1. Накануне в Казанской ратуше прошло главное событие фестиваля «Аксенов-фест», приуроченного к 90-летнию Василия Аксенова.  Десятки поэтов, писателей, литературных критиков, друзья и товарищи выдающегося автора, почитатели его творчества собрались на церемонию вручения литературной премии «Звездный билет». Свое название премия получила от одноименного романа Аксенова. Каждый лауреат получает медную статуэтку в виде железнодорожного билета, через дырки от компостера в котором видно звездное небо.

  2. Гости рассаживались по местам под аккомпанемент саксофониста Юрия Щербакова и пианиста Валерия Короткова. Они играли почти весь вечер, до выхода на сцену хедлайнера фестиваля. 

  3. На церемонии был особый дресс-код — белые фирменные шарфики раздавали прямо на входе. Они были украшены тамариском, который стал в этом году символом фестиваля. Кустарник этот любил сам писатель, и второй день фестиваля начался с посадки растения в «Аксенов-саде». 

  4. На больших экранах в фото показали всю жизнь Аксенова, начиная с архивных кадров Казани 1930-х и джазовой молодости писателя и заканчивая теплыми фото с супругой и друзьями-писателями. Позже по годам вспомнили и историю самого «Звездного билета». Премия была учреждена в 2008-м. Позже она начала присуждаться не только писателям, но и поэтам и музыкантам. Обладателями «билетов» становились писательница Гузель Яхина, писатель Денис Осокин, поэт Анна Русс, прозаик Евгений Бабушкин и многие другие.

  5. Даже малейшие подробности о лауреатах этого года держали в строжайшем секрете вплоть до самого момента вручения статуэтки. «Все произошло в этом году необычно. Аксенов распорядился сам необычно», — единственное, что смогла раскрыть перед началом церемонии корреспонденту «БИЗНЕС Online» координатор фестиваля и главред журнала «Октябрь» Ирина Барметова. И, как выяснится через несколько минут, в этом году действительно организаторы пересмотрели сам принцип присуждения премии.

  6. После пролога зрителям представили литературный номер «Мертв ли Аксенов?» — актеры зачитали главы из книги Александра Кабакова и Евгения Попова «Аксенов». Этот формат, к слову, представлен и на творческих встречах фестиваля. Только там вместе с актерами строчки из своих книг зачитывают и сами писатели.

  7. По сюжету Попов и Кабаков рассуждают, кто же такой все-таки этот Аксенов: «Дело в том, что Аксенов — самый настоящий русский писатель. Он же даже типичного профессионального происхождения — из врачей. Вот у американского или, там, еврейского писателя судьба частная, а у русского — общественная. Нет, и там и тут драма, но и драма разная. Вот, допустим, американский писатель — пьяница, это его частная драма. А если русский писатель — пьяница, это уже драма общественная, общественная трагедия. Почему? Потому что он не отдельно от народа пьет, как американец — он пьет, а другие работают, нет. Русский писатель со всем народом пьет».

  8. На вечере, конечно же, много говорили об Аксенове. Своими воспоминаниями о том, как все начиналось, поделился и мэр Казани Ильсур Метшин. 15 лет назад Василий Павлович с неохотой готовился к своему 75-летию в Москве, а Метшин предложил отпраздновать день рождения на родине — в столице РТ. Так и было положено начало «Аксенов-фесту». «Папа Василия Павловича был мэром Казани, и, будучи арестованным, строил наш оперный театр», — рассказал Метшин, отметив, что первый фестиваль прошел именно там. «Честно говоря, даже не думали тогда, что этот фестиваль вырастет в такое событие, которое в нашей палитре культурной жизни столицы и республики встанет отдельным таким красивым особняком. Рад, что нам посчастливилось оказаться причастными к этим событиям», — отметил мэр и и зачитал текст телеграммы руководителя администрации президента России Антона Вайно.

