ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО НА СУВЕНИРЫ

Новость, прозвучавшая на заседании попечительского совета фонда «Возрождение» в минувший понедельник, буквально взбудоражила часть татарской общественности. Речь идет об установке в заповеднике «Болгар» работы бурятского скульптора, графика и ювелира Даши Намдакова. 12-метровую фигуру барса под названием «Хранительница» уже отлили в Италии (по данным источников «БИЗНЕС Online», она обошлась спонсорам не меньше чем в миллион долларов США), и в апреле она будет доставлена в Казань.

Считается, что барс был тотемом одного из булгарских племен - барсил, и именно поэтому в качестве госсимвола Татарстана в начале 90-х было выбрано именно это животное. Уже потом появились многочисленные «Ак Барсы» - банк, холдинг, авиакомпания, хоккейный клуб и чуть не появилась станция метро.

Эту статую планируется установить на берегу реки, между памятным знаком принятия ислама булгарами и соборной мечетью. «Мы решили им разрешить воспроизведение фигуры, но с условием, что будет указано, что это копия памятника, установленного в Булгаре», - рассказал госсоветник. Глава аппарата президента РТ Юрий Камалтынов предложил воспроизвести скульптуру и в сувенирной продукции.

Untitled-222222222222.jpg
Сначала Минниханов написал в Twitter, что статуя «Хранительницы» ему по душе («Нравится»), но уже вечером, видимо, оценив масштаб протеста: «Надо подумать»

«ЛАПЫ ЛЮЦИФЕРА»

Так вот, само исполнение барса и идея установки символа перед мечетью неоднозначно восприняты общественностью. Причиной бурного обсуждения в соцсетях стал в первую очередь авангардный внешний вид «Хранительницы», воспроизведенной Намдаковым. Еще больше раззадорило интернет-пользователей то, что скульптура тотемного животного булгар будет установлена в день принятия ислама - 21 мая.

В сети Facebook вчера появилась группа, в которой обсуждается целесообразность установки статуи. В нее вступили представители вузовской и творческой интеллигенции, журналисты, студенты – в общей сложности уже более 100 человек. Интересно, что в группе зарегистрировались председатель ДУМ Ильдус Файзов, многолетний шеф казанского бюро радио «Свобода» Римзиль Валеев (он же муж вице-премьера РТ Зили Валеевой), певица Лилия Муллагалиева и многие другие.

Пользователь Nail Abiy Barsil разместил фотографию статуи Намдакова с язвительными комментариями. «Языческий псевдобарс. Который 21.05.2012 будет установлен в г. Булгар в день принятия ислама булгарами», - гласит подпись над фотографией. А далее – подробное описание деталей статуи с «крыльями, больше подходящими летучей мыши», «острыми ушами, которых не может быть у барса», «непропорционально длинными и острыми зубами», «длинными тонкими лапами, копыта которых характерны больше Люциферу – божеству сатанистов»…

По мнению некоторых участников группы, скульптура совершенно не свойственна канонам традиционного ислама. В нем не приветствуется не только изображений людей, но даже животных. Агрессивный вид барса в видении Намдакова – «образ костлявого и голодного полумертвого барса», по мнению пользователя Ратмира Ахиярова, никак не вяжется с позитивным имиджем Татарстана.

Участники группы теперь обсуждают, что необходимо поднять общественность, написать письма с требованием не ставить статую там, где булгары принимали ислам. Они уже написали обращение в Twitter Рустама Миниханова.

Впрочем, самому Минниханову статуя по душе. «Ошый» («Нравится»), - коротко написал глава республики в ответ на вопрос пользователя журналиста Раиля Умутбаева, спросившего в Twitter, нравится ли президенту статуя «Хранительницы».

Но уже вечером, видимо, оценив масштаб протеста, Минниханов также в Twitter в ответ на обращение к нему журналистки газеты «Ирек майданы» Риммы Бикмухаметовой, которая высказала президенту мнение, что «скульптура, похожая на страшного барса», не уместна в Булгаре, являющимся колыбелью татарского ислама, написал: «Надо подумать».

КОТЕЛ НАРОДОВ ПОД СЕНЬЮ БАРСА

Интерес к творчеству модного бурятского скульптора проснулся у татарстанской элиты в прошлом году – в июне в галерее «Хазинэ» прошла персональная выставка Намдакова. Первым гостем творческой лаборатории художника стал Минниханов, открывал выставку первый президент РТ Минтимер Шаймиев, выставку посетили мэр Казани Ильсур Метшин, вице-премьер Валеева и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

Понять, как бурятскому Дали удалось столь быстро очаровать татарстанскую элиту, довольно сложно. Однако одним обаянием Востока, мастерским воплощением внутренней творческой вселенной художника дело явно не обошлось. Пиарщики 44-летнего скульптора подчеркивают, что его работы есть в частных коллекциях премьер-министра РФ Владимира Путина, госсоветника РТ Шаймиева и владельца клуба «Челси» Романа Абрамовича.

