Гала-концерт «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен») прошел накануне в московском зале «Зарядье». Но ни на красивом фасаде здания, ни в фойе практически ничего не говорило о том, что за концерт запланирован Гала-концерт «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен») прошел накануне в московском зале «Зарядье». Но ни на красивом фасаде здания, ни в фойе ничто не говорило о том, что здесь запланирован татарский концерт

«Моя попытка №2»

Вчерашний концерт «Yзгәреш җиле» в зале «Зарядье» — это уже вторая попытка фестиваля «покорить Москву». Первая, напомним, случилась еще на заре «Ветра перемен» в 2016 году. Тогда «обновленцы» татарской песни решили сразу же штурмовать 6-тысячный Государственный Кремлевский дворец, который в результате оказался полупустым (хотя, скажем, и 3-тысячная аудитория на татарском концерте в российской столице — цифра вполне солидная). Но, видимо, разочарование генпродюсера фестиваля, директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова было так велико, что возвращение в Москву случилось лишь через 6 лет, хотя изначально «Yзгәреш җиле» и подразумевал в числе прочего экспансию национального песенного искусства за пределы Татарстана. 

На этот раз шоу решено было провести в «Зарядье» (едва ли не самой сегодня современной концертной площадке Москвы), большой зал которого вмещает 1,6 тыс. зрителей. Вместе с тем мероприятие по воле организаторов получило почти секретный статус. Даже известные в столице татары рассказывали, что случайно узнали о концерте, просто из разговора со знакомыми. Официально заявлено, что «Yзгәреш җиле» в «Зарядье» состоится в рамках Дней культуры Татарстана в Москве. Однако сами эти дни прошли в августе, и тогда в афише праздника на сайте полпредства РТ никакого «Ветра перемен» не значилось.

Попадание корреспондентов «БИЗНЕС Online» на концерт тоже превратилось в отдельный квест. В полпредстве РТ в Москве нам сказали, что аккредитацией журналистов занимается руководитель компании «Глобэкс промоушен» Айдар Шайдуллин, с ним оперный театр заключил контракт на проведение «Ветра перемен» в «Зарядье». Шайдуллин сообщил, что обращаться нужно непосредственно в театр им. Джалиля, а, напомним, казанская опера, жалующая только хвалебные рецензии, нас много лет не аккредитовывает на свои мероприятия. В минкульте РТ честно сказали, что Мухаметзянов против, но «что-нибудь придумаем». Наконец, один из руководителей татарской автономии в Москве сообщил, что готов помочь «БИЗНЕС Online», но только в случае, если «вы напишите что-то хорошее, потому что Рауфаль — мой друг».

Согласно данным сайта госзакупок, на организацию концерта потрачено 9,37 млн рублей, на  аренду зала — 3,16 млн, на декорации — 1,21 миллиона.  Почти 14 млн рублей на то, чтобы заполнить зал на 70-75 процентов Согласно данным сайта госзакупок, на организацию концерта потрачено 9,37 млн рублей, на аренду зала — 3,16 млн, на декорации — 1,21 миллиона. Итого почти 14 млн рублей на то, чтобы заполнить зал на 70%

В итоге газета, конечно, нашла способ попасть в «Зарядье». Кстати, к этому моменту и в министерстве культуры РТ сообщили, что у полпредства в Москве есть билеты для нас. А уже узнав корреспондентов «БИЗНЕС Online» в фойе «Зарядья», сразу несколько известных татарских деятелей нам предлагали лучшие места…

Почему же такие сложности? Ведь подобные проблемы обычно решаются простой покупкой билетов. Но дело в том, что билеты на концерт не продавали. «Это закрытое мероприятие по приглашениям», — так объяснили нам месяц назад в пресс-службе самого «Зарядья». В чью светлую голову пришла подобная идея, доподлинно неизвестно. Между тем и в Кремлевский дворец в 2016-м, и даже в нью-йоркский Карнеги-холл в 2020-м билеты продавались. Министр культуры РТ Ирада Аюпова тогда рассказывала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что лично видела людей, пришедших на концерт за свои кровные. Хотя аншлаг мероприятию тогда, конечно, обеспечили татарские активисты, которые по пригласительным съехались на встречу со всей Северной Америки.

