Автор инициативы, зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов в своем коротком выступлении попытался убедить депутатов, почему проект нужно принимать Автор инициативы, зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов в своем коротком выступлении попытался убедить депутатов, почему проект нужно принимать Фото: duma.gov.ru

«Я посчитал, что не нуждается в согласовании с субъектами»

На обсуждение законопроекта о едином операторе цифровой рекламы у депутатов ушло более часа. Автор инициативы, зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов в своем коротком выступлении попытался убедить депутатов, почему проект нужно принимать. Идет спецоперация, и нужно защитить граждан от русофобских кампаний в интернете, кибератак и прочих неприятностей, подчеркнул парламентарий. Доверия к действующим интернет-площадкам у Кирьянова нет. К примеру, неизвестно, для каких целей площадки вроде Avito обрабатывают персональные данные россиян и что из этого может стать достоянием общественности, заметил выступавший. 76% рынка рекламы — это компании с иностранным участием, и «этот момент надо снимать», указал спикер. 

По словам депутата, многие компании с зарубежным участием не проверяют размещенный у себя контент на соблюдение российского законодательства. «Законопроект достаточно непростой, есть много вопросов в публичном пространстве», — заключил Кирьянов и предложил принять инициативу в первом чтении. Глава комитета по экономической политике (который днем ранее одобрил проект), депутат ГД от Татарстана Максим Топилин не стал выходить к трибуне и отправил Эдуарда Кузнецова. Последний пояснил, что закон призван усилить защиту национальных интересов России. «Сегодня реклама уже не всегда только реклама. Порой это уже скрытая форма продвижения различного рода интересов», — отметил депутат.

Несмотря на внеочередное заседание Госдумы (и вечер пятницы), для выступлений и вопросов записался 21 депутат. Столько не было даже к министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, которого повысили до вице-премьера. Кирьянову пришлось в одиночку отбиваться от претензий, буквально перейдя в глухую оборону. Первым в наступление перешел Николай Будуев («Единая Россия»). Его удивило, почему некую частную компанию хотят наделить привилегиями и давать право без торгов получать места под рекламные конструкции на 30 лет в обход некоторых норм законодательства, в частности об охране культурного наследия. Согласован ли документ с властями регионов, федеральной антимонопольной службой (ФАС) и отраслевым сообществом? «Я посчитал, что согласование такой истории с федеральным оператором не нуждается в согласовании с субъектами», — немного неуверенно ответил депутат. Но заверил, что, «в принципе», дискуссию на эту тему можно развернуть в дальнейшем. Нормы об охране культурного наследия не прописаны, потому что по ним есть отдельное законодательство. 

К слову, уже после заседания Госдумы Avito опроверг заявление Кирьянова о том, что имеет иностранное происхождение. В компании отметили, что их технологические сервисы приземлены в России, данные хранятся на отечественных серверах и публикуемый контент проходит премодерацию. Они убеждены, что законопроект ведет к разрушительным последствиям.

Почему именно сейчас возникла необходимость принять законопроект, почему выдвинуты критерии для регоператора, под которые подходят всего два предприятия, какие есть «разрушающие информационные диверсии», от которых пытаются уберечь жителей, засыпал вопросами Куринный Почему именно сейчас возникла необходимость принять законопроект, почему выдвинуты критерии для регоператора, под которые подходит всего два предприятия, какие есть «разрушающие информационные диверсии», от которых пытаются уберечь жителей, засыпал вопросами Куринный Фото: Максим Стулов / ТАСС

Доказательства вроде бы есть, но их лучше не называть

«Нет горше зла, чем монополия», — заметил Алексей Куринный. У коммуниста сложилось ощущение, что «под маркой» спецоперации и суверенизации идет попытка передела большого рекламного рынка под определенные компании. Под требования оператора подходит две компании, одна из них — Russ Outdoor. По данным РБК, 73,6% компании принадлежит ООО «Стинн» (фактические бенефициары — братья Леван и Роберт Мирзояны и депутат Госдумы от «Единой России» Бекхан Барахоев), 26,4% — ВТБ. Почему именно сейчас возникла необходимость принять законопроект, почему выдвинуты критерии для регоператора, под которые подходит всего два предприятия, какие есть «разрушающие информационные диверсии», от которых пытаются уберечь жителей, засыпал вопросами Куринный. Депутат не захотел приводить негативные примеры, которые имеют место в условиях «как бы жесткого давления, которые привели бы к смертям, увечьям и массовым беспорядкам». Звучало страшновато. 

Все достанется братьям Мирзоянам? В России создают единого оператора рекламы

«В наружной рекламе по закону доля иностранцев не более 20 процентов. Вся существующая наружная реклама куплена через торги на срок от 5 до 10 лет за большие деньги, которые идут в местные бюджеты. Ни одного случая против страны, спецоперации не было много лет», — подчеркнула Яна Лантратова («Справедливая Россия») и требовала пояснить, какие возможные потери понесет экономика и бизнес. Наоборот, доходы и число рабочих мест вырастут, никаких причин для опасений нет, убеждал Кирьянов. Дошел до того, что некоторые акционеры рекламных компаний отправляют заработанные в России деньги на Украину, что «совершенно неправильно». 

Коммунист Сергей Обухов саркастично попросил опровергнуть информацию о том, что законопроект лоббистский, что есть конкретные интересанты и что намерения Кирьянова «чисты как слеза сиротки Хаси» (вероятно, речь здесь шла о персонаже еврейского фольклора — прим. ред.). Зал смеялся, а улыбающийся Кирьянов заверил, что намерения его чисты. 