Видимо, одним из ключиков к открыванию дверей во властные кабинеты стала магия властных имен, которые постоянно упоминаются в связи с работами Намдакова.

Кстати, «Хранительница» не единственная масштабная работа Намдакова, которую хотят установить в Татарстане. Уже начались работы по возведению здания информационного центра Универсиады на берегу Казанки. Над проектом работает Намдаков. «Это будет бомба… просто бомба!» - эмоционально описал здание Метшин на недавней встрече с журналистами. Здание в виде гигантской чаши станет символом Универсиады, а после ее завершения оно станет городским загсом. По мнению Метшина, этот объект станет еще одной визитной карточкой Казани – наряду с Кремлем, минаретами Кул Шарифа и башней Сююмбике.

НЕ БУДИТЕ В МАТЕРИ ЗВЕРЯ

По словам директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Рамиля Хайрутдинова (он признался, что также является поклонником творчества бурятского скульптора), религиозная сторона вопроса обсуждалась с представителями мусульманского духовенства и не вызвала никаких возражений и нареканий.

«По поводу мусульманской общественности замечу, что ислам ортодоксальным не является уже давно. В исламском мире печатают газеты, развивают искусство. Между прочим, вопрос о соответствии нормам ислама был первым вопросом Минтимера Шариповича. Но представители духовенства сами сняли этот вопрос, так как Булгар сегодня – это симбиоз культур. Там есть история и русского периода, и татарского народа. И относится к этому надо толерантно, - рассказывает Хайрутдинов. - По профилю своей работы (является членом попечительского совета фонда «Возрождение» - ред.) я был знаком с проектом, начиная от самой идеи, которая началась с выставки Даши Намдакова. До нее на имя Минтимера Шариповича поступил каталог его работ, который был внимательно изучен. Уже тогда барс привлек его внимание. А когда на выставке в Казани был выставлен барс, он привлек интерес всех, в том числе и простых жителей, но интерес у всех был разный. Но что бы ни говорили о скульптуре, как бы ни спорили, равнодушных не было. Да и у Даши Намдакова было искреннее желание помочь Татарстану и воплотить свое творение на древней земле булгар. Поскольку я участвовал в обсуждениях, то видел, как менялось отношение людей к самому проекту, как многому в этом способствовал сам Даши, рассказывая о своем проекте. Скульптура Даши – сгусток энергии и эмоций. Речь идет об образе матери, которая встала на защиту своего потомства. Поэтому в ней есть немного агрессии, точнее, инстинкта. А ведь она еще и кормящая мать! Я сам напрямую задавал вопрос скульптору, почему в основу взят тот или иной образ. Даши ответил, что хотел максимально подчеркнуть энергетику, связанную с образом женщины-защитницы. Да, лично я бы многие вещи смягчил, но ведь это авторское произведение. Причем художника, которым гордится все человеческое сообщество. Самое главное - меня поразило искреннее желание, порыв художника. Несмотря на то что он давно уже не сын степей, живет за рубежом, в нем есть сама суть понятия евразийства, в котором все объединено: и настоящее, и прошлое, и степь, и горы. Поскольку я сам являюсь поклонником творчества этого художника, установку скульптуры я буду только приветствовать. На мой взгляд, барс – прекрасный пример олицетворения образа Родины».

МОЛЮСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОСТАВИЛИ БАРСА

bars_namd.jpg

В Facebook разместили фотографию статуи с язвительными комментариями

В ДУМ РТ отказались официально как-то комментировать эту разворачивающуюся скандальную дискуссию. Правда, имам одной из казанских мечетей на условиях анонимности все же сообщил, что, по его сведениям, с духовенством все же этот вопрос не обсуждался. Еще один из представителей мусульманского духовенства в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» все же высказал свою точку (также анонимно).

