КОРРУПЦИЯ ИЛИ НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Напомним, сделка была заключена 26 мая 2011 года между командованием сухопутных войск США и ОАО «Рособоронэкспорт». Контракт выполняет ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ). В Афганистан уже поставлено 9 вертолетов, остальные должны быть отправлены до июля этого года. Предполагается, что США могут заказать еще 18 Ми-17В5.

И вот 8 марта на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил законодатели Джон Корнин и Ричард Блюменталь выразили недовольство тем, что «деньги американских налогоплательщиков идут на приобретение вертолетов у России, которая продает оружие режиму Асада». «Одно из армейских подразделений сейчас закупает по меньшей мере 21 Ми-17 для афганских военных у Рособоронэкспорта», – цитирует Корнина «Газета.Ru». – Меня тревожит то, что среди клиентов Рособоронэкспорта числится армия США. Неужели США, имея столько своих альтернативных вертолетов, должны вознаграждать Россию, покупая у нее Ми-17, за ее действия в Сирии?».

Сенаторам ответил начальник штаба сухопутных войск генерал Реймонд Одьерно: «Других вариантов удовлетворения оперативных потребностей афганских сил безопасности нет». Генерал привел известные аргументы в пользу российских машин: идеальны в горных условиях, неприхотливы, надежны, дешевы, знакомы афганцам.

Тем не менее американская общественность подозревает, что в вертолетном сотрудничестве между Россией и США не обошлось без коррупции. Причем уровень чиновников, лоббировавших его в министерстве сухопутных войск, министерстве обороны США, достаточно велик. Но косвенно против этого аргумента говорит то обстоятельство, что и до этого первого прямого военного контракта между Россией и США американцы уже более пяти лет покупали Ми-17 для Афганистана и Ирака - через посредников. Не получается без российских вертолетов!

МИНИСТРУ ОБОРОНЫ США НАПРАВИЛИ ПИСЬМО

На запросе двух сенаторов история не закончилась. Вчера стало известно, что 17 членов сената конгресса США, представляющие как демократическое большинство, так и республиканскую оппозицию, потребовали пересмотра контракта. Соответствующее письмо они направили министру обороны Леону Панетте. «Мы пишем, дабы выразить свою серьезную обеспокоенность бизнес-сделками министерства обороны с Рособоронэкспортом, той же самой контролируемой российским государством компанией по экспорту вооружений, которая осуществляет поставки сирийскому правительству (оружия), которое служит для продолжения широкомасштабных и систематических нападений на его собственный народ», - цитирует сенаторов «Газета.Ru». Письмо предложили подписать два республиканца - Джон Корнин и Келли Айотт, и два демократа - Дик Дурбин и Кирстен Джиллибранд. В итоге они собрали подписи более чем трети членов верхней палаты.

Российские политики уже высказались о демарше американских сенаторов достаточно иронично. Как полагают специалисты центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), минобороны США не пойдет на поводу у сенаторов. Это связано с тем, что реализация данного контракта выгодна прежде всего американской стороне в части реализации планов по созданию афганской армии, что позволит переложить на нее задачи, которые в настоящее время возложены на контингент США и стран коалиции. Это значительно снизит потери ВС США и коалиционных сил в прямых боевых столкновениях с талибами.

Более того, по мнению ЦАМТО, дальнейшее сотрудничество США с Россией по поставке вертолетной техники афганской армии будет продолжено. Следует напомнить и то, что именно американская сторона стала инициатором заключения этого контракта, поэтому позиция Пентагона и группы американских сенаторов диаметрально отличается, тем более с учетом того, что никакой альтернативы использованию российских вертолетов Ми-17 в Афганистане нет.

АМЕРИКАНСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ЗНАЮТ СВОЮ РАБОТУ

Более того, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», подобные истории (в том числе и связанные с Россией) у законодателей США не редкость. Более того, в них уже участвовал инициатор нынешнего письма - Корнин.

В декабре 2009 года конгресс США готовится рассмотреть резолюцию, призывающую страны-члены НАТО и Евросоюз не продавать России крупные системы вооружений или иную наступательную технику. Резолюция появилась в связи с планами России купить у Франции вертолетоносцы «Мистраль». Как известно, сделка по «Мистралям» состоялась.

