Авиационная выставка АКТО («Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование»), которая прошла сегодня на территории выставочного центра «Казанская ярмарка», уместилась в один, сравнительно небольшой павильон № 3 Авиационная выставка «АКТО», которая прошла сегодня на территории ВЦ «Казанская ярмарка», уместилась в один сравнительно небольшой павильон №3

«Супер, но надо гораздо больше и шире»

Авиационная выставка «АКТО» («Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование»), которая прошла сегодня на территории выставочного центра «Казанская ярмарка», уместилась в один сравнительно небольшой павильон №3. К слову, и его заполнить полностью не вышло. На скромный характер события намекнул приехавший министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко. Выставка «супер», но ее надо делать «гораздо больше и шире», выводить на всероссийский уровень, подчеркнул министр. Планку Коробченко задал высокую — выставка следующего года должна стать «противовесом или продолжением» международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. Что ж, без амбициозных задач результатов не добьешься.

Самый большой павильон, встречающий гостей, открыло ПАО «Туполев». Здесь, например, показали макет Ту-22М3 «Белый лебедь», который заинтересовал юных гостей. Для выставки «Туполев» даже организовал отдельную переговорную с кофе, но корреспондент «БИЗНЕС Online» никаких обсуждений или подписания документов там не обнаружил. Пожалуй, один из ключевых текущих проектов для казанского филиала «Туполева» — авиационного завода им. Горбунова — возрождение пассажирского лайнера Ту-214. Президент Татарстана Рустам Минниханов курирует проект в ручном режиме, рассказывал «БИЗНЕС Online» в начале июля. Один из самолетов сейчас на стапеле, а для двух других изготавливаются детали, рассказал в беседе с нашим изданием директор конструкторского центра КАЗ им. Горбунова, филиала ПАО «Туполев», Борис Найшуллер.


Казанское «ОКБ Авиарешения», которое базируется в технополисе «Химград», привезло универсальную беспилотную платформу в исполнении для сельского хозяйства. Беспилотник можно использовать для распыления пестицидов и гербицидов. Заявленная дальность полета — до 350 км, максимальная полезная нагрузка — 200 кг, крейсерская скорость — 70 км/ч. Специально для беспилотника был переработан двигатель АвтоВАЗа. Спрос на такую технику колоссальный, а себестоимость намного ниже, чем у китайских аналогов, убеждал директор ОКБ Игорь Шивков. Почему до сих пор не в серийном производстве? Первая проблема — много чего нужно импортозаместить, вторая — бюрократия. Сертификация беспилотника сейчас ничем не отличается от сертификации, например, Boeing, отметил собеседник газеты. «Российский законодатель значительно отстает, будете смеяться, от казахстанского, белорусского, я уже не говорю о европейских», — посетовал Шивков. Отдельный вопрос — стоимость сертификации. В Европе на это нужно 4 млн рублей, а в России надо выложить 5 млн «только за познакомиться», поделился директор ОКБ своими подсчетами. Сама сертификация — от 180 млн до 750 млн рублей.

Сейчас компания живет на средства частных лиц со счетами за рубежом, но Шивкова уже предупредили — если не будет крупного инвестора, в сентябре проект заморозят либо свернут. «Все кивают, но когда доходит дело до подписания документов — нарушение закона», — вспомнил Шивков о своих безуспешных беседах с чиновниками. Разрешения на «официальные» вылеты у беспилотника нет до сих пор, только на испытательные. По словам спикера, сертификацию для беспилотников нужно вывести в отдельную категорию вне Росавиации. На ОКБ в «Химграде» регулярно возят делегации (недавно приезжал президент Мьянмы), но толку пока нет, признал собеседник. На форуме Коробченко познакомил директора ОКБ со своим замом, курирующим авиаотрасль. «„Байрактар“ собирают вообще из рыночных комплектующих, взаимодействовать надо», — отметил министр в беседе с инженером.

На скромный характер события намекнул приехавший министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко. Выставка «супер», но ее надо делать «гораздо больше и шире» На скромный характер события намекнул и Олег Коробченко:  выставка «супер», но ее надо делать «гораздо больше и шире»

«Если раньше была дилемма, развивать или покупать зарубежное, сейчас ее нет»

«Наверное, надо все-таки повернуть», — переживал за положение телевизора на стенде советник премьер-министра РТ по авиастроительному комплексу Назир Киреев. К приходу Коробченко он приготовил презентацию пассажирского Ту-334 — укороченной версии упомянутого ранее Ту-214. О том, что Минниханов предлагает правительству РФ в короткие сроки восстановить выпуск Ту-334, сам Киреев рассказывал «БИЗНЕС Online» в марте. Новостей о самолете с тех пор не появилось. Нынешний доклад Киреева был посвящен, по сути, тому, как в свое время «загубили» инициативы Татарстана по пассажирским лайнерам и что теперь делать:

— Ту-324 построен в натуральную величину в виде макета в металле, — отметил советник премьер-министра республики.

