От демонстрационных полетов машин КВЗ всегда захватывает дух. Вот и на нынешнем празднике «Я выбираю небо!» мастерство пилотов то и дело вызывало восторженные возгласы зрителей От демонстрационных полетов машин КВЗ всегда захватывает дух. Вот и на нынешнем празднике «Я выбираю небо!» мастерство пилотов то и дело вызывало восторженные возгласы зрителей

Начало дороги в небо

От демонстрационных полетов машин КВЗ всегда захватывает дух. Вот и на нынешнем празднике «Я выбираю небо!» мастерство пилотов то и дело вызывало восторженные возгласы зрителей. И впрямь — как это делается?! Почему ощутимо тяжелые вертолеты так изящно выделывают фигуры высшего пилотажа? Если у пришедших на шоу ребят рождаются такие мысли, значит, пилоты, конструкторы, рабочие и руководство КВЗ едят свой хлеб не зря.

А подобные вопросы появлялись точно. Возле площадки КВЗ, где всем интересующимся объясняли суть вертолетостроительного дела, было не протолкнуться. Ответы предлагали получить не только в готовом виде, но и добыть самим. Гости, в том числе взрослые, могли научиться управлять квадрокоптером, попробовать себя в роли пилота на симуляторе, собрать модель вертолета, поучаствовать в конкурсах с призами.

Владимир Гинсбург – управляющий директор ПАО «Казанского вертолетного завода» Владимир Гинсбург — управляющий директор АО «Казанский вертолетный завод»

Детям в игровой форме рассказывали о мире авиации. Да, у КВЗ есть «вертолетные классы» в казанских школе №54 и гимназии №8, где углубленно изучают физику и математику и инженерную графику для дальнейшего поступления в технические вузы. Но сегодня понятно, что профориентационную работу надо начинать намного раньше, например, создавать детские технические кружки.

Адель Шагимарданов Заместитель генерального директора КВЗ Адель Шагимарданов: «За последние 6 месяцев мы приняли более 400 человек»

Почему стоит подумать о работе на КВЗ?

Следующий уровень — рядом развернули «рекрутский» стенд. Заказов у КВЗ все больше, поэтому требуются работники. Особенно нужны сборщики-клепальщики, сварщики, маляры, слесари механосборочных работ, операторы-наладчики станков с программным управлением, токари, фрезеровщики, жестянщики.

«За последние 6 месяцев мы приняли более 400 человек, — рассказывает заместитель генерального директора КВЗ Адель Шагимарданов. — Но 250 из них — ученики и сегодня адаптируются к предприятию, на сложные участки их поставить пока нельзя. Поэтому нам нужны 150 высококвалифицированных рабочих. Цеха загружены, почти везде — рост по нормо-часам. С января мы на 20 процентов повысили зарплату основным производственным и вспомогательным рабочим, а по некоторым узкоспециальным направлениям — на 30 процентов. Такого роста нет ни на одном машиностроительном предприятии Татарстана. При этом мы полностью сохранили всевозможные льготы — у нас один из лучших социальных пакетов не только в республике, но и среди предприятий „Ростеха“». Создаются комфортные условия труда, например вахтовая доставка, доступные по цене горячие обеды в столовых, компенсация расходов за абонементы в фитнес-клубы Казани, услуги заводского здравпункта, санаторно-курортное лечение, в том числе для пенсионеров. Важная составляющая мотивации — 13-я зарплата, ее выплата зависит от работы всего коллектива предприятия.

Специалистов ключевых профессий КВЗ обучает и переобучает сам. После 3–6-месячных курсов ученикам присваивается разряд. Все это время они получают зарплату — от 35 тыс. рублей. Иногородним компенсируют стоимость аренды жилья. Важно, что новички сразу вливаются в коллектив. Предприятие не просто поощряет бригады, которые передают свои знания пока еще неопытным коллегам, — на КВЗ сформирована система наставничества. К слову, на празднике чествовали работников предприятия. Благодарность от кабинета министров Татарстана получили электрогазосварщик шасси-рамного цеха Раис Мухамедзянов и инженер по эксплуатации воздушных судов и силовых установок Евгений Шевелюхин, начавший трудовой путь в 1995 году авиационным механиком.

