«СТРОИТЕЛИ ПРОЦЕНТ ОТСТЕГИВАТЬ БУДУТ?»

На конференции планировалось обсудить проблемы взаимодействия генподрядных и подрядных строительных организаций, а также найти пути искоренения коррупции при заключении государственных контрактов на выполнение подрядных работ.

Отметим, что заявленная тема могла бы заинтересовать многих участников рынка, особенно если учесть, что в строительной сфере (и об этом говорится открыто) суммы откатов достигают 40%. Однако представителей строительных компаний в зале было не очень много. Зато в приличном составе явились представители Общественной палаты РТ, чиновники и сотрудники организовавшей мероприятие региональной общественной организации (РОО) «Антикоррупционный комитет РТ».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» все равно приготовился услышать революционный рецепт борьбы с коррупцией в строительстве. И он был предложен: комитет выдвинул идею создания юридического лица с участием государства, которое бы регулировало взаимоотношения между генподрядчиками, подрядчиками и госзаказчиком. Судя по недоуменным лицам присутствующих, далеко не всем было понятно, зачем нужна эта структура, каковы ее функции, и за чей счет, собственно, будет банкет. Зато стала ясна цель конференции - заручиться поддержкой влиятельных людей в продвижении этого проекта.

Но правила игры все же были соблюдены – трибуну представили всем запланированным выступающим. Начальник отдела информационно-аналитической работы, координации и планирования министерства юстиции РТ Александр Чащин посетовал на то, что в разработке антикоррупционной программы на 2012 - 2014 годы не участвовали игроки строительного рынка, а от общественности вообще не поступило ни одного предложения.

Ему живо возразил глава агентства госзаказа Яков Геллер. Неутомимый борец за прозрачность госзаказа заявил: «Я категорический противник создания надстроек. Я не верю в программные мероприятия, не верю в декларации, не верю в вопросы: «Где взял деньги?». Где взял? Да там уже их нет!». А верит Яков Вениаминович просто в науку, на основе которой и строится система электронных торгов на площадке госзаказа. Геллер сообщил, что агентство планирует создать структуру кооперационных связей, где будет наглядно показана вся цепочка по каждому строительному объекту – от генподрядчика до самой крохотной подрядной организации. Кроме того, запускается электронная биржевая площадка с валидацией товара и услуги, чего, по словам главы агентства, ожидали многие участники госзаказа.

Член Общественной палаты Мунир Гафиятуллин задал руководителю РОО Марату Хафизову предельно конкретный вопрос: «Я что-то до конца так и не понял, чем этот орган будет заниматься? И чтобы он работал, строители процент отстегивать будут?». На это Хафизов интригующе ответил, что сейчас будет перерыв, после которого участникам конференции и расскажут, какую уникальную концепцию предлагают организаторы мероприятия.

06.jpg
Член Общественной палаты Мунир Гафиятуллин задал предельно конкретный вопрос: «Чем этот орган будет заниматься? И чтобы он работал, строители процент отстегивать будут?»

«СЕЙЧАС ОТКАТ – 40 ПРОЦЕНТОВ, А БУДЕТ – 50»

Но в перерыве Хафизов все же сделал мини-презентацию идеи для корреспондента «БИЗНЕС Online». «Я практикующий адвокат, и ко мне часто обращаются по экономическим спорам, когда генподрядчики жалуются на субподрядчиков, - объяснил причину заинтересованности в продвижении проекта Хафизов. – Генподрядчики жалуются на то, что субподрядчики некачественно выполняют работы, срывают сроки. Субподрядные организации – на то, что после выполнения работ годами не могут получить денежные средства. Я предлагаю создать связующее звено между теми и другими, некий инструмент, юрлицо, которое не будет надзорным органом. По принципу свободной архитектуры отделов. Например, первый отдел - это принцип депозитарного расчетного счета, на базе которого построен Дубай. Это когда средства по каждому заключенному контракту хранятся на депозитарных денежных счетах, и после подписания документов они безакцептно уходят подрядной организации».