— А он не летал? — поинтересовался Коробченко.

— Ну нет, макет не летает, — пояснил Киреев.

Назир Киреев к приходу Коробченко приготовил презентацию пассажирского Ту-334 — укороченная версия упомянутого ранее Ту-214 Назир Киреев к приходу Коробченко приготовил презентацию пассажирского Ту-334 — укороченной версии упомянутого ранее Ту-214

В итоге договорились еще раз встретиться и детально обсудить предложения Киреева. «Не забывайте про нас!» — крикнул уходящему министру один из организаторов стенда «Ту-334 для КАЗ».

На чем летать-то будем? Минниханов решил напомнить Москве о загубленных «журавлях» из Казани

Подразделение АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) в Казани, которое строит для минобороны РФ ударные беспилотники «Альтиус», на выставке показало «гражданские» проекты — легкий турбовинтовой самолет ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на замену «кукурузнику» «Ан-2», и ТВРС-44 (турбовинтовой региональный самолет). Оба самолета будут полностью российскими, заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» директор подразделения УЗГА Рамиль Ахмадеев. Текущую обстановку, в которой оказалась российская авиаотрасль с учетом санкций, Ахмадеев называет интересной. Как показалось, собеседник даже немного рад, что западные «партнеры» ввели санкции. «Это новый вызов, позволяющий заполнить пустующую нишу. Если раньше была дилемма, развивать или покупать [зарубежное], сейчас ее нет, надо развивать свое. Это шанс, который позволит восстановить свою промышленность. То, что раньше было проще купить за рубежом, и губило», — отметил спикер. Того, что иностранные компании в какой-то момент вернутся и наши снова станут закупать импорт, Ахмадеев не боится. Иностранцев «уже никто не пустит», уверен он.

Группа высшего пилотажа ВВС России «Стрижи», прилетевшая в Казань на субботний праздник «Я выбираю небо!», в беседе с журналистами неожиданно покритиковала власти. «Сейчас большинство аэроклубов живет за счет коммерческой деятельности, поддержка от государства отсутствует. Мы бы хотели, чтобы была государственная поддержка, как в Советском Союзе, но мы не можем на это повлиять», — с сожалением констатировал один из пилотов, гвардии подполковник Дмитрий Зубков.

Группа высшего пилотажа ВВС России «Стрижи», прилетевшая в Казань на субботний праздник «Я выбираю небо», в беседе с журналистами неожиданно покритиковала власти Группа высшего пилотажа ВВС России «Стрижи», прилетевшая в Казань на субботний праздник «Я выбираю небо!», в беседе с журналистами неожиданно покритиковала власти

КВЗ заново собирает «Ансат», а «Ростех» хочет построить в Татарстане станкостроительный завод

Довольно откровенным получилось и заседание совета предприятий машиностроения РТ, посвященное импортозамещению в авиаотрасли. Совещание продлилось около часа, и его хватило, чтобы понять — работы еще навалом. И. о. гендиректора НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ Владислав Антипов рассказал о достижениях. К примеру, институт разработал более 20 материалов для двигателя ПД-14, который предназначен для пассажирских МС-21 и Sukhoi Superjet 100. «В целом я готов к дальнейшему сотрудничеству, все необходимое готовы далее решать», — доложил Антипов. Коробченко предложил институту открыть филиал в Татарстане: «Это помогло бы очень сильно».

Доклад помощника президента РТ Альберта Гильмутдинова был посвящен аддитивным технологиям. Пример внедрения — 3D-печать в машиностроении. «По обычным технологиям это изделие включает 18 элементов, которые привариваются друг к другу. За счет того, что нет сварных швов, конструкция гораздо более надежная, колоссальный экономический эффект!» — восхищался Гильмутдинов напечатанной горелкой турбины Siemes, которую принес с собой. Власти США специально поддерживают предприятия, которые занимаются аддитивными технологиями, согласился помощник президента республики Равиль Зарипов. Нам нужна подобная госпрограмма, обратился он к Коробченко. «Постоянно мы говорим с производителями, что есть свои… где-то отстаем. Без таких прорывных технологий, просто за счет ура-ура ничего не сделаешь», — подчеркнул Зарипов, сам в прошлом глава минпромторга РТ.