Заказов у КВЗ все больше, поэтому требуются работники Заказов у КВЗ все больше, поэтому требуются работники

Специальное предложение — для тех, кто когда-то работал на заводе, но уволился: возвращающемуся сразу выплачивают 50 тыс. рублей. А с 1 августа вертолетостроители вполне с духом времени запустили акцию «Приведи друга». Любой работник может рекомендовать своего кандидата на открытые вакансии. За каждого нового сотрудника, который трудоустроился и отработал последующие три месяца, рекомендателю выплачивается 10 тыс. рублей.

Итак, если коротко подытожить, почему стоит задуматься о том, чтобы влиться в большой коллектив казанских вертолетостроителей, число которых сегодня уже превышает 5,3 тыс. человек? Сегодня КВЗ — это:

  • зарплата (квалифицированный рабочий получает порядка 100 тыс. рублей);
  • возможность профессионального развития;
  • обширный социальный пакет;
  • участие в жилищных программах;
  • активная общественная жизнь.

КВЗ уникален еще и тем, что он единственный в России, кто одновременно выпускает вертолеты в трех весовых категориях — легкие средние и тяжелые КВЗ уникален еще и тем, что он единственный в России, кто одновременно выпускает вертолеты в трех весовых категориях — легкие, средние и тяжелые

Труд государственного масштаба

И еще один важный аргумент: интересная работа, причастность к большому, государственного масштаба делу, возможность своими руками строить летающие машины, которые сегодня трудятся в авиакомпаниях, у военных, полицейских, полярников, медиков.

«Ансат» не только строится на КВЗ, но и был спроектирован его конструкторами — уникальный случай для вертолетостроительных заводов страны. Машина уже массово эксплуатируется, начались экспортные продажи. Интенсивнее всего эти вертолеты используются санитарной авиацией. Медицинские «Ансаты» летают в 70 регионах России, и география их применения будет расширяться. Вертолет совершенствуется. Конструкторское бюро завода работает над полностью импортозамещенным «Ансатом». Он появится в 2024 году. Об этом на авиафоруме рассказал заместитель генерального директора – главный конструктор ОКБ КВЗ Алексей Гарипов.

Ми-8/17 летают в десятках стран мира. В ближайшем будущем мы увидим модернизацию этой модели — Ми-8МТВ-5М. Во время последнего визита в Татарстан министр обороны России Сергей Шойгу заявил о большом заказе для КВЗ.

И наконец новинка — Ми-38, выпуск которого сейчас наращивает КВЗ. Эта машина вывела завод в редкий и по мировым меркам класс производителей тяжелых вертолетов. Салон позволяет перевозить людей по нормам гражданской авиации. На Ми-38 возлагают немало надежд. В первую очередь гражданская авиация. Салон 38-го таков, что 30 кресел установлено точно так же, как в аналогичной вместимости самолете, предусмотрено место для бортпроводника. Ожидается, что пассажирский Ми-38 будет востребован в регионах, где остро стоит вопрос транспортной доступности. В ближайших планах — поисково-спасательная машина. И уже сегодня понятно, что это только часть будущей линейки модификаций этого вертолета. Прогнозируется, что до 2030 года закажут примерно 100 бортов.


Фото предоставлено АО «Казанский вертолетный завод», фотограф Валерий Соломахин


Кстати, КВЗ уникален еще и тем, что он единственный в России, кто одновременно выпускает вертолеты в трех весовых категориях — легкие, средние и тяжелые.

По известным данным, сегодня предприятие обеспечено заказами на три года вперед. Так что финансовая подушка сформирована.