По мнению Хафизова, задуманная им структура должна быть прогосударственной, по типу ГИСУ. Он также признался журналисту, что, когда представил идею участникам рынка и чиновникам, они заявляли: «Сейчас откат - до 40 процентов, а создашь межведомственную республиканскую управляющую компанию (МРУК – таково рабочее название организации – авт.) – будет 50 процентов». Но, как заверил Хафизов, это не так. Правда, ответа от президента РТ Рустама Минниханова, которому он направил свое предложение, автор идеи не получил. Письмо было спущено в минстрой, а один из замов Ирека Файзуллина (здесь Хафизов категорично отказался назвать, кто именно) ответил, что правовой основы для создания организации не имеется.

На логичный вопрос: «А кто будет содержать структуру, за чей счет она будет функционировать?», Хафизов произнес явно заготовленную фразу, что компаниям-участникам это не будет стоить почти ничего: «0,01 процента от денежных коопераций, это ни для кого не обременительно. А для функционирования организации этого вполне достаточно». И тут же с гордостью добавил, что единственный источник финансирования самого «Антикорупционного комитета» - он сам, Марат Хафизов, успешный и практикующий адвокат.

Когда Хафизов озвучил все это с трибуны, то получил в свой адрес аплодисменты из зала, правда, значительно поредевшего за время перерыва.

ИДЕЯ ИНТЕРЕСНАЯ, НО НАМ ЕЩЕ ЗДЕСЬ РАБОТАТЬ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением участников мероприятия: нужна ли предлагаемая структура Татарстану и способна ли она действительно снизить коррупционные риски?

Яков Геллер - генеральный директор агентства по государственному заказу:

- Любая структура, даже комитет по делам Франции может быть полезен – он будет сидеть и обсуждать, что творится во Франции. Другой вопрос, что во Франции ничего не изменится. Это теза не моя, а Талгата Абдуллина. И изменить ситуацию могут лишь суды с участием обиженных конкурентов.

Равиль Каримов - заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ:

– Вот Яков Геллер создал много интересных идей в области IT, и как уйти от откатов он красноречиво сегодня продемонстрировал. Любой активный пользователь может войти на его площадку и посмотреть, как все прозрачно. Я больше тяготею к таким инструментам, и сам активно ими пользуюсь. Только бесконтактное общение между участниками сводит на нет коррупционные риски. Но и данное предложение, возможно, имеет право на жизнь, но мне пока не совсем понятно, как оно должно быть реализовано.

…Показательно, что представители строительных компаний наотрез отказались что-либо комментировать газете «БИЗНЕС Online». «Идея интересная, - говорили они, - но, простите, рассуждать на тему откатов, объемов и так далее мы не будем – нам еще здесь работать!». И лишь один руководитель строительной компании, имеющей субподрядные объекты на ТАНЕКО и в Казани, согласился сказать несколько слов – на условиях анонимности:

– Идея интересна. По сути Хафизов предлагает не вертикальную, а горизонтальную структуру взаимосвязи между всеми участниками рынка. А если говорить о том, что происходит у нас в строительном комплексе, то идет мощное лоббирование своих структур. Когда приходит время расчета, у генподрядчика начинается – деньги задерживает или свои внутренние проблемы закрывает ими. Эти расчеты проходят через столько рук! Тут пять процентов, там пять процентов, плюс различные свои контролирующие органы с проверками… Чисто официально уходит до 20 процентов. Совсем непросто получить свои деньги у генподрядчика. Он говорит: «Можно ускорить, но это будет другой процент!». Мы несколько раз участвовали в электронных торгах, но нам говорят: «Куда вы лезете? У нас есть свои люди». А если даже удавалось выигрывать, этот тендер отменяли и объявляли заново, уже под свои интересы.