Рифат Фаттахов: «На мой взгляд, в последнее время в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая складывается тревожная ситуация с организацией татарских концертов» Рифат Фаттахов: «На мой взгляд, в последнее время в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая складывается тревожная ситуация с организацией татарских концертов»

«Тревожная ситуация с организацией татарских концертов»

«С учетом вышеизложенного и руководствуясь положением о совете по культуре и искусству при президенте Республики Татарстан, вношу на ваше рассмотрение вопрос о соответствии директора Татгосфилармонии К.Н. Нуруллина занимаемой должности», — пишет в своем письме (имеется в распоряжении редакции) министру культуры РТ Ираде Аюповой директор фонда им. Вагапова, известный музыкальный продюсер Рифат Фаттахов.

Сам Фаттахов подтвердил в разговоре с «БИЗНЕС Online» факт вручения письма Аюповой. А поводом для этого, по словам нашего собеседника, стала ситуация с татарскими концертами в Татгосфилармонии им. Тукая. Напомним, что только 30 августа у стен здания филармонии Рустам Минниханов открыл памятник Рашиту Вагапову, который появился во многом благодаря усилиям руководителя фонда имени основоположника национальной эстрады.

Рустам Минниханов: «Рашит Вагапов – основоположник, великий певец!»

«На мой взгляд, в последнее время в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая складывается тревожная ситуация с организацией татарских концертов, — пишет Фаттахов. — К примеру, согласно официальному сайту филармонии, на ближайшие четыре месяца (сентябрь – декабрь 2022 года) заявлено 64 мероприятия. Из них только четыре — татарские: сентябрь — одно, октябрь — два, ноябрь — одно, декабрь — ни одного татарского концерта! На сегодняшний день татарские мероприятия в афише Татгосфилармонии составляют менее 10 процентов».

Отдельно в разговоре с «БИЗНЕС Online» известный продюсер заметил, что даже среди афиш на фасаде здания Татгосфилармонии сейчас нет ни одного анонса татарского мероприятия. «Афиша филармонии изобилует такими названиями, как „Лебединое озеро“, „Русский джаз“, „Спящая красавица“, „Конек-горбунок“ и так далее, — продолжает Фаттахов в письме министру Аюповой. — Никто не оспаривает их необходимость в деятельности государственного учреждения культуры. Но в то же время пренебрежительное отношение к татарской тематике в Татгосфилармонии считаю недопустимым».

Что касается Кадима Нуруллина, то он, по словам директора фонда им. Вагапова, «категорически не принимает предложения о проведении на площадке Татгосфилармонии на условиях даже аренды татарских национально-культурных мероприятий иных организаций». «И это происходит в Татгосфилармонии, которая изначально (кстати, ровно 85 лет назад!) была создана в целях развития татарской музыкальной культуры. Наши великие исполнители Рашит Вагапов, Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова и многие другие, будучи  солистами Татгосфилармонии, всю свою жизнь посвятили пропаганде татарской культуры», — указывает Фаттахов, сокрушающийся, что такими темпами «мы можем потерять еще один очаг татарской национальной культуры!»

Кадим Нуруллин: «Говорить о том, что у нас выдавливают татарские концерты — это в корне не верно. В октябре, например, проводим гала-концерт конкурса имени Ильгама Шакирова, потом „Барс Медиа“ проводит несколько концертов, Айдар-абый Файзрамханов выступает» Кадим Нуруллин: «Говорить о том, что у нас выдавливают татарские концерты, в корне неверно. В октябре, например, проводим гала-концерт конкурса имени Ильгама Шакирова, потом «Барс Медиа» организует несколько концертов, Айдар-абый Файзрахманов выступает»

Директор Татгосфилармонии: «Просто выполняем свою работу»

Согласно афише на официальном сайте филармонии, татарских мероприятий здесь действительно запланировано немного. До конца сентября должна состояться «Татарча солянка», в октябре — юбилейный вечер Искандера Биктагирова и гала-концерт конкурса «Татар моңы» им. Илгама Шакирова (напомним, что выдающийся татарский певец много лет был художественным руководителем филармонии), в ноябре — концерт – мастер-класс Госансамбля фольклорной музыки РТ… Между тем некоторое время назад Татгосфилармония была едва ли не главной городской площадкой для проведения татарских концертов.

