Восточный экономический форум в этом году принял 7 тыс. гостей из 68 стран мира, которые подписали более 260 соглашений на 3,2 трлн рублей Восточный экономический форум в этом году принял 7 тыс. гостей из 68 стран мира, которые подписали более 260 соглашений на 3,2 трлн рублей Фото: president.tatarstan.ru

Политика, которая идет на восток

Восточный экономический форум в этом году принял 7 тыс. гостей из 68 стран мира, которые подписали более 260 соглашений на 3,2 трлн рублей. Такие цифры озвучил вчера журналистам на брифинге во втором часу ночи вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Параметры не рекордные (на ВЭФ-2021 было подписано 380 соглашений на 3,6 трлн рублей, хотя приехали 4 тыс. человек), но в условиях новой экономической реальности было бы странно, если бы оказалось иначе. 

Интересно другое. ВЭФ проводится ежегодно (не считая «ковидной» паузы в 2020-м) с 2015-го, но исторически форум был сконцентрирован на развитии именно Дальнего Востока — вся другая повестка была всегда второ- и третьестепенной. В этом году фокус мероприятия стал отчетливо общефедеральным, а главная тема форума — «На пути к многополярному миру» — и вовсе намекала на планетарный масштаб. Плюс больше всего тематических сессий прошло в импортозаместительном блоке «Место России в мировой структуре: алмаз кристаллизуется под давлением». А на сцену пленарной сессии с участием Владимира Путина поднялись председатель государственного административного совета Мьянмы Мин Аун Хлайн, премьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ и председатель постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу — фактически третий человек в КНР. Видеоприветствия записали премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьеры Малайзии и Вьетнама. Вот, собственно, и контуры новой многополярности мира, разбавленные визитом на ВЭФ экс-главы МИД Австрии Карин Кнайсль и представителей Донбасса. 

Запад – колонизаторы, потолок цен – тупой, Россия ничего не потеряла из-за СВО: что сказал Путин на ВЭФ?

Внешне иностранцев среди участников форума было немного. По понятным причинам не было традиционно активных на ВЭФ японцев и корейцев, даже китайцы вели себя максимально аккуратно. И остальные зарубежные представители, что сумели доехать до Владивостока, предпочитали не образовывать большие делегации, передвигаясь в основном или в одиночку, или группами по три-четыре человека. Ориентироваться на площадке было непросто: форум оказался размазан по четырем этажам нескольких кампусов Дальневосточного федерального университета, и многочисленные волонтеры вымотались, кажется, уже к середине первого дня. 

Приметный стенд республики с национально-тюльпанным декором был не просто одним — ни один другой недальневосточный регион в принципе не стал разворачивать свои стенды Приметный стенд республики с национально-тюльпанным декором был не просто одним — ни один другой недальневосточный регион в принципе не стал разворачивать свои стенды Фото: president.tatarstan.ru

Что искали на стенде РТ бизнесмены из Либерии, Аргентины, Индии и Филиппин? 

«Вы же из СМИ? Это единственная площадка Татарстана на форуме?» — поинтересовался у корреспондента «БИЗНЕС Online» президент Палаты химической и нефтехимической промышленности аргентинского города Неукен Ямиль Киспе (Yamil Quispe), увидев желтый бейдж прессы. Приметный стенд республики с национально-тюльпанным декором был не просто одним — ни один другой недальневосточный регион в принципе не стал разворачивать свои стенды. Впрочем, как рассказали организаторы нашему изданию, такая ситуация уже не первый год, но считается, что игра точно стоит свеч, и налоговые поступления от проектов, согласованных и подписанных именно на таких форумах, кратно окупают бюджет проведения. 

Так что в этом году Татарстану для стенда выделили гораздо бо́льшую площадь: если раньше пространство занимало 30 кв. м, то теперь все 50. Правда, в менее удобном месте. Раньше стенд находился у одного из эскалаторов — локация, казалось бы, техническая, зато прямо по курсу движения всех без исключения гостей форума. В этот раз татарстанская площадка искрится роликами о KazanSummit (как будто доказывая, мол, мы тоже так можем) и деятельности машиностроительного кластера Татарстана прямо посреди холла нижнего этажа, где проходимость чуть меньше. Что не помешало плотной работе — первыми стали переговоры с корпорацией развития Дальнего Востока, а завершающей 8 сентября — встреча с представителями ООО «Сахалинская энергия». В промежутках прошли еще десятки бизнес-контактов — от соглашений с якутским технопарком Кангалассы до встречи с франко-российской палатой. 

