Дамир Исхаков: «Мы сейчас с высоты прошедшего времени можем оглянуться назад и попытаться выработать некоторый общий взгляд на этот единственный сейчас (за исключением Республики Татарстан) объединяющий всех татар мира социальный институт с тем, чтобы понять, что у нас в итоге получилось» Дамир Исхаков: «Мы сегодня с высоты прошедшего времени можем оглянуться назад и попытаться выработать некоторый общий взгляд на этот единственный сейчас (за исключением Республики Татарстан) объединяющий всех татар мира социальный институт с тем, чтобы понять, что у нас в итоге получилось»

Единственный объединяющий всех татар мира социальный институт

Как всегда, нас уже опередили — всемирный еврейский конгресс (World Jewish Congress) был учрежден еще в 1936-м. Правда, в 1917 году татары тоже успели создать несколько своих курултаев, которые можно рассматривать как предшественников ВКТ. Но нынешние конгрессы, берущие начало с первого съезда, состоявшегося в сложнейшем в политическом плане для Татарстана 1992-м, — это, конечно, все же несколько иное общественное явление, характерное, что надо отметить, практически для всех более или менее крупных этносов страны постсоветского периода. Даже для тех народов, кто, в отличие от татар или российских евреев, создавших в 1996 году российский еврейский конгресс, не имеют больших диаспор.

Сейчас можно уверенно сказать, что подобные конгрессы, съезды, курултаи и прочие общенациональные форумы живущих в РФ народов преследовали (и продолжают преследовать) две главные цели: а) выражать этнические интересы через эти полугосударственные структуры, функционирующие под руководством официальных политических элит; б) добиваться консолидации диаспорально расселенных групп вокруг автономных политических образований, когда они есть, а в случаях, когда таковые отсутствуют, просто консолидироваться вокруг некоего общественного центра тех или иных народов.

С тех, не побоюсь этого слова, революционных лет начала 1990-х прошло три десятилетия, наполненных крутыми политическими и социальными трансформациями нашего общества, естественно, оказавшими самое непосредственное влияние и на конгресс татар. И мы сегодня с высоты прошедшего времени можем оглянуться назад и попытаться выработать некоторый общий взгляд на этот единственный сейчас (за исключением Республики Татарстан) объединяющий всех татар мира социальный институт с тем, чтобы понять, что у нас в итоге получилось.

Зачастую же получается так, что критика ничего конструктивного не содержит, состоит из всяких благих пожеланий на уровне фантастических идей, в принципе невозможных при нынешних обстоятельствах к реализации «Зачастую же получается так, что критика ничего конструктивного не содержит, состоит из всяких благих пожеланий на уровне фантастических идей, в принципе невозможных при нынешних обстоятельствах к реализации»

«Неча на зеркало пенять…»

Как конгрессмен, прошедший через всю 30-летнюю историю ВКТ при личном участии в его деятельности, могу однозначно констатировать: генеральная линия этой организации колебалась вместе с политикой руководства республики и РФ, отчасти зависела и от позиции лидеров, в том числе из регионов, т. е. были времена более демократические, позволяющие раскрыться активности наших сородичей в общественном пространстве. Но затем наступили иные времена, когда в силу обстоятельств, так сказать, непреодолимого характера эта активность пошла на спад, татарский мир начал консервироваться (у нас по данной части очень большой исторический опыт, нашедший отражение и в психологии татар), переходить к бесконечным сабантуйно-фестивальным мероприятиям, дозволенным исламским практикам, конкурсам красоты, краеведению, воздвижению многочисленных памятников вписывающимся в современные политические реалии национальным деятелям (особенно возлюбили у нас Габдуллу Тукая и Мусу Джалиля).

Ну что же, как гласит татарская пословица, «каково ведро, такова и его крышка». Поэтому, когда я слышу критику (она есть, хотя и не такая сильная и тем более глубокая) в адрес ВКТ, его руководства, мне очень часто хочется ответить: «А что бы вы сделали на нашем месте в современных условиях и вообще, что вы конкретно предлагаете?» Зачастую же получается так, что критика ничего конструктивного не содержит, состоит из всяких благих пожеланий на уровне фантастических идей, в принципе невозможных при нынешних обстоятельствах к реализации. И затем, состав национального совета («Милли шура») ВКТ, призванного направлять всю его деятельность между съездами, созываемыми лишь один раз в пять лет, вообще-то избирается делегатами, а кандидатуры предлагаются от имени входящих в конгресс организаций. Если что-то не так, стало быть, надо менять состав управляющей структуры, а так что же жаловаться? Как говорится, «неча на зеркало пенять…».

Тем не менее мне, как одному из очень давних конгрессменов, ставшему волею обстоятельств членом учрежденной пять лет тому назад «Милли шура» (кстати, что весьма показательно, в народе нас довольно метко именуют «мишурой»…) и в его рамках возглавлявшему в последний срок его комиссию по информации и аналитике, временами, а в последние годы особенно часто бывает очень грустно — есть большие дела, которые нами никак не анализируются, а мы тонем в мелочах, которых бесконечное число. Припоминаю слова одной мудрой пожилой татарки, сказанные мне в качестве напутствия много лет тому назад: «Не находитесь под нацией, она очень большая, старайтесь идти впереди, иначе вы будете просто раздавлены…»

Съезд ВКТ покажет, на что татары способны

Напоследок, быть может, в качестве некоего аналитического заключения хотел бы перечислить те ключевые задачи, которые стояли прежде и продолжают стоять перед ВКТ много лет, но так и не были реализованы:

  1. Создание дееспособного объединения татарского бизнес-сообщества с учреждением при нем независимого фонда («Национальная казна») с советом экспертов (мудрецов) при нем.
  2. Вырабатывание подлинной стратегии развития татарской нации на ближайшие десятилетия с учетом возможных в дальнейшем изменений российского общества и международного сообщества.
  3. Перестройка деятельности исполкома ВКТ и его «Милли шура» в направлении решения глобальных проблем, стоящих перед татарским миром, что вызволит всех нас из теней сабантуйно-фестивальной действительности (такие предложения группой экспертов для руководства ВКТ были ранее подготовлены).

Кажется, не так много реальных задач, выполнение которых могло бы вознести ВКТ на новые высоты. Да, они трудны для реализации прежде всего потому, что требуют от татарской элиты нового мышления. Будет VIII съезд ВКТ, и он покажет, на что татары способны (или не способны). А после, когда пройдет мероприятие, упрекайте лишь самих себя, уважаемые соотечественники.