В мае 2011 года почти половина представителей сената написала письмо президенту США Бараку Обаме с призывом одобрить сделку по продаже Тайваню 66 истребителей F-16. Послание подписали 45 из 100 сенаторов, в нем говорилось, что поставка боевых самолетов позволит сохранить военный баланс в регионе, где в последнее время наметился перевес в сторону Китая. В сентябре того же года администрация США уведомила конгресс об отказе в поставке Тайваню истребителей. Белый дом принял такое решение, опасаясь ссоры с Китаем. Решение Белого дома вызвало раздражение у законодателей-республиканцев. «Капитуляция президента Обамы перед коммунистическим Китаем станет не только печальным днем в американской внешней политике, но и нанесет серьезный урон нашему надежному союзнику и давнему другу», - заявил тогда Корнин. Он представляет Техас, известный своими оборонными предприятиями. «Тайваньская инициатива сенаторов объяснялась не только заботой о защите тайваньской демократии, но и интересами американского ВПК - контракт мог бы принести Lockheed Martin (его заводы располагаются и в Техасе) $8,7 млрд. и позволил бы создать около 16 тыс. новых рабочих мест. Тем не менее, как писал «Ъ», Обама решил пойти на конфликт с республиканцами в конгрессе.

Остается добавить: вот бы наши законодатели в подобных вопросах были бы столь же настойчивы…

ВЕРТОЛЕТЫ НЕ «ЗАВАЛЯЮТСЯ» - И БЕЗ АМЕРИКАЦЕВ ЖЕЛАЮЩИХ МНОГО

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию экспертов.

Тимур Акулов – помощник президента РТ (до 2010 года - директор департамента внешних связей президента РТ - помощник президента РТ по международным вопросам):

- На мой взгляд, вопрос излишне политизирован. Контракт оправдан. Какие вертолеты – американские, английские, французские – туда поставлять, если там все летчики обучены летать только на наших вертолетах? Для горных условий лучшего вертолета не найти… И мы заинтересованы в том, чтобы наши вертолеты там работали. Таким образом, мы поддерживаем летчиков, которые проходили учебу в СССР или обучались нами в Афганистане, – это люди, которые с пониманием относятся к России. И второе - это бесплатный пиар. Не каждому объяснишь достоинства наших вертолетов. А то, что американцы на них летают, - это отличная реклама на обывательском уровне.

А американские законодатели выступают регулярно с такими запросами. А кому еще это делать? Они избранники народа, должны ратовать за народ. Они хотят доказать, что заботятся о своих производителях, а нехорошее министерство обороны закупает за рубежом. Да и у нас так же происходит – наши депутаты в подобных случаях тоже сразу интересуются, почему мы закупаем чужое?

Сергей Степанов – ветеран войны в Афганистане, полковник в отставке, пилот первого класса, ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ им. Туполева:

- Конечно, без наших вертолетов там не обойтись. У меня друзья летают в компании «Вертикаль», которая на Ми-26 в Афганистане вытаскивала из труднодоступных мест подбитые американские вертолеты. А директора компании - моего друга, кстати - Барак Обама пригласил посетить Америку – в знак благодарности. И он ездил.

Тут примешивают политику. Но при чем тут она?! Те же друзья из «Вертикали» говорят, что американцы оценивают наши машины как надежные, неприхотливые. Они используются при любой температуре –там же внизу жара, а в горы поднимаешься – минус 30 - 35. Наши вертолеты перевозят значительный тоннаж. Просты в обслуживании. Неприхотливы в горюче-смазочных материалах. По собственному опыту скажу - устойчивы на попадания пуль и осколков. Живучесть у Ми-8 достаточно высокая. Раз одному командиру эскадрильи лопасть прострелили по центру. Он уменьшил скорость и сорок минут так летел, пока не приземлился. Считаю, это очень высокий показатель живучести. А на одном вертолете как-то насчитали около двухсот пробоин.

В горячие дни перерыв между вылетами был максимум двадцать-тридцать минут. У некоторых экипажей общий налет в день составлял десять-двенадцать часов... А в Афгане износ двигателей очень большой – пыль и так далее. Наши лопасти и двигатели там достаточно долго работают. А вот американские вертолеты очень боятся песка и пыли. Хотя назначенный ресурс у них большой, несколько тысяч часов, в Афганистане – только 350 - 500, приходится часто менять двигатели. А у нас – лопатки вроде износились до толщины тетрадного листочка, а работает нормально. Не зря американцы захотели наши вертолеты. Американцы сами с удовольствием летают там на наших машинах, как пилоты, а со своими они там помучились. И ведь учтите, что американцы - дотошные - сто раз подумают, прежде чем купить… А если американцы разорвут контракт, так желающих на эти вертолеты мгновенно найдется много.