Впрочем, в день приезда президента РТ Рустама Минниханова жизнь закипела и встречи проходили каждые полчаса. Он успел встретиться с тремя губернаторами, провести еще четыре встречи, принять участие в подписании пяти соглашений и посетить заседание президиума Госсовета РФ. В этот день господин Киспе и представители бизнеса из Индии, Филиппин и даже Либерии одновременно и занялись изучением инвестиционной привлекательности Татарстана. 

В день приезда президента РТ Рустама Минниханова жизнь закипела, и встречи проходили каждые полчаса. Он успел встретится с тремя губернаторами, провести еще 4 встречи, принять участие в подписании 5 соглашений и посетить заседание президиума Госсовета РФ В день приезда президента РТ Рустама Минниханова жизнь закипела и встречи проходили каждые полчаса. Он успел встретиться с тремя губернаторами, провести еще четыре встречи, принять участие в подписании пяти соглашений и посетить заседание президиума Госсовета РФ Фото: president.tatarstan.ru

Ожидая, пока освободится глава минпромторга РТ Олег Коробченко, аргентинец рассказал, что уже приезжал в Татарстан, был на КАМАЗе и «Нижнекамскнефтехиме» и остался очень впечатлен увиденным. «Когда я прилетел в Татарстан, я думал, что нахожусь очень-очень далеко от Аргентины, но сейчас… Я добирался 30 часов и, если честно, не очень знаю, что я здесь делаю, кроме меня здесь только один аргентинец, но верю, что участвовать в этом форуме важно», — рассказывал он на английском. К слову, кроме нетворкинга Киспе успел выступить и на сессии «Будущее отраслей: где мы впереди, где мы позади и почему?» с министром промышленности РФ Денисом Мантуровым

«Мир так быстро меняется, мы не знаем, что произойдет в ближайшие несколько месяцев в России, в Аргентине, в мире, поэтому мы стараемся сохранять все контакты», — говорил он. Более того, с Татарстаном Киспе надеется заключить соглашение о сотрудничестве от имени своей компании Pasifica — но не на ВЭФ, а позже, «возможно, в Москве». 

«Эти молодые активные бизнесмены объединены в сообщество Friends For Lidership, у них есть свой куратор. Они заинтересованы в различных аспектах сотрудничества», — объяснил «БИЗНЕС Online» замглавы АИР Инсаф Галиев. Хоть Талия Минуллина и вышла из декретного отпуска, лететь за 6 тыс. км она не стала, и Галиев возглавлял делегацию агентства на площадке, как и на прошлом ПМЭФ. «Представителя Либерии интересует, например, поставка фармацевтической продукции. Бизнес из Индии — поставка нефти, они общаются с „Татнефтью“. Аргентину — еще и „КАМАЗы“. На стенде каждые полчаса встречи, — рассказывал он. — Наша задача — выжать максимальный результат из каждой встречи. Как говорит Талия Ильгизовна, от контактов к контрактам». 

Самым крупным стало соглашение мэрии Казани со Сбером о комплексном развитии территории в 287 га у речного порта — предварительный объем инвестиций оценивается в 500 млрд рублей Самым крупным стало соглашение мэрии Казани со Сбером о комплексном развитии территории в 287 га у речного порта — предварительный объем инвестиций оценивается в 500 млрд рублей Фото: president.tatarstan.ru

Речпорт 2.0 и мост к тихоокеанским странам 

На форуме республика действительно подписала ряд значимых контрактов. Самым крупным стало соглашение мэрии Казани со Сбером о комплексном развитии территории в 287 га у речного порта — предварительный объем инвестиций оценивается в 500 млрд рублей. В Ново-Татарской слободе на месте заброшенной промзоны со складами и гаражами появится 12-километровая благоустроенная набережная Волги, 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м административных и коммерческих помещений. Площадь озеленения и благоустроенных общественных пространств займет не менее 25% от площади проектируемой территории и составит 72 гектара.

