Строительство трассы М7 в обход Челнов и Нижнекамска в самом разгаре — на II этапе уже наполовину выполнены земляные работы, активно строятся развязки. О том, почему, по мнению заказчика дорог, не стоит жалеть об отказе от варианта трассировки через Соколку и сколько участков выделили под гостиницы и заправки, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня «Алексеевскдорстрой» у села Шингальчи Нижнекамского района приступил к укладке первого слоя асфальтобетона трассы М7 в обход Челнов и Нижнекамска
Работы на объездной трассе М7 идут с опережением графика
Исторический момент случился сегодня на глазах журналистов — ООО «Алексеевскдорстрой» рядом с селом Шингальчи в Нижнекамском районе приступило к укладке первого слоя асфальтобетона трассы М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», заказчик дорожных работ, провело пресс-конференцию и показало, как ведутся работы на месте.
Напомним, строительство всего объезда разделено на три этапа, пока что в активной фазе работ второй этап протяженностью 23,7 километра. Госконтракт с «Алексеевскдорстроем» на его строительство был заключен 11 декабря 2021 года, строительно-монтажные работы стартовали 15 января 2022-го. Стоимость работ оценили более чем в 18,5 млрд рублей.
На участке предстоит построить четырехполосную автомобильную дорогу IБ категории, 8 мостов, два путепровода и две транспортные развязки. К текущему моменту на 50% выполнены работы по устройству земляного полотна, в том числе устроено 1 млн 235 тыс. куб. м насыпи, разработано 1 млн 256 тыс. куб. м выемки. Для увеличения несущей способности грунта земполотно усиливают армирующей прослойкой из геотекстиля. Приступили к устройству дорожной одежды.
Прочность дорожного покрытия, сообщил начальник «Волго-Вятскуправтодора» Илдар Мингазов, обеспечивают за счет укладки трех слоев асфальтобетона общей толщиной 23 сантиметра. До конца дорожно-строительного сезона будет уложено два слоя на 10 км автодороги. Для этого потребуется 118 тыс. т асфальтобетонной смеси — ее качество проверят специалисты дорожно-строительной лаборатории «Алексеевскдорстроя». Также они следят за нужным уплотнением грунтов земляного полотна, прочностью бетона, арматуры, осуществляют входной контроль инертных материалов.
За качеством асфальтобетонной смеси следят специалисты дорожно-строительной лаборатории компании
Кроме того, сообщил Мингазов, на участке одновременно ведется строительство мостовых сооружений протяженностью от 42 до 308 м (через реки Васильев, Аланка, Клятлинка, Авлашка, Аштылга и ручьи) и двух путепроводов. Проводятся работы по возведению опор мостов. Позже приступят к монтажу железобетонных и металлических балок, монолитной плиты пролетного строения и устройству покрытия проезжей части.
Всего на всех трех этапах обхода проектом предусмотрено строительство 10 мостов, 6 транспортных развязок, 11 путепроводов и трех пересечений в разных уровнях
Мостовой переход через Каму начнут строить в августе
Что касается двух других отрезков дороги, то госконтракт на строительство третьего этапа протяженностью 33,5 км с ООО «Самаратрансстрой» был заключен только в июне. На участке сейчас ведутся работы по снятию растительного слоя, сносу зеленых насаждений (рубка леса). Проводится заготовка инертных материалов.
Проектом предусмотрено строительство четырехполосной автомобильной дороги IБ категории на участке протяженностью 33,5 километра. Также в его составе мост, три путепровода и две транспортные развязки. Стоимость сметных работ на этом этапе — более 20,2 млрд рублей.
По первому этапу завершено проектирование. Планируемая дата заключения госконтракта на выполнение строительно-монтажных работ, сказал Мингазов, — 30 августа 2022 года. Тогда же планируют и начать работы по строительству моста через Каму. Сметная стоимость объекта — более 33 млрд рублей. Из них на балочный мостовой переход уйдет 23,8 млрд рублей. Металлоконструкции для него, кстати, закажут у Зеленодольского завода им. Горького.
Илдар Мингазов: «Для населения Нижнекамска будет большой плюс. Вы будете до Казани добираться в пределах одного часа»
Разработку проектной документации первого этапа Мингазов назвал самой сложной. «На стадии выбора и согласования моста силами Волжского государственного университета водного транспорта выполнена научно-исследовательская работа по определению возможности и условий безопасного плавания расчетных судов в районе проектируемого мостового перехода через Каму вблизи села Котловка протяженностью 1 километр 300 метров. Длина русловой части моста составит 792 метра, высота русловых опор — 50 метров», — отметил он. Т. е. будет обеспечено судоходство — спикер отметил, что на это уже имеется заключение. В рамках первого этапа также планируется строительство двух транспортных развязок и 6 путепроводов.
