На время ремонта моста Нижний и Средний Кабан соединят только трубами

Засыпка озера идет уже не первый день. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», засыпана оказалась почти вся площадь от автомобильного до пешеходного моста, с правых перил которого теперь открывается вид только на стройку. Возле моста работает тяжелая техника, несколько гусеничных и колесных экскаваторов ковшами укладывают все новые слои песка на то место, где еще недавно было озеро.

Внешне картина выглядит пугающе: в этом месте и раньше был очень неглубокий заиленный участок, позволяющий разве что проплывать на байдарках. А теперь никакой видимой протоки нет, и кажется, что Нижний и Средний Кабан полностью изолированы друг от друга. Впрочем, на свежей насыпи видны две трубы, которые наполовину выглядывают из воды. Именно через них водоемы на время ремонта моста будут сообщаться друг с другом.

«Пробка будет адовой»: все, что нужно знать о реконструкции моста через Кабан за миллиард

В комитете внешнего благоустройства исполкома Казани заверили, что засыпка временная. Она необходима только для того, чтобы забить сваи, а потом все раскопают назад. Более того, участок озера попутно расчистят от ила и сделают дноуглубление.

Чтобы вбить сваи в дно водоема, строители пошли по пути засыпки песком места слияния двух озер — Нижнего и Среднего Кабана — над которыми и проходит мост. Это площадь в 2,5 тыс. кв. метров Чтобы вбить сваи в дно водоема, строители засыпали места слияния двух озер — Нижнего и Среднего Кабана, — над которыми и проходит мост. После завершения работ место слияния двух озер будет расчищено Фото: Ксения Соколова

«Засыпка требуется, чтобы сделать выторфовку ила и замену его на песок для расширения проезжей части дороги. На русле лежат водопропускные трубы для связи озер, — подчеркнули в комитете. — Временная засыпка участка слияния двух озер произведена для того, чтобы буронабивная машина могла проехать и забить сваи для основы будущих полос моста. На производство работ получено разрешение министерства экологии и природных ресурсов РТ. По мере завершения работ место слияния двух озер будет расчищено».

По данным исполкома, весь ремонт займет три года, но этап засыпки закончится гораздо быстрее: забивка свай планируется с 10 по 15 августа. Завершить работы и приступить к расчистке протоки между озерами планируют уже в октябре.

Засыпка части Кабана — часть проекта по строительству моста, который разработало ООО «ДСК Проект» по заказу ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ»  На русле лежат водопропускные трубы для связи озер Фото: Ксения Соколова

Засыпка Кабана «для удобства бетонирования…»

Засыпка части Кабана входит в проект по строительству моста, который разработало ООО «ДСК Проект» по заказу ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ». Он предусматривает засыпку русла реки под правую и левую проезжие части «для удобства бетонирования пролетных строений и монтажа строительной техники». Укладка труб под насыпью для сообщения озер также часть проекта. Их длина — 70,2 м, диаметр — 1 420 миллиметров. Сам же участок строительства относится к потенциально подтопляемым. Поэтому для исключения заболачивания проектом предусмотрено устройство водоотводных лотков и дождеприемников.

Часть берега уже засыпали ранее для устройства строительной площадки, необходимой для размещения строительных машин и механизмов, а также временной объездной автодороги, расположенной в непосредственной близости от реконструкции моста. Всего же на берег было свезено около 5 тыс. т песка. Проектом определены и минимальные границы земельных участков, подлежащих отводу в постоянное пользование, — это почти 22 тыс. кв. метров. Ради ремонта моста пришлось пожертвовать и новой набережной — 50 м парящей конструкции разобрали. Как отмечают в мэрии, строительные работы не затронут остальную часть пешеходного моста, который проходит на нижнем уровне и замыкает набережную. Напомним, набережную построили в 2020-м за 69,5 млн рублей — от улицы Хади Такташа до улицы Шигабутдина Марджани. Согласно концепции развития набережной Кабана, второй пешеходный переход появится на обновленном автомобильном мосту на улице Нурсултана Назарбаева, а под ним продолжится пешеходная дорожка на сваях в сторону зоопарка.

Без засыпки Кабана, видимо, было не обойтись. Новый мост будет состоять из двух раздельных пролетных строений под каждое направление автомобильного движения. Ширина сооружения составит 44 м, а полная длина моста — 49 метров. В проекте указано, что в основании опор моста под левую и правую проезжие части погрузят по 71–72 сваи в два ряда.

Полностью перекрывать движение на время работ не требуется. Полосы станут закрываться поэтапно, для движения всегда будет доступно по две в каждую сторону. Демонтаж старых пролетов будет вестись параллельно со строительством новых пролетов. «Объекты работают автономно. Движение транспорта организовано непрерывно», — говорится в документе.

Железобетонную конструкцию, построенную в 60-х, признали аварийной в 2019-м и ввели ограничение для движения тяжеловесной техники. Сейчас на мосту действует ограничение скорости в 40 км/ч и массы автомобильного транспорта до 15 тонн. Полностью завершить реконструкцию планируют к концу 2023 года. После этого количество полос увеличится с 6 до 8. Ремонт автомоста обойдется бюджету республики в 1,1 млрд рублей. В конце мая контракт на эту сумму заключен с ООО «Мосты и дороги» Николая Логинова. Заказчик —  ГБУ «Дирекция финансирования программ дорожных работ». Средства на реконструкцию будут выделять поэтапно. Так, в этом году планируется потратить 407,9 млн рублей, в 2023-м — 400 млн, в 2024-м — еще 355,5 млн рублей.

