"Охота" на красные автобусы в Казани после вчерашнего информационного бума прекратилась. Пока?
Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» начальник пресс-службы УВД Казани подполковник милиции Игорь Силко, новых нападений вчера вечером не было. Какие-либо свежие факты по поводу стрельбы по окнам пассажирских автобусов из пневматического оружия тоже еще не выявлены. И никому (опять же – пока?) не вручен миллион рублей – то вознаграждение, которое мэр Казани Ильсур Метшин обещал вчера за информацию о лицах, по вине которых произошли нападения на городской автотранспорт.

"РАССТРЕЛЯННЫЕ" АВТОБУСЫ СНОВА НА ЛИНИИ

По сведениям пресс-службы УВД Казани, самый первый случай обстрела красных автобусов был зарегистрирован 9 декабря 2008 года. И отнюдь не вечером, а в самый разгар дня, около 13.00 часов. Произошел инцидент на остановке общественного транспорта "Татнефь-Арена" по улице Чистопольская. Неизвестные выстрелили в левое боковое стекло автобуса марки "Higer" маршрута № 51, принадлежащего МУП ПАТП-2. Ущерб от этого выстрела составил около 3,5 тыс. рублей.

В тот же день повреждения получили еще семь автобусов. Следующая серия обстрелов произошла 13 декабря. "Стрелки" повредили в этот, вот уж, действительно, несчастливый день 29 пассажирских автобусов марки "Higer" и "GOLDEN DRAGON".

Как мы сообщали, никто из пассажиров, к счастью, не пострадал.
Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» созвонился с ПАТП-2, автобус которого был обстрелян самым первым. Директор Альберт Мухаметшин сообщил, что и у них вчера случаев нового нападения на автобусы не было. В ПАТП- 2 на линии выезжают 250 автобусов, которые обслуживают 32 маршрута. Пострадало семь автобусов, у всех были выбиты боковые стекла, которые тут же были заменены. Нанесенный хозяйству ущерб директор оценивает приблизительно в 100 тыс. рублей.

Всего в Казани, по информации пресс-службы УВД, повреждено 36 автобусов. Точнее, о таком числе было заявлено официально. По неофициальным данным, "стрелками" временно были выведены из строя 60 автобусов.
Инциденты происходили на пассажирских маршрутах в Ново-Савиновском, Московском, Советском районах города. В основном – в темное время суток, с 19 до 22 часов. Автобусы, получившие повреждения, принадлежат различным автотранспортным предприятиям Казани, – ПАТП-2, ПАТП-3, ПАТП-4 и ПАТП-7.

КТО УСТРОИЛ "ОХОТУ": ВЕРСИИ СМИ

В прессе высказаны различные, в том числе весьма любопытные, версии происшедшего. Как уже сообщала газета «БИЗНЕС Online», версия мэра Казани – виноваты владельцы "пиратских" нелегальных маршруток, у которых из-за обилия красных автобусов снизилась выручка. Кто-то считает, что "стрелки" – сами водители красных автобусов, разбирающиеся с коллегами-конкурентами, которых стало слишком много в Казани. Или же (эта версия была высказана в газете "Коммерсантъ. Волга-Урал") – "охоту" на красные автобусы организовали… сами их владельцы, которые не могут рассчитаться по лизинговым платежам. А страховка им в этом поможет.

Самостоятельная версия появилась в редакции «БИЗНЕС Online». Нападения на пассажирские автобусы происходили, в том числе, на улице Чуйкова. А там неподалеку есть площадка, на котором молодые люди занимается страйкболом и пейнтболом. Стреляют, попросту говоря. Может быть, и они приняли участие в "охоте" за автобусами?

Если мы окажемся правы, просьба к мэру перечислить обещанный миллион на счет редакции.

И ПАССАЖИРЫ РАЗБЕЖАЛИСЬ, КТО КУДА…

Казань – не первый город России, где происходят инциденты, связанные с обстрелом маршрутных автобусов. Такое уже было – в Москве, в Питере, в Екатеринбурге, в Пскове…

Вот выдержки из предоставленных пресс-службой УВД публикаций.
23 марта 2006 года были обстреляны автобусы Одинцовского ПАТП: "В один день, 23 марта, буквально в течение часа (первое сообщение о разбитых стеклах поступило примерно в 21.45) пострадали четыре автобуса "Скания" 339 маршрута, принадлежащих ПАТП и один – московскому "Автолайну". У всех были разбиты стёкла, в одной из машин – сразу четыре… Все стекла оказались разбиты с левой стороны автобусов, то есть со стороны встречного потока транспорта…"

26 июля 2004 года был обстрелян общественный транспорт на севере Москвы: "Неизвестные злоумышленники из пневматического оружия обстреляли пять автобусов и троллейбус. В результате в машинах оказались разбитыми несколько стекол… Обстрел велся с 20:20 до 23:30 на улицах Декабристов, Заповедной, Ботанической, в Ясном проезде, на Северном бульваре и на Алтуфьевском шоссе… Пострадавших среди пассажиров, к счастью, нет…"

Пострадавшие были в Перми в октябре 2007 года в автобусе 74 маршрута: "Люди не успели доехать до перекрестка на улице Желябова, как вдруг в окно, что находилось в середине автобуса, кто-то выстрелил. Пуля прилетела с улицы и, к счастью, никого не задела. Но осколки стекла угодили в щеку сидевшему у окна мужчине. Побежала кровь. Водитель открыл двери автобуса, и пассажиры разбежались, кто куда. В салоне не остался даже раненый…"

27 июня 2008 года автобус обстреляли из пневматического ружья в Екатеринбурге: "В результате инцидента ранения получил единственный человек…"

И совсем недавно, в последних числах ноября нынешнего года, были обстреляны городские автобусы в Пскове, где неизвестные "дважды обстреляли, предположительно из пневматического или травматического оружия, городские автобусы. В результате обстрела никто не пострадал…"
Дошла, к большому сожалению, очередь и до Казани. Кое-какие меры здесь приняты, например, на дорогах увеличено количество мобильных экипажей ППСМ и ГИБДД. Естественно, проводятся розыскные и профилактические мероприятия.

Так кто все-таки стрелял? И почему?

Елена Чернобровкина