Вскоре после того, как Госдума приняла инициативу в первом чтении, крупнейшие игроки рынка организовали союз операторов наружной рекламы Вскоре после того, как Госдума приняла инициативу в первом чтении, крупнейшие игроки рынка организовали союз операторов наружной рекламы Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

Операторы наружки объединились против единого оператора рекламы

Операторы наружной рекламы, которые раскритиковали законопроект о создании единого оператора цифровой рекламы, перешли от слов к делу. Как выяснилось, вскоре после того, как Госдума приняла инициативу в первом чтении, крупнейшие игроки рынка организовали союз операторов наружной рекламы. Организация пока не оформлена юридически, но формально возникла 21 июля, рассказал «БИЗНЕС Online» представитель объединения. По его словам, на данный момент в союз входит 391 компания из 187 городов России. При этом список пополняется — ежедневно приходят новые заявки от участников рынка. На своем сайте союз отмечает, что его участники размещают рекламу на более чем 47 тыс. рекламных конструкций «от Владивостока до Калининграда» и занимают 57% outdoor-рынка России. «На внеочередном пленарном заседании Госдумы, когда рассматривался законопроект [о едином операторе цифровой рекламы], председатель Вячеслав Володин попросил, чтобы бизнес-сообщество представило свои поправки. В том числе для этого и создан новый союз», — пояснил собеседник газеты.

Среди участников организации — Gallery, «Восток Медиа», «Постер», «Реклама центр», ДРИМ, «Дизайн мастер», Sunlight Outdoor, а также республиканский лидер — медиагруппа «РИМ». Решение о создании новой организации было принято сразу после того, как поправки к федеральному закону «О рекламе» прошли первое чтение, рассказал «БИЗНЕС Online» директор медиагруппы «РИМ» Илья Фомин. «Союз был образован первой десяткой ключевых операторов наружной рекламы для того, чтобы были услышаны не только наши голоса, но и всех компаний, которые работают в отрасли наружной рекламы на территории России», — пояснил он. По словам Фомина, свои поправки к законопроекту союз представит уже в ближайшее время. На днях произойдет и регистрация организации, пока для этого готовятся необходимые документы.

Илья Фомин: «Союз был образован первой десяткой ключевых операторов наружной рекламы для того, чтобы не только наши голоса были услышаны, но и голоса всех компаний, которые работают в отрасли наружной рекламы на территории России» Илья Фомин: «Союз был образован первой десяткой ключевых операторов наружной рекламы для того, чтобы не были услышаны не только наши голоса, но и всех компаний, которые работают в отрасли наружной рекламы на территории России» Фото: «БИЗНЕС Online»

Союз от лица операторов будет вести диалог с правительством России, федеральной антимонопольной службой (ФАС) и регионами, сообщил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор по управлению регионами компании Gallery Денис Калабухов. «Мы подчеркнули, что мы не просто какая-то ассоциация, а именно крупнейшее объединение. В каждом городе в среднем 10–15 операторов наружной рекламы. Представляете, какая это отрасль и сколько тут рабочих мест, налогов, поступлений в бюджеты городов и муниципалитетов? Члены союза в каждом субъекте и муниципалитете на разных уровнях свою позицию доносят. В идеале, конечно, мы хотим, чтобы этот законопроект был отозван», — отметил Калабухов. По его словам, принятие законопроекта приведет не только к разрушению рынка, но и к росту цен на рекламу. «Сейчас отрасль конкурентная — всегда можно где-то деньги сэкономить, оптимизировать бюджет, а когда окажется один монопольный игрок, вот он скажет, допустим, что 150 тысяч рублей будет стоить одно рекламное место, и дешевле уже нигде не купишь», — отметил спикер. 