В министерстве культуры Татарстана не сумели дать оперативный комментарий относительно письма Фаттахова, а в самой Татгосфилармонии с претензиями категорически не согласны.

«Афиша филармонии изобилует такими названиями, как „Лебединое озеро“, „Русский джаз“, „Спящая красавица“, „Конек-Горбунок“ и т. д. Никто не оспаривает их необходимость в деятельности государственного учреждения культуры. Но в тоже время пренебрежительное отношение к татарской тематике в Татгосфилармонии считаю недопустимым» «Афиша филармонии изобилует такими названиями, как «Лебединое озеро», «Русский джаз», «Спящая красавица», «Конек-горбунок» и так далее. Никто не оспаривает их необходимость в деятельности государственного учреждения культуры. Но в то же время пренебрежительное отношение к татарской тематике в Татгосфилармонии считаю недопустимым» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ее директор Нуруллин напомнил нашему корреспонденту, что в последние годы организация активно работает по системе абонементов («Романс на все времена», World Music, «Путешествие в мир джаза» и т. д.), когда можно купить билеты сразу на несколько мероприятий, объединенных одной тематикой, прилично при этом сэкономив. «У нас до 50 тысяч абонементов покупают, в первую очередь мы работаем на них, — рассказывает директор Татгосфилармонии. — У нас до конца августа не было ясности по абонементам, из-за этого мы не знали, в какой день к нам приедет исполнитель, поэтому не могли туда поставить аренду. И до конца августа никому не давали аренду, в этом нет ничего такого. Такого нет, что мы кого-то не хотим пускать, просто выполняем свою работу». Также Нуруллин сообщил, что сегодня его главная цель как руководителя — это «продвигать филармонию, а не сдавать площадку в аренду». К тому же в структуру Татгосфилармонии входят четыре коллектива, включая вышеназванный Госансамбль фольклорной музыки РТ и Филармонический музыкально-литературный лекторий, которые в том числе занимаются продвижением национальной культуры на различных площадках.

«Говорить о том, что у нас выдавливают татарские концерты, в корне неверно, — говорит Нуруллин. — В октябре, например, проводим гала-концерт конкурса имени Ильгама Шакирова, потом „Барс Медиа“ организует несколько концертов, Айдар-абый Файзрахманов выступает».

«Татарским концертам нет никаких преград!Сами, видимо, не хотят» «Татарским концертам нет никаких преград! Сами, видимо, не хотят»

Со своим директором согласен и худрук Татгосфилармонии, лауреат премии им. Тукая,  руководитель Госансамбля фольклорной музыки РТ Айдар Файзрахманов. «Татарским концертам нет никаких преград! — сказал он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Сами, видимо, не хотят. Многие ушли в „Пирамиду“, потом сейчас много ДК, туда ушли. А мы и с российскими исполнителями должны работать, филармония ведь такая организация. Я очень много даю концертов, в прошлом году дал три или четыре, это для одной точки очень много. Сейчас до января только у меня четыре концерта. Разве это мало для ансамбля? Два концерта даю для школьников, потом даю в филармонии мастер-класс. В январе на свой день рождения делаю презентацию книги, весной еще дам концерт. Никто так не работает, как я».

Интересно, что на сайте организации в разделе «О филармонии» присутствует цитата нынешнего директора: «Создание филармонии ознаменовало собой новую эпоху в развитии национальной музыкальной культуры». Напомним, что уроженец Буинского района и выпускник КазГИКа 47-летний Нуруллин возглавляет Татгосфилармонию им. Тукая еще с 2003 года, а до этого он был заместителем директора театра им. Камала.

