если мобилизовать людей, то надо врываться в экономику. Такой опыт мобилизации был в 1941 году, но там совершенно другая ситуация. Кроме оборонных отраслей, другие сворачивались. Готова ли страна к этому? Если мобилизовать еще можно, то предстоит обучить их. В советское время был подготовленный резерв. Людей готовили, они участвовали в учениях. Раньше это была выстроенная система, сейчас ситуация другая. Тогда у людей была психологическая подготовка к мировой войне, сейчас к этому готовилось только старшее поколение.


Максим Калашников — политик, футуролог:

— Хочу напомнить, что в Советском Союзе во времена Великой Отечественной войны за добровольную сдачу в плен тоже предусматривалось суровое наказание. Но это была Великая Отечественная война, а не великая отечественная спецоперация. Вот эта половинчатость, к сожалению, до добра не доведет. Я за это (введение военного положенияприм. ред.), потому что без этого нас ждет тяжелое поражение, еще и с возможным развалом Российской Федерации.

Мобилизация — большой комплекс мероприятий. Это же не поймали на улице и дали автомат, как в ДНР делали. Речь идет не только о призыве, но еще и о мобилизации экономики. Как можно ставить телегу впереди лошади? Скорее всего, ситуация будет обостряться и без референдума, который попадает под большой вопрос. Инициативу захватили бандеровцы. Обострение будет, так как сейчас очень опасная ситуация. Любой доброволец должен понимать, что следует за нарушение дисциплины и сдачу в плен. Добровольцы еще мотивированные солдаты, они не солдаты даже. А общество просто в шоке, особенно после балаклейского прорыва.


Вениамин Чубаренко — адвокат, бывший депутат Верховного совета РТ:

— Я думаю, что поправки необходимы, потому что они касаются непосредственно деятельности граждан, которые несут военную службу. Это, будем так говорить, набор дополнений, определяющих воинскую деятельность. Это будет способствовать определенной дисциплине, люди будут знать, что за такие действия им может грозить ответственность и лучше этого не делать. Лучше предупредить превентивно, чем потом разбираться в последствиях.

Должно быть правовое регулирование в этой области деятельности. Я думаю, это правильно. Должно быть не так, как решил какой-то начальник или деятель, необходимы какие-то правовые границы. Поскольку сейчас Российская Федерация находится в перманентном состоянии ведения боевых действий, я полагаю, что в этом есть необходимость. Такие статьи есть в любом государстве, которые ведут боевые действия. Другой вопрос, насколько диспозиция статей соответствует.

Как это заработает? Сколько было случаев, когда принимали ряд законов, а потом шли поправки по их применению. Обстановка сейчас меняется кардинально, быстро, сразу будет видно, где надо добавить, а где нужно немного убрать.


Виктор Литовкин — военный эксперт, полковник запаса:

— Сейчас в обществе сильно распространились слухи о том, что правительство готово объявить мобилизацию, призвать всех от мала до велика и отправить безоружными воевать на фронт. На мой взгляд, это враждебные слухи и за них нужно отвечать. Такого понятия, как «распространение враждебных слухов», у нас в Уголовном кодексе раньше не было, теперь появится относительно мобилизации.

По форме я согласен, но есть нюанс: слово «мобилизация» очень широкое. Мобилизация может быть экономической, финансовой, людской, промышленной, информационной, экологической и прочей. Давайте поживем и увидим, посмотрим, в какой именно редакции это все будет внесено в закон. И подчеркну: на ситуацию в зоне боевых действий это никак не повлияет, но изменит ситуацию в обществе. У нас в тылу есть некоторые враждебные элементы, которые сеют панику и истерику, — вот им придется несладко.


Константин Сивков — первый вице-президент Академии геополитических проблем:

— Начнем с того, что понятия «военное положение» и «военное время» вполне себе существуют у нас в законодательстве. На текущий момент вводятся всего лишь дополнительные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые до этого по какой-то причине не были учтены. Связано это с тем, что в ближайшее время крайне вероятно вхождение в состав России Донецкой и Луганской народных республик, а также высока вероятность, что за ними последуют другие отдельные районы, ранее находившиеся в составе Украины. Все это должно будет произойти на основании референдумов о включении их в состав нашей страны. Соответственно, ввиду сложившейся ситуации на этих территориях вводится военное положение и возникает объективная проблема полноценного нормативно-правового обеспечения новых субъектов Федерации. Больше тут никаких секретов и хитростей нет.