Заметим, что в новое сообщество операторов наружки не вошла компания Russ Outdoor, которая считается крупнейшим в стране оператором наружной рекламы. В 2020 году в 50 крупнейших городах России Russ Outdoor принадлежали 26,7 тыс. рекламных поверхностей общей площадью почти 365 тыс. кв. м, подсчитывала аналитическая компания «ЭдМетрикс-Эспар». В январе РБК писал, что Russ Outdoor купит своего главного конкурента — группу Gallery. Вместе компании зарабатывают 50% от всех доходов уличных рекламных конструкций, отмечало агентство. По данным нашего издания, эта сделка сорвалась и теперь продажа уже не рассматривается. По сути, Russ Outdoor — единственная компания, которая подходит под критерии единого федерального оператора, отмечал ранее источник «БИЗНЕС Online». По данным РБК, с лета 2020 года 73,6% Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн», фактические бенефициары которой — братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат-единоросс Госдумы нынешнего созыва Бекхан Барахоев (поддержал законопроект в первом чтении). Владельцем оставшихся 26,4% Russ Outdoor является банк ВТБ, который выступает также кредитором группы. 

Что интересно, с 2003 года в России работает еще один союз операторов наружки — национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК), в которую входит 11 игроков. По данным нашего издания, на недавнем заседании профильной ассоциации НАВК все участники подписали обращение против поправок к закону «О рекламе» и лишь Russ Outdoor воздержался. Почему не стали действовать через существующую ассоциацию? «НАВК — это организация, в которой в основном представлены московские и подмосковные компании, и их не так много. А задача союза — объединить всю индустрию», — пояснил Фомин. 

«Из-за этого мы потеряем свои рабочие места. Альтернативных вариантов с нашими навыками в текущей экономической ситуации все найти не смогут» «Из-за этого мы потеряем свои рабочие места. Альтернативных вариантов с нашими навыками в текущей экономической ситуации все найти не смогут» Фото: «БИЗНЕС Online»

Бизнес Татарстана написал жалобу Минниханову

Накануне стало известно, что участники рынка республики направили президенту Татарстана Рустаму Минниханову обращение с просьбой о помощи. По словам Фомина, за двое суток письмо подписали более 1,2 тыс. сотрудников различных компаний отрасли со всего Татарстана. «Мы, жители Республики Татарстан, — сотрудники отрасли наружной рекламы, а также компаний, занимающихся обслуживанием рекламных конструкций, монтажом и печатью рекламных материалов, члены их семей — обращаемся к вам с просьбой нас защитить», — говорится в письме. Подписанты называют ситуацию «острой и критической» и предупреждают, что принятие законопроекта «приведет к краху рынка наружной рекламы в республике». Компании убеждены, что новый единый оператор быстро захватит позиции на рынке, а услуги остальных компаний «окажутся невостребованными».

Все достанется братьям Мирзоянам? В России создают единого оператора рекламы

«Из-за этого мы потеряем свои рабочие места. Альтернативных вариантов с нашими навыками в текущей экономической ситуации все найти не смогут. Мы лишимся единственного источника доходов и возможности достойно содержать свои семьи, платить ипотеку. Многие из нас отдали отрасли годы своей жизни, развивались вместе с ней. Даже во времена „коронавирусных“ ограничений, когда города были закрыты и наш бизнес на несколько месяцев практически лишился выручки, мы сохранили свои рабочие места», — говорится в обращении к Минниханову. В пресс-службе президента РТ не смогли оперативно ответить на вопросы «БИЗНЕС Online», получено ли обращение и солидарны ли власти республики с позицией авторов письма. Фомин указал, что бизнес пока ждет реакции и надеется на поддержку. 

«Законопроект сильно затрагивает регионы и муниципалитеты не только через компании рынка, но еще и через бюджеты. Мы считаем, что общий объем недополученной прибыли в бюджеты [субъектов РФ] в год составит более 11 миллиардов рублей. Для нас важно, чтобы губернаторы защитили индустрию и свои регионы и не позволили сделать так, чтобы одна частная компания могла влиять на то, каким будет облик городов, или на то, какими окажутся доходы у муниципальных бюджетов, — отметил директор медиагруппы „РИМ“. — И, соответственно, мы ждем максимально возможную реакцию — это взаимодействие с депутатами Госдумы, которые представляют интересы региона, с другими органами власти». 