На фоне сложностей с импортными комплектующими Казанскому вертолетному заводу фактически приходится заново собирать «Ансат», отметил в своем докладе заместитель управляющего директора – главный конструктор ОКБ предприятия Алексей Гарипов. К 2024 году завод планирует выпустить вертолет, который будет полностью из российских комплектующих. «Мы решили максимально использовать существующие российские изделия, даже если параметры хуже», — признался Гарипов. Как оказалось, проблемы у КВЗ есть с поставкой… кресел для вертолетов, причем задача эта решается на уровне всего холдинга «Вертолеты России». Сейчас КВЗ ищет для вертолетов даже замки дверей — раньше были импортными. Предприятие обратилось к автопроизводителям, но те привыкли к серийному выпуску — запускать штучное производство им неинтересно. В конце августа стартуют испытания российских лопастей для «Ансатов».

Доклад помощника президента РТ Альберта Гильмутдинова был посвящен аддитивным технологиям. Пример внедрения — 3D-печать в машиностроении Доклад помощника президента РТ Альберта Гильмутдинова был посвящен аддитивным технологиям. Пример внедрения — 3D-печать в машиностроении

«Мы не сможем завезти очень сложное оборудование, нам никто не позволит», — с минорной ноты начал выступление замгендиректора по производству и науке московского АО «Механика» (входит в «Ростех») Эдуард Бешкарев. Для российских предприятий было всегда характерно засилье импортного оборудования, отметил он. Теперь надо резко увеличить выпуск своих станков, но предприятия не могут даже поддержать текущее производство — оборудование импортное и устаревшее, запчастей для него нет. Минпромторг РФ насчитал в России 19 станкостроительных заводов, а на деле более-менее серьезные площадки можно пересчитать по пальцам, указал спикер. Решение — срочно построить с нуля один-два современных станкостроительных завода, возможно, с зарубежным партнером. По словам Бешкарева, такое предприятие можно организовать в Казани, оно сможет выпускать не менее 200 станков в год. «Тысячу нам нужно [станков] в год. <…> Четыре отдельных завода мы должны построить», — отреагировал Коробченко. «Хотите четыре завода — будет четыре», — отметил Бешкарев. По его словам, «Ростеху» и руководству РТ надо вместе выйти на премьер-министра с этим вопросом.

Российские производители «подсели» на импортные инструменты, в том числе из Германии и Израиля, отметил ректор МГТУ «Станкин» Владимир Серебренный. По его словам, ключевой вызов на сегодня — создать с нуля цепочку поставщиков критических комплектующих. «К сожалению, на сегодняшний день порядка 85–90 процентов всех [критических] комплектующих были импортными, — привел Серебренный неутешительную цифру. — Здесь нам предстоит огромная работа. Мы должны предоставить комплектующие, которые будут не хуже зарубежных аналогов. Кроме того, отрасль не то что к этому не готова, мы потеряли целый ряд различных ключевых компетенций».

Есть огромная проблематика в авиастроении, не стал сглаживать углы Коробченко. «Проехал все наши авиастроительные заводы, посмотрел. Почти все говорят, что проблема со станками — не на чем производить самолеты» Есть огромная проблематика в авиастроении, не стал сглаживать углы Коробченко: «Проехал все наши авиастроительные заводы, посмотрел. Почти все говорят, что проблема со станками — не на чем производить самолеты»

Есть огромная проблематика в авиастроении, не стал сглаживать углы Коробченко. «Проехал все наши авиастроительные заводы, посмотрел. Почти все говорят, что проблема со станками — не на чем производить самолеты. Большие наши заводы стоят и заявляют, что им нужно оборудование. Директора ездят по старым предприятиям, где они (станки прим. ред.) когда-то стояли, пытаются под полиэтиленом что-то найти», — отметил министр. Он подчеркнул, что в республике нужно создать авиастроительный кластер, который объединит заводы, научные институты и компании-производители. В апреле проект авиакластера на базе ОЭЗ «Алабуга» обсуждали президент РТ и вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Денис Мантуров. Планируется реализация проектов по импортозамещению в сфере композитов, автокомпонентов, переработки полимеров, нержавеющей стали и горячепрессованных труб, меланина, говорил Минниханов. Когда появится кластер, на выставке не уточнили — остается ждать.