«На мой взгляд, учитывая, что Минтимер Шарипович - это человек глубоко мудрый, и в хлопотах, видимо, стал жертвой неправильной интерпретации. Думаю, что около мечети эта скульптура не будет установлена. Я сам возношу горячие молитвы Всевышнему, чтобы этого не случилось. Учитывая художественную ценность скульптуры, то ее можно было был установить в самом городе Булгаре, с другой стороны Волги. Это могло бы быть для приезжающих туристов символом пребывания монголов на этой земле. У скульптора получилась достаточно хищная барсиха, - размышляет мулла. - Она могла бы прекрасно олицетворять агрессивность монгольского нашествия в 1236 году (тогда монголы завоевали Волжскую Булгарию - ред.). Но в таком сакральном комплексе, как Булгар, ассоциируемым с мусульманской культурой, его локализация, конечно, была бы невозможна. Здесь выбор очень простой. Мусульмане просто перестанут ходить в Булгар, и останется лишь небольшая кучка тенгрианцев (неоязычники - ред.)».

Директор Института истории академии наук РТ Рафаэль Хакимов также несколько смущен эстетикой памятника. «Вопрос об эстетике барса Даши Намдакова уже на обсуждение попечительского совета выносился. Сомнения были: вид у него несколько странный, немного страшноват. Наш ведь барс (имеется в виду госсимвол РТ - ред.) немного помягче. Но Даши Намдаков имеет право на авторское видение. А так, с точки зрения исторической, барс подходит идеально, - говорит бывший советник Шаймиева. - О возмущении мусульманской общественности речи не идет, они ведь были уведомлены об установке скульптуры. Весь вопрос только в эстетике. Конечно, Намдаков - автор известный, его работы выставляются по всему миру, а его барс понравился Минтимеру Шаймиеву. Художник говорил, что у барса такой вид, потому что это мать, защищающая своих детей».

ОБЕРЕГ, НО СТРАШНЫЙ

Директор компании «Итиль тур» Светлана Пименова высказала свое мнение о том, насколько скульптура может стать притягательным символом с точки зрения туризма.

«Я сначала вообще увидела не барса, а некоего грифона. А потом разглядела. Но на барса все равно не очень похоже. Если честно – страшно. Может быть, мы чего-то не понимаем. Может, с другого ракурса какого-то надо смотреть. С другой стороны, сколько людей, столько и мнений, - говорит руководитель турагентства. - Здесь, думаю, привлекательным фактором будет именитость самого скульптура. Хотя и сама скульптура своей необычностью тоже станет темой для разговоров среди туристов. 12 метров – это же много! Она будет красоваться издалека».

Эксперты «БИЗНЕС Online» из сферы культуры довольно высоко оценивают уникальность творчества Намдакова. Однако есть и некоторые сомнения, что столь крупная скульптура впишется в местность заповедника «Болгар» и традиции казанских татар.

Зуфар Гимаев – председатель союза художников РТ:

- Вопрос немного риторический, но постараюсь ответить. Я знаю скульпторов более интересных, покрепче, чем Даши Намдаков. Но у нас ведь как: модный человек - имиджевый проект. А мода и искусство не всегда совпадают. Намдаков - хороший художник, это я тем не менее могу сказать искренне. У него хорошая мелкая пластика, но когда он ее переводит в крупные формы… У крупных форм другие законы. Я видел скульптуры Намдакова в Казахстане, они там не очень вписывались в местность.

Розалина Шагеева – искусствовед:

- Творчество Даши Намдакова уникально, аналогов ему нет в мире. Это художник планетарного масштаба… Но я боюсь, что его работы будут не очень вписаны в нашу местность и наши традиции. У Намдакова свой язык, такой дробленый, игольчатый, он весь еще в мифах, в вере в идолов. А мы, казанские татары, мы находимся между Европой и Азией, но Европа нам все же ближе. Нам бы в Булгарах Нику Самофракийскую, и пусть она несет барашка. Но если серьезно, в тандем к Даши Намдакову я бы предложила нашего скульптора Асю Миннуллину, она человек очень романтичный и тонкий, может помочь ему «вписаться» в местность.

Розалия Нургалеева – директор Государственного музея изобразительных искусств РТ:

- Впервые я познакомилась с творчеством Даши Намдакова в 1998 году в выставочных залах на Крымском валу в Москве. Там было два этажа мелкой пластики, скульптур, проектов памятников, одним словом всего, что связано с объемами. Из всего этого многообразия меня поразил тогда только Намдаков, поразил аутентичностью, связью с культурой своего народа. С тех пор я наблюдаю за его творчеством и вижу, как он непрерывно двигается вглубь своих исторических корней. Что касается его работы для Булгар, то это, как мне кажется, по замыслу будет оберег. Оберег для тех ценностей, которыми богат Булгар. Конечно, здесь будет важен момент размеров скульптуры – они должны быть адекватны архитектуре этого святого места. Второй момент – как корректно вписать скульптуру в местность. Мне кажется, она должна быть центром ландшафта и сразу же притягивать к себе взгляд.