В союзе операторов наружной рекламы заметили, что «в подавляющем большинстве субъектов» местные компании направили губернаторам аналогичные обращения. В планах объединения также провести пресс-конференцию и круглые столы в Госдуме. В своем телеграм-канале новая организация даже составила для компаний в регионах «план работы»: нужно, например, подписать резолюцию к федеральным органам власти и провести встречу с представителями субъекта, которые будут готовить отзыв на законопроект в Госдуму. «Необходимо подготовить письма в местные органы власти, а также обязательно провести встречи, потому что без них письма не работают. <…> Желательно получить поддержку с их стороны и письменную отрицательную позицию по законопроекту», — сказано в «инструкции».

Автор законопроекта — депутат Артем Кирьянов. Необходимость законопроекта Кирьянов объясняет тем, что сейчас нужно противостоять вызовам и угрозам, связанным с информационной войной против России Автор законопроекта — депутат Артем Кирьянов. Необходимость законопроекта Кирьянов объясняет тем, что сейчас нужно противостоять вызовам и угрозам, связанным с информационной войной против России Фото: duma.gov.ru

Что за законопроект и как он прошел первое чтение?

Законопроект предполагает создание единого оператора, который будет наделен полномочиями контроля над установкой и содержанием на всех цифровых рекламных конструкциях, а также размещением электронных объявлений граждан на сайтах. У него будет право на размещение рекламы через свое программное обеспечение на всех рекламных площадках, принадлежащих другим компаниям (смогут размещать цифровую рекламу только через обозначенную площадку), выигравшим соответствующее право на торгах. Кроме того, единый оператор сможет заключать договор на 30 лет без торгов и в обход некоторых норм законодательства, к примеру об охране культурного наследия, если реклама будет размещаться на земельных участках, зданиях, транспорте, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Более того, заниматься предпринимательской деятельностью по размещению электронных объявлений сможет исключительно единый оператор. Т. е. остальные участники рынка будут покупать у него площадку.

Автор законопроекта — депутат Артем Кирьянов, представляющий фракцию «Единая Россия» и Новгородскую область. Необходимость законопроекта Кирьянов объясняет тем, что сейчас нужно противостоять вызовам и угрозам, связанным с информационной войной против России. Такая мотивация устроила не многих парламентариев. Обсуждение инициативы на внеочередном пленарном заседании 15 июля затянулось на полтора часа. Битый час депутаты допрашивали Кирьянова и просили дать примеры, когда Запад провел свои «разрушающие информационные диверсии» через наружную и цифровую рекламу. Но депутат был непоколебим, так и упомянув ни единого случая. «Не надо доводить ситуацию до того, чтобы что-то случилось. Давайте подождем, пока взломают десяток-другой рекламных конструкций, пока нам флешку со свастикой воткнут в какой-нибудь экран, или чего мы ждем?» — отметил депутат. 

«Давайте подождем, пока нам флешку со свастикой воткнут!»: как в Госдуме продавливали рекламную монополию

Коммунист Николай Арефьев заключил, что новый закон порождает «компанию-монстра», уничтожает рекламную отрасль и, вообще, более позорного обсуждения закона он давно не видел. В какой-то момент Володин свернул вопросы и взял с автора поправок слово, что документ доработают с участием бизнеса и регионов. «Ко второму чтению закон должен быть чисто национально ориентированным, на защиту нашего бизнеса», — резюмировал он. В итоге изменения поддержали 266 депутатов из 365. В «Единой России» не нашлось ни одного парламентария, кто выступил бы против. Но при этом несколько депутатов уклонились. К примеру, не голосовали депутаты от Татарстана Илья Вольфсон и Олег Морозов, а также Павел Завальный, возглавляющий комитет по энергетике. КПРФ, «Справедливая Россия» и «Новые люди» в полном составе выступили против, а члены фракции ЛДПР голосовать не стали.