Они хотели бы петь на Манхэттене: 10 фактов о том, как прошел «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке

В общем, никаких доходов «Yзгәреш җиле» в Москве не подразумевал (хотя только один музыкальный руководитель проекта, джазмен Вадим Эйленкриг, совершенно точно мог собрать несколько сотен почитателей своего таланта), лишь расходы. А они были немалыми. Согласно данным сайта госзакупок: организация концерта — 9,37 млн рублей, аренда зала — 3,16 млн, декорации — 1,21 млн, итого — почти 14 млн рублей. Впрочем, казанская опера может себе позволить жить на широкую ногу, ведь только на проведение фестиваля «Ветер перемен» в прошлом году СИНХ безвозмездно выделил театру им. Джалиля 78 млн рублей.

Администраторы раздавали зрителям программки со списком концертных номеров — их было целых 28. Мероприятие должно было начаться ровно в 19 часов и уложиться в три часа. По факту, концерт стартовал в 19.20, а закончился в половину одиннадцатого Администраторы раздавали зрителям программки со списком концертных номеров — их было целых 28. Мероприятие должно было начаться ровно в 19:00 и уложиться в три часа. По факту концерт стартовал в 19:20, а закончился в половину одиннадцатого

«Надо не навредить и не нужно портить»

Ни на красивом фасаде «Зарядья», ни в фойе практически ничто не говорило о том, что за концерт запланирован здесь на вечер вторника. Только программки со списком концертных номеров, которые раздавали администраторы. «Я из Казани, но живу теперь в Москве. Не хочу отрываться от своих корней, пришла послушать», — сказала «БИЗНЕС Online» молодая зрительница Ильсияр Хисматова. Она сообщила, что состоит в телеграм-канале «Штаба татар Москвы», там и забронировала себе пригласительный. Стоит отметить, что бо́льшая часть зрителей, пришедших в «Зарядье», — это взрослая аудитория с детьми и пенсионеры. Молодежи в фойе было куда меньше, хотя, напомним, дело происходило в российской столице в разгар рабочей недели, где в 19:00 (время начала концерта) зачастую люди только покидают офисы. «Если будет выступать молодежь и если это „Ветер перемен“, я бы хотела, чтобы они исполняли композиции так же, как раньше. Хочу услышать не их теперешние ритмы», — выразила мнение старшего поколения в разговоре с нашим корреспондентом другая зрительница, которая не захотела представиться.

Излучал оптимизм известный татарский общественник и предприниматель Ирек Туктагулов. «На этом фестивале все самое лучшее, что есть на татарской эстраде, исполняется самыми лучшими исполнителями. В Казани были на опере — было шикарно, — сказал Туктагулов. — Для татарской культуры это лучший проект. Идут преобразования на новый лад». А лидер «Штаба татар Москвы» Рустэм Ямалеев был менее категоричен. «Конечно, они дают новое дыхание этим песням, это все интересно. Нужно идти вперед, но осторожно, как по тонкому льду, — уверен собеседник „БИЗНЕС Online“. — Надо не навредить и не нужно портить, это же классические композиции, которые пели десятилетиями. Если уж вы переделываете, подумайте, оцените и сделайте не хуже».

Рустэм Ямалеев: «Не надо навредить и не надо портить, это же классические композиции, которые пели десятилетиями. Если уж вы переделываете, подумайте, оцените и сделайте не хуже» Рустэм Ямалеев: «Надо не навредить и не нужно портить, это же классические композиции, которые пели десятилетиями. Если уж вы переделываете, подумайте, оцените и сделайте не хуже»

В этот вечер зрителей ждало целых 28 номеров — весьма внушительная цифра. Мероприятие должно было начаться ровно в 19:00 и уложиться в три часа. По факту концерт стартовал в 19:20, а закончился в половину одиннадцатого. Между тем с первыми звуками оркестра стало понятно, что аншлага в «Зарядье» не будет, несмотря на халяву. Аншлаг на «Yзгәреш җиле» в отличие от концерта в Карнеги-холле устроить не удалось, зал оказался заполнен примерно на 70–75%.

Открывал вечер Айдар Сулейманов с зажигательной песней Резеды Ахияровой «Әссәләмәгаләйкүм». И с первой же нотой — тишина, поскольку микрофон вокалиста не был настроен должным образом. Звукорежиссер оперативно исправил ситуацию, однако казусы на событиях подобного рода всегда вызывают вопросы. С учетом бюджета фестиваля хотелось, чтобы все было идеально. «Нет, это не тянет на миллион долларов. В начале первой песни звук уходил куда-то вперед. Мы были очень удивлены и даже хотели пересаживаться, но хорошо, что потом настроили», — поделилась с нашим корреспондентом в антракте зрительница Ирина.