«Это новая веха в урбанистике страны»: территорию у речпорта Казани комплексно разовьют за 500 миллиардов

Следом на ВЭФ соглашение со Сбером подписало СМУ-88 — банк профинансирует строительство у Портовой первого жилого комплекса на 18 млрд рублей. А на следующий день эта компания и «Ак Барс Дом» заключат каждый еще по одному соглашению с ВТБ на финансирование строительства новых жилых комплексов. АБД банк профинансирует на 26 млрд рублей. А СМУ-88 намеревается развернуть стройку под Владивостоком — у территории опережающего развития «Надеждинское». Там компания планирует возвести 22 дома с общим объемом инвестиций в 16 млрд. рублей.Это будет первым проектом застройщика за пределами республики.

Еще один ключевой проект состоялся даже не на площадке форума, а во владивостокском морском торговом порту. Минниханов там отправил с ним первый контейнерный поезд с товарами из Азиатско-тихоокеанского региона из Владивостока в Татарстан Еще один ключевой проект состоялся даже не на площадке форума, а во владивостокском морском торговом порту. Минниханов там отправил с ним первый контейнерный поезд с товарами из Азиатско-Тихоокеанского региона из Владивостока в Татарстан Фото: president.tatarstan.ru

Еще один ключевой проект состоялся даже не на площадке форума, а во владивостокском морском торговом порту. Минниханов там встретился с вице-президентом транспортной группы FESCO Германом Масловым и отправил с ним первый контейнерный поезд с товарами из Азиатско-Тихоокеанского региона из Владивостока в Татарстан. «Перед тем как запускать этот поезд, мы проверяли рынок, делали маркетинговые исследования. Видели, как развивается промышленность и электронная торговля в Казани. Мы собираем груз не только из Китая — это и Япония, и Вьетнам, и Корея. Сейчас будет курсировать два поезда в месяц. Планируем выйти на бо́льшую частоту. Надеемся, построим мост между Китаем, странами АТР с Татарстаном», — заявил Маслов. Уточняется, что время в пути составит 11 суток.

«Сегодня мы дали старт первому поезду, главное, он максимально загружен. Вопрос логистики сегодня особенно актуален для производств. Нам надо смотреть еще шире, помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нужно рассмотреть рынки Турции, Ирана», — отметил Минниханов. Как рассказал впоследствии «БИЗНЕС Online» бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев, объемы перевозок составят 153 «теуса», длиннее нельзя. Пока, по его словам, поезд будет прибывать на станцию Тихорецкую, но компания уже присматривается к свияжскому мультимодальному логоцентру.

«Расходы на транспортировку товаров составляют существенную часть их себестоимости, поэтому власти республики заинтересованы в создании для татарстанского бизнеса условий по быстрой, удобной и надежной доставке их продукции в любую страну мира», — поясняет Абдулганиев. В прошлом году эта работа велась с мировым лидером в области контейнерных перевозок — компанией Maersk, но она ушла из России. 

«Сегодня мы дали старт первому поезду, главное, он максимально загружен. Вопрос логистики сегодня особенно актуален для производств. Нам надо смотреть еще шире, помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нужно рассмотреть рынки Турции, Ирана» «Сегодня мы дали старт первому поезду, главное, он максимально загружен. Вопрос логистики сегодня особенно актуален для производств. Нам надо смотреть еще шире, помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нужно рассмотреть рынки Турции, Ирана» Фото: president.tatarstan.ru

И буквально через полтора часа после отхода поезда на стенде Татарстана на ВЭФ и было подписано логистическое соглашение Минниханова с председателем совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» и главой совета директоров FESCO Андреем Севериловым

«У нас есть задачи по стратегии развития промышленности РТ, которые как раз здесь можно воплотить. Одна из них — логистика: с востока в центральную часть России. В соглашении с компанией Fesco мы обговорили и возможность логистики с севера на юг по рекам Кама и Волга через Каспий в Иран, и они проявили интерес», — объясняет потенциал сделки Коробченко. По его словам, логистические вопросы обсуждались и с замминистра транспорта РФ Иваном Чалкиным, на встрече с ним речь шла также и о самолетостроении. 