Полностью перекрывать движение на время работ не требуется. Полосы будут закрываться поэтапно, для движения всегда будут доступны по две в каждую сторону Полностью перекрывать движение на мосту на время работ не требуется. Полосы станут закрываться поэтапно, для движения всегда будет доступно по две в каждую сторону Фото: Алексей Савин

«Здесь достаточно большой экологический ущерб»

Как строительство моста скажется на водных ресурсах озера? Свою оценку дало Средневолжское территориальное управление федерального агентства по рыболовству. Озеро Нижний Кабан — часть системы озер, расположенных в городской черте Казани. Протяженность — около 2 км, ширина — примерно 350 метров. Нижний и Средний Кабан соединяет Ботаническая протока. В ведомстве считают, что работы окажут негативное влияние на состояние водных биоресурсов озера Нижний Кабан, сказано в документации к тендеру. Озеро соответствует водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории. Здесь обитает плотва, окунь, уклейка, верховка, красноперка, карась и карп. Ширина водоохранной зоны — 50 метров. Нерестилища особо ценных видов рыб в месте реконструкции моста отсутствуют, говорится в заключении экспертов.

Компания «ЭкоФишПроект» определила следующее негативное воздействие на озеро. Это образование зоны мутности и заиления, повреждение донной поверхности на площади в 2,5 тыс. кв. м (из-за уширения дамбы существующей автодороги, устройства крайних опор и укрепления откосов моста монолитным бетоном) и т. д. Общий ущерб водным биоресурсам — 944 килограмма.  Для компенсации нужно выпустить в Куйбышевское водохранилище на территории Татарстана молодь стерляди в количестве более чем 17 тыс. штук.

Казанский биолог Антон Бортяков считает, что любая засыпка и уменьшение площади водоема даже локально меняют его экологические характеристики. «Это прямой (уничтожение растений и животных) и отложенный ущерб, размер которого зависит от размера засыпки в пропорции к общей площади всего водоема, — говорит он. — Если засыпка вызывает ухудшение проточности водоема (как в Займище), это в итоге ведет к деградации всей экосистемы, что, несомненно, относится к отложенному вреду».

Нафиса Мингазова: «Любая засыпка будет иметь целый ряд неблагоприятных последствий, даже если это и временное явление. Надо отдавать себе отчет, что здесь достаточно большой экологический ущерб даже не столько в финансах выразится, сколько в экосистемном отношении» Нафиса Мингазова: «Любая засыпка будет иметь целый ряд неблагоприятных последствий, даже если это временное явление. Надо отдавать себе отчет, что здесь достаточно большой экологический ущерб даже не столько в финансах выразится, сколько в экосистемном отношении» Фото: kpfu.ru

Строительство методами засыпки — очень древний способ, достаточно жестокий по отношению к водным объектам, говорит завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова. «Любая засыпка будет иметь целый ряд неблагоприятных последствий, даже если это временное явление, — согласна она с Бортяковым. — Надо отдавать себе отчет, что здесь достаточно большой экологический ущерб даже не столько в финансах выразится, сколько в экосистемном отношении — в ухудшении свойств самоочищения, в функционировании водной системы».

По словам Мингазовой, озера Кабан очень древние и им ориентировочно от 40 тыс. до 70 тыс. лет, так что они легко впадают в «деградированное состояние». Антропогенные воздействия в прошлом были губительны, говорит она. Первый замор в озере Нижний Кабан был зафиксирован в 1928 году, когда создали тоннель под железной дорогой, напоминает эколог. Затем заморы наблюдались, когда образовалось Куйбышевское водохранилище и озера потеряли проточность.

Часть берега уже засыпали ранее для устройства строительной площадки, необходимой для размещения строительных машин и механизмов, а также временной объездной автодороги, расположенной в непосредственной близости от реконструкции моста. Всего же на берег было свезено около 5 тыс. т песка Фото: Ксения Соколова

«В 70–80-х озера Кабан вообще считались мертвыми водоемами, предельно грязными. И для них в 1980–1987 годах был разработан проект, уникальный в тот период — гидротехнический эксперимент по оздоровлению этих водоемов. В первую очередь — за счет соединения их меж собой, пропуска воды, аэрации, — отмечает эксперт. — Движение воды — это жизнь. И, когда озера Кабан начинают снова изолировать, мы должны понимать, что произойдет ухудшение качества воды. Со временем это будет убрано. Но ведь часто бывает так: то, что делается, воспринимается властями как догма, а потому и не убирают за собой совершенно».

Мингазова вспоминает, что глубина по принципу «вода по колено» тоже не случайность. «Когда делали дорожки на воде, там тоже уже были засыпки вовсю, а раньше там глубина была вполне приличная — 4–5 метров. Не засыпали бы — и не было бы снижения глубины», — добавляет эколог.