Довольно удачно выглядело отсутствие конферансье, его заменяло видео на экране с коротким рассказом от очередного солиста, которые менялись с калейдоскопической быстротой Довольно удачно выглядело отсутствие конферансье, его заменяло видео на экране с коротким рассказом от очередного солиста, которые менялись с калейдоскопической быстротой

«Неважно, если человек говорит с акцентом, лишь бы говорил»

Довольно удачно выглядело отсутствие конферансье, его заменяло видео на экране с коротким рассказом от очередного солиста, которые менялись с калейдоскопической быстротой. А вот хореографические номера от известного коллектива под руководством Сергея Мандрика не всегда выглядели уместными и соответствующими характеру песни. Скажем, до антракта они испортили впечатления от номеров Максуда Юлдашева и Татьяны Ефремовой.

Впрочем, публика была довольна и аплодировала дружно. А кульминацией первого отделения стало выступление коллектива Jukebox trio. Они исполнили свои оригинальные версии песен «Ком бураны» и «Алмагачлары», которые уже могла оценить казанская публика. В антракте именно Jukebox trio были главным предметом для обсуждения. «Немного громко играет оркестр, прямо подавляет все мозги», — сказала «БИЗНЕС Online» выпускница Московской консерватории и профессор МПГУ Галина Стулова, мама одного из участников трио Гарри Краулиса. Но в целом от «Yзгәреш җиле» у нее были положительные впечатления. «Все певцы с прекрасной школой вокальной, интересная музыка, замечательно все устроено», — сказала она.

Перед публикой выступили главные звезды фестиваля – Алина Шарипжанова, и Ильнар Миранов Главные звезды фестиваля — Алина Шарипжанова и Ильнар Миранов

У известной преподавательницы татарского языка Лилианы Сафиной были свои претензии к Jukebox trio: «Если у человека музыкальный слух, он должен чисто произносить татарскую речь. А они не отработали произношение. Но, с другой стороны, мы готовы принять и это. Неважно, если человек говорит с акцентом, лишь бы говорил». По ее мнению, такие фестивали важны для приобщения к родному языку и культуре детей и молодежи. «Подросло поколение, которое уже не хочет ходить на обычные концерты, — уверена Сафина. — И подобные фестивали — это большой мост, помогающий в восприятии глубокого татарского искусства. Поскольку новая подача, новое звучание, можно расширять горизонты». А заслуженная артистка РТ Лейсан Дусаева была рада отсутствию официоза и речей со сцены: «Все идет на едином дыхании, один номер перетекает в другой. Мне нравится, что народные песни звучат по-новому, в современной обработке». Впрочем, и у нее была ложка дегтя, обращенная к организаторам. «Есть перевод на экране наверху, он просто переводит рандомные предложения, — сказала „БИЗНЕС Online“ Дусаева. — Хотелось бы, чтобы переводили всю песню. Видно, что это не дословный перевод. Мне непонятно, почему решили вынести отдельные фразы, это отвлекает».

В итоге перед публикой выступили главные звезды фестиваля — Алина Шарипжанова, Ильнар Миранов… Не хватало лишь Эльмиры Калимуллиной, которая совсем недавно стала мамой.

«Yзгәреш җиле – 6»: как Калимуллина и Шарипжанова устроили «битву титанов»

Правда, к концу вечера публика немного устала, а после 22:00 начала потихоньку расходиться, все-таки расстояния в Москве большие, а рабочую среду никто не отменял. Оставшихся зрителей наградили джазовой импровизацией с участием Шарипжановой и дирижера Станислава Курбатского, а также ярким финальным номером — «Туган жирем — Татарстан», где участвовали все солисты, за которым последовали бурные и продолжительные овации. Правда, даже намеков на бисы не было, публика сразу отправилась домой, возможно, чтобы поскорее увидеть ролики с прошлых «Yзгәреш җиле», хотя на официальном YouTube-канале фестиваля они пока собирают крохотное число просмотров. Казань же в конце года неотвратимо ждет 7-й сезон «Ветра перемен».