  9. Вспомнил Метшин и свои прогулки с писателем по Казани. Однажды они вместе пошли в дом, где жила семья писателя. «Он не был там 70 лет. Пока мы шли, он рассказывал, что, мол, жили на втором этаже, у них была огромная трехкомнатная квартира, вход для гувернантки находился со стороны двора. Я думаю: ничего себе как 70 лет назад мэры жили! — вел повествование Метшин. — Он рассказывал в деталях воспоминания пятилетнего ребенка, какая плитка на полу, какие поручни. Мы открываем дверь и возвращаемся на 70 лет назад. Там управление образования Вахитовского района, и, поскольку учителя умеют все в сохранности держать, все осталось таким, как есть. И в какой-то момент ему по-настоящему стало не по себе». «Он всегда любил Казань, он с таким трепетом рассказывал, хотя для меня было непонятно, как человек, у которого в пять лет отобрали родителей (мы об этом говорили с Минтимером Шариповичем), не очерствел, не огрубел к Родине», — поделился мэр.

  10. «Я после самолета 1,5 часа гулял по Казани, не был здесь давно. Поражен размахом того, что здесь сделано. И я подумал: как бы Василию Павловичу было бы сейчас комфортно гулять здесь. Конечно, он видит, слышит, понимает и, мне кажется, одобряет то, что здесь творится», — отметил  другой гость премии — директор департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии минцифры РФ Владимир Григорьев. «Мы должны сохранять память великих авторов. Спасибо за то, что делаете эту работу и ежегодно проводите фестиваль», — добавил он.

  11. Когда настало время раскрыться главной интриге вечера, на сцену вышел Попов с Барметовой. Попов рассказал, что в этом году комитет премии оказался в сложном положении, поскольку решил пойти необычным путем. «В этом году лауреатом премии „Звездный билет“ является не какая-то персона, самая, может быть, талантливая, многообещающая, которая в перспективе тоже станет президентом, возможно, не русского ПЕН-центра, а международного ПЕН-клуба и межзвездного клуба, а организация, если говорить советским языком...» — немного сбивчиво анонсировал он.

  12. «…И это журнал „Казань“», — объявил Попов. Статуэтку и поцелуй (в щечку!) получила главный редактор журнала Альбина Абсалямова. Основатель издания Юрий Балашов не смог присутствовать на церемонии из-за болезни. «Журнал „Казань“ отличается от многих российских журналов, его нельзя назвать глянцевым, изданием с картинками, в нем нет абсолютно никакой пошлости. „Казань“ выходит в печать уже 30 лет, и все это время он так или иначе освещал творчество Василия Аксенова, его друзей и последователей», — отметил Попов.

  13. К творчеству Аксенова журнал обращался с первого номера — там даже печаталась повесть градоначальника, Павла Аксенова, публиковались отрывки из произведений его сына. «Василий Аксенов любил толстые журналы и творчество начал в них, а когда вернулся в город, печатался именно в „Казани“», — добавила Барметова. В печать выходит также творчество друзей Аксенова и его последователей. Например, в новом сентябрьском номере журнала будет опубликован отрывок произведения Попова, рассказала Абсалямова.

  14. Как говорилось в книге Попова и Кабакова, Аксенов был «советским человеком, повернутом на джазе». Поэтому под конец вечера, конечно, звучала музыка в любимом жанре писателя. Выступил перед гостями народный артист России, саксофонист Игорь Бутман. «У меня с Казанью связано очень много, это один из самых джазовых наших городов в Советском Союзе, в России», — рассказал музыкант, напомнив, что в этом году празднуется 100-летие российского джаза.

  15. Если в начале выступления многие зрители потянулись за телефонами, то в конце пустились в пляс. Музыканты отыграли полноценный концерт. Зрители услышали и авторские композиции, и джазовые стандарты Дюка Эллингтона, а после главной темы из «Бременских музыкантов» зал взорвался аплодисментами.