Скоростной маршрут Казань – Екатеринбург станет продолжением трассы М12. В Республике Татарстан маршрут начнется в Пестречинском районе в месте примыкания М12 к М7 «Волга» и пройдет по существующей трассе до поворота на село Костенеево. Этот участок автодороги категории 1Б соответствует требованиям скоростного маршрута. Для обеспечения безопасности на данном отрезке (с 861 до 987 км) протяженностью 126 км планируется строительство 22 пешеходных переходов в разных уровнях.
Далее маршрут пройдет по новому направлению трассы М7 в обход городов Нижнекамск и Набережные Челны (987 км – 1 069 км). Автодорога категории 1Б протяженностью 81,1 км пройдет от 987-го км в районе села Костенеево автодороги М7 до поселка Сосновый Бор на 1069-м километре. Кроме того, в состав объекта включен мост через реку Каму вблизи села Котловка протяженностью 1 км 300 метров.
В районе поселка Сосновый Бор маршрут вновь вольется в существующую М7 и пройдет до границы с Республикой Башкортостан. Этот участок (с 1 070 до 1 166 км) протяженностью 98 км предстоит довести до параметров первой категории.
На участке от Набережных Челнов до границы с Республикой Башкортостан, который войдет в состав скоростного транспортного маршрута Казань – Екатеринбург, предусмотрена реконструкция существующего направления с доведением до параметров первой категории и расширением до четырех полос. Также дорожникам предстоит построить и реконструировать 7 мостов, 11 транспортных развязок и 19 надземных пешеходных переходов. Реконструкция участка автодороги общей протяженностью более 98 км пройдет в пять этапов.
Всего на всех трех этапах обхода проектом предусмотрено строительство 10 мостов, 6 транспортных развязок, 11 путепроводов и трех пересечений в разных уровнях. Для обеспечения безопасности движения на транспортных развязках установят электроосвещение, для исключения выездов на встречную полосу движения транспортные потоки разделят металлическим двухсторонним барьерным ограждением.
Круглосуточно на двух объектах работают 338 человек, задействовано 377 единиц техники. Завершить строительство планируется к октябрю 2024 года.
На первом этапе трассы под изъятие или частичное изъятие попадает 8 земельных участков различного назначения, 50 земельных участков муниципальной собственности, четыре участка с хозяйственным строением и 10 участков с жилыми домами
Под снос попадает 10 участков села Нижнее Афанасово, жители плачут
Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у Мингазова, почему отказались от варианта со строительством моста близ Соколки и есть ли шанс вернуться к данному проекту? «Это был такой политический момент, поэтому мы задержались с первым этапом, потому что много обсуждений было на уровне республики и правительства РФ. Соколка был первоначальный вариант, мы от этого не отказывались. Но он очень был дорогим, капиталоемким, поэтому маршрут такой не устроил, потому что стоил практически на 40 миллиардов дороже, чем тот этап, который прошел экспертизу», — отметил начальник «Волго-Вятскуправтодора».
Сейчас, сообщил он, вернуться к варианту Соколки уже невозможно. «Мы прошли экспертизу, готовимся к торгам, поэтому мост [будет] через Каму в районе Котловки и Нижнего Афанасово. Я понимаю озабоченность жителей Нижнего Афанасово и Нижнекамска. Но мы станем делать все возможное. Да, наверное, какие-то дома будут сноситься, какая-то вырубка леса будет. Но для этого у нас заложены определенные компенсационные выплаты, в наших сметах мы это предусмотрели. Мы работали в муниципалитетах, чтобы жители не пострадали в строительстве обхода Челнов и Нижнекамска. Все компенсационные выплаты будут выплачены по рыночным отношениям и возмещены все убытки», — добавил он.
Невозможно по воздуху построить дорогу, какие-то строения придется ликвидировать. У нас на учете каждый участок, каждый дом, и мы станем работать с каждой семьей и людьми, которые проживают в этих домах, будем учитывать все их интересы. Но это должно быть в пределах рыночных отношений, не должно быть завышено.
По словам Мингазова, на первом этапе трассы под изъятие или частичное изъятие попадает 87 земельных участков различного назначения (сельхозначения, земли промышленности), 57 земельных участков муниципальной собственности, четыре участка с хозяйственным строением и 10 участков с жилыми домами.
