Tat Cult Fest начался в 15:00 с народных кряшенских и татарских песен в стиле metal от набережночелнинской фольклорной группы «Ак Бүре» Tat Cult Fest начался в 15:00 с народных кряшенских и татарских песен в стиле metal от набережночелнинской фольклорной группы «Ак Бүре» Фото: Оксана Король

Как Минниханов выбирал спецодежду

Празднование Дня города и республики уже сложно представить без фестиваля новой татарской культуры Tat Cult Fest, который в этом году стал пятым по счету. Хотя еще незадолго до мероприятия были некоторые сомнения по поводу того, состоится ли оно в принципе. А все потому, что тендер на его проведение выиграла московская компания ООО «Сателлит», которая до этого не была замечена в татарских проектах, а не прежние организаторы из числа местных активистов. Но в итоге москвичи обратились за помощью к казанцам, и, к примеру, руководитель лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров, один из продюсеров Tat Cult Fest с момента его создания, казалось, и вовсе в одиночку на месте пытался успеть везде помочь и подсказать.

Фестиваль в этом году поменял локацию — вместо территории музея-заповедника «Казанский Кремль» он проходил в Национальной библиотеке РТ. Забегая вперед, заметим, что разнокалиберные площадки Нацбиблиотеки были очень кстати для небольших представлений, которые не смогли бы воплотиться в других пространствах. К тому же гости мероприятия могли здесь прятаться от жары, попить кофе и купить книги. «Какого бы масштаба ни было мероприятие, в библиотеке оно становится интеллигентным, приятным, не раздражающим», — прокомментировал замдиректора Национальной библиотеки РТ Табрис Яруллин.

Фестиваль начался в 15:00 с народных кряшенских и татарских песен в стиле metal от набережночелнинской фольклорной группы «Ак Бүре». Необычное звучание привычных для многих композиций привлекло на большую сцену зрителей, которые успели рассыпаться по другим площадкам. Следом выступили певцы из Башкортостана Тимур Ямалов, Ильгиз Гизмо, Лилия Сагитова и Сабина Кучаева, для Tat Cult Fest объединившиеся в один коллектив. Но, кажется, это было не совсем удачным решением, т. к. яркие поодиночке артисты несколько потеряли свой шарм. В это же время на малой сцене, расположенной со стороны набережной, происходили вещи куда интереснее. Например, можно было наблюдать за акустической программой в жанре post-folk-metal группы Baradj, чье творчество основано на мотивах культуры древнего булгарского этноса. На фоне их «металла» контрастировал дуэт Noor девушек-мусульманок Алсу Айбушевой и Эльвины Никифоровой c лиричными песнями. В целом сложилось впечатление, что малую сцену специально отдали для нестандартных для татарских слушателей исполнителей, но об этом позже.

Руководитель республики перекинулся парой фраз с фронтменом группы Gauga Оскаром Юнусовым, сфотографировался за рулем мотоцикла с татарскими орнаментами и прошел в библиотеку, где экскурсию провел Ильяс Гафаров Руководитель республики перекинулся парой фраз с фронтменом группы Gauga Оскаром Юнусовым, сфотографировался за рулем мотоцикла с татарскими орнаментами и прошел в библиотеку, где экскурсию провел Ильяс Гафаров Фото: Оксана Король

Спустя час после начала мероприятия к библиотеке начали стекаться VIP'ы. Можно было заметить вице-премьера Лейлу Фазлееву и Василя Шайхразиева (он, кстати, оценил фестиваль словом «шикарный»), министра культуры РТ Ираду Аюпову, зампредседателя Госсовета РТ Марата Ахметова и других. Все они были в ожидании приезда Рустама Минниханова, который чуть позже прибыл в сопровождении руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова и мэра Казани Ильсура Метшина. Они сначала сделали пару кадров с подростками, дожидавшимися их возле входа, затем руководитель республики перекинулся парой фраз с фронтменом группы Gauga Оскаром Юнусовым, сфотографировался за рулем мотоцикла с татарскими орнаментами и прошел в библиотеку, где экскурсию провел Гафаров.

