В Татарстане растет число автохулиганов с подложными номерами

В Татарстане все больше владельцев автомобилей жалуются на получение штрафов за правонарушения, которых они не совершали. Об этом сообщают в УГИБДД МВД по РТ. «При анализе обращений был установлен перечень транспортных средств, которые передвигаются по территории Татарстана с подложными государственными регистрационными знаками», — заявил заместитель начальника ОДПСиВПО УГИБДД МВД по РТ Павел Иванов.  

По данным Иванова, 100 автомобилей с подложными номерами внесено в базы ГИБДД РТ. Бо́льшая часть из них передвигается по улицам Казани. Нарушителей выявляют по камерам фотовидеофиксации, после чего информацию об их передвижении передают на посты ДПС, а инспекторы останавливают и задерживают автомобили. Статистика нарушений растет: за первые 8 месяцев 2022 года в инспекции составлено 66 административных материалов по фактам подлога номеров в адрес нарушителей, а за 10 дней сентября — уже 12.

Задержание одного из автохулиганов произошло накануне вечером в Казани, рассказал Иванов. Водителя Volkswagen Tiguan с затонированными стеклами инспекторы остановили на улице Короленко. В своем госномере цифру 7 в наименовании региона 716 он заменил на 1. Теперь водителю грозит лишение прав на срок от 6 месяцев до года по ч. 4 ст. 12.2. КоАП РФ («Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»).

Подмена номеров — явление распространенное по всей стране, Татарстан не исключение Подмена номеров — явление распространенное по всей стране, Татарстан не исключение Фото: «БИЗНЕС Online»

Как и зачем автохулиганы подменяют номера

Подмена номеров — явление распространенное по всей стране, Татарстан не исключение. Нарушители рассчитывают таким образом стать незаметными для сети камер фотовидеофиксации, однако эффект получается обратным: такие водители попадают в базы розыска автомобилей наряду с подозреваемыми в уголовных преступлениях.

Механизм подмены, как правило, предполагает заклеивание одной цифры или буквы номерного знака. Мошенники предпочитают заменять похожие буквы — С на О, Р на В и т. д. Фальшивка меньше бросается в глаза при сверке номерного знака автомобиля и ПТС. Череда нарушений прекращается, когда владелец номерного знака узнает о начислении штрафов за нарушения, которых он не совершал. Зачастую он может находиться в одном регионе, а автомобиль нарушителя — в другом, в этом случае легче доказать свою невиновность. К числу нарушителей ГИБДД РТ относит не только водителей легковых, но и грузовых авто.

Существуют и другие способы выпасть из поля зрения всевидящего ока. Зловредные изобретатели замазывают номера грязью или снегом, заклеивают их листками бумаги или изолентой, используют лак для волос, а также изменяют угол наклона знаков. Все это затрудняет считывание номера видеокамерами и повышает шансы автовладельцев заинтересовать инспекторов.  

Ряд нарушителей предпочитают экономить дважды. Они снимают свой автомобиль с регистрации (для этого достаточно заявления владельца) и устанавливают на него подложный регистрационный знак. Так получается и «экономить» на штрафах, и появляется лазейка для того, чтобы не платить транспортный налог, который, в зависимости от мощности двигателя и возраста автомобиля, составляет от 5–10 тыс. рублей и выше.

Каждый такой штраф нужно обжаловать индивидуально. Если кто-то проехался с вашим номерным знаком под сотней камер, то сто нарушений в разных юрисдикциях нужно обжаловать «Каждый такой штраф нужно обжаловать индивидуально. Если кто-то проехался с вашим номерным знаком под сотней камер, то 100 нарушений в разных юрисдикциях нужно обжаловать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если кто-то проехался с вашим номером под сотней камер, 100 нарушений нужно обжаловать» 

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили масштабность явления и способы противостоять подменщикам номеров.  

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»: 

— Можно предположить, что [число случаев подмены номеров] будет расти. Во-первых, камеры отлавливать таких водителей не умеют. Во-вторых, инспекторов на дорогах не так много и больше их не будет. Поэтому люди станут этим недобросовестным способом больше и больше пользоваться. Это еще страна не смогла запустить систему полисов контроля ОСАГО через камеры, сейчас примерно 30 процентов водителей ездят без них. Если предположить, что она заработает, то желающих использовать подложные номера будет больше.

Каждый такой штраф нужно обжаловать индивидуально. Если кто-то проехался с вашим номерным знаком под сотней камер, то 100 нарушений в разных юрисдикциях нужно обжаловать. Бороться с этими «друзьями» нужно, но, увы, некому.

Нарушители чаще всего используют два варианта: откидная рамка номера, которая не позволяет его прочитать, и рамки-перевертыши, то есть снаружи один номер, а внутри — другой. Нажимаешь на кнопку — переворачивается рамка с другим номером. Делается это очень хорошо, сразу даже не заметишь эту систему. 

Существующего наказания недостаточно, нужно его ужесточать, вплоть до уголовного. У нас есть статья 326 УК РФ за использование подложных номеров, перебивку номера и так далее. В случае с номерами есть определенная формулировка — если это было сделано для совершения преступления или сокрытия его. По данной формулировке эту статью нельзя применить к этим «друзьям», которых ловят. Поэтому максимум, что им грозит, — лишение прав. Если бы грозила уголовная ответственность, тогда бы у сотрудников ГИБДД было больше интереса их ловить, и, соответственно наказание было бы серьезнее.

Система подмены номеров стоит денег, и пользуются ей преимущественно люди на дорогих авто — Land Cruiser, BMW. Рамку-перевертыш ставить на «Жигули» смысла нет. Я бы выстроил цепочку: изготовитель — продавец — покупатель. Я бы объединил их всех Уголовным кодексом как участников сговора. Как только они пойдут скопом по известному направлению, все [нарушения] прекратятся, это огнем выжигать надо. 


Андрей Ломанов — независимый автоэксперт, радиоведущий «Наше радио»:

— Это очень редкое явление, никто этим не занимается. Просто закрывают номер, чтобы автоматическое списание не произошло, точно также проезжают [сплошные] полосы. Риски таких нарушений высоки, поэтому пользуются этим единицы. Этих людей особо и не ловят, потому что их мало. Надо быть закоренелым нарушителем, чтобы этим заниматься.

Здесь должна работать не административная, а уголовная система наказаний. Это подделка номерного знака, чистой воды подделка документа. Лишение прав — это всего лишь лишение… 


Рамиль Хайруллин — представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ:

— Юридически лишать прав за такие нарушения, может, и достаточно, а практически, наверное, нет.

Может произойти и обратная ситуация, кто-то другой мог [затереть номер], а владелец не заметил. В наших дворах это частое явление, где все автомобилисты «любят» друг друга. Навредить запросто могут, а доказать невиновность сложно. Конечно, перед движением нужно осмотреть авто, но на практике редко так делают. Умысел тоже надо доказать, что тебе не подошли назло заклеить номера или не прилепили листок с дерева.