Володин неожиданно рекомендовал одобрить законопроект в первом чтении с условием доработать его ко второму, чтобы из России ушли те компании, кто «ведет себя недружественно» Володин неожиданно рекомендовал одобрить законопроект в первом чтении с условием доработать его ко второму, чтобы из России ушли те компании, кто «ведет себя недружественно» Фото: duma.gov.ru

«Более позорного обсуждения закона я уже давно не видел»

Если ввести единую площадку, при любой мало-мальской хакерской атаке нежелательный контент может запросто оказаться на всех электронных информационных конструкциях, переживал коммунист Олег Михайлов. «В частные лавочки отдаем вопросы защиты интересов нации», — заметил другой член фракции КПРФ Денис Парфенов. Кирьянов пообещал, что уровень безопасности площадки федерального оператора будет «высочайшим». Георгий Камнев (КПРФ) заметил, что у россиян еще есть телефоны иностранного происхождения, в которых сосредоточено много персональной информации, но до сих пор никакого законопроекта для них не придумано. Он попросил автора инициативы назвать хотя бы статистику по нарушениям на рекламных ресурсах. Кирьянов такие данные привести не смог. Уточнил лишь, что «в десятки раз» возросла активность мошенников, которые используют VPN. 

В какой-то момент спикер Госдумы Вячеслав Володин не выдержал напора своих коллег и был вынужден констатировать, что выслушать всех точно не успеют. Володин неожиданно рекомендовал одобрить законопроект в первом чтении с условием доработать его ко второму, чтобы из России ушли те компании, кто «ведет себя недружественно». Зал встретил идею жидкими аплодисментами, вероятно, тех депутатов, которые собирались домой. 

«Мы не должны обидеть наши отечественные компании. Снимает этот [законопроект] часть напряжения? Снимает. Понимаем. Второе: компании из недружественных стран должны понимать, что у них не получится собирать деньги в нашей стране, а дальше использовать их на поддержку экономики своих стран, которые в отношении России ввели санкции, финансируют покупку оружия, направляя ее на территорию Украины. Если понимаем, что те, кто к нам раньше пришел и сформировал здесь свои предприятия (а по отношению к России их страна ведет себя недружественно), мы должны поступать так же по отношению к их компаниям», — убежден председатель ГД. 

«И здесь говорить: „Нет, они здесь порядочно себя позиционируют, нет никаких призывов“… Какую страну представляете? Нидерланды? Как себя ведут Нидерланды по отношению к Российской Федерации? Враждебно? Все, ребята, чемоданы закрываете и выезжайте к себе», — указал Володин. Ухода иностранных игроков спикер ГД не боится, ведь придут наши, отечественные, и тут все будет прозрачно. «Заканчивайте! Давайте заканчивать! Пожалуйста!» — буквально умоляли некоторые депутаты свернуть обсуждения и голосовать. 

Если Кирьянов согласится распространить действие этого закона и полномочия федерального оператора только на рекламные компании из недружественных стран, эсеры его поддержат, поставил ультиматум Олег Нилов и потребовал говорить прямо. Кирьянов увернулся от вопроса, сказав, что не может сказать, да или нет, поскольку он все-таки юрист. Но точно можно утверждать, что российские рекламные компании не пострадают, убеждал единоросс. Дальше спикер Думы начал вычеркивать фамилии из списка желающих задать вопросы. Но не все депутаты на это согласились. 

Словесные баталии свелись к тому, что от Кирьянова требовали назвать хотя бы один факт пагубной информации в рекламе. Но депутат был непоколебим, так и упомянув ни единого случая. «Не надо доводить ситуацию до того, чтобы что-то случилось. Давайте подождем, пока взломают десяток-другой рекламных конструкций, пока нам флешку со свастикой воткнут в какой-нибудь экран, или что мы ждем?» — переходил в наступление сам парламентарий.  

«Более позорного обсуждения закона я уже давно не видел, — с сожалением признал Николай Арефьев из КПРФ, который в Госдуме с 2011 года. — Нас собрали, чтобы принимать антикризисные законы, без которых страна не выживет даже следующую неделю. И нам преподносят такой „подарок“, который можно рассматривать и через год, и два. Он никакого отношения не имеет к безопасности страны. Этот закон включили в повестку дня за три часа до рассмотрения. Этот закон никто не видел, не читал и не изучал, обсуждать на [профильном] комитете [по экономической политике] было нечего. Но тем не менее внесли в повестку дня. Получается вот такая вот комедия, в которой ни задать вопрос, ни получить ответ невозможно».

Закон полностью уничтожает рекламную отрасль и порождает «компанию-монстра», подчеркнул Арефьев. По его мнению, очевидно, что создается «структура под какое-то конкретное лицо», и Госдума в таком обсуждении «теряет свое лицо». «Ну что же мы позорим государственную власть?» — беспокоился коммунист, пока Володин обсуждал что-то с подошедшим к трибуне депутатом. Такие компании, как Сбер, «Газпром», «Роснефть», тоже имеют иностранное участие, продолжил член КПРФ. «У нас все выкачивают! При чем тут бизнес рекламный? Это копейки по сравнению с тем, как грабят нашу страну!» — завершил спич Арефьев под громкие аплодисменты.

После столь экспрессивного выступления Володин все же настоял на голосовании, взяв слово у Кирьянова, что законопроект будет доработан с участием регионов. «Ко второму чтению закон должен быть чисто национально ориентированным, на защиту нашего бизнеса», — резюмировал он. В итоге изменения поддержали 266 депутатов из 365. В «Единой России» не нашлось ни одного депутата, кто выступил бы против. КПРФ, «Справедливая Россия» и «Новые люди» в полном составе голосовали против, а члены фракции ЛДПР голосовать не стали.