На втором этаже он продемонстрировал мультимедийную медиархеологическую инсталляцию «Нейрошамаиль», которая показывала развитие технологий создания искусства шамаиль. Однако Рустам Нургалиевич, как, впрочем, и остальные гости того дня, не остановился возле объекта. Куда больший интерес вызвал аудиовизуальный перформанс, где можно было увидеть световое и цветовое отображение звукового исполнения с помощью игры на музыкальных инструментах, спев песню или прочитав стихи. Из делегации свои силы решилась испытать только Аюпова.

К концу обхода Минниханов зашел в шатер холдинга «Сибур», где детям рассказывали о пользе сбора пластика и во что его можно переработать. Там же кастомизировали спецодежду «Казаньоргсинтеза», а униформа с изображением тигра на спине приглянулась Минниханову К концу обхода Минниханов зашел в шатер холдинга «СИБУР», где детям рассказывали о пользе сбора пластика и о том, во что его можно переработать. Там же кастомизировали спецодежду «Казаньоргсинтеза», а униформа с изображением тигра на спине приглянулась Минниханову Фото: president.tatarstan.ru

На театральной площадке MOÑ Рустам Нургалиевич окунулся в мир колыбельных народов России. Темное пространство с мягкими световыми вкраплениями к его приходу было заполнено гостями фестиваля, которые, расположившись на пуфиках и коврах, наслаждались музыкой и даже спали. Стоит отметить, что это место было самым популярным после музыкальных площадок. Выйдя из чилаут-зоны, президент направился в кинозал, где крутили фильмы «Республика 99», «Генетически не так», «Туңган як: Суоми» и пр., но резко остановился возле двух девушек и поинтересовался у них, нравится ли им в Нацбиблиотеке, и, услышав положительный ответ, удалился.

Уже к концу обхода он зашел в шатер холдинга «СИБУР», где детям рассказывали о пользе сбора пластика и о том, во что его можно переработать. Там же кастомизировали спецодежду «Казаньоргсинтеза», а униформа с изображением тигра на спине приглянулась Минниханову, которую ему заботливо подарили. На этом он завершил свой «забег» по локациям фестиваля.

В холе библиотеки многообещающе начинался перформанс «360̊» от «Театр. Акт». Здесь на черное железное полотно перформер Ангелина Мигранова наносила меловым камнем буквы из 17 алфавитов на протяжении 3 часов В холе библиотеки многообещающе начинался перформанс «360̊» от «Театр.Акт». Здесь на черное железное полотно перформер Ангелина Мигранова наносила меловым камнем буквы из 17 алфавитов на протяжении трех часов Фото: Оксана Король

Кто стал новым кумиром татарской молодежи?

Часы шли, сцену один за другим занимали такие коллективы, как «Оммаж», qaynar, Juna и «Чалама» (Тыва), но фестиваль как будто никак не мог набрать обороты. Хотя во время выступления последней группы из перечисленных люди расслабленно лежали на траве, что, возможно, говорит о том, что они поймали дзен и им все нравилось. А когда пели KGB (Kazan Gruppası Bedretdin) с 30-летним стажем в татарском роке под руководством Дениза Бедретдина, площадь перед Нацбиблиотекой, кажется, слегка опустела. В целом сложилось впечатление, что татарского зрителя как-то перестали брать за душу близкие к классическому звучанию песни. Зато большой популярностью пользовался фуд-корт, где стояла очередь за кыстыбыями, эчпочмаками, мороженым, хот-догами и кофе. Меню было скудным, но выбирали из того, что имелось.  

В холе библиотеки многообещающе начинался перформанс «360̊» от «Театр.Акт». Здесь на черное железное полотно перформер Ангелина Мигранова наносила меловым камнем буквы из 17 алфавитов на протяжении трех часов. Авторы проекта обещали неповторимый узор от наложенных друг на друга символов и уникальную симфонию от соприкосновения железа и каменного угля, но спустя время это превратилось в непонятное месиво, а вместо мелодии получился зубодробительный скрежет, который не каждый мог выдержать. Был и аудиохореографический перформанс «Әкият» («Сказка») при участии Нурбека Батуллы. Однако помещение MOÑ маленькое и туда попросту не удалось попасть.