«Аэрофлот» и ОАК (входит в «Ростех») договорились о поставке 339 российских самолетов, в том числе 40 Ту-214, которые производят на Казанском авиазаводе им. Горбунова «Аэрофлот» и ОАК (входит в «Ростех») договорились о поставке 339 российских самолетов, в том числе 40 Ту-214, которые производят на Казанском авиазаводе им. Горбунова Фото: mpt.tatarstan.ru

Абсолютно рекордное соглашение и китайско-елабужские авто

В сфере самолетостроения для Татарстана тоже есть новости. «Аэрофлот» и ОАК (входит в «Ростех») договорились о поставке 339 российских самолетов, в том числе 40 Ту-214, которые производят на Казанском авиазаводе им. Горбунова. «Более 1 триллиона рублей контракт, такого не было еще в истории никогда», — заявил Мантуров. «Соглашение предусматривают передачу группе „Аэрофлот“ на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet-New и 40 Ту-214 в период 2023–2030 годов», — говорится в совместном релизе компаний. Предполагается, что в 2023 году «Аэрофлот» получит первые два Superjet-New, а с 2024-го планируется поставка первых 6 самолетов МС-21 и первых 7 самолетов Ту-214. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов уже заявил, что Boeing и Airbus вряд ли снова будут поставляться в Россию. 

Интересно, что буквально за день до этого Минниханов сообщил, что власти РТ рассматривают возможность производства 20 самолетов Ту-214 в год на КАЗе. В конце марта тогда еще вице-премьер РФ Юрий Борисов поставил перед Казанским авиазаводом задачу перейти на выпуск как минимум 10 «тушек» в год.

В тот же день Мантуров уже лично подписал еще один контракт, точнее, допсоглашение в действующий специнвестконтракт с генеральным директором ПАО «Соллерс Авто» Николаем Соболевым. Компания объявила о запуске производства новой линейки легких коммерческих автомобилей на территории ОЭЗ «Алабуга» — под своим брендом «Соллерс». Отмечается, что речь идет о выпуске двух моделей LCV (малотоннажный грузовой автомобиль) бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 тонны. Причем производство новой линейки планируется запустить уже до конца года. 

Общий объем инвестиций в новый проект с учетом инвестиций ООО «Соллерс Алабуга» и инвестиций компаний-поставщиков составит более 5,5 млрд рублей. При этом совокупные инвестиционные обязательства «Соллерс Авто» в рамках СПИК вырастут с 7 млрд до 9,9 млрд рублей. 

«Выпуск легких коммерческих автомобилей позволит ПАО „Соллерс Авто“ заменить приостановленное производство Ford Transit в России, расширить линейку на рынке в данном сегменте, а также удовлетворить устойчивый спрос на коммерческую технику со стороны российских потребителей», — подчеркнул Мантуров. 

В соответствии с подписанными изменениями в СПИК «Соллерс Авто» принимает на себя обязательства обеспечить высокий уровень локализации новых продуктов, включая запуск производства дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных модулей, элементов шасси, изделий из пластика. Для этого в «Алабуге» потребуется развитие уже существующих и создания новых предприятий-поставщиков. 

По словам председателя совета директоров Адиля Ширинова, новый проект позволит задействовать весь персонал приостановившего деятельность «Соллерс Форда». Кроме того, в Татарстане появится отдельный центр НИОКР и продуктового развития «Соллерс Авто», который займется дальнейшими разработками, созданием новых модификаций и расширением модельного ряда в сегменте LCV, а также инженерным сопровождением масштабной программы локализации всей линейки. Впрочем, как пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на два источника, знакомых с деталями проекта, «Соллерс» будет выпускать в «Алабуге» под собственной маркой китайские машины JAC. Отмечается, что это позволит автоконцерну участвовать в госзакупках и получать льготы.