Наибольшую обеспокоенность строительство объездной трассы М7 вызывало у жителей Нижнего Афанасово. Еще до того, как этот проект вышел из экспертизы, там были забиты колышки с надписью «М7 Котловка». Люди жаловались, что боятся близости с трассой из-за выхлопных газов, которым будет подвержен поселок. Это приведет к ухудшению здоровья жителей, считают они. Активисты просили построить мост через Соколку и все еще надеются, что решение властей изменится. «Мама плачет каждый день, и соседи ближние в шоке. Там же практически все пенсионеры, и они не знают, за что взяться. Ходят как чумные. Сельсовет молчит. Говорят: „Мы пока ничего не знаем“. Ужас», — рассказала сегодня по просьбе «БИЗНЕС Online» об обстановке одна из жительниц Нижнего Афанасово.
Мингазов сообщил, что была договоренность с руководителем исполкома НМР Рамилем Муллиным, что он будет проводить работу с жителями. «Волго-Вятскуправтодор» тоже подключится, если нужно. Работа не проводилась в том числе и потому, что проект совсем недавно вышел из экспертизы, объяснил он. «Будем все активно рассказывать и показывать. С каждым жителем будем встречаться и обсуждать», — еще раз пообещал он.
«Все компенсационные выплаты будут выплачены по рыночным отношениям и возмещены все убытки»
«Трасса Нижнекамск не закроет»
Еще одним аргументом активистов было, что дорога близ Котловки существенно перегрузит мост через Вятку. Мингазов их разуверил: «Мост через Вятку в нормальном режиме работает, он не перегружен. Построен в 2011 году, там никаких изменений нет, он в достаточно хорошем состоянии. Когда мы учитывали строительство моста через Каму М12, прохождения через Вятку, этот вопрос мы тоже учитывали и провели диагностику», — отметил он. В рабочем режиме ежегодно обновляется дорожное покрытие, а сам мост, уверяет Мингазов, надежный. По подсчетам заказчика, в сутки через объезд может проходить от 30 тыс. до 50 тыс. машин.
Что по Корабельной роще? «Мы зашли в лес, там много больных деревьев. Они больные, сваленные, никто за ними не смотрит. Короеды там уже, лесом никто не занимался, его надо лечить. Корабельную рощу придется задеть, но мы в 15 раз больше высадим деревьев такого же характера. Где скажет министерство лесного хозяйства посадить, там и посадим». Предполагается, что трасса в Корабельной роще пройдет по существующей просеке — ее расширят.
— Какие плюсы варианта с Котловкой вы можете назвать? — спросил наш корреспондент.
— Для населения Нижнекамска будет большой плюс. Вы будете до Казани добираться в пределах одного часа. Это будет развитие для Нижнекамска — он ограничен транспортными коридорными маршрутами. Для промышленности, транспортного кластера данная дорога будет очень важна. Налогообложение, перевозки — все станет работать на экономику Нижнекамска и Республики Татарстан. Трасса откроет третий выезд из Нижнекамска. Было пожелание главы муниципального образования Муллина, чтобы от проспекта Мира быстро добраться до трассы. Но это надо еще с ними обсуждать, нужно будет принимать дополнительные меры для того, чтобы аварийные ситуации не создавать, — ответил Мингазов.
— Не закроет ли трасса Нижнекамск?
— Не закроет. Это, наоборот, открытие для Нижнекамска.
— Насколько я знаю, город должен был развиваться именно в ту сторону.
— Мы тоже это смотрели. План застройки как раз был в эту сторону. Мы этот план застройки не задеваем, она пройдет где-то рядом. Даже, я думаю, наоборот, активность будет жителей Нижнекамска, для того чтобы застраивать. Для безопасности мы везде станем применять шумозащитный экран.
Кроме того, Мингазов, отвечая на вопрос нашего корреспондента, ответил, что на всем обходе предусмотрено порядка четырех участков для строительства многофункциональных комплексов придорожного сервиса. А по трассе Казань – Екатеринбург, реконструкция которой ведется от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном, под строительство МФК зарезервировано порядка 8 земельных участков. Сейчас, добавил он, нужно искать операторов на конкурсной основе. Параллельно эта работа уже ведется. Сроков пока нет, идут обсуждения. Задача — чтобы к сдаче дороги заправки, гостиницы, кафе и туалеты уже функционировали. «Сервис должен быть на должном уровне!» — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.