Основная сцена более менее оживилась во время выступления бурятской группы Namgar Основная сцена более или менее оживилась во время выступления бурятской группы Namgar Фото: Оксана Король

Основная сцена более или менее оживилась во время выступления бурятской группы Namgar. Их музыка корнями уходит в древнее наследие кочевников Южной Сибири, Бурятии и Монголии — это старинные протяжные песни, плясовые и сказания под морин хуур, ятагу и чанзу. Но в каждую композицию была вложена капелька джаза, рока и другие современные стили. Лидер коллектива Намгар Лхасаранова поразила жителей и гостей Казани своим обволакивающим голосом и невероятной харизмой. Она поблагодарила их за теплый прием и выразила желание приехать в столицу Татарстана с сольным концертом. Также очень зашел публике и калмыкский рэп от группы Hagrin, которая зажигала на малой сцене.

Хедлайнером вечера стала татарская группа Gauga, фронтмен которого сначала удивил своим образом Хедлайнером вечера стала татарская группа Gauga, фронтмен которой сначала удивил своим образом Фото: Оксана Король

Хедлайнером вечера стала татарская группа Gauga, фронтмен которой сначала удивил своим образом (цилиндр и бордовое пальто на голое тело) а-ля герой Джонни Деппа Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика». Но потом Юнусов, как обычно, с особой страстью пел романтические песни, и, кажется, вся женская часть публики была им покорена. К слову, многие из присутствующих пришли аккурат к выступлению коллектива и даже не интересовались происходящим на других площадках.

Самое мощное выступление было у рэпера Усал, который зажигал на малой сцене. Побритый налысо, с головы облитый красной краской и белыми линзами он точно походил на иблиса, с которым его сравнивают не раз Самое мощное выступление было у рэпера Усала, который зажигал на малой сцене. Побритый налысо, с головы облитый красной краской и с белыми линзами, он точно походил на иблиса, с которым его сравнивали не раз Фото: Оксана Король

Но самое мощное выступление было у рэпера Усала, который зажигал на малой сцене. Побритый налысо, с головы облитый красной краской и с белыми линзами, он точно походил на иблиса, с которым его сравнивали не раз. Усал, как настоящий шоумен, сумел создать невероятную атмосферу с мощной энергетикой, что даже прогуливавшиеся по набережной люди начали стягиваться к Нацбиблиотеке, и места стало не хватать. Рэпер то падал на пол, то резко вскакивал на колонки, то натягивал на себя мусорные пакеты, то обливал водой слушателей, но публике это ужасно нравилось, т. к. толпа у сцены подпрыгивала, подпевала и буквально делала все, что велел Усал. Еще чуть-чуть, и они могли начать слемиться, но до этого дело все же не дошло. Но стоит отметить, что такого обожания артиста не доводилось видеть ни у одного современного татарского музыканта.  

Тем временем рэпер продолжал читать свои остросоциальные тексты о том, что если «завтра исчезнет свобода, то на хера ему сегодня этот язык», и что когда «завтра исчезнет язык, то на хера ему сегодня эта свобода». Трек «1552» с отсылкой к дате взятия Казани войсками Ивана Грозного также повествовал о мнимом величии, в то время как в татарском обществе ворох проблем и потому пора что-то менять. Под конец своего часового концерта он взобрался по железным конструкциям на самый верх сцены и практически оттуда допел песню. Усал пошутил, что сейчас включат песню Салавата Фатхетдинова, и, как оказалось, не шутил. Когда начался салют в честь праздника, действительно заиграла «Мин яратам сине, Татарстан». Зрители, досмотрев представление, торопились домой, обсуждая, что когда есть поющие вживую татарские артисты, то зачем приглашать кого-то из представителей российского шоу-бизнеса, которые только и умеют открывать рот под фонограмму.