Илья Фомин: «Наверное, объединение произошло не совсем так, как предполагали авторы законопроекта [о едином операторе]» Илья Фомин: «Наверное, объединение произошло не совсем так, как предполагали авторы законопроекта о едином операторе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы должны показать, что можем стать в высокой степени самоорганизованными»

Новый законопроект, который создает монополиста на рынке наружной рекламы, сделал невероятное — объединил российские рекламные компании, которые прежде ожесточенно конкурировали между собой, объявил в начале съезда директор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин. «Наверное, объединение произошло не совсем так, как предполагали авторы законопроекта [о едином операторе]», — отметил Фомин. По его словам, созданный меньше месяца назад союз, который пока не зарегистрирован юридически, объединяет 342 компании из 59 регионов. Эти игроки охватывают практически все население страны — почти 120 млн человек — и используют 3 250 цифровых экранов, подчеркнул спикер.

Выступление Фомина сводилось к тому, что никакой единый федеральный оператор рекламщикам не нужен. Да, раньше бизнес не мог объединиться, но теперь ситуация изменилась и союз операторов призван в том числе наладить саморегулирование отрасли, сделать ее более «цивилизованной». Как отметил спикер, на законопроект уже поступило более 30 негативных отзывов от губернаторов и законодательных собраний регионов. В начале августа против законопроекта выступили власти Москвы. Публичная позиция Татарстана по этому вопросу пока неизвестна. Жалобу от 1,2 тыс. сотрудников рекламных компаний республики аппарат президента РТ ранее направил в Госсовет РТ и уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РТ. Сейчас они вместе с бизнесом вырабатывают предложения, говорила 3 августа «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова.

«Нам надо сосредоточиться и найти тот проект правок, который устроит и государство, и наше бизнес-сообщество. Мы должны показать, что можем стать в высокой степени самоорганизованными, — обращался Фомин к коллегам. — Мы должны нашим производителям программного обеспечения сказать, что они должны повысить требования безопасности». После официальной регистрации союз выберет правление и учредит региональные отделения, пообещал директор медиагруппы «РИМ».

Выступление Фомина сводилось к тому, что никакой единый федеральный оператор рекламщикам не нужен Выступление Фомина сводилось к тому, что никакой единый федеральный оператор рекламщикам не нужен Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Такой законопроект абсолютно не нужен, его надо «снести», а если не получится — внести нужные поправки, обозначил выступавший следом гендиректор ГК «Дрим» Игорь Лернер. Он подчеркнул, что рекламщики намерены бороться спокойно и конструктивно, и попросил коллег не уходить в эмоции, чтобы потом противники не могли сделать «нарезки» и использовать их против членов союза. По словам Лернера, все умные люди и профессионалы понимают, что представленный законопроект не имеет никакого отношения к безопасности, как провозглашает автор инициативы, депутат Госдумы от «Единой России» Артем Кирьянов. «Это понятно хотя бы потому, что в самом законопроекте вопросу безопасности отводится максимум 2–3 процента», — подчеркнул предприниматель. По его словам, закон попросту описывает, как «куча плюшек и прав» передается в руки одной компании. «В то время как все мы покупаем места на торгах, конкурируя друг с другом, платим деньги в бюджет, компания получает то же самое, но на 30 лет и без торгов. Очень смешная арендная плата, которая станет определяться как средневзвешенная», — недоумевал докладчик.

Создадут монополиста, который 30 лет будет «править» в наружной рекламе страны, подчеркнул Лернер. «Что бы там ни писали наши оппоненты в проплаченных статьях (вчера очередная вышла): „Ничего страшного, ребят, все нормально, не волнуйтесь, вы все в регионах останетесь“, — мы все понимаем, что это полный бред», — указал спикер. По его словам, после создания единого оператора остальные компании проживут полгода, максимум 9 месяцев. Рекламщики обанкротятся, бюджеты регионов потеряют налоговые платежи, в регионах появится «огромное» количество безработных, а города изуродуются, обрисовал руководитель ГК «Дрим» «счастливое будущее» с новым оператором.

По словам Кирьянова, говоря о том, что поправки к закону «О рекламе» вызовут банкротство нескольких тысяч предприятий МСБ и увольнение от 20 тыс. до 150 тыс. сотрудников, оппоненты сознательно завышают цифры По словам Кирьянова, говоря о том, что поправки к закону «О рекламе» вызовут банкротство нескольких тысяч предприятий МСБ и увольнение от 20 тыс. до 150 тыс. сотрудников, оппоненты сознательно завышают цифры Фото: http://duma.gov.ru/

Автор законопроекта Кирьянов: «Монополии не будет»

Говоря об очередной «проплаченной статье», Лернер, судя по всему, имел в виду опубликованную 9 августа в «Коммерсанте» колонку автора инициативы Кирьянова. В тексте под названием «Речь идет о наведении порядка» депутат убеждает, что монополии не будет. По словам Кирьянова, говоря о том, что поправки к закону «О рекламе» вызовут банкротство нескольких тысяч предприятий МСБ и увольнение от 20 тыс. до 150 тыс. сотрудников, оппоненты сознательно завышают цифры. «Около 2 тысяч человек работают в Russ Outdoor, около 900 — в Gallery, это ключевые игроки, их доли рынка за 2021 год — 40 процентов и 17 процентов соответственно», — отмечает Кирьянов. Заметим, что только обращение к президенту РТ, как заявлялось, подписали 1,2 тыс. сотрудников рекламных компаний.