«Филармония в свое время создавалась для того, чтобы сохранять и развивать татарскую культуру.  Конечно, если приезжают откуда-то гости, известные артисты, им тоже нужно представлять сцену. Это нужно для того, чтобы было с чем сравнивать, нельзя же вариться только в собственном соку. Но приоритет должен быть у татарского искусства» «Филармония в свое время создавалась для того, чтобы сохранять и развивать татарскую культуру. Конечно, если приезжают откуда-то гости, известные артисты, им тоже надо представлять сцену. Это нужно для того, чтобы было с чем сравнивать, нельзя же вариться только в собственном соку. Но приоритет должен быть у татарского искусства»

«Уже 30 лет по телевизору не показывают нормальную татарскую музыку»

Независимо от того, чью сторону принять в нынешнем конфликте, необходимо констатировать, что Фаттахов вновь поднял давно перезревшую проблему относительно сохранения и развития национальной музыкальной культуры в Татарстане. Поскольку если татарская музыка не звучит регулярно на лучших площадках столицы республики, то о каких достижениях той же самой языковой комиссии Марата Ахметова можно говорить? К примеру, ранее «БИЗНЕС Online» писал, что в сезоне 2021/2022 театр им. Джалиля за 11 месяцев дал только 11 татарских спектаклей — по одному в месяц. Кстати, здесь ситуация тоже не собирается меняться, на сентябрь – октябрь в казанской опере запланировано 16 представлений, из которых только два (показы оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике») являются национальным продуктом, то есть все тот же один спектакль в месяц. И вообще, где сегодня потенциальный зритель может регулярно услышать в живом исполнении музыку Сайдашева или Яхина? Ответ: нигде. Так что вопрос о новом музыкальном татарском театре, который затих с началом пандемии, вновь выплывает сам собой.

«Он должен продвигать национальную тему»: остался ли театр им. Джалиля татарским?

Эксперты «БИЗНЕС Online», в свою очередь, уверены, что Татгосфилармония должна уделять значительное внимание национальному контенту.

«У нас ведь еще национальную республику никто не отменял, а филармония в свое время создавалась для того, чтобы сохранять и развивать татарскую культуру, — уверен председатель союза писателей РТ, депутат Госсовета РТ Ркаил Зайдулла. — В филармонии приоритет должен быть у татарских исполнителей. Конечно, если приезжают откуда-то гости, известные артисты, им тоже надо представлять сцену. Это нужно для того, чтобы было с чем сравнивать, нельзя же вариться только в собственном соку, все познается в сравнении, надо учиться друг у друга. Но приоритет должен быть у татарского искусства».

А доцент КФУ и активная общественница Милеуша Хабутдинова констатирует, что изменение в политике Татгосфилармонии связано с переменами в руководстве: «Там пришла женщина в менеджмент, она очень успешная, владеет методикой продажи билетов, она это двигает. А татарский контент, видимо, на колесах по ДК. Бизнес, ничего личного. Говорят, нет слушателя, не приходит, но, для того чтобы раскрутить артистов, нужно работать. А так, если мы постоянно национальное ставим в позицию, что это вторичное, третичное, то никогда не добьемся сохранения культуры. Пока мы работаем на „двоечку“».

Хабутдинова считает, что в нынешних условиях, возможно, стоит вспомнить о советской практике, когда культурные учреждения должны были делать определенное количество национальных мероприятий. «Я нашла письмо Шамукова (Габдулла Шамуков — народный артист СССР, актер театра им. Камала — прим. ред.) по этому поводу, там пишут, сколько должно быть татарских и русских спектаклей, он писал в обком. У Исанбета (Наки Исанбет — писатель, драматург, ученый-фольклорист — прим. ред.) такое нашла, — рассказывает собеседница „БИЗНЕС Online“. — Значит, такие нормы были раньше, но не сейчас. А сегодня только деньги, что продается, то и ставят. Аудитория уменьшается, я это понимаю, потому что уже 30 лет по телевизору не показывают нормальную татарскую музыку, а только крутят всякую чушь».