В крупных городах цифровой бизнес структурирован и «более или менее прозрачен», но в регионах «творится настоящий хаос», считает Кирьянов. По его словам, рекламные конструкции устанавливают без разрешения, а государство не получает налоги. К тому же нет «механизма оперативного контроля», чтобы предотвратить распространение незаконной рекламы, уверен депутат. Он убеждает, что муниципалитеты смогут пополнять бюджеты и получать дополнительную прибыль за счет установки конструкций единого оператора в дополнение к ранее заключенным договорам, по которым они продолжат получать платежи.

Все достанется братьям Мирзоянам? В России создают единого оператора рекламы

Законопроект не меняет существующее регулирование, а лишь «определяет отдельный правовой режим размещения рекламных конструкций единого оператора». «Рекламодатели и владельцы рекламных конструкций смогут работать как и раньше, а софт для трансляции цифровой наружной рекламы теперь вовсе будет для них бесплатным», — обещает Кирьянов и подчеркивает, что на плечи единого оператора лягут колоссальные финансовые затраты по созданию инфраструктуры в регионах, по разработке и обслуживанию медиаплатформы и обеспечению информационной безопасности данного ресурса и всех цифровых носителей.

Судя по сегодняшнему выступлению Лернера, доводы Кирьянова рекламные компании не убедили. «Никакие аукционы и новые торги проводиться не будут. Перед проведением торгов единый оператор может забрать себе все лучшие места, другие места может выкинуть. И как можно конкурировать с компанией, у которой арендная цена совсем другая? Кто примет участие в аукционах?» — заочно спорил бизнесмен с автором статьи.

Леонид Слуцкий считает законопроект провокацией, которая разрушает целую отрасль Леонид Слуцкий считает законопроект провокацией, которая разрушает целую отрасль Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это сигнал, что такие вещи будут и в других отраслях»

Интересно, что сам Кирьянов на съезд не пришел, хотя вроде бы обещал активно обсуждать закон во время первого чтения в Госдуме. Организаторы съезда сообщили «БИЗНЕС Online», что приглашали депутата на мероприятие. Но точно понятно, что заочный спор ни к чему не приведет и за месяц стороны не нашли какого-либо консенсуса. В мероприятии должен был принять участие другой представитель «Единой России» — председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Алексей Ситников. Он единственный из представителей фракций в Госдуме выбрал формат видеовыступления. К сожалению, организаторы так и не смогли наладить с ним связь.

Зато перед участниками выступил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Представляя гостя, ведущая настолько волновалась, что дважды оговорилась: назвала партию «демократической либеральной», а ее лидера — Игорем. Слуцкий намекнул, что имя нового руководителя партии хорошо бы знать. Гость предположил, что в зале наверняка присутствуют представители Russ Outdoor, которые будут потом рассказывать «господам Мирзоянам» (с лета 2020 года 73,6% Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн», фактические бенефициары которой — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат-единоросс Госдумы нынешнего созыва Бекхан Барахоев), что было на съезде. Партия не отступит и выступает против принятия законопроекта в нынешнем виде, подчеркнул выступавший. «Сокращенные специалисты где-то себя найдут, но все равно потеряют работу огромное количество человек — 150–200 тысяч. Здорово, да?» — вопрошал Слуцкий. 

Сам законопроект лидер ЛДПР считает провокацией, которая разрушает целую отрасль. Прямо сейчас Россия нуждается в консолидации сил перед лицом беспрецедентного внешнего давления. «В воздухе сегодня дух георгиевской ленточки. Одна страна, один президент, одно будущее», — подчеркнул главный либерал страны. Следом в течение 10 минут он порассуждал о политических вопросах, вспомнил, что у России уже были ошибки, например внедрение Болонской системы. В ЛДПР подсчитали, что в случае принятия законопроекта муниципальные бюджеты каждого региона недосчитаются 3–4 млрд рублей налогов в год. «Вот такая поддержка экономики регионов, только наоборот», — подчеркнул он, припомнив санкционное давление и политику форсированного импортозамещения. Количество возможных сокращений в отрасли он назвал апокалиптическим, а саму ситуацию — захватом рынка. По его мнению, единая система ведет к уязвимости государства перед внешними угрозами. «Это сигнал, что такие вещи будут и в других отраслях», — предупреждал он слушателей.

Также среди спикеров присутствовала Татьяна Минеева — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве. К перечисленным ранее аргументам против законопроекта она предложила добавить показатель закредитованности отрасли — более 15 млрд рублей. Опасность законопроекта она видит в усилении серого рынка. «Россияне будут вынуждены покупать и продавать товары через неконтролируемые мессенджеры и зарубежные соцсети», — считает спикер. По мнению Минеевой, цифровую безопасность, к которой стремится законопроект, можно обеспечить простой премодерацией цифрового контента.